УДК 37.017.925
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
© 2016
Хадикова Инесса Муратовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Кочисов Валерий Константинович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Гогицаева Ольга Урузбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация. Проблема этнопедагогической готовности будущих учителей обусловлена важнейшим принципом государственной политики в области образования - защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Формирование этнопедагогической готовности будущих учителей - непрерывный управляемый процесс, ориентирующий студентов на национально-региональные ценности, формирование целостного представления об этнической культуре своего народа, о теории и методике этнокультурного воспитания и образования, что обеспечивает реализацию этнокультурного подхода в будущей профессиональной педагогической деятельности. Профессиональная подготовка будущих учителей успешно осуществляется на основе принципа сквозной этнической и этнопедагогической деятельности разнообразного характера (учебной, поисковой, игровой, педагогические практики, ситуации), в процессе которой эффективно решаются задачи формирования и развития у студентов отношения к этнокультуре, расширения этнопедагогиче-ских знаний, развития мотивации, этнического самосознания и поведения, толерантности, а также овладения умениями проведения этнопедагогической работы в школе, как необходимого компонента профессиональной деятельности учителя.
Ключевые слова: этническое самосознания, этнопсихология, этнос, народ, национального самосознания, этно-педагогика, толерантность, национальная культура, этнонациональная идентификация личности, этнопедагогиче-ская культура, этнопедагогическая компетентность, мультикультурное общество.
ETHNOPEDAGOGICAL FORMATION OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS IN THE SPHERE OF EDUCATION SPACE OF HIGH SCHOOL
© 2016
Hadikova Inessa Muratovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy, Kochisov Valery Konstantinovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and psychology of the faculty of education, Gogitsaeva Olga Urazbekovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
of psychology and pedagogy North Ossetian State University named K.L. Hetagurov, Vladikavkaz (Russia)
Abstract: Problems ethno pedagogical readiness of the future teachers is due to an essential principle of the state policy in the field of education - the protection and development of the education system of national cultures, regional cultural traditions and peculiarities in a multinational state. Formation of readiness of the future teachers ethno pedagogical continuous controlled process, orienting students to the national-regional values, the formation of a holistic view of the ethnic culture of the people, on the theory and methods of ethno-cultural education and training that ensures the implementation of the ethno-cultural approach in their future professional pedagogical activities. Training future teachers successfully carried out on the basis of a cross-cutting ethnic and ethno pedagogical activities of diverse nature (training, search, gaming, pedagogical practice, situations), during which effectively solved the problem of formation and development of students' attitudes towards ethnic culture, expansion ethno pedagogical knowledge, development of motivation , ethnic identity and behavior, tolerance, and the acquisition of skills ethno pedagogical work in the school as a necessary component of professional activity of the teacher.
Keywords: ethnic identity, ethnic psychology, ethnic group, nation, national identity, pedagogy, tolerance, national culture, ethno-national identification card, ethno pedagogical culture ethno pedagogical competence, multicultural society.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Прогнозируемая в предыдущие десятилетия «интернационализация» культур сегодня опровергнута настоящим «этническим ренессансом», всплеском заинтересованности в восстановлении «связи времени», духовных традиций предков, преемственности в культурном развитии, без чего оно практически невозможно. Человечеством осознано, что наличие всевозможных индивидуальных, региональных, социальных, этнических, конфессиональных и других различий является обязательным условием существования и развития каждого индивида и цивилизации в целом. Любые попытки их нивелирования, унификации ведут к невосполнимым потерям во всех сферах жизни общества.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Народные традиции и обычаи стали в последние десятилетия пред-
метом исследования ученых разных научных областей. Согласно теории Л.Н. Гумилева сама история человечества представляет собой последовательную цепь многочисленных этногенезов[1]. В исследовательских работах рассматривается педагогическая практика на основе традиций и обычаев воспитания. Важность данных исследований определяется тем, что в них рассматривается не просто роль традиций и обычаев в воспитании личности, но также раскрываются возможные пути их использования в воспитательном процессе в современных условиях. Особую значимость некоторые ученые (Г.Н. Волков [2], Л.К. Гребенкина [3], О.У. Гогицаева [4], В.К. Кочисов [5], И.М. Хадикова [6] и др.) придавали этнопедагогической подготовке учителя, по их мнению, учитель общеобразовательной школы может разработать план воспитательных действий и мероприятий с детьми в тесном взаимодействии с национальной, народной педагогикой, где присутствуют народные обычаи на базе национальной культуры любого народа, любого этноса.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным, особую актуальность приобретает этнопедагогическая подготовка учителя Внедрение этнопедагогических знаний в профессиональную подготовку будущего учителя начальных классов становится актуальным как для Российской Федерации в целом, где проживают представители свыше 160 национальностей, так и для Республики Северная Осетия-Алания с полиэтнической структурой. Растущий интерес к этой сфере жизни объясняется рядом причин. Народная педагогика, как своеобразная область духовной культуры народа, являются действенным средством воспитательного процесса; только раскрыв их общие и специфические функции, можно правильно понять процессы социализации человека, его воспитания и становления личности. Изучение этнических традиций воспитания имеет немаловажное значение, так как они отражают народный опыт воспитания, накопленный старшими поколениями.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Наблюдающийся в мире рост этнической и конфессиональной мобилизации, повышение значимости этнонациональной идентификации личности и целых сообществ выдвигает задачу формирования этнокультурной личности, решение которой неосуществимо без внесения соответствующих корректив в содержательную деятельность современного педагога, а изначально и в его подготовку. В повседневной практике воспитания детей педагогу необходимо опираться не только на педагогический опыт, но и на опыт народной педагогики, т.к. каждый ребенок является носителем этнических особенностей, менталитета, характера национальной культуры, стереотипов той этнической группы, к которой он принадлежит.
В условиях поликультурного образовательного пространства, характерного для республики Северная Осетия-Алания, этнопедагогическая подготовка учителя должна стать важнейшим направлением повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса. Это вытекает также из требований принципа культуро-сообразности в воспитании, игнорирование которого, как свидетельствует история педагогики, сводит на нет любые воспитательные усилия.
Возрастание потребности этнопедагогических знаний в профессиональной подготовке учителей и его сегодняшний второстепенный статус в системе образования, особенно педагогического, входит в прямое противоречие с современными социальными реалиями. Толерантность, культура межличностных и межконфессиональных отношений призваны и смогут погасить и предотвратить многие локальные и глобальные противоречия и конфликты современности [6]. Учитель должен стать важнейшим связующим звеном между этнической, национальной, региональной и общечеловеческой, мировой, планетарной культурами, способным решать задачи культурологической стратегии образования. Без глубокого и полного усвоения своей культуры человек не может приобщиться к общечеловеческим ценностям, подняться на вершины общемировых культурных достижений [11].
Важно подчеркнуть, что этнопедагогическая подготовка студентов должна рассматриваться не как дополнение к существующему учебно-воспитательному процессу, а как основа профессионального становления будущего специалиста. Методология формирования эт-нопедагогической культуры будущих учителей может быть представлена как единый трехкомпонентный процесс, в основе которого лежат:
- когнитивный компонент (знание традиций народной культуры, этнической педагогики и этнической психологии);
- эмоционально-ценностный компонент (нравственно-этническая направленность сознания);
- деятельностный компонент (этнокультурные уме-
ния и навыки, опыт этнопедагогической деятельности, систематическое этнопедагогическое самообразование).
Таким образом, этнопедагогическая культура будущего учителя представляет собой сложное системно-личностное образование, состоящее, прежде всего, из нравственно-духовных ценностей, общепедагогической профессиональной образованности, этнокультурных знаний, развитого индивидуально-этнического самосознания, стремления и подготовленности к этнопеда-гогической деятельности. Совершенно очевидно, что этнопедагогическая культура может и должна формироваться на базе этнической культуры. Поэтому современная система образования в целом рассматривается как важнейший структурный элемент процесса возрождения, сохранения и дальнейшего развития культуры этноса.
Нельзя не согласиться с выводом современных российских ученых (Ш.И. Булуева [7], Л.П. Карпушина [8], Е.В. Кузнецова [9], А.Б. Панькин [10]), что, только осознав себя в качестве представителя конкретного этнона-ционального сообщества, можно понять общечеловеческие цели и ценности и только этническое чувство поможет индивиду понимать всеобщее. В этом плане особое внимание должно уделяться развитию национально-региональных компонентов общей системы образования, которые не просто повышают эффективность решения общеобразовательных задач, а выступают в роли важнейшего этнопедагогического фактора, обеспечивающего нормализацию межэтнических и межличностных отношений в мультикультурном обществе.
Как подчеркнуто выше, этнопедагогическая культура предполагает профессиональную образованность и владение этнопедагогическими технологиями. Причем этнопедагогическая компетентность обладает интегра-тивным свойством по отношению к общей профессиональной подготовке. Если профессионально-педагогическая подготовка студентов ориентирует на общие закономерности и проблемы воспитания и обучения и формирования личности с опорой на общечеловеческие достижения и особенности определенной государственной системы образования, то этнопедагогическая культура, опираясь на научную подготовку, строится на национальных особенностях подготовки к жизни подрастающих поколений и народных воспитательных традициях.
В иерархии ценностей этнической педагогики осетин приоритетное место занимает культ семьи, любовь к родному краю, справедливость, уважение к старшим. На ментальном уровне определяющими качествами осетин являются: трудолюбие, упорство, миролюбие, совестливость, чувство долга, умеренность, скромность, дисциплинированность, доброжелательность, щедрость, гостеприимство, уважение к женщине, выносливость, сдержанность, осторожность, немногословность, рассудительность и другое. Народная педагогика осетин на протяжении истории развития разработала и отшлифовала свою систему методов, приемов, средств и форм практической организации воспитания.
В Республике Северная Осетия-Алания в реально существующих условиях толерантности и поликультурности важно поддержать курс на сохранение и развитие национальной идентичности на фоне глобализации общественной жизни. Работа педагогических учебных заведений в этом плане обеспечит выполнение одного из важнейших условий формирования этнопедагогической культуры. Немалую роль могут сыграть и такие факторы, как традиции учебного заведения, уровень учебно-воспитательной работы, особенности взаимоотношений студентов и преподавателей [5]. Главным же условием формирования этнопедагогической культуры будущих учителей является этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в целом, которая при этом не нарушает присущую ему логику. В первую очередь необходимо введение таких дисциплин, как «Этнопедагогика»,
«Этнопсихология», «Традиционная народная культура», «Семейное воспитание», «Этнография детства осетин» и т.п. Особую роль в этом плане призваны сыграть факультативные курсы по выбору. Решению проблемы эффективно поможет насыщение программ многих гуманитарных предметов материалом из истории осетинского народа, его духовной и материальной культуры. В этом же направлении потребуется и соответствующее усиление межпредметных связей в обучении. Результативность этнопедагогической подготовки будущих учителей кроме обновления содержания образования должна обеспечиваться также использованием активных методов и интерактивных форм обучения и воспитания с учетом достижений этнической культуры.
Концептуально весь процесс подготовки к этнопе-дагогической деятельности можно представить в виде следующих этапов. Основой, прочным фундаментом процесса должна стать этнизация личности, как одна из разновидностей ее социализации. Ее цель - этническая идентификация, формирование у человека этнических стереотипов, этнического сознания, приобретения им правил и норм жизненного уклада соответствующей человеческой общности. Наиболее эффективно этнизация происходит в детские годы в семье через приобщение к этническим традициям, обычаям и т.п. В содержательном плане этнизация должна быть направлена также на привитие качеств уважительного, толерантного отношения к другим этносам, решительному отмежеванию и осуждению этнической и религиозной нетерпимости, шовинизма, расизма.
Следующим этапом является возрождение и развитие традиционной этнической культуры, которую нужно рассматривать не просто как совокупность результатов человеческой деятельности в рамках конкретного этноса, а как систему материального, духовного и социального выражения этой деятельности. Этничность культуры отражает ее специфичность, особенность отношений человека с природой и социумом, характерных для данной общности людей. В современных неизбежных условиях глобализации, которая затрагивает все сферы культуры, особенно необходима корректировка ее характера. Именно этнонациональные культуры с их преемственностью и традиционными ценностями, нравственными и духовными устоями должны стать основой формирования личности.
Третьим этапом подготовки к этнопедагогической деятельности является этнопедагогическая подготовка учителей и воспитателей. Если первые два этапа создают необходимую основу для формирования профессионализма будущих специалистов, то на этом этапе происходит приобщение к многовековому народно-воспитательному опыту. Формирующиеся в этот период этнопедагогические основы воспитания включают воспитательные идеалы, содержание народного воспитания, принципы, методы, средства и формы воспитания в народной педагогике.
На заключительном этапе, который логически продолжает и практически вбирает в себя предыдущий, происходит непосредственное формирование этнопеда-гогической культуры будущих специалистов. На этом этапе особую значимость приобретает результат подготовки этнопедагогическая компетентность, т.е. готовность к этнопедагогической работе по формированию этнической культуры школьников.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, формирование этнопедагогической культуры, как важнейшей части педагогической культуры, связанной с освоением и практическим использование идей традиционной народной педагогики, является необходимым, обязательным условием профессиональной подготовки будущих учителей.
Особую роль следует отвести повышению этнопеда-гогической компетентности преподавателей учебных за-
ведений. Успешное формирование этнокультурной личности невозможно без включения ее в соответствующую систематическую деятельность при обеспечении единства чувств, сознания и поведения. Сбор фольклора, научно-исследовательская студенческая работа этической направленности призваны повысить эффективность соответствующей подготовки специалистов. Дополнить арсенал средств формирования этнопедагогической культуры будущих учителей поможет разнообразная внеаудиторная воспитательная работа (краеведческие объединения, кружки и клубы по интересам, мероприятия с использованием этнографических компонентов, и т.п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологические исследования, 1992, № 1, С. 50-57.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, переизд. и допол. 2010 . 411 с.
3. Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. М., 2000. 323 с.
4. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Воспитательный потенциал осетинских традиций в этнокультурном развитии личности ребенка //Материалы I Международной научно-практической конференции «Развитие регионов в XXI веке». Владикавказ, 2013. С. 386-392
5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Стереотипность восприятия этнических групп в процессе этнокультурного взаимодействия //Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии //Материалы IV Международной научной конференции. 2014. С. 33-37.
6. Хадикова И.М Социально-педагогические детерминанты формирования этнического самосознания молодежи республики Северная Осетия-Алания. Дис. ... кан. Пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2010.
7. Булуева Ш.И. Формирование полоролевого поведения студентов на основе вайнахской народной культуры и семейных традиций: Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 : Махачкала, 2011. 21 с.
8. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. Ч. 2.
9. Кузнецова Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза. - Волгоград, 2010. - 221с.
10. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Дис. ... д-ра пед. наук: Элиста, 2002. 343 с.
11. Хадикова И.М. Основные подходы к изучению этнического самосознания в отечественной науке // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 292-296.