Научная статья на тему 'Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика'

Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ / ИГРЫ НА УРОКАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюшина С. И.

Развитие общей культуры учащихся продиктовано самой жизнью: ученик не должен быть пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Социальный заказ : сформировать социально активную инициативную творческую личность, развивая её природные задатки, склонности и индивидуальность. Активные и интерактивные методы и приемы обучения решают эту задачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика»

и навыков и социальных установок. В тренинге нуждаются семьи , которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

7. Родительские вечера- общение с родителями друга своего ребенка, обмен опытом в неофициальной обстановке. Формы: «Клуб любителей семейных путешествий», «Вечер вопросов и ответов», «В кругу друзей».

Формы совместной творческой и трудовой деятельности педагогов, родителей и детей

1. Проектная деятельность.

2. Проведение открытых мероприятий:

• «День открытых дверей», «День творчества».

3. Семейный театр -показ театрализованных представлений детей с участием родителей.

4. Кроссбукинг - семейная библиотека. Обмен прочитанными книгами.

5. Портфолио достижений своего ребенка «Я все смогу!»

6.Сетевое взаимодействие. Размещение информации о жизни группы на сайте ДОУ, на сайте педагогов позволяют родителям быть в курсе всех событий жизни дошкольного учреждения.

7. Ежеквартальный выпуск газеты «Жизнь замечательных детей».

8. «Неделя добрых дел». Экологические акции: «Подари красоту детям», «Огород на подоконнике -огородные чудеса!», «Кормушка для пичужки».

9. Участие в подготовке к праздникам, в смотрах конкурсах, в тематических выставках («Семейное хобби, увлечения, занятия»), в выпуске стенгазет, книжек - самоделок, семейных альбомов, в оформлении фотовернисажей, фотовыставок, в спортивных соревнованиях «Мы богатыри».

10. «Родители года» - поощрение родителей за участие в мероприятиях грамотами и благодарностями. Использование современных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников помогут

сформировать активную позицию воспитательной роли семьи, сделать счастливой подрастающую личность.

Список использованной литературы:

1. Горшенина В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / Горшенина В.В., Самошкина И. В., Черкасова Н.П.- Волгоград: Панорама, 2006.- 143.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 80с.

3. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с.

© Рылькова Т А., 2019

УДК 372.83

Рюшина С.И. - учитель истории и обществознания МОУ "Веселолопанская СОШ" Белгородской области

[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Аннотация

Развитие общей культуры учащихся продиктовано самой жизнью: ученик не должен быть пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Социальный

заказ : сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая её природные задатки, склонности и индивидуальность. Активные и интерактивные методы и приемы обучения решают эту задачу.

Ключевые слова:

Методы обучения, активные методы, интерактивные методы, проблемные, интерактивные лекции, практические занятия, индивидуальные и групповые проекты, игры на уроках.

Пассивные методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания, активные и интерактивные - задействуют все уровни обучения. Целью активного и интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Осуществляется: организация образовательного процесса с опорой на субъективный опыт учащихся; применение наиболее оптимальных форм обучения, методов и приемов, расширяющих кругозор школьников и их культуру на основе индивидуального и дифференцированного подхода; создание условий для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений; поддержка внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса; организация учебного процесса на основе доброжелательности и взаимно поддержки; использование способов и приемов, направленных на становление активной позиции школьников - от осознанного целеполагания до диалектического оперирования и конструктивной корректировки, реализацию творческих возможностей; создание психологического комфорта.

На уроках и внеурочной деятельности используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы. Одной из них является проблемная интерактивная лекция, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности, важно не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В проблемной лекции осуществляется общение диалогического типа, решаются познавательные задачи (ситуация - проблема, ситуация - оценка, ситуация - иллюстрация, ситуация-упражнение). Например, интерактивная лекция по обществознанию «Демократические выборы и избирательные системы » для 11 класса с применением анализа конкретных ситуаций: ситуация - проблема: «Гражданин Украины А на протяжении многих лет живет в небольшом российском городке, у него свой успешный бизнес. Его жена - гражданка РФ. Он соблюдает Конституцию РФ, исправно платит налоги. Принимает активное участие в общественной жизни города, борется за его экологию. Как вы думаете, может ли он участвовать в выборах в Государственную Думу? В выборах в органы местного самоуправления. Разрешите ситуацию». Ситуация-упражнение «В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая 30%, а третья - 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Сколько мест получит каждая партия в парламенте, если в его составе 120 человек? »

Практическое занятие - форма учебного занятия по обществознанию, где на основе полученных знаний и сформированных умений учащиеся решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности, осмысливают собственный практический и познавательный опыт с точки зрения теоретических положений, изученных в курсе обществознания. Логика проведения занятия: учитель проводит серию предварительных консультаций для осмысления школьниками круга обсуждаемых вопросов, по использованию дополнительной литературы; учащиеся могут работать в группах, парах, индивидуально, распределяются роли: консультантов, спикеров, экспертов, формируются рабочие группы; определяется круг практических заданий, а затем учащиеся выполняют задания самостоятельно, обращаясь за помощью к одноклассникам - консультантам; последний этап - обсуждение готовых решений, итог. Например, практическое занятие по обществознанию "Общение как обмен информацией» для учащихся 10 класса прошло в форме практических упражнений и игры. Игра

- упражнение «Неиспорченный телефон», цель - зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать, нацелить на овладение способами активного слушания. На этом же уроке предлагались практические упражнения по невербальному общению. Проводилась игра «Отгадай, что значит этот жест». Участники придумывали выражение, пословицу, где упоминаются жесты руками. Записывали это выражение на листок бумаги. Демонстратор из числа учащихся показывал задуманное выражение.

В конце занятия прошла защита проекта «Невербальное общение». Проект помог уяснить функции и значение невербального поведения личности.

Занятие элективного курса по обществознанию «Массовая культура» в 11 классе «Реклама в жизни современного общества» прошло в форме дискуссии (ток-шоу), учащиеся объединились в группы по своим интересам: сторонники и противники рекламы. Занятие расширило социальный опыт выпускников в умении вести спор, отстаивать свое мнение.

Опыт работы показал, что интерес к обществоведческим дисциплина растет: многие участвуют в обществоведческих конкурсах, олимпиадах, выбирают социально-гуманитарные профессии.

Список использованной литературы:

1. ФГОС ООО, ФГОС СОО

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение , 2011

3. Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное обучение. М., «Просвещение», 2011.

5. Поливанова К.Н.. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011.

6. Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в У-1Х классах средней школы //Психологическая наука и образование. - 1997 - № 1. - с. 18 -26

7. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред. В.С. Кукушина. - Изд.4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.230,

8. http://pedsovet.su/load

© Рюшина С.И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.