ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
СТУПАК Э.А.
Автор доказывает, что применение детских журналов закладывает основу формирования учебной деятельности и развивает творческую личность. В статье представлены результаты научно-
исследовательской работы, проведенной в Педагогическом колледже №10 города Москвы, по использованию детской периодической печати в воспитании будущего педагога.
Обучение в педагогическом колледже способствует социальному и профессиональному становлению личности, актуализации индивидуально-психологического потенциала студента, удовлетворению его потребности в приобретении общей культуры, социальном и профессиональном самоопределении. Проблемам воспитательной работы со студентами преподаватели колледжа исследуют на базе городской экспериментальной площадки под руководством академика РАО Е.В. Ткаченко.
Механизмом достижения целей воспитательного процесса в Педагогическом колледже №10 стала разработанная программа «Воспитание будущего педагога на 2009 -2012 годы». Программа ориентирована на три направления воспитательной деятельности: внеаудиторная деятельность студентов, дополнительное образование, студенческое самоуправление.
Одним из фрагментов этой программы стало исследование воспитательного потенциала детской периодической печати в подготовке будущих.
Не секрет что в век информатизации печатным изданиям уделяется мало внимания. В периодических изданиях печатаются теперь произведения мировых и русских классиков. Не учитывается, что литература — это важнейший источник знаний, информации и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из самых доступных форм воспитания для детей является познавательный детский журнал. Подготовка будущего педагога должна включать формирование профессионального умения вести просветительскую деятельность и знакомить детей с детской периодической печатью.
Мы опросили первокурсников очно-заочного отделения - воспитателей детских садов - о том, используют ли они в своей работе детскую периодическую печать и получили неутешительные ответы. Только 18 человек из 32 ответили положительно. Из них: один студент назвал -1 журнал, одиннадцать студентов - 2 журнала три человека - 3 журнала, три студента - 4 журнала.
Удивительно, но воспитатели не назвали журнал «Колобок», который предназначен для дошкольного возраста.
На вопрос о том, используете ли вы в своей работе детские журналы, только половина опрошенных дала положительный ответ.
Ученикам начальной школы (75 первоклассников) был задан вопрос: «Какие журналы вам покупают родители?» Не было названо ни одного развивающего познавательного детского журнала, а лишь развлекательные. Лидирующие позиции по вопросу заняли следующие журналы: «Человек- паук», «Винкс», «Ранетки», «Черепашки Ниндзя».
Можно сделать вывод о том, что воспитательный потенциал детской периодической печати в практике образовательных учреждений практически не используется. В связи такими скудными знаниями детских журналов детьми, родителями и даже воспитателями детских садов,
The author proves that application of children's magazines puts a basis of formation of educational activity and develops the creative person. In article results of the research work spent in Teacher training college of №10 cities of Moscow, on use of children's periodicals in education of the future teacher are presented.
можно еще раз подчеркнуть актуальность, важность и практическую ценность нашего исследования.
Для справки можно огласить далеко не полный список издающихся на сегодняшний день детских познавательных журналов: «Клёпа», «Мурзилка», «Трамвай», «Игрушечка», «Свирелька», «Свирель», «Абэвэгэдейка», «Миша», «Маша» «Девочка», «Мальчик», «Веселые картинки», «Колобок» и многие другие.
Работа в издательствах журналов для детей была всегда своеобразной творческой лабораторией для писателей, публикующих свои произведения. Сначала они появлялись именно в журналах. В них печатались стихи, рассказы, сказки и другие жанры детской литературы. Журналы носили развивающий и познавательный характер [1].
Проведя опросы и изучив опыт прошлых лет по созданию периодической печати, мы составили следующие методические рекомендации по созданию детских журналов (совместно с учителем и детьми младшего школьного возраста), предназначенные для студентов педагогического колледжа и учителей:
1. Рекомендации к подготовительному этапу создания журнала:
— изучить с детьми детские журналы; издающиеся в настоящее время;
— выделить, какие рубрики есть, и чем они интересны ученикам;
— обсудить содержание детских журналов с учениками;
— обратить внимание, какие журналы больше всего понравились и почему.
2. Рекомендации по созданию журнала:
— предложить ученикам создать и издать собственный детский журнал;
— выделить с учениками, какие рубрики им интересны, и какие они бы хотели создать;
— журнал должен быть насыщен познавательным материалом и содержать развивающие задания (головоломки, шарады и т.д.);
— в журнал следует включать произведения мировых классиков, произведения устного народного творчества, детские авторские творческие работы: стихи, загадки, пословицы и другие виды литературной деятельности учеников;
— примерные рубрики, которые можно включать в журнал: страничка о природе, страничка юмора, историческая страничка, рубрика «Сделай своими руками», «Говори правильно».
Обязательно включать праздничные даты, отражающие важные события нашей страны (Новый год, 23 февраля, 9 мая и т.д.).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, где говорится о формировании гражданской позиции, воспитании патриотизма и знании своей национальной культуры, был подобран материал, отражающий культурное наследие нашей страны: обряды, традиции.
3. Что требуется от ученика при создании журнала?
— Изучить периодическую печать.
— Изучить особенности различных литературных жанров для написания собственных сочинений.
— Познакомиться с литературоведческими понятиями.
Студенты колледжа на педагогической практике, совместно с детьми, создали и «издали» творческие журналы. В них использованы не только творческие работы учеников, но и авторские детские рисунки. В копилке творческой студенческой лаборатории нашего колледжа накопилось несколько номеров детского журнала, созданных совместно с учениками начальной школы. Этот журнал назван «Веснушки».
Данное исследование, посвященное разработке воспитательной системы будущего педагога, показало, что в начальной школе, на новом этапе в жизни ребёнка, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, возникает потребность в самовыражении. Ознакомление и создание детских журналов закладывает основу формирования учебной деятельности и развивает творческую личность [2].
Актуальность темы обоснована еще и тем, что в соответствии со стандартом начального общего образования, выпускник начальной школы должен сформировать способность к организации своей деятельности и планировать ее. В литературном чтении должен овладеть приемами анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; понимание литературы как явления национальной мировой культуры - а всему этому способствует знание детьми детской периодической печати.
Библиографический список:
1. Кожекина Е.А. Деятельностная и проектная технологии в подготовке педагога для новой школы. // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2010. №11.
2. Казанцев А.С. Средства развития универсальных компетенций будущих педагогов профессионального обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. №
4. С. 27-32.
3. Листвин А.А. Подготовка педагога профессионального обучения: проблемы и тенденции. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. № 4-83. С. 62-69.
Ключевые слова: подготовка педагога начальной школы, детский журнал.
Keywords: preparation of the teacher of elementary school, children's magazine.