Невозможно не отметить гордость нашего учреждения, что послужило началом музейной деятельности, мини- музей «Русская матрешка», в котором насчитывается порядка ста пятидесяти подлинных игрушек, а также порядка пятидесяти игрушек сделанных руками родителей и детей. С большим интересом и творческой активностью родители откликнулись на предложение о создании коллекции матрешек сделанной своими руками.
Народная игрушка, согретая теплом рук, дарит ребенку доброту, красоту и заботу. Рукотворная игрушка несет послание тясячелетий, незримо держит связующую нить поколений, хранит светлое ощущение высшей гармонии. Наша задача постигать и хранить народную мудрость веков и традиций посредством развития музейной деятельности .
В настоящий момент ведется активная работа с детьми и взрослыми в виде экскурсий, мастер-классов, консультаций. Запланирована работа по созданию виртуального музея. Мы проводим работу по разработке туристических образовательных маршрутов по местам исторического бытования народных промыслов, куда самостоятельно могут отправиться родители вместе с детьми.
Народное искусство - великая сила, которая связывает, прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому, родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Список использованной литературы:
1. Лыкова И.А.Азбука народной культуры: образовательная программа духовно-нравственного воспитания и художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста.- М.:Ассоциация Народные художественные промыслы России; Издательский дом «Цветные мир», 2017.- 192 с.
2. Мацкевич Ж.В. Некоторые теоретические аспекты исследования проблемы развития детской одаренности // Психология творчества и одаренности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - Москва: МПГУ, 2018. - С.144-148.
2. Флерина Е.А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя дет.сада: Сборник статей / Под ред. и с предис. В.Д. Менджерицской, послесл. Е.Г. Батуриной. - М.: Просвещение, 1973.
© Баранова Е.А., 2019
УДК 376.22
О. Н. Гилеско
учитель истории и обществознания МОУ « Веселолопанская СОШ Белгородского района, Белгородской обл.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация
По медицинским показаниям ребенок с ОВЗ получает образование на дому по индивидуальному учебному плану. Количество часов на освоение общеобразовательной программы сокращено. У подростков с ОВЗ слабо развиты навыки коммуникативного общения, очень скудная речь, они испытывают затруднения в выражении своих мыслей, нет навыков публичного выступления. Поэтому задача педагога найти такие формы работы, которые бы позволили работать продуктивно учащимся с ОВЗ тогда, когда они оказываются в коллективе.
Ключевые слова
учащиеся с ОВЗ, интерактивные методы: « Ажурная мозаика», « мозговой штурм».
В реабилитационный центр, на медицинское лечение приезжают ребята, посещающие учебные заведения и те, кто обучается на дому. Учебный план в центре построен как учебная нагрузка занятий на дому. При изучении нового материала я использую интерактивные методики. Интерактивное обучение -это, прежде всего, диалоговое обучение. Оно позволяет изучать материал не только с помощью учебного пособия, но и с изложением нового материала учащимися. Совместная деятельность означает, что каждый ее участник вносит свой вклад, участвует в обмене знаниями, идеями. На занятиях, построенных по методу « Ажурная мозаика» изучение нового материала проходит с помощью диалога, который строится на линиях « ученик - ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах). Каждый заранее готовит изучение одного из пунктов нового материала. На уроке излагают его друг другу. При закреплении материала учитель задает проблемные вопросы, которые позволяют понять уровень полученных знаний. Метод « Ажурная мозаика» - эффективное средство в развитии диалоговой речи учащихся, а так же для закрепления полученных знаний, которые актуализируются, конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Учителю на таких уроках отводится роль координатора, следящего за работой учащихся по достижению поставленных в начале занятия целей.
Большой интерес к изучению нового материала подростки проявляют во время проведения урока методом «мозговой штурм». На таком занятии педагог выступает в роли "заказчика". Он кратко излагает суть проблемы или вопроса. Задача подростков найти пути выхода. Здесь учитель стоит на позиции медиатора, фиксирует предложения учащихся, серьёзно, относясь к каждой точке зрения, не критикуя их. Педагог стимулирует, чтобы идеи были разнообразные. Самое главное при построении уроков истории и обществознания - создать проблемные ситуации. Проблемная ситуация должна предполагать нахождение выхода, используя метод мозгового штурма. Давать задания, которые бы обогатили личный опыт учащихся. Например, проблема "сохранение денежного капитала при инфляционной экономике. Эту проблему ставлю при изучении темы "Деньги". Она звучит так: " Вы хотите купить хороший автомобиль, откладываете деньги , в стране инфляция, которая ведет к удорожанию цены на автомобили. Что вы будете делать?» Решение проблемы происходит в группах. В течение 10 минут учащиеся выдвигают идеи и, анализируя их, высказывают наилучшие варианты. Дети обычно приходят к правильным выводам: деньги, чтобы обезопасить себя от обесценивания накопленного капитала, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты ( в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в различные банковские учреждения.
На каждом этапе урока возможно использование активных и интерактивных методов обучения. Этап закрепления материала не стал исключением. При изучении темы «Формы государственного устройства» закрепление материала эффективно проводить, используя метод технологии ТРИЗ « данетка» в форме игры. Выбирается водящий, его задача, задавая вопросы, в которых описываются черты политических режимов, определить какой из трех (тоталитарный, авторитарный, демократический) загадали ребята. Вопросы должны быть поставлены таким образом, чтобы на них можно было ответить да или нет.
Таким образом, использование интерактивных методов обучения позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке, дает возможность включить всех подростков с ОВЗ в образовательный процесс. К положительным сторонам этих методов можно отнести то, что они способствуют включению учеников в самостоятельный процесс освоения нового материал, развивают коммуникативные умения и навыки, повышают учебную и познавательную мотивацию обучающихся. В их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Список использованной литературы:
1.Активные и интерактивные методы обучения: Учебное пособие / Под ред. В.И.Гребенюкова.-Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014 - 155 с.
2. МавлютинаЕ.А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права: конспекты уроков/ Авт.-сост. Е.А. Мавлютова.-Волгоград: Учитель, 2009.- 190с.
3.Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
© Гилеско О. Н., 2019