Творческая инициатива студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды
Поличка Анатолий Егорович профессор кафедры информатики и вычислительной техники, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а, 679015 aepol@mail.ru
Лучанинов Дмитрий Васильевич Старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а, 679015, dvluchano@mail.ru
Аннотация
Рассматриваются понятия «информационная компетенция», «информационная компетентность», «творческая инициатива», «творческая инициатива студентов бакалавриата», «интерактивность информационно-образовательной среды». Предлагается модель организационно -методической деятельности преподавателя образовательной организации высшего образования по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды. Приводятся результаты эксперимента по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды. Отмечается, что интерактивность информационно-образовательной среды способна стать основой формирования творческой инициативы студентов бакалавриата The concepts of "informational competence", "creative initiative", "creative initiative of bachelor students", "interactive educational environment" are considered. A model of university teacher's organizational and methodical work of building creative initiative bachelor students in the mastery of informational competence-based interactive educational environment is offered. The results of the experiment on building of the creative initiative of bachelor students based on interactive educational environment are provided. It's noted that the interactive educational environment can become the basis in formation of the creative initiative of bachelor students.
Ключевые слова
информационная компетенция, информационная компетентность, творческая инициатива, информационно-образовательная среда, интерактивность информационно-образовательной среды, педагогические условия. informational competence, creative initiative, educational environment, interactive educational environment, pedagogical conditions.
Анализ современного состояния проблемы
Состояние высшего образования России в настоящее время определяется
необходимостью постоянной модификации образовательного процесса. Главная цель
данной модификации - обеспечение подготовки квалифицированных кадров в условиях изменяющихся требований. При этом в высшем образовании возрастает роль использования программных и технических средств обработки информации как средства эффективной профессиональной деятельности. Поэтому в процессе реформирования высшего образования одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования большинства гуманитарных направлений является овладение студентами бакалавриата информационной компетентностью.
Исследования Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной и др. показывают бурный рост использования информационных технологий в высшем образовании, происходящий в течение последних десятилетий. Кроме того существует огромное количество учебно-методических, технических нововведений при разработке современных методик обучения. В данных условиях каждый работник должен уметь полноценно владеть средствами информационных технологий и использовать их в своей профессиональной деятельности. Этим, в частности, объясняется большое количество часов, отводимое на дисциплины по использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов бакалавриата. Это нашло отражение в виде внедрения в практику понятия «информационно-образовательная среда» [см., напр, 1-4]
В то же время при изучении дисциплин по использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов бакалавриата используется большое количество упражнений репродуктивного уровня и выполнения заданий «по шаблону». Об этом, в частности, утверждает Л.Н. Никипелов [5], который, в ходе исследований, обнаружил, что умение самостоятельно решать задачи не формируется у студентов, поскольку в учебниках для образовательных организаций высшего образования 71,7% упражнений направлено на формирование репродуктивных умений и только 3,5% - на развитие познавательной самостоятельности. Между тем в пункте 4 статьи 48 Федерального закона №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" указано, что педагогические работники обязаны развивать у студентов познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у студентов культуру здорового и безопасного образа жизни.
Здесь и далее образовательная организация высшего образования (ООВО) согласно Федеральному закону №273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность».
Таким образом, возникает необходимость в формировании творческой инициативы студентов бакалавриата.
Методология и теоретическая часть
Опираясь на исследования Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, И.В. Роберт, Т.А. Сергеевой, Н.Ф. Талызиной и др. в области информатизации образования, в частности используя подход [6], под информационной компетенцией будем понимать совокупность знаний, умений и опыта в предметной области информатики при реализации возможностей ИКТ в будущей профессиональной и образовательной деятельности в условиях осуществления информационного взаимодействия и информационной деятельности между субъектами образовательного процесса.
Соответственно информационную компетентность студентов бакалавриата будем определять как владение информационными компетенциями, обеспечивающее реализацию ценностного и мотивационного компонентов при осуществлении будущей профессиональной деятельности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования для большинства гуманитарных направлений можно выделить компетенции, непосредственно относящихся к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. К таким компетенциям относятся следующие: способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, обработки информации, использовать компьютер как средство для управление информацией, в том числе в глобальных сетях; способность использования современных образовательных и информационных технологий для повышения уровня своей профессиональной квалификации общей культуры, самостоятельно осуществлять поиск профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных; способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации информации, прогнозированию, постановке профессиональных целей и выбору путей их достижения, анализировать логику рассуждений и высказываний.
Анализ исследований (в частности О.И. Соколовой, О.А. Ильченко, Е.К. Марченко, И. В Роберт и д.р. [7]) дает возможность сформулировать понятие «информационно-образовательная среда ООВО» как это комплекс программных, технических, учебно-методических, организационных, управленческих компонентов системы образовательной организации высшего образования, обеспечивающих оперативный доступ к необходимой информации и организующих субъектно-субъектную связь между участниками образовательного процесса.
Слово «интерактив» в переводе с английского («interact», «inter» - между, взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком), понятие «интерактивность» дополняет рассматриваемое понятие в качестве более интенсивного процесса. Таким образом, интерактивность информационно-образовательной среды - это способность комплекса программных, технических, учебно-методических, организационных, управленческих компонентов системы ООВО обеспечивать оперативный доступ к необходимой информации и организовать субъектно-субъектную связь между преподавателем и студентом ООВО и активно и разнообразно реагировать на их действия.
Творческая инициатива - это самостоятельное проявление творчества при выполнении какого-либо задания. Творческая инициатива выражается в способе выполнения работы при минимизации репродуктивных и шаблонных действий.
Творческая инициатива студента бакалавриата - это уровень деятельности студента бакалавриата, регулируемый сознанием и активностью личности и направленный на удовлетворение его познавательных, интеллектуальных потребностей в соответствии с поставленной образовательной целью - уметь пользоваться компетенциями, и в соответствии с возможностями информационных технологий, определяющими реальность и достижимость цели.
Формирование творческой инициативы студентов бакалавриата - это процесс формирования профессиональной компетентности студентов бакалавриата на основе развития его творческих способностей при организации процесса обучения. Организационно-методическая деятельность преподавателя ООВО по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды представляет собой построение учебного процесса, в котором реализуется непосредственное или
опосредованное взаимодействие его участников, в ходе которого происходит обмен информацией.
Проанализировав научно-методическую литературу, а также федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования определим критерии творческой инициативы студента бакалавриата.
Внутренняя мотивация к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности рассматривается как осознание студентом бакалавриата необходимости использования информационных технологий в своей деятельности, стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Он проявляет творческие качества, правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении, может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития. Студент бакалавриата, обладающий внутренней мотивацией к использованию информационных технологий, понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к профессиональной деятельности.
Готовность к преодолению препятствий при использовании информационных технологий рассматривается как готовность студента бакалавриата продолжать работать с информационными технологиями после неудач при работе с данными технологиями, а также разрабатывать пути предупреждения возникающих трудностей в своей деятельности. Данная готовность определяется нами как умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, готовность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, а также заботу о качестве выполняемой работы.
Готовность к инициативному труду с помощью информационных технологий рассматривается как трудолюбие в сочетании с инициативностью студента бакалавриата при использовании информационных технологий. Она реализуется через способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, способность использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских задач, способность оперативно принимать решения в кризисных ситуациях, выработке нестандартных решений, а также самостоятельности работы с различными источниками информации.
Интеллектуальная активность при работе с информационными технологиями рассматривается как необходимость использования информационных технологий в своей деятельности на уровне применения и творчества по В.П. Беспалько. Она предполагает владение базовыми навыками сбора и анализа информации с использованием современных информационных технологий, способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией. Интеллектуальная активность при работе с информационными технологиями выражается также в способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, приобретении новых знаний и формировании суждений по различным проблемам, используя современные информационные технологии, владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации.
С ашн.тьньсв : гз гу□ ь рсгв енньсЕу тр ¿о зе ьжел
По-ГТВНЭН.КВ ПХЕЕЗДВЕВТ6Л«[ ДНД В кТНЧЕГК&Н ЗВДВЧЕНЙ псвсад Ежгсв
ОпрЫЕЛЁНИ Ег-ТгЕ пДутгглптд
- определить :одердд:-сн абрамттепъкш прагрвш, формирующее ннфорыщникну» заыпет-асгнзгть студэслЕ л^гдорж?! лрл п-здготозуг ь ггрофэспюн^днкой деямгшасгн на аениотнн государственник дреп-ззанй,
- нпншыонль НННОЕЖ9ШННЫ5 формы -а-оп-гнЕ, нндннндуапыую обрэгошлельную траекторию оеучння н миаднпщппнн^нын додаод,
- отбудь, гтро;сД| оа д^тние дбучеши. гатаниостъ студента н бхшшрнатэ к -з^ед^-с-го информационном юмпетенттностыо
КЗ!-!ГЗЕгКТЬ[ ПНфзрЗСВЕЕЗЖИЗП ВО ИгТ ЕИДНЗ ГГН ггуд ЕИД В ОВКВЛВЕрППТВ
- шутрекжя х нпншкашкню ннф-з р шрд юш2
»еигалагнн з профессиональной девтепынсгн;
- готаишяъ * лр-=о до д-гссс дреддтгдзнй гтр:; нпншыа™ин ннфарищжаннш: тешнлатш;
- ГОТОЕННЯЪIШНЦНаТНЕНКШу труду : га мощь» нвфо рмацна нкщ теиышгше
- типптуапыа! апнотояъ при рЕ-а-зт-; ■: ивфор мадия :-1-:и и теыыиатншен
■гд'зд^-н^ уаюшш з 150С ддг рглот^ с нн-ир;кцн-=й шл информационными текиипогипщ, ■: будущей
щмфеалаижшон деятельна сп»
ДндвктнчЕ-гиш нрэнЕгг оргйнпзует-гд препэдвнвт-ЕЛ-вснв Э-ГН5ЕЕ ЛПИ.ТЬЗЗЕЙЖЕЛ ЗДЗКЗЕ
Оргвнш йшгзнеьсе фзрЕьс Учебная джщппшеэ ФГОС д-з ИХ; нэдднащшгнн^нзв учебная дюддашина I Сетавс декноддгнн ДОл; методиякше угажжядпЕпрещдаителя; деуднд; дради^:дддр;.-п-згл.; лабораторная работа; дещнд с применением ДОТ; драдичедгд р.15з?1 ■: прнмжвеним ЛОТ, д.=бор£дар:-и£р=бо7= с применением ДОТ; темнн=р - диспут; т-=1ск=р -;з:-£-дере:-срд
X
■С'рц-гтнв воучьши
- ннфармацнанно-о^гавдкпиая сред! ООЕО"
- д-гчгд-ы-5 ередеттт;
-шатреда *уъиентапшые ервдедш.;
- 6-едн: дд-с-едк -л ■з:-к:-сй;
- система упретми обучением Ыаай]е; -нэк™ жкажиПО
Методы обучения
мета да:ыевдиецниинн^гаи« деятельности; методы окапанного абучгаа; методы ннтерактнннюстн нндннндуапшнроЕккага обучения; метода применения специального ПО, метода: -таздгт-ад иапатнтельвал УО:-ТгТтгТУЛ 7.м• ~г'. метода; органзгцнн нкг-грг^днзной иа'знашдашшй др^сдсчеткай дедтезы-ндтк студенд.= ■паддгзрнд^.
Рис. 1. Модель организационно-методической деятельности преподавателя ООВО по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата в овладении информационной компетентностью на основе интерактивности информационно-образовательной среды
Используя подход разработки методических систем обучения [8, 9] в структуру деятельности преподавателя ООВО по организации интерактивности информационно-образовательной среды включим следующие виды педагогической
деятельности преподавателя ООВО по созданию определенных условий с целью стимулирования активности, творчества, самостоятельности студентов бакалавриата: реализация социальных (государственных) требований к образовательным программам, посвященным подготовке к профессиональной деятельности; постановка дидактической задачи (стимулирования активности, творчества, самостоятельности студентов; выбор цели обучения в соответствии с социальными (государственными) требованиями; отбор содержания обучения); организация дидактического процесса (выбор организационных форм обучения; выбор средств обучения; выбор методов обучения) с целью применения информационных компетенций в будущей профессиональной деятельности (см. рис. 1).
К педагогическим условиям, обеспечивающим деятельность преподавателя ООВО по организации интерактивности информационно-образовательной среды для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата в овладении информационной компетентностью, относятся: сочетание непосредственного (очного) и компьютерно-опосредованного (дистанционного) интерактивного педагогического взаимодействия; наддисциплинарная методическая система; конструирование элементов содержания обучения (см. рис. 2).
Рис. 2. Педагогические условия формирования творческой инициативы студентов в овладении информационными компетенциями бакалавров на основе интерактивности информационно-образовательной среды
Ее специфика заключается в том, что: творческая инициатива студентов бакалавриата, связанной с будущей профессиональной деятельностью, становится обязательной при подготовке студента бакалавриата; организация обучения студентов бакалавриата должна обеспечивать сочетание непосредственного (очного) и компьютерно-опосредованного (дистанционного) интерактивного взаимодействия; необходим отбор содержания учебного материала профессиональной направленности и использовании информационных технологий в данной направленности; необходима разработка задач, формирующих творческую инициативу студента бакалавриата.
Реализация (практическая часть)
Для организации интерактивности информационно-образовательной среды с целью формирования творческой инициативы студентов бакалавриата в 2011-2015 гг. использовались организационные формы смешанного обучения для интегрирования подходов организации самостоятельной работы [10, 11] на основе элементов дистанционных образовательных технологий, реализованных с помощью системы управления обучением Moodle (см., напр., [12, 13]). В течение последних трех лет в ПГУ им. Шолом-Алейхема возможности системы Moodle применялись при преподавании таких учебных дисциплин, как: «Информационные технологии в лингвистике», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Информационные технологии в социальной сфере».
Деятельность преподавателя ООВО при работе с электронным курсом состоит из разработки электронных версий материалов, адаптированных к применению с помощью дистанционных образовательных технологий. Данные материалы необходимо укомплектовать до того, как приступать к оформлению электронного учебного курса в системе Moodle. Каждая дисциплина подразумевает различные виды занятий, но существуют инвариантные виды материалов, необходимые для наполнения электронного курса:
1. Теоретический материал по дисциплине - конспект лекций в электронном виде, учебное пособие, список рекомендуемой литературы по дисциплине и т.п.
2. Практические задания по дисциплине - сборники практических и лабораторных работ, семинарских занятий и т.п.
3. Диагностический блок дисциплины - задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ, зачетное задание, проектная деятельность, банк тестовых заданий (минимум 40 вопросов с ключом) и т.п.
4. Методический блок дисциплины - указания по работе с вышеперечисленными материалами.
Все материалы необходимо разместить в системе, а также организовать чат для консультаций и новостной форум. Данную подготовку необходимо провести до начала учебного семестра. В течение семестра работа преподавателя ООВО состоит в проверке и оценивании практических заданий, выполненных студентами ООВО, работа с ними через консультационный чат и форумы.
При создании электронных курсов возникла необходимость в использовании программного обеспечения, которое не было в наличии в ООВО. Данная проблема решалась нахождением демонстрационных или бесплатных версий данных продуктов, ссылки на которые размещались в соответствующих работах. Для работ по группам была применена система групп, которая входит в состав системы управления обучением.
Деятельность студента бакалавриата заключается в самостоятельном или групповом выполнении практических заданий с привлечением компьютера и сети Интернет. Для организации группового взаимодействия студентам бакалавриата предоставляется ветвь форума, в котором они делятся информацией. Отчеты по выполненным практическим заданиям студент бакалавриата оформляет в виде электронного документа (в формате Word) и загружает на проверку преподавателем в Moodle.
Для формирования творческой инициативы при изучении дисциплины студенту бакалавриата предлагались задания продуктивного и творческого типа. Данные задания были обязательными и не оценивались премиальными баллами. По данным заданиям студенту бакалавриата предоставлялась цель работы, предполагаемый вид отчетности и критерии ее оценивания.
Контрольное мероприятие по данным дисциплинам происходило в два этапа. Первый этап заключался в тестировании студентов бакалавриата в условиях системы
Moodle. Возможность для тестирования открывалась в назначенный день и каждому студенту бакалавриата давалась одна попытка. Второй этап заключался в разработке и защите собственного проекта по дисциплине. Защита проектов проходила в течение назначенного контрольного мероприятия в аудитории.
Как показывает опыт, система Moodle при использовании средств интерактивности информационно-образовательной среды существенно влияет на остальные элементы организационно-методической деятельности преподавателя ООВО по формированию творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды, предоставляя студентам бакалавриата возможность сетевого взаимодействия друг с другом и с преподавателем ООВО.
При использовании в смешанной форме проводились лекционные, практические и лабораторные занятия, при этом для каждого учитывались их особенности. Дистанционную часть лекционного курса студент бакалавриата осваивал самостоятельно, задача преподавателя ООВО состояла в подготовке материала для изучения. Существовали различные виды материалов лекционного типа, которые использовались при обучении. Так, при составлении списка рекомендуемой литературы необходимо было убедиться, что студент бакалавриата может получить доступ к данному источнику, указывалось предполагаемое место ее получения (библиотека университета, электронная ссылка или др.). Кроме того, при наличии, добавлялись аудио- и видеоматериалы, расположенные на сторонних сайтах, например YouTube, или в системе, размером не более 8 мегабайт.
Прохождение лекционного курса подтверждалось одной или несколькими контрольными точками. В качестве точек использовались задания по написанию конспектов по темам лекций, тесты по определенной теме или группе тем, сообщения (реферат, эссе) по списку предложенных тем и др. Для любого вида контроля описывались рекомендации по выполнению задания и оформлению отчета, критерии оценивания работы.
Для реализации семинарских занятий в дистанционной форме в основном использовались задания на написание краткого ответа в электронной форме на каждый из вопросов семинара. В критериях оценивания работы одним из условий было создание студентом бакалавриата таблиц, схем и графиков на основе проанализированной информации, что способствует более тщательной подготовке. Кроме того, использовались программы для проверки работы на оригинальность.
Лабораторная работа в дистанционной форме представляла собой четко представленную систему, состоящую из общих положений по работе, краткого теоретического материала, заданий с алгоритмом выполнения работы, вопросы по подведению итогов и анализу результатов, рекомендации по оформлению отчета. При создании лабораторных работ для обучения в дистанционной форме определялись критерии оценивания каждой работы, а также форму представления ее преподавателю ООВО.
Кроме того, в рамках каждой дисциплины в ходе семестра студенты бакалавриата выполняли какой-либо проект. Это было либо написание эссе по теме, разработанной преподавателем ООВО, либо групповой проект по дисциплине, либо написание научной статьи с публикацией и др. При этом были разработаны способы защиты данного задания, например, применялась презентация со вставкой звуковой дорожки с текстом защиты.
Были подобраны учебники и пособия, имеющие формат печатного и цифрового текста, а также сайты, относящиеся к модулям дисциплины. Из перспективных средств обучения студентов бакалавриата была выбрана система управления обучением Moodle и разработана методика ее применения для реализации интерактивности информационно-образовательной среды для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата.
Метод использования метадисциплинарного подхода реализован при организации работы студентов бакалавриата на очном обучении. Он предполагает организацию их учебной деятельности по трем направлениям структурирования информации [8] в виде «тетрадей» лекций, семинаров / практических занятий, индивидуальных заданий («3 тетради»).
Тетрадь лекций содержит оглавление и конспекты лекций. Каждый план лекции включает тему, цели, обзор учебных элементов, глоссарий, тематику семинарских занятий и самостоятельных заданий.
Тетрадь семинаров содержит планы семинарских занятий и конспекты по их вопросам. Каждый план включает тему, цель семинарского занятия, основных понятий по теме, список рекомендуемой литературы; вопросы для опроса студентов бакалавриата; методические рекомендации по теме занятия.
Тетрадь индивидуальных заданий содержит индивидуальные задания с указанием текста задания, решения с развернутым ответом, констатацию и интерпретацию ответа.
Методы смешанного обучения в данном исследовании использованы в виде сочетаний традиционных методов обучения (объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский), и методов использования средств смешанного обучения на основе системы управления обучением Moodle: использование модульного подхода электронного курса в лекционных и семинарских занятиях; применение элементов курса «Ссылка на файл или веб-страницу» и «Ответ - в виде нескольких файлов»; online общение с помощью Skype; индивидуальные проекты; учебные материалы курсов (учебники и методические пособия); организация мониторинга личных достижений студента бакалавриата с помощью элемента курса «Оценки».
Использование методов индивидуализированного обучения основывалось, в частности, на исследованиях В.П. Беспалько. Именно, учитывая необходимость индивидуальных заданий для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата, для управления их учением был выбран периодический контроль качества усвоения. Для этого, разработаны, апробированы и применены индивидуальные задания по каждой теме учебной дисциплины, содержание которых направленно на формирование творческой инициативы студентов бакалавриата.
Покажем применение интерактивности информационно-образовательной среды на нескольких примерах. В ходе обучения студентам бакалавриата было предложено написание эссе, при этом вся деятельность была организована в системе управления обучением Moodle. Вначале студенты бакалавриата должны были выбрать темы эссе из списка, организованного с помощью элемента Moodle «Опрос». (см. рис. 3). К заданию был прикреплен файл с указаниями по оформлению и критериям оценки эссе. В качестве критериев были представлены следующие:
- представление собственной точки зрения;
- раскрытие проблемы на теоретическом уровне (использование терминологии, знакомство с источниками, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них);
- содержание и качество аргументации;
- стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения);
- презентация эссе (оформление работы).
Задание предлагалось оформить одним из двух вариантов: либо записать видео с защитой своего эссе, либо оформить презентацию с приложенным аудио. На основании критериев оценки эссе студенту бакалавриата было выставлено количество баллов согласно системе оценивания, представленной на странице курса. На протяжении всего обучения студенты бакалавриата обращались к преподавателю ООВО через элементы системы управления обучением Moodle: форум, отправку
сообщения, консультационный чат, а также используя программное обеспечение Skype.
Операционная система стремится занять все нремя и всю память компьютера
Умный компьютер - миф или реальность
Электронно-сетевое общество будущего
Пределы электронно-компьютерной микроминиатюризации
Вечная память операционной системы (Full)
Умный дом глупого человека (Full)
Виртуальному человеку электронный дом
Всеобщая полная информированность - благо или... (Full)
Открытость системы - открытость общества?
Открытость и доступность - две грани специального программного обеспечения Сетевые технологии - мир без границ? Идеальная операционная система - миф или...
Операционные системы карманных персональных компьютеров - шаг вперед? (Full) Микроядерная доступность - благо или... Сетевые технологии офиса будущего (Full)
Многоплатформенность - дань моде или виток в развитии?
¡Сохранить ответ
Рис. 3. Выбор темы эссе по дисциплине «Программное обеспечение ЭВМ» с помощью элемента курса «Опрос» в Moodle
Другим примером применения интерактивности информационно-образовательной среды приведем семинар по материалам конкретных исследований, проведенных студентами бакалавриата под руководством преподавателя ООВО. В начале обучения студентам бакалавриата выдавалось задание, на которое они должны были подготовить доклад. Например, для направления «Лингвистика» были предложены примеры систем машинного перевода, по каждой из них они создавали доклады, которые выставляли с помощью форума на обсуждение группой. Обсуждение начиналось после месяца с выдачи задания. В ходе работы преподаватель ООВО оценивал деятельность каждого студента бакалавриата, его реакцию на замечания одногруппников, активность по защите своей работы, а также активность при изучении работ других студентов бакалавриата.
Еще один пример реализации интерактивности информационно -образовательной среды заключался в применении системы «разбора полетов». Данный метод заключается в следующем: студент бакалавриата получает задание (реферат, эссе, создание видео и т.д.), после выполнения данного задания выкладывает работу на специальную ветку форума. Остальные студенты группы
оценивают данную работу, указывая на ее недостатки и рекомендуя некоторые исправления. Таким образом, студент бакалавриата должен защитить работу, после чего исправить ее, согласно выделенным замечаниям. Суть данного задания заключается в анализе работы, реализующей некоторую проектную деятельность, адаптации к критике различного рода, взаимодействии между участниками группы. Интерактивность информационно-образовательной среды в данном случае выступает в роли необходимого связующего звена между студентом, выкладывающим работу для оценивания и группой студентов, оценивающих данную работу.
Заключительный пример применения интерактивности информационно -образовательной среды заключается в выполнении студентом индивидуального интерактивного задания. Каждому студенту бакалавриата давалось задание, которое он выполнял в течение учебного семестра. В данной работе (например, алгоритмы издательской деятельности) он мог консультироваться с преподавателем через чат один раз в неделю. Остальные виды консультации по данному заданию были для него недоступны. В назначенный срок студент сдавал работу и она проверялась, согласно установленным критериям.
Анализ и оценка разработки
В исследовании на различных этапах принимали участие студенты направлений «Педагогика и методика начального образования», «Реклама и связи с общественностью», «Лингвистика», «Таможенное дело», «Торговое дело», «Государственное и муниципальное управление», «Перевод и переводоведение», «Педагогика и психология», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Русский язык как иностранный» факультетов социально-культурной деятельности и сервиса и математики, информационных технологий и техники ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема». Экспериментальной базой исследования также являлось ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» (ДВГГУ). В исследовании на различных этапах приняли участие студенты и преподаватели факультетов психологии и социально-гуманитарных технологий (ФПиСГТ) и естественных наук, математики и ИТ (ФЕНМиИТ) ФГБОУ ВПО «ДВГГУ. Всего - 150 человек.
Задачей мониторинга показателей формирования творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды является наблюдение и регистрация динамики элементов этих показателей. Объектом мониторинга выступает процесс формирования информационной компетентности студентов бакалавриата, а предметом - динамика элементов показателей формирования творческой инициативы студентов бакалавриата в условиях интерактивности информационно-образовательной среды.
Тестовые замеры проводились с 2011 по 2015 год. Репрезентативность выборки, воспроизводимость эксперимента обусловлены их регулярностью. Данные замеры проводились каждый учебный год, в начале семестра и в конце.
В рамках формирующего эксперимента в процессе обучения студентов бакалавриата реализована педагогическая система интерактивности информационно-образовательной среды.
Для реализации деятельностного подхода и организации применения данной методики спроектированы и реализованы методики обучения дисциплинам по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности в каждом из перечисленных выше направлений. В частности, методика обучения дисциплине профессионального цикла бакалавриата с применением смешанного обучения.
В Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема в 2011-2014 гг. опробована реализация этих методик в виде обучения следующим
дисциплинам: «Информационные технологии в лингвистике» (цикл Б.2), «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (цикл Б.2), «Информационные технологии в социальной сфере» (цикл Б.2), «Компьютерная графика» (цикл Б.3), «Программное обеспечение ЭВМ» (цикл Б.3), «Информационные технологии в сфере межкультурных коммуникаций стран АТР» (цикл Б.3). Пример главной страницы курса приведен на рисунке 4.
Новостной форум Щ Балльно-рейтинговая система ^ Список рекомендуемой литературы
^ Методические рекомендации по оформлению электронных версий работ
1 Основы компьютерного перевода □
Q Лекция №1 "Виды машинного перевода"
Q Лабораторная работа №1 "Знакомство с программами - переводчиками"
^ Ответ на лабораторную работу №1
Q СРС №1 "Электронные словари"
^ Ответ на СРС №1
2 Технические средства хранения, обработки и передачи информации □
Q Лекция №2 "Информационные процессы и технические средства"
Q Лекция N°3 "Процесс передачи информации"
Q Лабораторная работа №2 "Пакеты прикладных программ"
Щ, Ответ на лабораторную работу N°2
^ Эссе №1 "Технические средства лингвистических исследований"
Выбор темы эссе N°1
^ Ответ на эссе N°1
3 Программные и аппаратные средства ПК □
^ Лекция N94 "Классификация современных аппаратных средств ПК"
0 Семинар №1 "Состав персонального компьютера"
^ Ответ на семинар N21
0 СРС N=2 "Подбор компьютера для профессиональной деятельности"
^ Ответ на СРС №2
Рис 4. Главная страница электронного курса «Информационные технологии в лингвистике» в системе Moodle
Контрольные замеры по описанной выше методике эксперимента творческой инициативы студентов бакалавриата проводились у студентов бакалавриата до формирующего эксперимента, в течение первого аудиторного занятия и после формирующего эксперимента, в рамках итогового аудиторного занятия. Эти замеры показывают количественные изменения показателей творческой инициативы студентов бакалавриата (см. рис. 4).
Рис. 5. Динамика показателей творческой инициативы студентов бакалавриата до и после реализации модели педагогического обеспечения интерактивности информационно-образовательной среды
С 46 до 78 % увеличилось количество студентов бакалавриата, у которых преобладает внутренняя мотивация к использованию информационных технологий над внешней мотивацией (на рисунке 5 - ось 1). Данная динамика свидетельствует о возросшем стремлении студентов бакалавриата находить личные мотивы для успешного выполнения работы с помощью информационных технологий.
В результате эксперимента по определению динамики уровня интеллектуальной активности при работе с информационными технологиями произошло значительное уменьшение низших уровней усвоения (см. табл. 1), так количество студентов бакалавриата уровня усвоения уменьшилось на 24,2 %, количество студентов бакалавриата уровня воспроизведения - на 25,7 %. Соответственно количество студентов бакалавриата уровней применения и творчества увеличилось на 22,7 % и 27,2 % соответственно. Данные показатели значительно отличаются от результатов контрольной группы, в которой количество студентов бакалавриата уровня усвоения и воспроизведения уменьшилось на 5,8 % и 18,9 %, а количество студентов бакалавриата уровней применения и творчества увеличилось на 16,1 % и 8,7 % соответственно. Данные результаты позволяют говорить об эффективности данного подхода для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата в овладении информационной компетентностью.
Таблица 1. Динамика уровня интеллектуальной активности при работе с информационными технологиями_
Группы К-во чел-к Уровни интеллектуальной активности студента при работе с информационными технологиями
Узнавание Воспроизведени е Применение Творчество
До После До После До После До После
К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во % К-во %
Контрольная 69 25 36,2 21 30,4 38 55,1 25 36,2 5 7,2 16 23,3 1 1,4 7 10,1
Экспериментальная 66 20 30,3 4 6,1 45 68,2 28 42,5 1 1,5 16 24,2 0 0 18 27,2
Количественные показатели в динамике свидетельствуют об эффективности опытно-экспериментальной работы: интерактивность информационно-образовательной среды способствует формированию творческой инициативы студентов бакалавриата. Педагогическое использование интерактивности информационно-образовательной среды обеспечивает целенаправленность, планомерность и эффективность процесса формирования творческой инициативы студента бакалавриата.
Анализ данных, полученных по итогам исследования, показал, что научно обоснованная и апробированная в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы гипотеза использования интерактивности информационно-образовательной среды для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата является достоверной. Реализация ее положений в практике подтверждает, что интерактивность информационно-образовательной среды в качестве основы для формирования творческой инициативы студентов бакалавриата позволяет выявлять и решать проблемы, а также актуализирует развитие их профессиональных качеств.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили правомерность и обоснованность выдвинутых на защиту положений.
Заключение с изложением перспектив
Анализ нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования творческой инициативы студентов бакалавриата на основе интерактивности информационно-образовательной среды на настоящий момент актуальна в социальном, теоретическом и практическом планах.
Разработанная модель интерактивности информационно-образовательной среды, рассматриваемая как деятельность преподавателя ООВО, включает следующие виды деятельности преподавателя ООВО по созданию определенных условий с целью стимулирования активности, творчества, самостоятельности студентов бакалавриата в овладении информационной компетентностью: реализация социальных (государственных) требований к образовательным программам, посвященным подготовке к профессиональной деятельности; постановка дидактической задачи; выбор цели обучения в соответствии с социальными (государственными) требованиями; отбор содержания обучения); организация дидактического процесса (выбор организационных форм обучения; выбор средств обучения; выбор методов обучения).
Контрольный замер согласно показателям после проведения формирующего эксперимента показал количественные изменения по ряду элементов показателей творческой инициативы студентов бакалавриата. Динамика этих данных свидетельствует об эффективности опытно-экспериментальной работы:
1. В результате исследования было выяснено, что интерактивность информационно-образовательной среды при формировании творческой инициативы студента бакалавриата не требует создания принципиально новых внешних организационных форм, вписываясь в существующую практику административной организации учебного процесса, однако в значительной мере модернизирует внутренние формы обучения. Отличительным признаком интерактивности информационно-образовательной среды является организация интенсивного взаимодействия студентов бакалавриата с различными элементами информационно-
образовательной среды, приводящего к овладению студентами бакалавриата образовательных и профессиональных компетенций.
2. Процесс интерактивности информационно-образовательной среды осуществляется посредством целенаправленного интенсивного рефлексивного продуктивного взаимодействия студента бакалавриата с информационно-образовательной средой обучения.
3. Для достижения целей интерактивности информационно -образовательной среды при формировании творческой инициативы студента бакалавриата используются методы создания положительной мотивации, методы организации интерактивной познавательной когнитивной и практической деятельности студента бакалавриата, методы развития личной образовательной среды.
4. Интерактивность информационно-образовательной среды стимулирует творческую инициативу студентов бакалавриата. Использование интерактивности информационно-образовательной среды обеспечивает целенаправленность, планомерность и эффективность образовательного процесса.
Исследование, представленное в данной статье, не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы, предлагая лишь один из вариантов ее решения. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с углубленной разработкой диагностических методик и расширением форм педагогической деятельности по интерактивности информационно-образовательной среды, формирующей творческую инициативу студентов бакалавриата.
Литература
1. Лучанинов Д. В. Проектирование инфраструктуры информационно-образовательной среды на примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема // Научный журнал «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - Челябинск. -
2013. - № 8. - С. 83-92.
2. Вышинская Т. О, Поличка А. Е. Мультимедиа технологии для формирования дизайн-компетенций при подготовке специалистов среднего звена в сфере обслуживания // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". - 2011. - V. 14. - № 4. - С. 296-316. - ISSN 1436-4522. URL: http ://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_ 144_2011EE. html
3. Табачук Н. П. Социальные сетевые сервисы: «парк знаний» или «игрушка для манипуляций» в образовательном процессе гуманитарного вуза // Дистанционное и виртуальное обучение. №7 (73), 2013. - С. 109-113.
4. Поличка А. Е. Мультимедиа технологии для формирования дизайн-компетенций при подготовке специалистов среднего звена в сфере обслуживания // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)". - 2015. - V. 18. - № 1. - С. 427439. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_ 144_2011EE. html.
5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры /Н.Т. Оганесян. - М.: Издательство «Ось-89», 2002. -176 с., с. 11.
6. Герова Н.В. Теоретические и методические основания непрерывной информационной подготовки студентов гуманитарных профилей по направлению педагогического образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук - М.,
2014. - 45 с.
7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
8. Поличка А. Е. Проектирование методических систем инфраструктуры комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации региональной системы образования. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. - 119 с.
9. Никитенко А. В., Поличка А. Е. Методические системы обучения в региональной подготовке кадров образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 63-66.
10. Поличка А. Е., Исакова А. П. Подходы проектирования содержания организации самостоятельной работы обучаемых в условиях формирования специальных профессиональных компетенций // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №7. - С. 74-77.
11. Поличка А. Е., Исакова А. П. Особенности формирования компетенций безопасного существования личности у студентов профессиональной образовательной организации // European social science journal. - 2015. - №1-2(52). - С. 145-149.
12. Баженов Р. И. Использование системы moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2014. - № 3 (93). - С. 174-175.
13. Поличка А. Е. Нормативно-правовой подход определения содержания специализации в области информатизации региональных систем образования // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 дек. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 78-80. http://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=5682