Научная статья на тему 'Искусство развивает творческие способности'

Искусство развивает творческие способности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ART / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТА / VISUAL LITERACY / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ARTISTIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Людмила Валентиновна

В статье представлено и экспериментально доказано, что занятия по изобразительному искусству в школе нужно вести специалистам начиная с первого по седьмой класс. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, без этого невозможно познать искусство, развивать творческие способности. И в этом могут помочь занятия изобразительным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art develops creative abilities

The article presents and experimentally proves that classes in fine arts in school should be conducted by specialists from the first to the seventh grade. It is necessary to study the basics of graphic literacy without this it is impossible to know art, to develop creative abilities. And this can help the art classes.

Текст научной работы на тему «Искусство развивает творческие способности»

наука без границ • № 8 (13) • 2017

педагогические науки

УДК 7.741

ИСКУССТВО РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Мальцева Людмила Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, Краснодар, РФ

В статье представлено и экспериментально доказано, что занятия по изобразительному искусству в школе нужно вести специалистам начиная с первого по седьмой класс. Необходимо изучать основы изобразительной грамоты, без этого невозможно познать искусство, развивать творческие способности. И в этом могут помочь занятия изобразительным искусством. Ключевые слова: изобразительное искусство; воспитание; изобразительная грамота; эксперимент; художественное развитие.

ART DEVELOPS CREATIVE ABILITIES

Maltseva Liudmila Valentinovna, PhD (Doct. Ped. Sci.), professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia

The article presents and experimentally proves that classes in fine arts in school should be conducted by specialists from the first to the seventh grade. It is necessary to study the basics of graphic literacy without this it is impossible to know art, to develop creative abilities. And this can help the art classes. Keywords: fine art; education; visual literacy; experiment; artistic development.

Для цитирования: Мальцева Л. В. Искусство развивает творческие способности // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 56-59.

Определенные виды изобразительного искусства, как показало исследование, вызывают интерес у определенного возраста и особенно эффективно влияют именно на художественное развитие. Изъятие любого вида искусств из круга впечатлений пагубно отражается на формировании художественной культуры человека [1].

В настоящее время изменилась структура современной школы, содержание отдельных предметов в учебном плане, содержание самих предметов. Однако положение изобразительного искусства в школе практически не изменилась, а в некоторых школах этот предмет выносят как факультативные занятия. Все это влияет на развитие ребенка.

В школах изобразительному искусству отводится один час в неделю начиная с пятого до седьмого класса. Чтобы развивать

всесторонне развитого человека во всем необходимо изобразительное искусство вводить с первого класса, и чтобы его вел специалист, а не учителя начальных классов. Несмотря на наличие широко разветвленной сети внешкольных учреждений, возникает опасность диспропорции между естественно-научным и гуманитарным образованием, что может отрицательно сказаться на уровне культуры, общественной сознательности и внутренней зрелости подрастающего человека [2, 3].

При изучении основ изобразительной грамоты предусматривается глубокое изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству в школе обусловлен, прежде всего, логикой

педагогические науки

наука без границ • № 8 (13) • 2017

изучаемого материала, его содержанием. Преподавать этот материал может только специалист в данной области.

Современное состояние образования требует существенного расширения знаний по изобразительному искусству в школе, для чего необходимо больше выделять часов. Это даст больше возможностей для самореализации ребенка на занятиях по изобразительному искусству - это его творческая деятельность. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая его прежний опыт, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия [4, 5].

Развитие воображения и фантазии у ребят - основная задача художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру, научить творчески мыслить. Для этого необходимо как можно больше знакомить их с богатым наследием искусства и опытом человечества. Однако, нельзя забывать о роли нравственно-эстетического восприятия, о важности изобразительных знаний, умений и навыков в развитии художественно-творческих способностей ребенка.

Была проведена экспериментальная работа, которая показала, что разработанные современные методы активизации творческой деятельности школьников в процессе изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, с использованием метода проблемного обучения, опираются на самостоятельную деятельность школьников, повышают эффективность эстетического воспитания и художественного образования и активизируют их творческую деятельность.

В ходе эксперимента проводились занятия по рисованию с натуры в направлении усвоения изобразительной грамоты, с одновременным усложнением заданий. В итоге рисование с натуры стало более

реалистичным, грамотным, выразительным, проявился большой интерес к изобразительному искусству, к архитектуре, к работам выдающихся мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся экспериментальных классов стали более серьезно относиться к рисованию с натуры и по памяти (рисунок, живопись), к тематическому рисованию, аппликации, декоративной работе, беседам об изобразительном искусстве. В свою очередь каждый из этих видов имеет свою специфику, насыщен разнообразными темами, заданиями. Повысилось качество работ, которые учащиеся выполняли на занятиях.

Для определения уровня сформированной творческой активности в процессе занятий изобразительным искусством в конце эксперимента было проведено исследование двух групп. Материал сам по себе, своим видом вызывает эстетические эмоции. Не получаются деревья, их можно выполнить с помощью краски и трубочки. При изображении каменного забора поможет яичная скорлупа, ее можно применить при выполнении средневековых замков.

Следующий этап эксперимента провели при выполнении батика. Познакомившись с историей происхождения батика, ребята приступают к работе. С помощью белой ткани, клея ПВА и акварельных красок, они выполняют работу. Мозаику можно было выполнить из цветной бумаги или с помощью почтовых открыток. Бумага бывает гладкой или матовой, блестящей, с выпуклым узором, с невысоким пушистым ворсом - бархатная. Без знания грамоты изобразительного искусства невозможно научиться понимать художественные достоинства искусства, тем более творить.

Эксперимент проводился в пятых классах. Были выделены методические условия, обеспечивающие базу для изучения творческой активности учащихся в процес-

наука без границ • № 8 (13) • 2017

педагогические науки

Таблица 1

Творческая активность учащихся

Контрольные классы Экспериментальные классы

5 класс 30 человек - 100 % 30 человек - 100 %

Темы занятий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень уровень уровень уровень

Батик 1,1 44,0 52,5 1,0 55,5 75,3

Изображение архитектуры 1,2 44,1 52,8 1,0 55,9 76,0

« 1 \ и

се занятий искусством: 1) взаимодействие на учащихся всех этапов формирования творческой активности, постоянный контроль их сформированности; 2) соответствие содержания программы основным дидактическим принципам, предъявляемым к любой педагогической деятельности; 3) наличие учебно-материальной базы, оборудованной в соответствие с требованиями программы и специфики работы; 4) оптимальный выбор методов обучения, учитывающий условия протекания учебного процесса, возможности учащихся. Были предложены темы занятий: 1) выполнить батик; 2) изображение архитектуры. Данные приведены в табл. 1.

Оценки, полученные, в процессе эксперимента показывают, что уровень формирования творческой активности учащихся в процессе занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством по предложенной методике в контрольных и экспериментальных группах отличается в пользу экспериментальных.

Учебный материал будет прочно усвоен и осознан ребятами, если каждое новое задание, тема, упражнение логически обусловливается предыдущим. На уроках изобразительного искусства ребята учатся рисовать различными материалами, выражая свои замыслы и фантазию графическими

и живописными средствами. В результате практики работы в рисунке и живописи углубляется представление о предметах, развивается зрительная память, наблюдательность.

Особое значение на занятиях изобразительного искусства приобретает техника исполнения. Техника исполнения - штрих, письмо, мазки краской, ее прозрачность или рельеф мазков, фактура рисунка или живописи - также выразительные средства искусства. Художественное творчество находится в полной зависимости от материала, его качества, его обилия и разнообразия. Оно стимулирует, иногда подсказывает содержание. Искусство развивает те или иные способности: в одном случае графические, в другом - живописные или декоративные. Эксперимент был сформулирован в несколько этапов. В начале изучалась история по данной теме. Давалась тема в классах. Во всех классах она вызывала интерес у школьников своей неповторимостью, необычностью.

Если не давать им необходимые знания и навыки, а предоставить их самим себе, то это может отрицательно сказаться на их дальнейшем развитии, и в дальнейшем погубить интерес к занятиям заниматься изобразительным искусством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Копцева Т. Изобразительное искусство и мир интересов человека. М. : Издательский дом Юность, 1994. 139 с.

педагогические науки

наука без границ • № 8 (13) • 2017

2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Краснодар : КубГУ, 2013.

3. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. Краснодар : КубГУ, 2015.

4. Мальцева Л. В. Обучения основ изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Germany : LapLAMBERT Academic Publishing, 2016.

5. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. М. : Школьная Пресса, 2002.

REFERENCES

1. Koptseva T. Izobrazitel'noe iskusstvo i mir interesov cheloveka [Fine art and the world of human interests]. Moscow, Iunost', 1994, 139 p.

2. Maltseva L. V. Metodika obucheniia izobrazitel'nomu i dekorativno-prikladnomu iskusstvu [Methods of teaching of fine and decorative art]. Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2013.

3. Maltseva L. V. Metodika obucheniia izobrazitel'nomu iskusstvu [Methods of teaching fine arts]. Krasnodar, Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2015.

4. Maltseva L. V. Obucheniia osnov izobrazitel'nomu i dekorativno-prikladnomu iskusstvu [Learning the basics of fine and decorative arts]. Germany, LapLambert Academic Publishing, 2016.

5. Pedagogika [Pedagogy]. Ed. V. A. Slastenina, I. F. Isaeva, A. I. Mishchenko. Moscow, Shkol'naia Pressa, 2002.

Материал поступил в редакцию 24.08.2017 © Мальцева Л. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.