Научная статья на тему 'Формирование личности выпускника через профессиональную адаптацию'

Формирование личности выпускника через профессиональную адаптацию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буяджи Л. И.

В статье рассмотрена проблема трудовой адаптации выпускников детских домовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the problem of labour adaptation of graduates of children's homes is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование личности выпускника через профессиональную адаптацию»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ

БУЯДЖИ Л.И.

В статье рассмотрена проблема трудовой адаптации выпускников детских домов.

In the article the problem of labour adaptation of graduates of children's homes is considered.

Профессиональная адаптация - выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями в формировании профессионально необходимых качеств личности в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной целью педагогического коллектива в профессиональном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции). Так как: профессиональное самоопределение детей-сирот является неполным, характеризующимся отсутствием осознанного выбора; характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации, скудностью представлений о мире профессий, неумение делать профессиональный выбор; дети-сироты отличаются от всех сверстников неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, испытывают трудности в повседневной жизни, имеют нереалистичное представление о своих возможностях и способностях.

Главной целью экспериментальной работы, считаем, создание здорового моральнопсихологического климата в группе и у отдельных учащихся нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического. Задачи профессиональной адаптации сирот: воспитать готовность к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных способностей детей, подготовить их к выбору профессии, формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной материнской и отцовской позиции, подготовка детей-сирот к решению социальноэкономических задач, способствующая формированию социально-экономической активности личности, зрелой гражданской позиции ребенка, развитие организаторских умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач в сложных жизненных ситуациях.

Организация процесса профессионального воспитания с целью развития всех сущностных сфер человека осуществляется в трех направлениях:

- создание поля самореализации ребенка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей;

- создание воспитывающей среды внутри колледжа, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию профессионализации ребенка.

Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

Значительную роль в решении проблем выпускников играет социально-психологическая служба колледжа. В период первого года обучения в колледже, психологическая служба совместно с педагогами, мастерами производственного обучения, воспитателями провела групповую диагностику детей-сирот.

В результате данной диагностики были отобраны для эксперимента 5 учащихся. Эти учащиеся были выбраны не случайно. На первый взгляд они ничем не отличаются от других детей своей группы. Однако в результате наблюдений эти дети отличаются неадекватным поведением, испытывают трудности в реальной жизни. Профессиональное самоопределение у них является неполным, отсутствует представление о мире профессий, неумение делать профессиональный выбор.

Большое внимание мы стараемся уделить трудовому воспитанию детей-сирот, чтобы они могли самостоятельно жить и обслуживать себя в своих квартирах.

Период обучения в колледже детей-сирот можно рассматривать как переходный период от детского дома к реальной самостоятельной жизни. Нами был составлен план работы с детьми - сиротами. В результате нашего эксперимента выяснилось, что учащиеся стали самостоятельно организовывать свой быт, повысился уровень воспитанности, улучшились отношения с товарищами в группе, с воспитателями, педагогами. У учащихся повысился интерес к участию в групповых и общеколледжных мероприятиях.

Наличие традиций в учебном заведении свидетельствует о преемственности в деятельности инженерно-педагогического коллектива и учебной, воспитательной и производственной работе. С возрождением городского конкурса «Московские мастера», стало доброй традицией проведение внутриколледжного конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Участникам этого конкурса также стали и учащиеся по профессии «Горничная». Особенность контингента этой группы требует серьезного методического обеспечения и психологопедагогического сопровождения на всех этапах конкурса.

Внутриколледжный конкурс профессионального мастерства проводился с целью определения уровня и качества профессиональной подготовки обучающихся. Этот конкурс способствовал формированию личностно - развивающей деятельности обучающихся, а именно:

- развитию мотивации к учебно-познавательной деятельности;

- последовательным «введением» учащихся в ситуации решения проблемных практических заданий;

- самооценкой обучающихся и педагогическим контролем их самостоятельной деятельности;

- формированию лидерских качеств обучающихся;

- овладение базовыми профессиональными навыками.

Целью проведения конкурса явилось определение качества производственного обучения и выявление наиболее подготовленных учащихся. Учащиеся Ревкова Надежда и Сараджанс Надежда в конкурсе «Лучший по профессии» заняли 2 и 3 место, показали высокие качества профессиональной подготовки.

Участие в конкурсе дает очень много для адаптации учащихся. Они стали более ответственными, переживают за результат качества выполненной работы. Кроме участия в конкур-

сах, для того, чтобы они лучше адаптировались на практике и при выходе в самостоятельную жизнь нами были проведены согласно плану индивидуальной работы ряд мероприятий.

Одной из самых сложных проблем жизни выпускников детских домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Мы своей работой попробовали адаптировать детей-сирот к трудовой деятельности, как показывают полученные результаты, нам это удалось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.