ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ
БУЯДЖИ Л.И.
В статье рассмотрена проблема трудовой адаптации выпускников детских домов.
In the article the problem of labour adaptation of graduates of children's homes is considered.
Профессиональная адаптация - выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями в формировании профессионально необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.
В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной целью педагогического коллектива в профессиональном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции). Так как: профессиональное самоопределение детей-сирот является неполным, характеризующимся отсутствием осознанного выбора; характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации, скудностью представлений о мире профессий, неумение делать профессиональный выбор; дети-сироты отличаются от всех сверстников неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, испытывают трудности в повседневной жизни, имеют нереалистичное представление о своих возможностях и способностях.
Главной целью экспериментальной работы, считаем, создание здорового моральнопсихологического климата в группе и у отдельных учащихся нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического. Задачи профессиональной адаптации сирот: воспитать готовность к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовить их к выбору профессии, формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной материнской и отцовской позиции, подготовка детей-сирот к решению социальноэкономических задач, способствующая формированию социально-экономической активности личности, зрелой гражданской позиции ребенка, развитие организаторских умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач в сложных жизненных ситуациях.
Организация процесса профессионального воспитания с целью развития всех сущностных сфер человека осуществляется в трех направлениях:
- создание поля самореализации ребенка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей;
- создание воспитывающей среды внутри колледжа, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию профессионализации ребенка.
Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.
Значительную роль в решении проблем выпускников играет социально-психологическая служба колледжа. В период первого года обучения в колледже, психологическая служба совместно с педагогами, мастерами производственного обучения, воспитателями провела групповую диагностику детей-сирот.
В результате данной диагностики были отобраны для эксперимента 5 учащихся. Эти учащиеся были выбраны не случайно. На первый взгляд они ничем не отличаются от других детей своей группы. Однако в результате наблюдений эти дети отличаются неадекватным поведением, испытывают трудности в реальной жизни. Профессиональное самоопределение у них является неполным, отсутствует представление о мире профессий, неумение делать профессиональный выбор.
Большое внимание мы стараемся уделить трудовому воспитанию детей-сирот, чтобы они могли самостоятельно жить и обслуживать себя в своих квартирах.
Период обучения в колледже детей-сирот можно рассматривать как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни. Нами был составлен план работы с детьми - сиротами. В результате нашего эксперимента выяснилось, что учащиеся стали самостоятельно организовывать свой быт, повысился уровень воспитанности, улучшились отношения с товарищами в группе, с воспитателями, педагогами. У учащихся повысился интерес к участию в групповых и общеколледжных мероприятиях.
Наличие традиций в учебном заведении свидетельствует о преемственности в деятельности инженерно-педагогического коллектива и учебной, воспитательной и производственной работе. С возрождением городского конкурса «Московские мастера», стало доброй традицией проведение внутриколледжного конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».
Участникам этого конкурса также стали и учащиеся по профессии «Горничная». Особенность контингента этой группы требует серьезного методического обеспечения и психологопедагогического сопровождения на всех этапах конкурса.
Внутриколледжный конкурс профессионального мастерства проводился с целью определения уровня и качества профессиональной подготовки обучающихся. Этот конкурс способствовал формированию личностно - развивающей деятельности обучающихся, а именно:
- развитию мотивации к учебно-познавательной деятельности;
- последовательным «введением» учащихся в ситуации решения проблемных практических заданий;
- самооценкой обучающихся и педагогическим контролем их самостоятельной деятельности;
- формированию лидерских качеств обучающихся;
- овладение базовыми профессиональными навыками.
Целью проведения конкурса явилось определение качества производственного обучения и выявление наиболее подготовленных учащихся. Учащиеся Ревкова Надежда и Сараджанс Надежда в конкурсе «Лучший по профессии» заняли 2 и 3 место, показали высокие качества профессиональной подготовки.
Участие в конкурсе дает очень много для адаптации учащихся. Они стали более ответственными, переживают за результат качества выполненной работы. Кроме участия в конкур-
сах, для того, чтобы они лучше адаптировались на практике и при выходе в самостоятельную жизнь нами были проведены согласно плану индивидуальной работы ряд мероприятий.
Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Мы своей работой попробовали адаптировать детей-сирот к трудовой деятельности, как показывают полученные результаты, нам это удалось.