сотрудничестве с семьями воспитанников, в содержании лекций и практических семинаров для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. Возможно использование полученных материалов в работе педагогов-психологов в виде консультационного материала. Осуществление разработанного нами проекта поможет понять семьям дошкольников важность их участия в жизни дошкольного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66-70.
2. Бабынина, Т.Ф. Диалог с родителями, методический аспект взаимодействия детского сада и семьи / Т.Ф. Бабынина, Л.В, Гильманова, В.Э, Головенко. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 98 с.
3. Маркова Т.А. Детский сад и семья / Л.В. Загик , В.М. Иванова - М.: «Просвещение», 1981. - 173 с.
4. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.
5. Спиренкова Н.Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала ХХ в. - Автореф.... к.п.н. - М., 1997. С37-41.
6. Столин, В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. -1989. С. 21-28.
© Гаргала М.И., 2018
УДК 037
Забусова Елена Ивановна
учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ E - mail:[email protected] Лазарева Анастасия Юрьевна учитель - логопед МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail: [email protected] Марченко Светлана Владимировна заместитель директора МБОУ «Гимназия №12»
г. Белгород. РФ E - mail: [email protected]
РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация
Русский зык имеет огромный словарный запас. Соответственно работа над словом должна проявляться в ходе учебного процесса.
Ключевые слова
Изучение языка, пополнение словаря учащихся, развитие устной и письменной речи школьника, индивидуальные занятия, произведения отечественных авторов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
Словами обозначаются отвлеченные понятия конкретные предметы, выражаются эмоции и чувства и намеренья. Современный русский язык располагает богатейшим словарным запасом. Поэтому работа над словом в школе должна проходить через весь учебно - воспитательный процесс. В опыте учителей современной школы сложилась определенная система словарной работы на уроках русского языка и чтения. В данной работе, можно проследить четыре основных направления:
S Пополнение словаря (т.е. усвоение тех новых слов, которых дети не знали раньше);
S Уточнение словаря (т.е. углубленное понимание уже известных слов, работа над многозначностью слова, подбор синонимов);
S Активизация словаря (включение как можно более широкого круга слов в речь, усвоение сочетаемости слов между собой и уместности их употребления в том, или ином тексте);
S Ликвидация из речи школьников не литературных слов, исправление не правильных ударений и ошибок в произношении.
Данные направления работы тесно связаны между собой, словарные упражнения являются одним из важнейших многогранных и разнообразных работ, по развитию письменной и устной речи обучающихся.
Преподаватели школ широко применяют в словарной работе на первых уроках, работу с компьютерными технологиями, различные презентации, а также дают заданий на карточках, для индивидуальной работы. Когда обучающиеся знакомятся с делением слов на слоги, им предлагается наряду с устными упражнениями выполнить задания с набором красочных картинок, которые раздаются каждому ребенку. На картинках изображается какой-либо один предмет: шар, лось, лиса, малина; как односложные слова, так и четырехсложные слова. В работе по карточкам, ученики должны определить, что нарисовано на картинке, устно разделить слова на слоги, а количество слогов обозначить на вкладыше, который дается в карточке. Дети работают с интересом, увлеченно, хорошо выполняют задание обдуманно, так они усваивают материал более глубоко, осознанно.[1,43-56]
Таким образом, дети сравнивают слова, практически убеждаются в том, что слова бывают с разным количеством слогов, учатся делить слова на слоги. Все ученики работают самостоятельно.
Остановимся на приемах объяснения слов.
S Показ соответствующего слову предмета или его изображение (картинка)
S Сопоставление слов по смыслу.
S Смысловой комментарий по ходу чтения.
S Классификация предметов при выборном чтении.
S Составление устных предложений с данным словом.
S Пополнение словаря учащихся, именами прилагательными.
S Изучение синонимов.
S Изучение антонимов.
S Работа над многозначностью слов.
И еще один момент, о котором хотелось бы рассказать в системе работы, при подготовке к уроку чтения выделять из текста те слова, которые пополнят словарный запас обучающихся в результате чтения произведений, их анализа, беседы, рассказа учителя. Такой словарь составляется практически к каждому читаемому тексту, и тут же учитель определяет наиболее приемлемые и доходчивые способы объяснение этих слов и словосочетаний. Вот примеры такой работы .[1,39]
Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый».
В работе со стихотворением следует опираться на материал зимней экскурсии.
Белый снег пушистый. Расскажите, как падают снежинки. Как летит каждая снежинка? Как они опускаются на землю? С чем можно сравнить полет снежинки? Рассмотрите снежинку, какая она.
Темный лес. Почему зимний лес кажется темным? Где темнее в лесу или в поле? Почему? Согласны ли вы с тем, что зимний лес темный?
Точно пеленою все его одело... Какую картину вы увидели, когда вышли из леса? Каким было поле? Как лежал снег на поле? Почему было трудно смотреть на снег?
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной... Как вы представляете себе эту картину?
Расскажите. А если заменить слово принакрылся, словом накрылся, что изменится? [3,24-28]
Заключение
Работа над словом на уроках русского языка и чтения составляет одно из важнейших звеньев речевой подготовки учащихся школы. Применяя на уроках различные приемы словарной работы, мы стремимся к тому, могли объяснить смысл того или иного слова в читаемом тексте и, наконец, правильно употребляли эти слова в своей речи. Пронизывая все этапы урока чтения, словарная работа вместе с тем не должна заслонять на уроке главного, анализа содержания читаемого произведения и работы по формированию навыка чтения обучающихся.
Список использованной литературы:
1. Роль деятельности в учебном процессе. Издательство. «Просвещение» Москва,1986г.- с 43
2. Обучение чтению младших школьников: / составитель И.Л.Гаркунова. -Москва.: Издательство «Просвещение» 1981г.- c 39
3. Начальная школа №11/ Москва. Издательство. «Просвещение» 1988г.- с 24-28
© Забусова Е.И., Лазарева А.Ю., Марченко С.В., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мухаметова Л.Н. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ
Аннотация
Выделены элементы методологии и дидактики исторического сопровождения школьного курса неорганической и органической химии, способствующие повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов старшеклассников.
Ключевые слова
История химии в школе, выдающиеся ученые - химики.
Любая естественно-математическая, техническая или социально-гуманитарная наука имеет собственную историю возникновения, становления и развития, знание основных фрагментов которой способствует лучшему усвоению учащимися средней общеобразовательной школы соответствующего учебного предмета [1].
Учителя химии и истории, проектирующие и реализующие учебную деятельность учащихся восьмых классов средней общеобразовательной школы, на своих занятиях выделяют нижеследующие междисциплинарные связи.
Элементарные знания о химической действительности, связанные с освоением и применением огня, у древних людей появились примерно десять тысяч лет назад.
Металл, обладающий высокой прочностью и легко поддающийся обработке под воздействием огня, стал предметом первичного познания материальной действительности, преобразования естественных объектов и изготовления искусственных орудий труда, охоты и быта семи тысячелетней давности.
Развитие алхимии средневековых арабов привело в семнадцатом - девятнадцатом веках в Европе к