1УДК 745/749 ББК 85.14
ИСКУССТВО ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
М. А. Монахова, Л. А. Буровкина
Аннотация. Статья посвящена роли пастельной живописи в становлении будущего бакалавра педагогического образования профиля «Изобразительное искусство». В данной статье раскрывается анализ истории и методики обучения изобразительному искусству с использованием мягких графических материалов. На сегодняшний день общеобразовательная система нуждается в квалифицированном учителе изобразительного искусства, который обладает не только глубокими педагогическими знаниями, но и практическими навыками, умеет привлечь внимание детей к творчеству с самого раннего возраста, а значит, владеет профессиональными компетенциями. Формирование творческой личности, профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в сфере профессионально-художественной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование в процессе подготовки будущих бакалавров - тема, актуальная для нашего исследования.
Ключевые слова: мягкие графические материалы, пастель, практические навыки, профессионально-художественная деятельность, художественно-творческая деятельность, изобразительное искусство.
THE ART OF PASTEL PAINTING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS
M. A. Monakhova, L. A. Burovkina
Abstract. The article considers the role of pastel painting in the formation of a future teacher of fine arts. The article analyzes the history and methods of teaching the fine arts using soft graphic materials. The general education system nowadays needs a qualified teacher of fine arts, who has profound pedagogical knowledge as well as practical skills that can draw children's attention to creativity from an early age and hence to professional competencies. Formation of a creative personality, professional competences, development of skills for their implementation in the field of professional and artistic activity in accordance with the requirements of Learning standards in the direction of training 44.03.01, pedagogical education in the process of preparing future bachelors is a relevant topic for the research.
Keywords: soft graphic materials, pastels, practical skills, professional and artistic activity, artistic and creative activity, visual arts.
На сегодняшний день современные социально-экономические условия развития России, в которых система образования становится особым показателем степени развития экономического, научно-технического, культурного потенциала страны, предъявляют высокие требования к профессиональным компетенциям педагога. Содействие становлению профессиональной компетентности бакалавра направления 44.03.01 Педагогическое образование (изобразительное искусство) на основе овладения содержанием специальных дисциплин, знакомство студентов с основами профессионально-художественной деятельности, овладение знанием преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре, науке и призвана высшая школа.
Обучение будущих бакалавров овладению знаниями специальных дисциплин, в том числе изобразительной грамоте, подразумевает изучение разных художественных материалов, осуществление профессионального самообразования и личностного роста. Каждый художественный материал имеет свой неповторимый состав, а следовательно, и свойства. Для профессионального роста, становления будущим бакалаврам, учителям изобразительного искусства необходимо изучить как можно больше разных художественных материалов, технологий и техник работы с ними, их выразительных средств, так как каждый материал имеет свои особенности и художественные свойства. Например, мягкие графические материалы: пастель, уголь, сангина, мел - сочетают в себе выразительные свойства линии, штриха и пятна; гуашь передает цветовые отношения; акварель - смешение и перетекание одного цвета в другой; гелевой ручкой передается красота и изящество линий; маркером изображаются силуэты и тени. Исходя из многообразия художественных материалов, каждый художник сам выбирает, с помощью какого материала он сможет ярче выразить и передать задуманный художественный образ, а также решить те или иные педагогические задачи.
Проблема проводимого нами исследования и ее актуальность основывается на про-
фессиональном формировании творческой личности, развитии художественно-практических способностей и навыков в процессе подготовки будущих педагогов в области изобразительного искусства, умеющих показать, как применять свои умения на практике, способных ответственно подойти к решению поставленных задач, которые направлены на:
• формирование творческой личности;
• обучение способам и приемам ведения творческой деятельности;
• формирование знаний основ изобразительного искусства;
• развитие способности эстетической ориентации в предметном мире;
• формирование художественного вкуса и эстетической позиции;
• приобщение студентов к мировой отечественной культуре с учетом универсальных мировых ценностей и национально-культурной самобытности, национальных и региональных традиций;
• формирование умения использовать полученные знания в практической творческой деятельности [1].
«В этой связи творчество, как важнейший механизм развития человека, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном пространстве» [2, с. 67]. На наш взгляд, решением проблемы может стать привлечение интереса к самостоятельному изучению теории творческой и практической деятельности по овладению техникой работы мягкими графическими материалами при освоении искусства пастели.
Анализ художественно-педагогической и методической литературы показал, что накопленный научно-методический материал всесторонне раскрывает проблемы профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства. Вместе с тем исследование формирования художественно-творческих навыков студентов на основе изучения изобразительных техник с применением мягких графических материалов нуждается в
дальнейшем изучении. Практика показывает, что «современное образование, несмотря на его реформы и модернизацию, еще не отвечает требованиям информационного общества, прослеживается отставание от культуры, слабо развивается интеграция образовательных областей, учебных предметов» [3, с. 132].
История техники пастельной живописи насчитывает более трехсот лет, однако краски на основе мела с добавлением пигмента использовались гораздо раньше. Истоки развития рисования мягкими графическими материалами уходят в глубокую древность, когда появились первые наскальные рисунки. Еще первобытный человек, стремясь запечатлеть окружающий мир посредством рисунка, создавал свои произведения с помощью угля и мела. Древний человек достиг большого искусства, изображая предметы быта, животных, людей и даже сюжетные композиции посредством четких линий, передавая не только образ, форму, строение, но и характерные особенности натуры. Сохранившиеся росписи в пещерах Комба-рельс, Лес-Эйзи, Альтамира и горных районах Сахары позволяют предположить, что рисунок предварительно наносился углем, а поверх закреплялся заостренным камнем. Наскальные росписи, обнаруженные на юге Франции, в Испании и Южной Африке, свидетельствуют о том, что первобытный человек рисовал мелом, при необходимости добавляя в него земляные пигменты, обожженную кость или уголь.
Графические материалы использовались при обучении изобразительному искусству в Древнем Египте, где строго соблюдались определенные правила. Так как живопись очень тонко граничила с письменностью, обучение требовало только механического навыка. Египтяне рисовали углем и красками на основе сухих пигментов, смешанных с растительным клеем, но для обучения чаще использовали глиняные доски и стилусы, так как это было экономичнее, и одна доска могла переходить от одного ученика к другому.
К IV в. до н. э. изобразительное искусство в Древней Греции достигло совершенно нового уровня развития. Изображая реальность окружающего мира, художники научились передавать трехмерность пространства, начали разрабатывать теорию перспективы. Художники-
педагоги использовали новый метод обучения, в основе которого лежало рисование с натуры. Благодаря широкому использованию методов обучения сикионской школы, рисование вводилось в общеобразовательные школы и стало рассматриваться как предмет, способствующий всестороннему развитию человека. Об использовании мягких материалов в творчестве древних греков мало известно.
Древние римляне впервые стали использовать сангину в качестве изобразительного материала. Художники этого времени применяли сангину для оконтуривания фресок, о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения в катакомбах. Живопись Древнего Рима в большей степени основывалась на оформлении помещений и зданий, поэтому преподавателей интересовала ремесленно-техническая сторона дела, а не проблемы высокого искусства. Обучение рисунку строилось на механическом повторении техники работы и копировании с образцов.
В эпоху Возрождения методика преподавания рисования основывалась на методе от простого к сложному и личного показа преподавателя. В это время художники стали использовать мягкие графические материалы для создания творческих работ. Технику coloriré a secco (окрашивание сухим способом) Леонардо да Винчи использовал для выполнения своих этюдов. Черным мелом покрывались темные участки композиции, сангиной оттенялся черный рисунок.
Термин a pastello впервые встречается в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломац-цо. Многоцветный рисунок мягким материалом (уголь, сангина, мел) стал использоваться только во второй половине XV в. мастерами итальянского Возрождения. Рисунок считался подготовительным этюдом или наброском, а уже со времен раннего Возрождения до нашего времени дошли работы, выполненные сангиной, карандашом, тушью, как самостоятельные произведения. Картины, выполненные сангиной (красно-коричневый карандаш) и мелом (белый или бурый), положили начало новой технике в живописи, такой как пастель.
Благодаря звучности цветов и легкости в использовании пастель приобрела широкое распространение и популярность в XVIII в. В
стремлении передать свежесть впечатления и прозрачность цвета к технике пастельной живописи обращались многие художники. Выдающиеся мастера импрессионизма - Эдгар Дега, Клод Моне, Эдуар Мане, Берта Моризо, Мэри Кэссет и Камиль Писсарро - писали пастелью как на пленэре, так и в художественных мастерских. Эжен Делакруа использовал пастель для краткосрочных пленэрных зарисовок и длительных картин. Эдгар Дега внес значительный вклад в развитие пастельной техники, посвятив этой уникальной технике всю свою жизнь.
Изучение живописных технологий при использовании разных материалов, а также их возможное объединение в одном произведении способствует мотивации к проявлению не только творческого воображения и фантазии, но и поиску новых средств исполнения в художественном произведении. Лежащие в основе пастельной живописи неограниченные возможности этого материала показывают, как по-разному его можно использовать и какие разнообразные эффекты получаются. Преимущества использования мягких графических материалов в живописи состоят в большой свободе действий для художника. Картина может быть готова уже на первом этапе выполнения, в любой момент можно прекратить или возобновить работу над произведением. Также пастель, как богатый художественный материал, привлекает мастеров живописи чистотой и свежестью цвета, живостью и разнообразными возможностями штриха.
На базе Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета на занятиях проводилась экспериментальная работа по освоению искусства пастельной живописи, направленная на формирование профессиональных компетенций, развитии творческих способностей у бакалавров педагогического образования. Основной целью констатирующего этапа исследования являлось определение общего уровня подготовленности студентов: умения использовать мягкий графический материал в практической деятельности; наличия художественно-изобразительных навыков; творческого и образного мышления; знания законов композиции; способности творчески выражать знания на практике.
На этапе проведения констатирующего эксперимента были определены основные задачи:
• выявить уровень умения использовать мягкий графический материал в художественно-практической деятельности у студентов 1-го курса бакалавриата профиля «Изобразительное искусство»;
• определить степень проявления художественно-творческих решений на занятиях живописи;
• апробировать ряд педагогических условий, способствующих активизации творческой деятельности студентов на практических занятиях, освоению профессиональных компетенций;
• разработать ряд методических пособий и блок занятий, направленных на развитие творческих навыков.
Для достижения цели и решения поставленных педагогических задач использовались такие педагогические методы, как:
• анализ деятельности педагогов на занятиях живописи, исследование рабочих программ по обучению студентов живописи, рисунку;
• анализ полученных результатов по итогам анкетирования и опроса;
• проведение мастер-классов по использованию мягких графических материалов на практических занятиях живописью;
• беседы с обучающимися.
Разработанные анкеты направлены на
определение уровня знаний студентов и степени владения мягкими графическими материалами (пастель).
По итогам проведенного анкетирования было выявлено, что студенты мало знакомы с техниками работы мягкими графическими материалами, в том числе с особенностями техники пастельной живописи. Это дало нам возможность понять, какие техники студентам будут более интересны, с чего начинать обучение, как выстраивать блок занятий, какие пробелы в знаниях восполнить.
Разработанная программа представляет собой 6 занятий, 3 из которых проводились в мастерской, одно на пленэре. Было проведено несколько мастер-классов по специально разработанным заданиям, направленным на выявление уровня практического владения мягкими графическими материалами.
Для выявления уровня владения мягкими графическими материалами у студентов был проанализирован ряд творческих работ, вы-пол ненных на занятиях живописью, так как творческое решение педагогических задач в итоговой работе и есть отражение художественных навыков. При анализе учебных работ первокурсников оценивался общий уровень владения техническими приемами ведения живописной работы, а также применение творческого потенциала в изобразительной деятельности в процессе работы с мягкими графическими материалами. Для определения уровня овладения профессионально-художественными навыками, развития творческих способностей обучающихся на примере техники пастельной живописи были разработаны критерии оценки работ студентов, представленные в таблице.
В процессе ведения экспериментальной деятельности нами было выявлено, что личный пример ведущего преподавателя, его отношение и качество ведения образовательной деятельности, индивидуальный подход оказывают важное влияние на уровень профессионально-художественной деятельности и развития творческих способностей студентов. Как показала практика, мастер-классы способствуют усвоению студентами технических приемов работы мягкими материалами. Непосредственное наблюдение за работой художника и одновременная самостоятельная работа - один из наиболее эффективных спо-
собов постижения техники пастельной живописи и художественной грамоты в целом. Особенно важно грамотно наладить педагогический процесс именно с первого курса - основу для развития творческих способностей в системе дополнительного образования, чтобы в дальнейшем студентам легче было усваивать художественную грамоту.
На основе наблюдений эксперимента и результатов работ экспериментальной группы нами было отмечено повышение уровня заинтересованности, развитие творческих способностей, а также использование техники пастельной живописи как самостоятельной, так и в сочетании с другими материалами в студийных и творческих работах студентов, что способствует профессиональному становлению будущих бакалавров.
Анализ результатов проведенного эксперимента свидетельствует, что овладение профессиональными компетенциями в процессе художественной деятельности напрямую зависит от развития интереса студентов к изучению разных изобразительных техник, творчества других художников, работы над собой, что в большей степени происходит в процессе практико-ориентированной творческой деятельности. Формирование профессионально-художественных навыков, использование мягких графических материалов будущими бакалаврами в области изобразительного искусства возможно при комплексном применении методических приемов, создании педагогиче-
Таблица
Критерии оценки работ студентов
№ Критерий Показатели
1 Усвоение приемов работы в смешанной технике Общий ход решения сочетания разных материалов. Применение приемов ведения работы в смешанной технике. Умение использовать водорастворимый материал в сочетании с сухой пастелью
2 Графика Владение мягким материалом на примере работы в смешанной технике. Четкость линий, штриха. Адекватность применения графического приема
3 Колористика Способность сохранить общий гармоничный колорит композиции на основе работы в смешанной технике. Умение верно передать тоновые и цвето-тоновые отношения. Умение показывать воздушное пространство между предметами
4 Композиция Организация картинной плоскости в целом. Гармоничное расположение предметов на заданном формате листа. Пропорциональность объектов композиции
5 Творческий подход к работе Творческий подход к применению смешанной техники. Творческий подход в использовании графических приемов. Творческий подход цветовому исполнению. Творческий подход общего решения и организации композиции
ских условий для творческой деятельности. «Главное - не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы» [4, с. 19]. Профессиональное становление творческой личности будущего учителя изобразительного искусства предполагает творческий подход к педагогической деятельности, проявление эмоционально-волевых качеств, способности принятия самостоятельного решения в разных ситуациях как средства проявления творческих способностей, выступающих как способ самореализации человека в искусстве.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. - URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01 (дата обращения: 31.08.2018).
2. Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-художников в процессе освоения образовательной программы / Л. А. Буровкина, В. М. Дубровин, С. В. Ва-ликжанина, А. А. Титов // Искусство и образование. - 2017. - № 6 (110). - С. 131-140.
3. Буровкина Л. А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МГПУ, 2010. - 368 с.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. -448 с.
5. Буровкина Л. А. О подходах к решению вопросов методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сб. ст. / отв. ред. М. С. Соколова, М. В. Соколов. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - №. 1. - С. 66-71.
6. Дубровин В. М. Культура и образование в современном мире // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-
прикладного искусств и дизайна: сб. ст. - М.: МГПУ, 2015. - С. 56-61.
7. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - М.: АГАР, 2000. - 251 с.
8. Рощин С. П. Живопись. Основы теории и практики: учеб. пособие. - М.: Центр медиа-проектов, 2008. - 215 с.
9. Семенова М. А. Изготовление театральной венецианской маски: школа и производство.
- М., 2012.
10. Семенова М. А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учеб.-метод. пособие. - М.: МГПУ, 2013. - 52 с.
11. Семенова М. А. Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2015.
- 450 с.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya. Available at: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24-44.03.01 (accessed: 31.08.2018).
2. Burovkina L. A., Dubrovin V. M., Valikzhanina S. V., Titov A. A. Formirovanie professional-nykh kompetentsiy u budushchikh pedagogov-khudozhnikov v protsesse osvoeniya obrazo-vatelnoy programmy. Iskusstvo i obrazovanie. 2017, No. 6 (110), pp. 131-140.
3. Burovkina L. A. Teoretiko-metodologicheskie usloviya khudozhestvennogo obrazovaniya uchashchikhsya v uchrezhdeniyakh dopolnitel-nogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow: MGPU, 2010. 368 p.
4. Ilyin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. St. Petersburg: Piter, 2009. 448 p.
5. Burovkina L. A. O podkhodakh k resheniyu vo-prosov metodiki obucheniya izobrazitelnomu i dekorativno-prikladnomu iskusstvu. In: Soko-lova M. S., Sokolov M. V. (Eds.) Sovremennye tendentsii izobrazitelnogo, dekorativno-priklad-nogo iskusstva i dizayna. Coll of art. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2017. No. 1, pp. 66-71.
6. Dubrovin V. M. Kultura i obrazovanie v sovre-mennom mire. In: Sovremennye tendentsii raz-vitiya izobrazitelnogo, dekorativno-prikladnogo iskusstv i dizayna. Coll. of art. Moscow: MGPU, 2015. Pp. 56-61.
7. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izo-brazitelnogo iskusstva v shkole: uchebnik dlya studentov khudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moscow: AGAR, 2000. 251 p.
8. Roshchin S. P. Zhivopis. Osnovy teorii i prakti-ki: ucheb. posobie. Moscow: Tsentr mediapro-ektov, 2008. 215 p.
9. Semenova M. A. Izgotovlenie teatralnoy venet-sianskoy maski: shkola i proizvodstvo. Moscow, 2012.
10. Semenova M. A. Praktikum po rabote vodor-astvorimymi kraskami: ucheb.-metod. posobie. Moscow: MGPU, 2013. 52 p.
11. Semenova M. A. Estetika akvarelnoy zhivopisi v podgotovke budushchikh pedagogov-khu-dozhnikov. ScD dissertation (Education). Moscow, 2015. 450 p.
Монахова Маргарита Алексеевна, аспирант кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» e-mail: voblar@mail.ru
Monakhova Margarita A., post-graduate student, Painting and Composition Department, Institute of culture and arts, State Autonomous Educational Institution of Higher Education. Moscow City University e-mail: voblar@mail.ru
Буровкина Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой живописи и композиции Института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
e-mail: burovkinala@yandex.ru
Burovkina Lyudmila A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Painting and Composition Department, Institute of culture and arts, State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Moscow City University e-mail: burovkinala@yandex.ru