ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ДИНАСТИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ВЛАСКИНА М.И., КУЗНЕЦОВА Л.И.
Статья раскрывает аспекты воспитание будущих педагогов на основе традиций педагогических династий в программе опытно-экспериментальной работе Педагогического колледжа №10 города Москвы. Программа воспитательной работы колледжа включает в себя направление профессионального самоопределения и выбору педагогической профессии.
Article opens aspects education of the future teachers on the basis of traditions of pedagogical dynasties in the program to skilled-experimental work of Teacher training college №10 cities of Moscow. The program of educational work of college includes a direction of professional self-determination and to a choice of a pedagogical trade.
Новая образовательная идеология заставляет пересмотреть традиционные представления о социальной сущности образования: необходимо готовить выпускников школ к жизни в современном обществе, к выбору профессии, которая вносит вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения. К такой профессии относится профессия «учитель».
От профессионально-педагогического образования требуется совершенствование подготовки будущих учителей и воспитателей, от порядочности, чести, убежденности которых зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. Когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным в своих силах и правильности выбранного пути.
«Чтобы выстроить эффективную воспитательную систему подготовки профессиональных педагогических кадров, конкурентоспособных на современном рынке труда, необходимо иметь представление о спектре ближайших интересов современной молодёжи, их нацеленности на освоение выбранной педагогической специальности и отношение к основным жизненным ценностям и приоритетам общества». [1, с.8]
Воспитание будущих педагогов на основе традиций педагогических династий - одно из направлений Программы воспитания будущего педагога Педагогического колледжа №10 г. Москвы на 2009 -2012 годы в рамках городской экспериментальной площадки под руководством академии РАО Е.В. Ткаченко.
Для создания социального портрета студента колледжа проведены опросы абитуриентов, студентов, родителей, выпускников, работодателей. Использовалась анкета, разработанная в НИИ развития профессионального образования И.В. Смирновым и Е.В. Ткаченко, и скорректированная для педагогических колледжей Л.Н. Михалёвой и Т.В. Кожекиной Это позволило выявить социальное положение обучающихся, их жизненные ценности и приоритеты. «Обнаружились основные проблемы педагогического колледжа: низкие качества наборов, их случайный характер, неумение и нежелание читать книги, желание учиться только для того, чтобы быстрее стать самостоятельным и зарабатывать деньги, завышенные требования к обществу, государству и заниженные к себе » [2, с.53].
Мотивами выбора профессии становятся «желание в будущем иметь хороший материальный заработок» - 17%, «стремление стать самостоятельным и материально независимым» - 21%, «желание получить хорошую профессиональную подготовку - 39%» [1, с. 12].
Научно-исследовательская деятельность по построению воспитательного процесса выстраивается таким образом, чтобы ответов « желание получить хорошую профессиональную подготовку в области педагогического образования» было с каждым годом больше. При этом
мы должны решить педагогическую проблему высокой сложности: за 4 года должны быть подготовлены не просто специалисты, а учителя и педагоги-воспитатели нового поколения, по своим нравственно-эстетическим качествам соответствующие требованиям современного общества. Еще до поступления в педагогическое учебное заведение важно формировать у школьников психологическую готовность к будущей педагогической деятельности. Кто может помочь колледжу в обеспечении психологической готовности студентов пойти учиться в педагогический колледж, а затем работать в образовательном учреждении?
Ответы респондентов на вопрос: «Кто повлиял на выбор колледжа и специальности?», представленные в таблице 1, показывают самый низкий процент участия школ в ориентации учеников на педагогическую специальность по сравнению с родителями и другими. Можно сделать вывод: в школе профориентационная работа на педагогическую профессию практически не проводится [2, с.24].
Таблица 1.
Варианты ответов 2007 год,% 2008 год,% 2009 год,%
Учителя школ 0 1 2
Родители 40 32 30
Самостоятельно 38 48 50
Семейная традиция 4 6 9
Другое 18 13 9
Педагогический коллектив взял на себя ответственность, сформировать позитивное отношение к получаемой профессии, особенно у первокурсников, не имеющих чётких представлений о будущей профессии. Для решения этой задачи использовались различные формы и методы (беседы, сочинения, Фестиваль студенческих проектов, конкурс «Педагогический дебют» и другие)
В последние годы, занимаясь проектной деятельностью, студенты все чаще обращаются к сущности и специфики педагогической профессии. На Фестивале студенческих проектов 2011 года один из проектов был посвящен педагогическим династиям. Члены семей, представляющих династии, работают или учатся в колледже. Их примерно 15 % от общей численности студентов и преподавателей. Разработали проект по этой теме и представили в виде портфолио и презентации студенты групп 320-а и 320-б.
Студенты рассказали о педагогических династиях, к которым они принадлежат и отметили свою увлеченность будущей педагогической профессией вслед за родственниками. Говорили: «Когда продолжателями дела своих родителей-педагогов становятся их дети, можно быть уверенным, что здесь нет ошибки».
Сидоренко Таня, студентка 320-б группы, рассказала: «Во многих семьях дети выбирают ту же профессию, что и их родители. Моя мама работала в детском саду в ясельной группе, с самыми маленькими детьми. Я посещала этот же детский сод и иногда заходила к маме в группу. Мне очень нравилось играть с малышами. Дома мама рассказывала, как прошел ее рабочий день, что интересного происходило с малышами...»
Лунина Катя: «Моя мама - педагог в детском саду. Детей она воспитывает с любовью, как родных, учит хорошему. Как воспитатель, она, многое умеет: красиво рисует, делает различные поделки. Я тоже хочу стать педагогом и детским психологом, чтобы лучше понимать детей, уметь помочь им в трудных ситуациях».
Во время таких мероприятий студенты учатся описывать опыт педагогических династий, чаще обращаться к их истории, писать о представителях таких династий.
В 2010 году, который был объявлен Годом Учителя, студенты писали сочинения о своих школьных учителях, делились впечатлениями о том, каким должен быть учитель и воспитатель, отмечали творческое начало в этой профессии. Преподаватели колледжа также написали о
том, почему они выбрали профессию педагога. Из творческих работ студентов и преподавателей было составлено два сборника творческих работ: «Году учителя посвящается» и «Учителями славится Россия».
Вот фрагменты некоторых сочинений студентов. «Вот и солнышко выглянуло», - невольно приходит в голову, когда в классе становится светлее не благодаря окнам и лампам, а от бесконечного тепла добрых глаз. Она превосходный педагог и человек, поражающий своей воспитанностью, желание понять и помочь. Остается в памяти ее улыбка, добрая и искренняя. Сейчас у нее новый класс. Всей душой ей желаю: пусть дети полюбят ее, полюбят Солнце, без этого оно погаснет» (Давиденко Аня, 312 гр.).
«Моя первая учительница поистине необыкновенный человек! И хотя она всю жизнь проработала в поселковой школе и не удостоена никаких государственных наград, она удостоена главной награды педагога - любви и доверия детей. Это ее собственные слова.» (Лыкова Лена, 311 гр.).
«Мало кто задумывается, насколько трудна профессия учителя. Чтобы правильно воспитывать ученика, учитель сам должен уметь многое: он должен быть высокообразован и всестороннее развит; должен уметь общаться и правильно излагать свои мысли, правильно строить уроки и заинтересовывать учеников; должен быть строгим, добрым, внимательным, наблюдательным, терпеливым и, конечно же, он должен любить детей. Хороший учитель всегда найдет время, чтобы поговорить с учеником, выслушать его, помочь» (Долгодворов Алеша, 312 гр.)
Программа воспитательной работы колледжа включает в себя направление профессионального самоопределения, т.е. выбора своего дальнейшего жизненного пути, встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последствий своего решения. Почти половина юношей и девушек выбирают профессию случайно, под влиянием второстепенных факторов.
В нашем колледже стало традицией проводить «Дни открытых дверей» для абитуриентов и их родителей, где они могут ознакомиться с учебным заведением, посетить мастер - классы преподавателей, поучаствовать в тестировании, ознакомиться с педагогическими династиями в колледже. У нас в колледже работают. К этой работе привлекаются выпускники педколлед-жа, работающие в образовательных учреждениях [3, с. 93-98]. В наш колледж вернулись на работу после окончания вуза двенадцать выпускников. Трое из них С.О. Фридман, Т.Ю. Зимнухова, Т.Г. Романова занимают руководящие посты, защитили кандидатские диссертации.
Эффективность воспитательной работы колледжа подтверждается и результатами опросов руководителей детских садов и школ, на базе которых студенты проходят педагогическую практику. Особенно отмечаются практические навыки, проявляемые в работе (54%). Такие результаты не приходят сами, а являются итогом экспериментальной работы учебного заведения. Она строится по обоснованным в монографии И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко принципам планирования воспитательной работы в новых условиях, т.е. в организации этой работы с учетом зоны ближайших интересов молодежи [4]. Воспитание студентов на положительных примерах педагогических династий стало замечательной традицией колледжа, которая позволяет девушкам и юношам - выпускникам колледжа - самоопределиться и самореализоваться в жизни.
Библиографический список:
1. Ельчанинова Е.Ю. Социальный портрет и мониторинг жизненных ценностей студентов педагогического колледжа : Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научнометодический сборник по итогам работы ГЭП / Научный ред. Е.В Ткаченко. - М.: Типография ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. - С. 8-18.
2. Кожекина Т.В. Мониторинг адаптационных качеств личности первокурсника: Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научно-методический сборник по итогам работы ГЭП/ Науч. ред. Е.В Ткаченко. - М.: Типография ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. - С. 24-33.
3. Семенихина О.В., Мазилина М.В Использование принципа непрерывности профориентационной работы в профессиональном становлении педагога. Принципы воспитания будущего педагога в современных условиях / Научно-методический сборник по итогам работы ГЭП/ Науч. ред. Е.В Ткаченко. - М.: Типография ООО ЦВТ «Ориентир», 2009. - С. 93-99.
4. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. - Екатеринбург: СОКРАТ, 2005. - 184 С.
Ключевые слова: студент педагогического колледжа, выбор профессии.
Keywords: choosing the profession, pedagogical education.