_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
Система уроков русского языка на этнокультурологическом материале позволяет уже в начальных классах на первоначальном этапе формировать языковую и этнокультурологическую компетентность младшего школьника. В структуру урока на разных этапах включаются этнокультурные тексты различного содержания о народной культуре, которые вызывают у детей большой интерес, содержание текстов доступно и понятно им, а систематическая целенаправленная работа в данном направлении способствует формированию языковой компетенции школьника.
Включение краеведческого материала в процесс обучения расширяет кругозор школьника, воспитывает интерес и любовь к народной культуре, что особенно важно для формирования духовности молодого поколения. Поэтому так важно уже на начальном этапе формирования языковой компетентности использовать текстовый материал, формирующий национальное самосознание ребенка. Учителя целенаправленно разрабатывают определенную тему, создавая адаптивные тексты, например: "Народный костюм", "Народные ремесла" и т.д. Разработанные тексты апробируются и широко применяются в образовательном процессе. Такой подход, безусловно, содействует положительной мотивации к изучению русского языка. Как правило, учащиеся с большим желанием и интересом продолжают работать над текстами и дома. К каждому тексту предлагаются разнообразные задания, направленные на формирование коммуникативной личности ребенка на основе этнокультурного материала.
Список использованной литературы:
1. Ушакова Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма [Текст] / Ю.А. Ушакова Начальная школа - 2010. - № 7. - С. 20 - 24.
2. Яковлева Т.В. Приобщение младших школьников к национальной культуре [Текст] / Развивающее обучение: история, теория, практика Т. В. Яковлева - М.: Просвещение, 1998. - 27 с.
3. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. - Л.: Наука, 1974. - 265 с.
© Забусова Е.И., Толмачева В.В., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Карамова Айгуль Айратовна докт. филол. наук, профессор БФ БГУ, г. Бирск, РФ
ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация
Выделена дидактическая возможность изучения учащимися средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ научно-технической терминологии при учебном моделировании объектов, процессов явлений природной и технической действительности.
Ключевые слова
Научно-техническая терминология, учебное моделирование реальности.
Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной и высшей профессиональной школы является перевод посредством обучения старшеклассников и студентов из состояния обладателей разговорно-бытового стиля языка в состояние носителей научного языка [1].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Для начала решения выделенной выше дидактической задачи необходимо обеспечить овладение учащимися средней общеобразовательной и высшей профессиональной школ научно-технической терминологией, выработанной в области естественно-математических и технических дисциплин [2].
Из-за отсутствия в настоящее время общепринятого определения термина, для решения дидактических задач можно исходить из того, что «Термины - это слова специальные, ограниченные своим особым назначением; слова, стремящиеся быть однозначными как точное выражение понятий и называние вещей» [3, с.61].
На наш взгляд, для эффективного освоения старшеклассниками и студентами научно-технической терминологии можно использовать систематическое и регулярное учебное моделирование объектов, процессов и явлений природы и технологий, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4].
На учебных занятиях старшеклассников и студентов по естественно-математическим и общетехническим дисциплинам постановка задачи сводится к качественному анализу имеющейся научно-технической информации и соответствующих терминов относительно предмета изучения, позволяющему описать исходные и искомые данные и величины, определить условия рассмотрения интересующего учащихся объекта, процесса или явления действительности [5].
Построение модели - мысленно или материально представляемого объекта - заместителя, упрощенно отображающего существенные свойства, признаки, отношения и связи изучаемого старшеклассниками и студентами объекта - оригинала на основе логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и интеллектуальной интуиции, приводит к четкому выделению учащимися соответствующих научно-технических терминов.
Разработка и исполнение алгоритма решения учебной задачи по естественно-математическим, общетехническим или социально-гуманитарным дисциплинам, требующие составления и выполнения точного и понятного исполнителю - старшекласснику или студенту порядка достижения цели учебной деятельности, осуществимы лишь на основе знаний и умений в области научной терминологии.
Анализ результата решения учебной школьной или вузовской задачи и формулировка соответствующих выводов производится обучающимися в системе непрерывного образования на основе положений научно-технической терминологии и приемов формальной и диалектической логики.
Вывод, следующий на основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, сводится к положению о том, что учащиеся средних общеобразовательных школ и студенты высших профессиональных учебных заведений, систематически и регулярно ставящиеся и решающие учебные задачи методом информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности, добиваются значительных успехов в освоении современной научно-технической терминологии, лежащей в основе познания и преобразования окружающего нас мира.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
3. Реформатский А.А. Введение в языкознание: Классический учебник. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 536 с.
4. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
5. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2017