МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х
3. Кудрявцев М.Д., Либарова Л.А. «Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов»
© Жгилёва А.Л., Мартиросова Т.А., 2017
УДК 037
Забусова Елена Ивановна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Е - тай:е1епа11^@гатЫег.т Толмачева Виолетта Викторовна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Е - тай:уюМу31@тай.ги
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В созданных русским народом приметах, пословицах и поговорках заключено огромное нравственное богатство и глубокая народная мудрость.
Ключевые слова
Педагогическая значимость, традиции, этнокультурологические тексты, кругозор школьника, интерес и любовь к народной культуре, педагогика.
Введение
При выявлении педагогической значимости краеведческого материала можно увидеть, что необходимым также является включение песен в образовательный процесс. Это дает возможность открыть перед детьми целый поэтический и философский мир, огромный пласт нашей культуры. В песнях душа народа. Песня в ряду многообразных средств народной педагогики занимает особое место, так как не столько развлекает, сколько учит уму-разуму, оказывает действенное влияние на чувства учащихся, их сознание и поведение [1, 20-24] .
На уроках русского языка можно познакомить учащихся с тем, как жили наши далекие предки, о чем мечтали, что пели, рассказывали, что передавали своим детям и внукам. Такие сведения содержатся в русском земледельческом календаре. Ведь именно он является своеобразным дневником и энциклопедией крестьянского быта с его буднями и праздниками.
Мы, взрослые, понимаем, что детство - особый период постижения мира. Все в этот период воспринимается остро и оставляет глубокий след в структуре личности, а в последствии становится основой для ее формирования [2, 27].
В созданных русским народом приметах, пословицах и поговорках заключено огромное нравственное богатство и глубокая народная мудрость. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, что "никто не в состоянии тягаться с педагогическим чтением народа".
Потребность измерять время возникла у всех народов, и поэтому календари создавались в различных уголках Земли. А так как главным занятием наших предков было земледелие, поэтому появился русский земледельческий календарь. Наш далекий предок находился в полной зависимости от превратностей природы, что заставляло земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы", улавливать закономерности и связи одних явлений с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
Система уроков русского языка на этнокультурологическом материале позволяет уже в начальных классах на первоначальном этапе формировать языковую и этнокультурологическую компетентность младшего школьника. В структуру урока на разных этапах включаются этнокультурные тексты различного содержания о народной культуре, которые вызывают у детей большой интерес, содержание текстов доступно и понятно им, а систематическая целенаправленная работа в данном направлении способствует формированию языковой компетенции школьника.
Включение краеведческого материала в процесс обучения расширяет кругозор школьника, воспитывает интерес и любовь к народной культуре, что особенно важно для формирования духовности молодого поколения. Поэтому так важно уже на начальном этапе формирования языковой компетентности использовать текстовый материал, формирующий национальное самосознание ребенка. Учителя целенаправленно разрабатывают определенную тему, создавая адаптивные тексты, например: "Народный костюм", "Народные ремесла" и т.д. Разработанные тексты апробируются и широко применяются в образовательном процессе. Такой подход, безусловно, содействует положительной мотивации к изучению русского языка. Как правило, учащиеся с большим желанием и интересом продолжают работать над текстами и дома. К каждому тексту предлагаются разнообразные задания, направленные на формирование коммуникативной личности ребенка на основе этнокультурного материала.
Список использованной литературы:
1. Ушакова Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма [Текст] / Ю.А. Ушакова Начальная школа - 2010. - № 7. - С. 20 - 24.
2. Яковлева Т.В. Приобщение младших школьников к национальной культуре [Текст] / Развивающее обучение: история, теория, практика Т. В. Яковлева - М.: Просвещение, 1998. - 27 с.
3. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, 1974. - 265 с.
© Забусова Е.И., Толмачева В.В., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамова Айгуль Айратовна докт. филол. наук, профессор БФ БГУ, г. Бирск, РФ
ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
Выделена дидактическая возможность изучения учащимися средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ научно-технической терминологии при учебном моделировании объектов, процессов явлений природной и технической действительности.
Ключевые слова
Научно-техническая терминология, учебное моделирование реальности.
Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы является перевод посредством обучения старшеклассников и студентов из состояния обладателей разговорно-бытового стиля языка в состояние носителей научного языка [1].