2018, Т. 160, кн. 4 С.925-942
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
УДК 070-053.6(470.51)(045)
РАЗВИВАЮЩАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
Г.И. Старкова
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, 426034, Россия
Аннотация
В статье впервые предпринята попытка дать определение понятия «развивающая журналистика» и раскрыть суть развивающей журналистики как основополагающей в детско-юношеской и молодежной прессе. Рассмотрена обширная теоретическая база (словари и энциклопедии, диссертации, статьи русских педагогов и исследователей, а также медиапроекты для молодой аудитории). Проанализированы дефиниции понятия «развитие» как основы развивающей журналистики. Показано, что возникновение развивающей журналистики и ее функционирование на страницах газет и журналов обусловлены запросом общества, поскольку она является необходимым и главным компонентом журналистики для детско-юношеской аудитории, так как содействует развитию (образованию, просвещению, воспитанию, формированию) и социализации, личностному и гражданскому становлению молодежи. Начиная с XIX в., российские педагоги, библиографы, литераторы раскрывали направления развития детей и юношества, дополняя друг друга, и, значит, направления развивающей журналистики, которые должны быть представлены в детско-юношеских и молодежных медиапроектах. Приведены примеры реализации различных направлений развивающей журналистики в детско-юношеской прессе Удмуртии.
Ключевые слова: развивающая журналистика, определение понятия, теоретическая база исследования, запрос общества, направления развивающей журналистики, детско-юношеская пресса Удмуртии
Теоретическая база для определения понятия «развивающая журналистика»
Поскольку, как отметил исследователь журналистики Д.В. Дунас, «теория журналистики и СМИ в России сегодня - это всё еще не достаточно четко структурированная область научного знания с устоявшимся терминологическим аппаратом... сформировавшимся теоретико-концептуальным базисом» [1, с. 3], ощущается потребность рассмотреть и раскрыть используемое в настоящее время понятие «развивающая журналистика».
В рамках этого смыслового поля используются термины «воспитательно-образовательное значение детского журнала» [2, с. 2], «культурно-просветительская журналистика» [3, с. 212], «культурно-образовательное направление»,
1 Здесь и далее орфография и пунктуация цитируемого текста приводятся в соответствии с оригиналом. - Г.С.
«рекреативно-развивающее направление», «образовательно-воспитательные функции», «воспитание всесторонне развитой личности» [4], «образовательная журналистика» [5, с. 176]. Российские исследователи детских журналов Е.Л. Пономарёва и В.В. Чаречанская наряду с другими профилями изданий отмечают «познавательный» и «развивающий», тем самым неправомерно разделяя их [6, с. 3]. И в то же время они пишут, что «детский журнал не просто несет познавательную информацию, но и влияет на развитие личности» [6, с. 15], признавая развивающую доминанту журнала.
Именно детско-юношеская пресса является развивающим детскую аудиторию средством, а газеты и журналы можно рассматривать как явление развивающееся и развивающее [7]. В частности, уже в первом выпуске журнала для детей и родителей «Большая медведица» присутствуют рубрика «Учусь и развиваюсь» и статья «Развиваемся играя» (I).
Что развитию подрастающего поколения содействует система информационно-коммуникативных взаимодействий, в том числе медиапрактики, показал президент Творческого объединения «ЮНПРЕСС» С.Б. Цымбаленко, который рассмотрел акмеологические основания этого развития [8]. Творческая информационно-коммуникативная деятельность выступает системообразующим, ведущим фактором развития подрастающего поколения, благодаря которому различные подсистемы (уровни) объединяются в целостную функционально-динамичную систему, показателем чего акмеологи считают самость. Самоосуществление (самоактуализация) выступает как итог самореализации человека в различных сферах деятельности и формирования его творческой индивидуальности. Коммуникативная и иные формы творчества - стержневая деятельность и основной способ самоактуализации в детском, подростковом и юношеском возрастах, когда малодоступны иные формы практического преобразования действительности.
О том, что информационное окружение ребенка должно создавать условия для его развития, писала Г.Л. Капустина [9]. В параграфе диссертации «Развивающая журналистика для детей: специфика региональных газет» она отметила, что «развивающая пресса для детей объединяет и адекватно сочетает все аспекты познавательной деятельности ребенка с обязательным его включением в созидательную творческую деятельность» [9, с. 103]. Отличительной чертой развивающей детской прессы исследователь считает комплексный характер программной политики редакции газеты, направленной на целостное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а самостоятельное детское творчество - журналистика - превратилась в деятельность, которая дает ребенку возможность личностного роста.
Попытку раскрыть роль развивающей журналистики как одного из основных направлений в отечественных СМИ предпринял А.А. Грабельников, отметивший, что «определение развивающей журналистики сегодня довольно расплывчато» [10, с. 63]. Под развивающей журналистикой понимают тренинги для юных журналистов, например, в Казанском федеральном университете (руководитель Д.В. Туманов), или курсы, на которых подростков учат писать тексты. Представитель творческого объединения «ЮНПРЕСС» Д.И. Косолапова основными мотивами участия в журналистской деятельности называет интерес,
потребность в общении, саморазвитии, самовыражении и самоопределении, максимально обеспечивающие личностное развитие подростка [11, с. 74].
А.А. Грабельников отмечает, что развивающая журналистика как оперативная массовая информация дополняет и расширяет фундаментальную массовую информацию, помогает подрастающему поколению активно познавать мир во всей его многогранности, самосовершенствоваться. И в то же время говорит, что «по сути, вся журналистика должна нести в себе развивающее начало» [10, с. 66]. Углубившись в историю журналистики, он приходит к выводу: «Советская журналистика показывает, что она может быть развивающей для всех категорий читателей, а также для самих журналистов. Особое место здесь занимала детская и молодежная печать» [10, с. 68-69]. К функциям советской периодики относит образовательную, просветительскую, развивающую, социализаторскую, которые «выполнялись СМИ довольно успешно» [10, с. 70]. Представляя современные СМИ, он выделяет три направления журналистики: развивающую (детская, молодежная, студенческая и «взрослая» качественная, в частности отраслевая, пресса), развлекательную и деструктивную. И приходит к неутешительному выводу: нынешний медиабизнес показывает, что развивающая журналистика ему не нужна, поскольку она малодоходна по сравнению с развлекающей [10, с. 83]. Тем не менее утверждает, что «будущее - за развивающей журналистикой», определения которой до сих пор не было сформулировано.
Г.Л. Капустина под развитием подразумевает «процесс формирования личности, совершающийся путем возникновения на каждом возрастном этапе новых качеств, не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [9, с. 103]. Детская психология подразумевает качественные и количественные изменения по мере развития ребенка от рождения до зрелого возраста.
Понятие «развитие» как основа развивающей журналистики
Четко и полно раскрывает и использует термин «развитие» педагогическая наука, которая утверждает единство понятий Воспитание и Развитие, представляя индивидуальное развитие человека - его становление как социального существа. Это - «очень сложный процесс, выражающийся в различных формах (ана-томо-физиологической, психической, социальной) и определяемый внутренними и внешними, естественными и общественными условиями. <...> Здесь вступает в действие специфическая человеческая связь предыдущих поколений - передача достижений путем обучения, совместной деятельности, традиции и пр. <...> Он (ребенок. - Г.С.) развивается, взаимодействуя с внешним миром. <...> Уже в раннем и дошкольном возрасте ребенок многому научается и благодаря этому достигает значительных успехов в своем умственном, эмоциональном и волевом развитии.» (II, стб. 389-391).
В «Педагогической энциклопедии» отмечается, что «воспитание (в широком значении этого слова) содействует развитию уч[ащих]ся не только путем обучения и образования ...» (II, стб. 391). Оно включает в себя участие школьников в работе детских/юношеских/молодежных организаций и педагогическое руководство их взаимоотношениями с окружающей социальной средой. Подчеркивается, что «личность формируется в системе этих взаимоотношений, усложняющихся в связи с физическим и психическим ее развитием, ростом ее
самостоятельности. Особенно усложняются эти взаимоотношения в юношеском возрасте, когда молодые люди, получая не только общее, но и проф[ессиональное] образование, становятся членами производственных коллективов, активно включаются в общественно-политическую] жизнь страны» (II, стб. 391). Сами «возможности воспитания обеспечить духовное развитие личности зависят. при этом от уровня развития общества, характера господствующих в нем общественных отношений, от соответствия содержания и методов воспитания целям и задачам, к[ото]рые общество ставит перед ним. » (II, стб. 392).
При характеристике понятия Развитие подчеркивается, что оно «выражается не только в постепенном росте знаний, умений и навыков..», что «личность развивается как единое целое, отдельные стороны к[ото]рого взаимно связаны и взаимно влияют одна на другую, как система, к[ото]рая, по выражению Павлова, в высочайшей степени сама себя регулирует и совершенствует» (II, стб. 392).
При этом «воспитатель успешно руководит развитием, если он рассматривает воспитанника не только как объект пед[агогических] воздействий, но и как субъект воспитания, живую личность со сложившимися в ходе ее предыдущей истории потребностями, интересами, чувствами, стремлениями» (II, стб. 392). Кроме того «учет индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей дает возможность успешнее содействовать развитию детей» (II, стб. 394).
Содержание дефиниций понятия «развитие» раскрывается в ряде справочных материалов. Большой толковый психологический словарь «развитие» трактует как «прогрессивное изменение, ведущее к более высоким уровням дифференциации и организации». Подобная трактовка подразумевает такие фазы, как «развитие человека, социальное развитие, интеллектуальное развитие, эмоциональное развитие и т. д.» (III, с. 163).
Большой академический словарь русского языка толкует «развитие» как «степень просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости»; «умственное, нравственное, эстетическое и т. п. развитие» (IV, с. 224).
Словарь русского языка С.И. Ожегова и Российская социологическая энциклопедия определяют «развитие» как «степень сознательности, просвещенности, культурности» (V, с. 632; VI, с. 433). Развить - значит «довести до какой-н[ибудь] степени духовной зрелости, сознательности, культурности», а развиться - значит «созреть духовно, умственно, стать более сознательным, более культурным» (V, с. 632).
Новая философская энциклопедия отмечает, что «процесс развития - далеко не всякое изменение объекта, а лишь то, которое связано с преобразованиями во внутреннем строении объекта.. .»(VII, с. 397).
Толковый словарь русского языка 2008 г. характеризует развитие как «состояние ума, интеллекта, уровень самосознания» (VIII, с. 791). Развить - значит «довести до определенной степени самосознания, духовной, умственной зрелости» (VIII, с. 791).
Словарь русского языка (в 4 т.) трактует развитие как «степень умственной, духовной зрелости, просвещенности, широта кругозора» (IX, с. 593), развитой как «духовно зрелый, просвещенный, культурный, обладающий широким круго-
зором», а значит, развить - «сделать духовно зрелым, дать раскрыться умственным, духовным способностям, расширить кругозор» (IX, с. 594).
Анализ приведенных дефиниций показывает многоаспектность понятия «развитие», подразумевающего, в конечном итоге, всестороннее качественное преобразование (совершенствование) личности ребенка под воздействием (при соучастии) взрослого человека (родителя / воспитателя / педагога) в соответствии с возрастными особенностями.
Развивающая журналистика как запрос общества
Детско-юношеской прессе России изначально была свойственна развивающая направленность, поскольку наряду с ценностно-ориентирующей и культурно-образовательной функциями она выполняла функции воспитания молодого человека как полноценной, социально активной личности. Периодика была призвана всесторонне развивать (информировать, просвещать, образовывать, воспитывать, формировать) юную аудиторию.
Развивающие функции печати для подрастающего поколения были провозглашены еще на стадии формирования детской литературы и журналистики. Например, «действеннейшим средством воспитания» считал литературу критик В.Г. Белинский, который, анализируя детские журналы, ратовал за «уважение к ребенку, всемерное развитие индивидуальных способностей», отстаивал идею «гармонического развития личности» [12, с. 4-5]. В.Г. Белинский утверждал, что «человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми в нем можно задушить всякое развитие» [13, с. 54]. Кроме того в качестве первой заботы воспитателя он выдвигал тезис: «Не развивать в детях рассудка за счет разума, и даже обратить всё свое внимание только на развитие последнего.» [13, с. 55].
Критик Н.А. Добролюбов требовал, чтобы детские книги были полезны для умственного и нравственного развития детей [14, с. 134]. Делая обзор детских журналов «Звездочка», «Лучи» и «Журнал для детей» в 1859 г., он фиксировал, что «журналы заступают место книг» [14, с. 282], «новое время вызвало новые детские журналы, и в них-то должны мы искать новое направление», поскольку задачей воспитания считается «возможно полное и правильное развитие личной самостоятельности ребенка и всех духовных сил, заключающихся в его натуре» [14, с. 293].
Библиограф Ф.Г. Толль подчеркивал, что «с 8-милетнего возраста, когда, с одной стороны, ребенок уже полюбил чтение, с другой, начинается для него серьезное учение. должно давать ему читать. книги и статьи, которые изобилуют сведениями. расширяющими горизонт его, развивающими ум и служащими подготовлением к позднейшим классным занятиям» [15, с. 11]. К тому же «гораздо важнее, чтобы у детей развивалась синтетическая, творческая способность, ибо она-то и плодотворна для будущности» [15, с. 275].
В предисловии редактора к книге «Детская литература» 1909 г., в которой были представлены детские журналы, отмечалось, что «кроме заботы о чисто физическом здоровье ребенка, мы должны обезпечить ему и правильное душевное развитие» [16, с. 2].
Педагог М.Н. Васильевский писал, что для успешности журнала, рассчитанного на детскую аудиторию, «необходима прежде всего умелая организация
редакционного труда, необходимо умение сплотить ряд литературных и педагогических сил, которыя взаимно дополняли бы друг друга в трудной задаче -быть руководителями детей, их товарищами и собеседниками в лучшем смысле слова» [17, с. 10].
В проспекте 1915 г., рекламирующем детские журналы, указано, что «книжечки "Солнышка" и "Звездочекъ" дают школьным и домашним библиотекам избранный материал для чтения и всесторонняго развития детей в возрасте от 6-10 лет» (X, с. 3).
Один из авторов журнала «Воспитание и обучение» в 1917 г. писал: «Если мы хорошо знаем детские вкусы и интересы, их миросозерцание, их духовные средства и стремления, мы предоставим им простор для развития - без всякого принуждения и вредных понуканий » [18, стб. 153].
Составитель указателя «Новая детская литература» С. Рагозина в 1924 г. отмечала, что лучшие сказки «развивают в ребенке художественный язык», а потому «колоритные, ярко художественные народные сказки, с их чистейшим, не испорченным иностранщиной языком, не следует изгонять из детской библиотеки» [19, с. 19, 26].
В советское время понятие «развитие человека» предполагало его всестороннее духовное и физическое развитие (XI, с. 424). Об этом много писала Н.К. Крупская; например, в журнале «Вожатый» в 1937 г. была опубликована ее статья «Заботиться о всестороннем развитии детей», где она подчеркивала, что детская книга «должна быть интересна для детей, увлекать их, будить их мысль, содействовать развитию у них общественных инстинктов, стремления к жизни в коллективе» [20, с. 73-77].
Журналы под руководством ЦК ВЛКСМ и при поддержке ЦК КПСС приобретают «классовое лицо», способствуя воспитанию в детях коммунистического мировоззрения, высоких морально-политических качеств. И в то же время журналы содействуют приобщению детей к духовной культуре и научно-прикладным знаниям.
Печати рекомендовалось особое внимание «уделять воспитанию активных, сознательных строителей коммунистического общества, беззаветно любящих свою Родину и ненавидящих ее врагов. Молодежь должна умело и настойчиво сочетать труд на производстве с учением, быть на уровне современных знаний, овладевать достижениями социалистической культуры». А печать должна быть самой сильной и самой боевой!2 (XII).
Советская пресса для детей не только стремилась учитывать интересы и особенности читателей - носителей национальных языков, но и помогала им овладевать богатством русского языка, способствуя повышению уровня их языковой и речевой культуры и облегчая общение.
В постсоветский период журналы для детей перестают быть рупорами политических идей и взглядов, поворачиваясь «лицом» к ребенку. Общим целевым назначением признается «воспитание всесторонне развитой личности, расширение детского кругозора, распространение прикладных и практических
2 Сильной и боевой печать и была, особенно молодежная. - Г.С.
знаний» [21, с. 45]. Появляются журналы и развлекательные, и способствующие развитию творческих способностей детей, и множество других [22].
Тем не менее, по мнению ярославского исследователя С.И. Ежовой, подрастающее поколение в современной ситуации оказалось в исключительно трудном положении, потому что его потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами, с другой - сталкивается с отсутствием: а) понимания, уважения со стороны взрослых, б) условий для реального выхода детей на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития подростков, лишая их возможности занять активную социальную позицию [23, с. 47]. Это качество, изначально составляющее цель детского развития, при невостребованности быстро атрофируется.
Исследователь журналистики А.А. Грабельников заявляет, что «следует восстановить научные основы формирования мировоззрения студентов, вернуть молодежным СМИ частично утраченные просветительские и воспитательные функции»3 [10, с. 74].
Как считает Г.С. Капустина, «индустрия с большим успехом создает для детей то, что удовлетворяет их материальные потребности. Средства, так сказать, духовного развития лишены столь пристального внимания. Детская журналистика -в их числе» [24, с. 14]. Она подчеркивает, что «от уровня развития общества зависит содержание развития ребенка.» [24, с. 17]. А «с уменьшением влияния традиционных источников образования и воспитания, с утратой механизмов передачи социального опыта усиливается влияние СМИ в жизни человека» [24, с. 20]. Точно подмечено, что «субъективная реальность ребенка определяется тем информационным пространством, куда он погружен», поэтому «очень важным является вопрос качественности этого информационного мира» [24, с. 21].
Глава московского камерного хора В.Н. Минин, рассуждая о том, как вернуть нашу гордость за Россию, объяснял: «И тут все дело в том, на что заточено государство: на воспитание хорошего вкуса у его граждан, на полноценное развитие личности. <.> Семья, школа, государство должны следить за соблюдением нравственных законов, выработанных человечеством. <.> А национальная гордость - это то, что воспитывается веками. <.> Я должен гордиться духом своего народа, его культурой, достижениями в науке, музыке, литературе» (XIII, с. 3).
Анализ задач, поставленных обществом перед журналистикой для детей и юношества, показал необходимость функционирования развивающей журналистики - журналистики, содействующей всестороннему (благодаря множеству направлений) развитию подрастающего поколения в соответствии с запросами общества.
Направления развивающей журналистики
По убеждению В.Г. Белинского, «воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности, формировать нравственные, патриотические чувства, эстетические представления,
3 На самом деле студенческая пресса эти функции достойно выполняет. - Г.С.
готовить их к труду и практической жизни, к бескорыстному служению общему благу» [12, с. 4-5]. В статье, посвященной анализу «Детской книжки на 1835 год» В. Бурнашева, он писал: «Развивайте также в них (детях. - Г.С.) и эстетическое чувство, которое есть источник всего прекрасного, великого, потому что человек, лишенный эстетического чувства, стоит на степени животного» [13, с. 50]. В.Г. Белинский выступал за «физическое воспитание в гармонии с нравственным: развитию здоровья и крепости тела соответствует развитие умственных способностей и приобретение познаний» [13, с. 72]. Отмечал, что «в детях, с самых ранних лет, должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности» [13, с. 88]. Целью чтения книг он считал «развитие данных им (детям. - Г.С.) от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви и чувства бесконечного» [13, с. 91]. При этом предупреждал, что «излишне сильное и преждевременное нравственное развитие в детях так же вредно, как и развитие тела в ущерб интеллектуальности» [13, с. 174].
Вслед за В.Г. Белинским Н.А. Добролюбов писал: «Первое требование всякого учителя и воспитателя относительно детских книг состоит, разумеется в том, чтобы книжки эти были полезны для умственного и нравственного развития детей» [13, с. 289]. Говоря о детской книге, он утверждал, что «она должна давать занятие его мыслительной способности, будить его любознательность, знакомить его, сколько возможно, с действительным миром, его окружающим, и, наконец, укреплять в ребенке простое нравственное чувство, присущее человеческой природе, не искажая его правилами искусственной морали» [13, с. 303]. Он отмечал в журналах «Лучи» и «Звездочка» направления нравственное и патриотическое [13, с. 337]. Задачей воспитания считал «возможно полное и правильное развитие личной самостоятельности ребенка и всех духовных сил, заключающихся в его натуре». Поэтому и в книгах для детей «должны сообщаться положительные сведения о мире и человеке, рассказы из действительной жизни, разъяснение тех вопросов, которые теперь волнуют общество.» [13, с. 344].
Русский педагог К.Н. Модзалевский, анализируя журналы для детей, отмечал, что «беллетристический отдел должен способствовать развитию, на конкретных образах, нравственных понятий.» [25, с. 143]. Он пояснял, что чтение должно быть «деятельное (активное), вдумчивое, а потому разумное и благотворно, воспитательно влияющее на развитие характера подростающаго поколения» [25, с. 143]. А журнал, «ведомый в известной системе. в своем научном отделе, и юных читателей своих будет приучать к упорядочению их сведений, к сосредоточенному мышлению, т.-е. будет действительно способствовать их умственному развитию.» [25, с. 149].
Педагог В.П. Острогорский заявлял, что детский журнал должен представлять «великолепнейшие сборники для чтения, в самом деле образующие душу юношества, сборники, украшенные прекраснейшими картинками, полными смысла, прекраснейшими пьесами, музыкальными, развивающими детский вкус, влияющими на развитие в детях чувства гармонии» [26, с. 47].
Лучшие редакторы XIX в. рассматривали детские журналы не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса и идейных убеждений. Поэтому они стремились включать в журналы научные, философские, критические материалы и литературно-художественные произведения.
Составитель указателя «Что читать детям до 15 лет» М. Лемке задачи детского чтения сводила к следующему: «Побуждать ум к самостоятельному мышлению, направить его, сделать более тонким, восприимчивым, развить самодеятельность, работоспособность, критическую мысль, проницательность, уменье и ловкость выражать свои мысли. Это с одной стороны, с другой - способствовать развитию лучших чувств и подавлению худших», а также «содействовать гармоническому развитию всех элементов духовной стороны ребенка; короче - вести умственное развитие параллельно с нравственным и эстетическим» [27, с. 4].
Педагог М.Н. Васильевский видел значение детского журнала в том, что он должен «развивать в них эстетический вкус и любознательность, направлять жи-выя способности ребенка на верный путь доброй нравственности и полезнаго труда, воспитывать в детях любовь к родине и ко всему человечеству, наглядными примерами из истории и жизни замечательных людей подготовлять детей и юношей к полезной деятельности и разумной семейной жизни, а научно-популярными сведениями расширять их умственный кругозор» [17, с. 10]. Он же отмечал, что чтение журнала «должно и развивать ум ребенка, и воспитывать его, т.-е. и снабжать знаниями, и влиять на сердце» [17, с. 12], а также что «воздействие на склад детского характера тоже должно входить в задачу журнала» [17, с. 13]. Он писал, что необходимо «развивать у детей общественныя чувства, разумное желание знать жизнь природы, жизнь всего внешняго мира» [17, с. 13]. Детский журнал, по его мнению, должен «не стирать самобытность и оригинальность ребенка, а поддерживать их и развивать в направлении к добру» [17, с. 15]. Кроме того «развитие художественного вкуса в детях должно быть поставлено журналом в основу его влияния, в его главнейшую воспитательную задачу» [17, с. 21].
Как видим, педагоги, библиографы, литераторы раскрывали направления развития детей, дополняя друг друга, и, значит, направления развивающей журналистики, которые должны быть представлены в детско-юношеских изданиях.
Для молодой аудитории чтение не только книг, но и периодики во многом содействует развитию и становлению личности благодаря интеллектуальному познанию и осмыслению мировоззренческих систем.
В 20-30-е годы XX в. разветвленная сеть детско-юношеских газет и журналов была призвана решать важную задачу - формировать мировоззрение человека нового типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей советского общества, политически грамотных и идейно убежденных. Пресса старалась заинтересовать читателей в саморазвитии и самосовершенствовании.
На страничке «Красная молодежь» в газете г. Глазова «Жизнь крестьянина» (XIV) отмечалось, что молодежь в коммунистических юношеских организациях должна «воспитать себя политически, развить свои способности, приучиться к коллективной работе, выковать сознательных борцов за коммунизм» (цит. по [28, с. 122]).
Газета г. Ижевска «Юный металлист» призывала: «Если, ты, (так в тексте. -Г.С. ) член Союза и рабочий подросток хочешь развиваться как умственно, так и физически, то иди и запишись в тот или иной кружок» (XV).
На IV съезде удмуртских учителей в 1926 г. подчеркивалась важная роль детской национальной литературы в формировании мировоззрения учащихся. В опубликованной республиканской газетой «Удмуртская правда» «Речи секретаря ЦК ВКП(б) тов. А. Андреева на 1 -м совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ» прозвучало требование «изгонять из детской литературы все то, что идет вразрез с развитием правильного художественного вкуса детей» (XVI).
Значение удмуртской детской газеты «Дась лу!» («Будь готов!») в развитии юных читателей сформулировано очень точно в заголовке статьи «Товарищ и советчик детей» (XVII). Поскольку дети хотят все знать, они обращались с вопросами в редакцию газеты, а ответы давали ученые, доценты, кандидаты наук. Чтобы помочь детям лучше понимать жизненные вопросы, в «Дась лу!» печатались статьи, разъясняющие советские законы, права и обязанности советского человека. Для развития патриотизма мальчиков и юношей - будущих солдат -была открыта рубрика «Школа юного армейца», публиковались материалы о службе связистов, десантников, разведчиков, мотострелков. Нравственному развитию содействовали материалы под рубрикой «Никто не забыт, ничто не забыто», знакомящие юных читателей с жизнью ветеранов войны и труда. Эстетическому развитию способствовали публикации произведений удмуртских поэтов и писателей. Газета знакомила читателей с жизнью и творчеством композиторов и художников. Редакция обращалась к родителям с призывом содействовать детям в развитии их любознательности.
В резолюции X пленума ЦК ВЛКСМ «О культурно-массовой работе ВЛКСМ», опубликованной в газете «Егит большевик» («Молодой большевик»), отмечалось, что «массовая культурная работа должна быть подчинена задаче воспитания из молодежи развитых, преданных партии, энергичных бойцов за овладение высотами техники, культуры и науки» (XVIII).
Молодежные газеты последующих поколений продолжают традицию развития своей аудитории. Редактор газеты «Комсомолец Удмуртии» в заявлении на регистрацию издания (1990 г.) в числе основных задач указал «содействие построению гражданского общества, социальному, духовному, культурному становлению и развитию личности молодого человека.» (XIX, л. 1).
Учредители независимой общественно-политической газеты молодежи Удмуртии «Курьер» в ряд вопросов, предполагаемых для освещения на страницах издания, включили следующий: «Способствовать социальному, духовному, культурному становлению и развитию личности молодого человека» (XIX, л. 4).
При регистрации газеты «Курьер-2» (1992 г.) в состав примерной тематики вошло и «социальное, духовное, культурное развитие личности молодого человека» (XX, л. 1). Такое же тематическое направление указали учредители газеты «Родство» (1994 г.) (XXI, л. 1).
Е.Л. Пономарёва и В.В. Чаречанская назначением детского журнала считали «не просто нести познавательную информацию, пробуждать потребность узнать, дойти до сути явлений, но и влиять на развитие способностей, формирование личности» [6, с. 3]. По их мнению, конструктивный принцип современного детского журнала заключается в том, чтобы, давая максимально адаптированную к возрасту информацию для восприятия и освоения, содействовать развитию и становлению личности. Кроме того задача состоит в том, чтобы расширять
словарный запас детей, показывая взаимодействие слов и конкретных явлений [6, с. 5], а также развивать «способности самостоятельно пополнять свои знания» [6, с. 8]. Отличительной чертой журнала «Миша» была названа «ставка на развитие интеллекта детей» [6, с. 11]. Детские журналы содействуют развитию памяти (благодаря публикации стихотворений) и воображения, а также умственному и творческому развитию детей (благодаря игровым задачам, головоломкам и т. п.) [6, с. 14].
Можно с уверенностью заявлять о важности выпуска детско-юношеских самодеятельных газет и журналов, поскольку их цель - «развитие творческой свободы и творческой активности детей», наряду с чем «обогащается, развивается их духовный и нравственный мир» [29, с. 49]. Как отмечала Е.О. Смирнова, «литература приобщает его (ребенка. - Г.С.) к отечественной и мировой культуре и вообще имеет исключительно важную роль в речевом, эстетическом, личностном и познавательном развитии ребенка» [30, с. 50].
Православно-исторический журнал для детей и юношества Удмуртии «Витязь» представляет деятельность Ижевской городской молодежной общественной организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Витязи», целью которой является «содействие воспитанию гармонически развитой, здоровой в физическом, морально-нравственном отношении, духовно полноценной молодежи, имеющей активную жизненную позицию и развитое патриотическое сознание, готовой к общественно-полезному труду и защите Отечества» (XXII).
Редактор ижевского журнала «Рюкзачок с сюрпризом», обращаясь к юным читателям, писал: «В каждом номере мы стараемся затронуть тему, интересную детям и стимулирующую их духовное, интеллектуальное и культурное развитие» (XXIII).
В газете студентов Удмуртского государственного университета «Универ. ги» одна из рубрик называлась «Читая развиваемся» и в ней, например, был опубликован материал «Изучение новых языков способствует развитию. » (XXIV).
Исследования направлений развивающей журналистики в прессе для молодой аудитории, проводимые автором с 2005 г., показали, что детско-юношеская и молодежная пресса Удмуртии содействует развитию социальной активности молодежи [31], чувства патриотизма и интернационализма [32], медиакультуры [33], языковой и речевой культуры, способствующей развитию мышления и самовыражения [34], а также содействует эстетическому развитию и формированию художественного вкуса [35], что подтверждается анализом медиапроектов республики [36].
Заключение
Таким образом, исследования показали следующее:
• для определения понятия «развивающая журналистика» существует достаточно полная теоретическая база в виде статей и диссертационных работ, но само понятие не сформулировано;
• основой понятия «развивающая журналистика» служит понятие «развитие», которое рассмотрено с разных точек зрения: философской, социологической, психологической, педагогической, лексической. Анализ дефиниций показал
многоаспектность понятия «развитие», подразумевающего, в конечном итоге, всестороннее качественное преобразование (совершенствование) личности ребенка под воздействием (при соучастии) взрослого человека (родителя/воспитателя/педагога) в соответствии с возрастными особенностями;
• появление и функционирование развивающей журналистики обусловлено запросами/потребностями общества, заинтересованного во всестороннем развитии подрастающего поколения граждан;
• для содействия всестороннему развитию подрастающего поколения, то есть содействия становлению гармонически развитой, здоровой в физическом, морально-нравственном отношении, духовно полноценной молодежи, имеющей активную жизненную позицию и развитое патриотическое сознание, готовой к общественно-полезному труду и защите страны, развивающая журналистика должна представлять материалы по нескольким направлениям для решения следующих задач:
- формирование нравственного чувства,
- формирование патриотического чувства, любви к Родине и человечеству,
- подготовка к труду, развитие работоспособности, подготовка к практической жизни и полезной деятельности,
- подготовка к служению общему делу, разъяснение вопросов, которые волнуют общество, формирование идейных убеждений, развитие гражданской активности,
- развитие любознательности, знакомство с окружающим миром, подготовка к приобретению знаний, развитие способности самостоятельно пополнять знания, расширение кругозора в области техники, культуры и науки,
- развитие социальное, духовное, культурное,
- развитие умственных способностей и критического мышления, развитие умения мыслить и выражать свои мысли,
- развитие характера, формирование личности, развитие личной самостоятельности,
- развитие словарного запаса, медиакультуры, языковой и речевой культуры,
- развитие эстетического чувства и чувства изящного, развитие художественного вкуса и чувства гармонии,
- развитие творческих способностей, в том числе литературных, и активности, развитие памяти и воображения;
- развитие здоровья и крепости тела, развитие чувства любви, подготовка к разумной семейной жизни,
- развитие лучших чувств и подавление худших.
В целом развивающая журналистика - главный компонент журналистики для молодежной аудитории, поскольку содействует личностному и гражданскому становлению российской молодежи.
Источники
I - Развиваемся играя // Большая медведица. - 2014. - Вып. 1. - С. 34-35.
II - Педагогическая энциклопедия: в 4 т. - М.: Совет. энцикл., 1966. - Т. 1. - 831 стб. II - Большой толковый психологический словарь. - М.: Вече: АСТ, 2000. - М.: Вече, АСТ, 2000. - Т. 1. - 592 с.
IV - Большой академический словарь русского языка: в 30 т. - М.; СПб.: Наука, 2013. -
Т. 22. - 742 с.
V - Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов. - М.: ОНИКС 21 век: Мир и
Образование, 2004. - 896 с.
VI - Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 672 с.
VII - Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. - Т. III. - 692 с.
VIII - Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. - М.: Азбуковник, 2008. - 1175 с.
IX - Словарь русского языка: в 4 т. - М.: Рус. яз. - Т. 3. - 1984. - 752 с.
X - Рекламный проспект. - Пг.: Изд-ца Е.Н. Альмединген, 1915. - 4 с.
XI - Из «Контрольных цифр развития народного хозяйства СССР на 1959 -1965 годы»,
утвержденных единогласно 5 февр. 1959 г. // Советская печать в документах. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 417-425.
XII - Советская печать должна быть самой сильной и самой боевой! Выступление товарища Н.С. Xрущёва на приеме советских журналистов в Кремле 14 нояб. 1959 г. // Советская печать в документах. - М.: Госполитиздат, 1961. - С. 470.
XIII - Оберемко В. Поднять голову к небу. Дирижер Владимир Минин - о том, как вернуть нашу гордость // АиФ. - 2015. - 25 февр.-3 марта. - № 9. - С. 3.
XIV - Красная молодежь // Жизнь крестьянина. - 1920. - 7 нояб.
XV - Луковников Н. План политико-просветительной работы по г. Ижевску на летний период времени // Юный металлист. - 1922. - 24 мая.
XVI - Речь секретаря ЦК ВКП(б) тов. А. Андреева на 1-м совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ // Удмуртская правда. - 1936. - 10 февр.
XVII - Товарищ и советчик детей // Светлый путь. - 1971. - 25 сент.
XVIII - О культурно-массовой работе ВЛКСМ: Резолюция X пленума ЦК ВЛКСМ - // Егит большевик = Молодой большевик. - 1935. - 2 янв.
XIX - Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР) Ф. Р-1695. Оп. 1. Д. 31.
XX - ЦГА УР. Ф. Р-1695. Оп. 1. Д. 162.
XXI - ЦГА УР. Ф. Р-1695. Оп. 1. Д. 143.
XXII - ИГМОО «Витязи» // Витязь. - 2000. - № 2. - С. 3.
XXIII - Дорогие ребята! // Рюкзачок с сюрпризом. - 2010. - № 1. - С. 3.
XXIV - Андреева И. «Изучение новых языков способствует развитию ...» // Универ.ги. -2010. - № 7. - С. 6.
Литература
1. Дунас Д.В. Развитие и современное состояние теоретических исследований журналистики и СМИ в России: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2016. - 24 с.
2. Пушкарёва М.Д. Советские детские журналы и их воспитательно-образовательное значение в средней школе (5-7 классы): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1950. - 117 с.
3. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 320 с.
4. Исакова Н.Н. Советские пионерские журналы тридцатых годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Петрозаводск, 1972. - 22 с.
5. Капустина Г.Л. «Пионерская правда» как феномен детско-юношеской образовательной журналистики // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 176-186.
6. Пономарёва Е.Л., Чаречанская В.В. Особенности работы редактора над детским периодическим изданием // Издательское дело: Науч.-техн. информ. сб. - М., 1998. -Вып. 1. - С. 1-23.
7. Старкова Г.И. Детский журнал как явление развивающееся и развивающее // Современные соц.-полит. технологии: проблемы теории и общественной практики: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2005. - С. 243-249.
8. Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - М., 2012. - 69 с.
9. Капустина Г.Л. Современная детская газета как тип издания: Дис. ... канд филол. наук. - Тамбов, 2014. - 212 с.
10. Грабельников А.А. Развивающая журналистика в отечественных СМИ // Ценностные ориентиры современной журналистики: Сб. науч. ст. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 63-84.
11. Косолапова Д.И. Информационно-коммуникативная активность детей и подростков в ювенильных СМИ // Научно-методические основы модели саморазвивающегося информационно-образовательного пространства. - М., 2014. - С. 71-79.
12. Терновская В. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе и детском чтении // Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Детская лит., 1983. - С. 3-38.
13. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. - М.: Детская лит, 1983. - 432 с.
14. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические высказывания. - М.: Учпедгиз, 1936. -385 с.
15. Толль Ф.Г. Наша детская литература: Опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении. -СПб., 1862. - 332 с.
16. Детская литература / Сост. Н.В. Чехов. - М.: Польза, 1909. - 256 с.
17. Васильевский М.Н. Нужен ли детям детский журнал. - СПб.; М.: Изд. тов-ва М.О. Вольф, 1911. - 23 с.
18. Налимов А. Движения в толковании книги для детей // Воспитание и обучение. -1917. - № 7-9. - Стб. 152-155.
19. Новая детская литература / Сост. С. Рагозина. - Л.; М.: Книжный угол, 1924. - 144 с.
20. Н.К. Крупская о детской литературе и детском чтении: Статьи и высказывания. -М.: Детгиз, 1954. - 80 с.
21. Сухоруков К.М. Основные типы и виды современных российских газетных и журнальных изданий // Издательское дело и редактирование: Теория. Методика. Практика: Межвед. сб. науч. тр. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - Вып. 4. - С. 28-47.
22. Фролова С.В. Российские периодические издания для детей // Начальная школа. -2003. - № 1. - С. 108-113.
23. Ежова С.И. Самоактуализация подростков средствами периодической школьной прессы: Дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2005. - 171 с.
24. Капустина Г. Аудитория детского периодического издания: понятия, показатели, структура // Акценты: Альманах. - 2012. - Вып. 1-2. - С. 14-25.
25. Модзалевский К.Н. Что такое детская книга и детский журнал и чем они должны быть? // Русская школа. - 1891. - № 5-6. - С. 134-149.
26. Острогорский В.П. Двадцатипятилетие журнала «Детское чтение». Пер. второй с июля 1877 по декабрь 1878 год включительно // Педагогический сб. - 1894. - № 1.
27. Лемке М. Что читать детям до 15 лет. Указатель более 600 лучших детских книг со вступительной статьей. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1910. - 86 с.
28. Старкова Г.И. Лексические средства создания образа юношества и его деятельности в периодике Удмуртии 1920-х гг. // Пресса и власть на уроках у свободы слова: Материалы науч.-практ. конф. «300 лет российской газете. Региональная пресса. 1703-2003», «10 лет специальности "Журналистика" и 5 лет факультету журналистики УдГУ». - Ижевск, 2006. - С. 119-125.
29. Юмашева Н. Детско-юношеская самодеятельная газета в летнем оздоровительном лагере // Народное образование. - 2000. - № 4-5. - С. 49-56.
30. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура в аспекте психологии развития ребенка // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2009. - № 2. - С. 44-52.
31. Старкова Г.И. Стенные газеты как форма проявления и средство развития социальной активности молодежи Удмуртии в 20-е годы XX века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 5, ч. 2. - С. 191-201.
32. Старкова Г.И. Детский журнал как средство развития чувства патриотизма и интернационализма // Вестн. Удмурт. ун-та. - 2005. - № 5. - С. 24-30.
33. Старкова Г.И. Школьные газеты как средство развития и реализации медиакультуры учащихся // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы - V: Материалы Междунар. науч. конф. - Екатеринбург: Изд-во Урал. фед. ун-та, 2015. - С. 38-43.
34. Старкова Г.И. Детско-юношеская пресса как средство развития языковой культуры юных читателей: история и современность // Современная журналистика: тенденции и особенности развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М.: ИГОиИТ, 2010. - С. 204-212.
35. Старкова Г.И. Вклад советской детско-юношеской прессы в эстетическое развитие школьников Удмуртии // Издат. дело в регионах России: традиции и новации: Сб. науч. ст. - Ижевск: Удм. гос. ун-т, 2017. - С. 115-120.
36. Старкова Г.И. Удмуртская детско-юношеская периодика в контексте развития молодежи: из века XX в век XXI // Ежегодник финно-угорских исследований. -2017. - Т. 11, Вып. 3. - С. 143-156.
Поступила в редакцию 16.04.18
Старкова Галина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и книговедения
Удмуртский государственный университет
ул. Университетская, д. 1/1, г. Ижевск, 426034, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2018, vol. 160, no. 4, pp. 925-942
Educational Journalism: Concept Definition
G.I. Starkova
Udmurt State University, Izhevsk, 426034 Russia E-mail: [email protected]
Received April 16, 2018
Abstract
In the paper, for the first time, an attempt has been made to define the concept of educational journalism and to reveal its essence as a fundamental type of journalism in children's and youth press. An extensive theoretical database (dictionaries and encyclopedias, dissertations, articles of Russian teachers and researchers, as well as media projects for young audiences) has been considered. The definitions of the notion "development" as the basis of educational journalism have been analyzed. It has been shown that the emergence of educational journalism and its functioning in newspapers and magazines are determined by the social request, because it is the main component of journalism for children and young people that promotes development (education, enlightenment, attitude development, formation) and socialization, personal and civil development of young people. The analysis of the definitions has shown the multidimensionality of the notion "development", which ultimately implies a comprehensive qualitative transformation (improvement) of the child's personality under the influence (with complicity) of an adult (parent / educator / teacher) according to age characteristics. Starting from the 19th century, Russian teachers, bibliographers, and writers uncovered the areas of development of children and young people, complementing each other, and therefore, the areas of educational journalism, which should be presented in the projects of children and young people. In general, educational journalism is the main component of journalism for the youth audience, because it contributes to the personal and civic development of the Russian youth. Examples of the implementation of various areas of educational journalism in the children's and youth press of Udmurtia have been given.
Keywords: educational journalism, definition of concept, theoretical basis, social request, directions of educational journalism, children's and youth press of Udmurtia
References
1. Dunas D.V. The development and modern state of theoretical research in journalism and mass media in Russia. Extended Abstract of Cand. Philol. Sci. Diss. Moscow, 2016. 24 p. (In Russian)
2. Pushkareva M.D. Soviet children's journals and their importance in upbringing and education in middle school (5-7 years of school). Cand. Pedagog. Sci. Diss. Moscow, 1950. 117 p. (In Russian)
3. Lazutina G.V., Raspopova S.S. Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva [Genres of Journalism]. Moscow, AspektPress, 2011. 320 p. (In Russian)
4. Isakova N.N. Soviet pioneer journals of the 1930s. Extended Abstract of Cand. Philol. Sci. Diss. Petrozavodsk, 1922. 22 p. (In Russian)
5. Kapustina G.L. The newspaper "Pionerskaya Pravda" as a phenomenon of educational journalism for children and young people Vestnik Voronezhskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Filologiya. Zhurnalistika, 2012, no. 1, pp. 176-186. (In Russian)
6. Ponomareva E.L., Charechanskaya V.V. Specifics of the editor's work on children's periodicals. Izdatel'skoe Delo, 1998, no. 1, pp.1-23. (In Russian)
7. Starkova G.I. Children's magazine as a phenomenon undergoing developing and meant for development. Sovremennye sots.-polit. tekhnologii: problemy teorii i obshchestvennoi praktiki: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Modern Social-Politial Technologies: Problems of Theory and Social Practice: Proc. All-Russ. Sci.-Pract. Conf.]. Izhevsk, Izd. UdGU, 2005, pp. 243-249. (In Russian)
8. Tsymbalenko S.B. Acmeological grounds for development of the younger generation in the system of informational and communicative interactions. Extended Abstract of Doct. Pedagog. Sci. Moscow, 2012. 69 p. (In Russian)
9. Kapustina G.L. Modern children's newspaper as a type of published edition. Cand. Philol. Sci. Diss. Tambov, 2014. 212 p. (In Russian)
10. Grabel'nikov A.A. Developing journalism in Russian mass media. In: Tsennostnye orientiry sovremen-noizhurnalistiki [Values of Modern Journalism]. Penza, Izd. PGU, 2016, pp. 63-84. (In Russian)
11. Kosolapova D.I. Informational and communicative activity of children and adolescents in mass media for juveniles. In: Nauchno-metodicheskie osnovy modeli samorazvivayushchegosya infor-matsionno-obrazovatel'nogo prostranstva [Scientific and Methodological Foundations of the Model of Self-Developing Information and Educational Space]. Moscow, 2014, pp. 71-79. (In Russian)
12. Ternovskaya V. V.G. Belinskii, N.G. Chernyshevskii, N.A. Dobrolyubov on children's literature and reading. In: Belinskii V.G., Chernyshevskii N.G., Dobrolyubov N.A. O detskoi literature [On Children's Literature]. Moscow, Detskaya Lit., 1983, pp. 3-38. (In Russian)
13. Belinskii V.G., Chernyshevskii N.G., Dobrolyubov N.A. O detskoi literature [On Children's Literature]. Moscow, Detskaya Lit., 1983. 432 p. (In Russian)
14. Dobrolyubov N.A. Izbrannye pedagogicheskie vyskazsvaniya [Selected Pedagogical Quotations]. Moscow, Uchpedgiz, 1936. 385 p. (In Russian)
15. Toll' F.G. Nasha detskaya literatura: Opyt bibliografii sovremennoi otechestvennoi detskoi litera-tury, preimushchestvenno v vospitatel'nom otnoshenii [Our Children's Literature: The Bibliography of Russian Modern Literature for Children, Mainly in Educational Terms]. St. Petersburg, 1862. 332 p. (In Russian)
16. Chekhov N.V. Detskaya literatura [Children's Literature]. Moscow, Pol'za, 1909. 256 p. (In Russian)
17. Vasil'evskii M.N. Nuzhen li detyam detskii zhurnal [On Whether Children Need a Children's Magazine]. St. Petersburg, Moscow, Izd. Tov-va. M.O. Vol'f, 1911. 23 p. (In Russian)
18. Nalimov A. Movements in explaining books to children. Vospitanie i Obuchenie, 1917, nos. 7-9, col. 152-155. (In Russian)
19. Ragozina S. Novaya detskaya literatura [New Children's Literature]. Leningrad, Moscow, Knizhnyi Ugol, 1924. 144 p. (In Russian)
20. N.K. Krupskaya o detskoi literature i detskom chtenii: Stat'i i vyskazyvaniya [N.K. Krupskaya on Children's Literature and Children's Reading: Articles and Statements]. Moscow, Detgiz, 1954. 80 p. (In Russian)
21. Sukhorukov K.M. major types of Russian modern papers and magazines. In: Izdatel'skoe delo i redaktirovanie: Teoriya. Metodika. Praktika [Publishing and Editing: Theory. Methods. Practice]. Moscow, Izd. MGUP, 2000, no. 4, pp. 28-47. (In Russian)
22. Frolova S.V. Russian periodicals for children. Nachal'naya Shkola, 2003, no. 1, pp. 108-113. (In Russian)
23. Ezhova S.I. Self-actualization of adolescents by means of school periodicals. Cand. Pedagog. Sci. Diss. Yaroslavl, 2005. 171 p. (In Russian)
24. Kapustina G. The audience of children's periodicals: concepts, indicators, structure. Aktsenty, 2012, nos. 1-2, pp. 14-25. (In Russian)
25. Modzalevskii K.N. What is a children's book and a children's magazine and what should they be? Russkaya Shkola, 1891, nos. 5-6, pp. 134-149. (In Russian)
26. Ostrogorskii V.P. Twenty-fifth anniversary of the magazine "Detskoe Chtenie". Per. second, from July 1877 to December 1878. Pedagogicheskii Sbornik, 1894, no. 1. (In Russian)
27. Lemke M. Chto chitat' detyam do 15 let. Ukazatel' bolee 600 luchshikh detskikh knig so vstupitel'noi stat'ei [What Children up to 15 Years Old Should Read. Index of over 600 Best Children's Books with an Introductory Article]. St. Petersburg, Tip. M.M. Stasyulevich, 1910. 86 p. (In Russian)
28. Starkova G.I. Lexical means of creating an image of the youth and their activities in the periodicals of Udmurtia during the 1920s. Pressa i vlast' na urokakh u svobody slova: Materialy nauch.-prakt. konf. "300 let rossiyskoi gazete. Regional'naya pressa. 1703-2003 ", "10 let spetsial'nosti "Zhur-nalistika " i 5 let fakul'tetu zhurnalistiki UdGU" [The Press and Authorities in the Lessons of Freedom of Speech: Proc. Sci.-Pract. Conf. "300 Year Anniversary of Russian Newspaper. Regional
Press. 1703 - 2003", "10 Year Anniversary of the Specialty "Journalism" and 5 Year Anniversary of the Faculty of Journalism of UdSU"]. Izhevsk, 2006, pp. 119-125. (In Russian)
29. Yumasheva N. Amateur newspapers created by children and young people at summer camps. Narodnoe Obrazovanie, 2000, nos. 4-5, pp. 49-56. (In Russian)
30. Smirnova E.O. Modern children's subculture in the aspect of child development psychology. Voprosy Psikhicheskogo Zdorov ya Detei iPodrostkov, 2009, no. 2, pp. 44-52. (In Russian)
31. Starkova G.I. Wall press as a form of manifestation and means of developing youth social activity in Udmurtia in 1920s. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2009, vol. 151, no. 5, pt. 2, pp. 191-201. (In Russian)
32. Starkova G.I. Children's magazine as a means of developing a sense of patriotism and internationalism. Vestnik Udmurtskogo Universiteta, 2005, no. 5, pp. 24-30. (In Russian)
33. Starkova G.I. School newspapers as a means of developing and implementing students' media culture. Knizhnoe delo: dostizheniya, problemy, perspektivy - V: Materialy Mezhdunar. nauch. konf. [Book Publishing: Achievements, Problems, Perspectives - V: Proc. Int. Sci. Conf.]. Yekaterinburg, Izd. Ural. Fed. Univ., 2015, pp. 38-43. (In Russian)
34. Starkova G.I. Children and youth press as a means of developing the language culture of young readers: History and modernity. Sovremennaya zhurnalistika: tendentsii i osobennosti razvitiya: Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern Journalism: Trends and Features of Development: Proc. Int. Sci.-Pract. Conf.]. Moscow, IGOiIT, 2010, pp. 204-212. (In Russian)
35. Starkova G.I. The contribution of the Soviet youth press to the aesthetic development of schoolchildren in Udmurtia. Izdatel'skoe Delo v Regionakh Rosii: Traditsii i Novatsii [Publishing in Russian Regions: Traditions and Innovations]. Izhevsk, Udmurt. Gos. Univ., 2017, pp. 115-120. (In Russian)
36. Starkova G.I. The Udmurt periodicals for children and young people in the context of youth development: from the 20th to 21th century. Ezhegodnik Finno-Ugorskikh Issledovanii, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 143-156. (In Russian)
Для цитирования: Старкова Г.И. Развивающая журналистика: к определению понятия // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2018. - Т. 160, кн. 4. - С. 925-942.
For citation: Starkova G.I. Educational journalism: Concept definition. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 4, pp. 925-942. (In Russian)