Научная статья на тему 'Формирование у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения предмета "изобразительное искусство"'

Формирование у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения предмета "изобразительное искусство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРЕС / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / NATIONAL CULTURE / INTEREST / FORMATION / STUDENTS / FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверина Наталия Анатольевна, Леонтьева Ольга Анатольевна

В статье представлены результаты исследования по проблеме приобщения обучающихся общеобразовательной школы к национальной культуре. Показан потенциал предмета «Изобразительное искусство» как средства решения данной проблемы. Предложены направления и педагогические условия формирования у учащихся 5-7 классов интереса к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аверина Наталия Анатольевна, Леонтьева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTEREST IN NATIONAL CULTURE AT STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING FINE ARTS

This article presents the results of the research on the formation of interest in national culture among secondary school students; demonstrates the potential of the subject «Fine Arts» as a means of solution of this problem; presents the of development and pedagogical conditions of formation of interest in national culture at the 5th-7th-form students in the process of studying Fine Arts.

Текст научной работы на тему «Формирование у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения предмета "изобразительное искусство"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Q

УДК [373.5.016:74/76]:37.017.92

Н. А. Аверина, О. А. Леонтьева

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по проблеме приобщения обучающихся общеобразовательной школы к национальной культуре. Показан потенциал предмета «Изобразительное искусство» как средства решения данной проблемы. Предложены направления и педагогические условия формирования у учащихся 5-7 классов интереса к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства.

Ключевые слова: национальная культура, интерес, формирование, обучающиеся, изобразительное искусство.

Актуальность исследуемой проблемы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [28] в качестве основополагающего принципа государственной политики в области образования определяет принцип защиты и развития культурных традиций народов России. В соответствии с данным принципом перед общеобразовательной школой

© Аверина Н.А., Леонтьева О.А., 2018

Аверина Наталия Анатольевна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: natali181@mail.ru

Леонтьева Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olyaleonteva@mail. ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2017

стоит задача приобщения обучающихся к ценностям национальных культур. В настоящее время она решается путем введения в содержание образования национально-регионального компонента, направленного на ознакомление обучающихся с природными и социальными особенностями региона, его историей и культурой национальностей, населяющих регион.

Национально-региональный компонент входит в содержание образования всех предметов, входящих в учебный план общеобразовательной школы. Наибольшим воспитательным и образовательным потенциалом обладают предметы гуманитарного (родной и русский языки и литература) и художественного (изобразительное искусство, музыка) циклов, а также предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Анализ функционирования общеобразовательной школы свидетельствует о том, что учителя названных предметов значительное внимание уделяют реализации национально-регионального компонента образования, знакомят учащихся с национальной культурой в различных ее проявлениях. Вместе с тем не в полной мере реализуется педагогический потенциал предмета «Изобразительное искусство». Проведенный нами опрос учителей изобразительного искусства Чувашской Республики (23 человека) показал, что все они осознают важность и уделяют внимание приобщению обучающихся к национальной культуре. При этом респонденты отметили, что испытывают значительные трудности во встраивании национально-регионального компонента в содержание образования по предмету, несмотря на то, что имеющиеся в настоящее время программы предусматривают изучение отдельных элементов национальной культуры, таких как декоративно-прикладное искусство, народное зодчество и т. п.

Однако национальная культура сводится не только к художественной. Она включает такие результаты специфического развития конкретного народа, как продукты материального и духовного труда, социальные нормы, духовные ценности, отношение людей к природе, между собой и к самим себе. Художественная культура как составляющая духовного компонента национальной культуры представлена также произведениями национальных писателей, поэтов, художников. Каждый предмет учебного плана школы способствует ознакомлению обучающихся с отдельными элементами, влияя тем самым на овладение национальной культурой в целом. Эффективность такого овладения определяется многими факторами, одним из которых является наличие у обучающихся интереса к познанию ценностей этносов и народностей.

Вышесказанное актуализирует проблему поиска эффективных путей освоения обучающимися общеобразовательной школы национальной культуры через формирование интереса к ней в процессе изучения изобразительного искусства.

Материал и методика исследований. Основными методами исследования явились анализ культурологической и искусствоведческой, общепедагогической и методической литературы; синтез полученной информации; анкетирование учителей изобразительного искусства и обучающихся общеобразовательной школы; моделирование процесса формирования у учащихся интереса к национальной культуре в ходе изучения изобразительного искусства.

Результаты исследований и их обсуждение. Национальная культура как философское, социологическое и искусствоведческое понятие трактуется с разных позиций. Вместе с тем всеми учеными признается комплексность данного феномена и его значение для развития человечества в целом и отдельных наций и народностей как фактора, обеспечивающего интеграцию всех представителей нации и в то же время их дифференциацию среди других этносов. Восприятие индивидом своей национальной культуры является главным результатом функционирования его самосознания.

Отталкиваясь от понимания национальной культуры как совокупности материальных и духовных ценностей нации, используемых этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением, в структуре национальной культуры мы выделяем духовный, социально-политический и материальный компоненты. В свою очередь, духовный компонент включает художественную и нравственную культуру, религию и язык. Общеобразовательная школа как социальный институт призвана быть гарантом сохранения и развития культуры во всех ее составляющих. В то же время культура сама является основой образования, которое рассматривается как процесс вхождения человека в мир культуры, постижения им культурных ценностей, накопленных человечеством и отдельными нациями. Особенностью национальной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических условий она остается стабильной благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому национальная культура - это и источник содержательной основы современного образования, и традиционный фактор формирования личности [17].

Культурологический, этноисторический и этнопедагогический подходы к построению содержания образования разработаны такими учеными, как Л. Х. Балагова [2], Г. Н. Волков [8], Л. А. Ибрагимова [12], Н. Д. Неустроев [20] и др. В их трудах доказаны необходимость учета национальных традиций, ценность национальной культуры в обучении и воспитании подрастающего поколения. Проблема формирования у обучающихся интереса к национальной культуре является предметом исследования З. С. Батчаевой [3], Е. Л. Егоровой [9], И. В. Земцовой [11], В. Ф. Канева [14], А. В. Молчевой [18], Е. М. Новикова [21], И. М. Раджабова [22] и др.

Несомненно, ведущая роль в приобщении школьников к национальной культуре принадлежит изобразительному искусству, которое отличается силой эмоционального воздействия на детей, воспитывающим и развивающим влиянием на них. Обоснование потенциала народной художественной культуры как важного средства художественного образования и эстетического воспитания дано в трудах А. В. Бакушинского [1], В. С. Библера [4], И. Я. Богуславской [5], Ю. В. Борева [6], В. М. Василенко [7], М. А. Ильина [13], М. А. Некрасовой [19], А. Б. Салтыкова [24] и др.

Т. С. Комарова [15], Н. Н. Ростовцев [23], Н. М. Сокольникова [26] и др. разработали методику приобщения обучающихся к национальной культуре через изобразительное искусство. Важными для нашего исследования явились труды ученых Чувашской Республики А. А. Ефимовой [10], Л. В. Кузнецовой [16], Н. Б. Смирновой [25], Ф. П. Харитоновой [29], В. А. Чеботкина [30] и др. Созданные ими педагогические модели, учебные программы направлены на формирование у обучающихся представлений об окружающем многокультурном, многонациональном мире путем ознакомления с особенностями художественной культуры народов, населяющих регион.

С учетом вышесказанного мы провели исследование в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары». Обучающимся 5-7 классов (157 человек) было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты, направленные на выявление уровня знаний о духовной и материальной культуре чувашского народа, их отношения к изучению национальной культуры. Анализ полученных ответов показал следующее:

а) значительная часть опрошенных (80,08 %) выразили желание знать больше о национальной культуре Чувашии, а именно об изобразительном искусстве;

б) 20,5 % обучающихся (преимущественно пятиклассники) ответили, что они не читали произведений чувашских поэтов и писателей;

в) только 30,6 % обучающихся смогли назвать чувашских художников и их основные произведения;

г) 69,9 % школьников продемонстрировали хорошее знание чувашского декоративно-прикладного искусства, отметив, что узнали о нем в процессе изучения истории и культуры родного края и чувашского языка.

Опираясь на полученные данные, учитывая собственный опыт преподавания предмета «Изобразительное искусство», исходя из содержания ФГОС ООО [27] и учебных программ, мы определили следующие направления формирования у обучающихся интереса к национальной культуре в процессе изучения изобразительного искусства:

- комплексное использование различных видов национальной культуры как на занятиях, так и во внеурочной деятельности;

- введение факультативных курсов и кружков с углубленным изучением национальной культуры, декоративно-прикладного искусства, национальной вышивки;

- вовлечение обучающихся в различные виды художественной деятельности этнокультурной направленности.

Мы предположили, что, следуя данным направлениям при разработке занятий по изобразительному искусству, педагог может сформировать у обучающихся национальное мировоззрение. Совершенствование знаний родного языка, объективной оценки фольклора, формирование умения интерпретировать произведения народного искусства будут эффективным способом формирования национальных ценностей обучающихся.

Реализация названных направлений, по нашему убеждению, требует создания в педагогическом процессе комплекса следующих педагогических условий:

1) включение в содержание образовательных программ по изобразительному искусству национально-регионального компонента. Этот компонент в художественном образовании необходим для обеспечения защиты национальных, местных традиций, региональных культур и особенностей, интересов и потребностей населения данного региона в условиях многонационального государства, возрождения, сохранения и применения в новых условиях лучших традиций народного изобразительного искусства. Изучение различных аспектов этнокультуры, народного изобразительного искусства является основополагающим принципом обновления содержания регионального компонента образования;

2) активное использование народного изобразительного искусства в художественном образовании путем реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего вовлечение обучающихся в различные виды изобразительной и культурно-просветительской деятельности;

3) создание национально-культурной образовательной среды школы;

4) повышение этнохудожественной компетентности педагогов, которая понимается как свойство личности, выраженное в наличии знаний о культуре своего народа, народного изобразительного искусства, этнохудожественных потребностей, культурных интересов. Она проявляется в практических умениях и навыках, отражающих готовность учителей к саморазвитию и самореализации в изобразительном искусстве. Совершенствование такой компетентности может осуществляться на курсах повышения квалификации, при проведении семинаров, практикумов, мастер-классов, стажировок, консультаций, путем самообразования.

Реализация перечисленных направлений и педагогических условий составляет содержание следующего этапа нашего исследования.

Резюме. В условиях постоянных изменений нашей стране, государству необходим духовно богатый человек, обладающий качествами гражданина, любящий свой народ и свою Родину, знающий и ценящий национальную культуру. На сегодняшний день задача воспитания такого человека решается путем внедрения национального компонента в содержание образования по всем предметам учебного плана. Изобразительное искусство как учебный предмет обладает значительным педагогическим потенциалом для решения поставленной задачи. Однако проведенное исследование показало, что этот потенциал реализуется педагогами недостаточно эффективно, преимущественно при обучении детей основам изобразительной грамоты. При этом недостаточно внимания уделяется просветительской стороне и формированию интереса обучающихся к национальной культуре. Реализация предлагаемых направлений и педагогических условий позволит приобщить учеников к национальной культуре, дать им знания о традициях и художественных ремеслах своего народа, показать значимость эстетического начала в созданных ими произведениях, развить их художественные способности. Таким образом у обучающихся сформируется интерес к национальной культуре как важнейший компонент любви к своему краю, к своей Родине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М. : Карапуз, 2009. - 240 с.

2. Балагова Л. Х. Формирование сознания адыгских детей начального школьного образования на основе этнической идентификации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1996. - 160 с.

3. Батчаева З. С. Формирование творческой активности студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий национальной вышивкой карачаевцев и балкарцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2005. - 17 с.

4. Библер В. С. Замыслы. Кн. 1. - СПб. : Изд-во РГГУ, 2002. - 879 с.

5. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов : сборник статей. - Ленинград : Художник РСФСР, 1981. - 374 с.

6. Борев Ю. В. Эстетика : в 2 т. Т. 1. - Изд. 5, доп. - М. : Русич, 1997. - 576 с.

7. Василенко В. М. Народное искусство. - М. : Советский художник, 1974. - 294 с.

8. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

9. Егорова Е. Л. Формирование основ этнокультуры у детей 7 лет на занятиях по иллюстрированию коми народных сказок : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Сыктывкар, 2005. - 274 с.

10. Ефимова А. А. Подготовка будущего учителя технологии к использованию традиций чувашского народного ткачества в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2006. - 24 с.

11. Земцова И. В. Теоретические и методические основы обучения северной графической пижемской росписи в художественных образовательных учреждениях Республики Коми : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2005. - 16 с.

12. Ибрагимова Л. А., Салаватова А. М. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 79-83.

13. ИльинМ. А. Исследования и очерки. - М. : Советский художник, 1976. - 288 с.

14. Канев В. Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - М., 1995. - 30 с.

15. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 160 с.

16. Кузнецова Л. В. Этнокультура в образовательном процессе : методические рекомендации. -Чебоксары : Б. и., 2000. - 48 с.

17. Культурология : учебное пособие / под ред. проф. Г. В. Драча. - М. : Альфа ; Инфра-М, 2009. - 432 с.

18. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. -Уфа : Китап, 1995. - 112 с.

19. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : теория и практика. - М. : Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

20. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Этнопедагогизация как особенное и общее в воспитании общероссийской гражданской идентичности // Общее и особенное в культурах и традициях народов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2017. - С. 259-265.

21. Новиков Е. М. Методология образования. - М. : Эгвес, 2006. - 488 с.

22. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 1998. - 36 с.

23. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М. : Агар, 2000. - 251 с.

24. Салтыков А. Б. Избранные труды. - М. : Советский художник, 1962. - 728 с.

25. Смирнова Н. Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2001. - 19 с.

26. Сокольникова Н. М. Методика обучения изобразительному искусству : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Академия, 2013. - 336 с.

27. ФГОС ООО с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/.

28. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Ростов н/Д. : Легион, 2013. - 208 с.

29. Харитонова Ф. П. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3(79). - С. 184-188.

30. Чеботкин В. А. О проблеме национального в изобразительном искусстве // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 4. - С. 207-212.

UDC [373.5.016:74/76]:37.017.92

N. A. Averina, O. A. Leontyeva

FORMATION OF INTEREST IN NATIONAL CULTURE AT STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING FINE ARTS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. This article presents the results of the research on the formation of interest in national culture among secondary school students; demonstrates the potential of the subject «Fine Arts» as a means of solution of this problem; presents the of development and pedagogical conditions of formation of interest in national culture at the 5th-7th-form students in the process of studying Fine Arts.

Keywords: national culture, interest, formation, students, fine arts.

© Averina N. A., Leontyeva O. A., 2018

Averina, Natalia Anatolyevna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Applied and Decorative Arts in the System of Continuous Art Education»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: natali181@mail.ru

Leontyeva, Olga Anatolyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Teaching Methods, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: olyaleonteva@mail.ru

The article was contributed on Dezember 27, 2017

BecmnuK WnYum. K. H. Xwejieea. 2018. № 1(97)

REFERENCES

1. Bakushinskii A. V. Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospitanie. - M. : Karapuz, 2009. - 240 s.

2. Balagova L. Kh. Formirovanie soznaniya adygskikh detei nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya na os-nove etnicheskoi identifikatsii : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 1996. - 160 s.

3. Batchaeva Z. S. Formirovanie tvorcheskoi aktivnosti studentov khudozhestvenno-graficheskikh fa-kul'tetov v protsesse zanyatii natsional'noi vyshivkoi karachaevtsev i balkartsev : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - M., 2005. - 17 s.

4. Bibler V. S. Zamysly. Kn. 1. - SPb. : Izd-vo RGGU, 2002. - 879 s.

5. Boguslavskaya I. Ya. Problemy traditsii v iskusstve sovremennykh narodnykh khudozhestvennykh pro-myslov : sbornik statei. - Leningrad : Khudozhnik RSFSR, 1981. - 374 s.

6. Borev Yu. V. Estetika : v 2 t. T. 1. - Izd. 5, dop. - M. : Rusich, 1997. - 576 s.

7. Vasilenko V. M. Narodnoe iskusstvo. - M. : Sovetskii khudozhnik, 1974. - 294 s.

8. Volkov G. N. Etnopedagogika : uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenii. - M. : Akademiya, 1999. - 168 s.

9. Egorova E. L. Formirovanie osnov etnokul'tury u detei 7 let na zanyatiyakh po illyustrirovaniyu komi narodnykh skazok : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.02. - Syktyvkar, 2005. - 274 s.

10. Efimova A. A. Podgotovka budushchego uchitelya tekhnologii k ispol'zovaniyu traditsii chuvashskogo narodnogo tkachestva v professional'noi deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2006. - 24 s.

11. Zemtsova I. V. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy obucheniya severnoi graficheskoi pizhemskoi rospisi v khudozhestvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Respubliki Komi : avtoref. dis. . kand. ped. nauk : 13.00.02. - M., 2005. - 16 s.

12. Ibragimova L. A., Salavatova A. M. Etnokul'turnyi komponent v deyatel'nosti sovremennykh shkol re-giona // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2013. - № 4. - S. 79-83.

13. Il'inM. A. Issledovaniya i ocherki. - M. : Sovetskii khudozhnik, 1976. - 288 s.

14. Kanev V. F. Priobshchenie uchashchikhsya k etnicheskoi kul'ture narodov Severa sredstvami priklad-nogo iskusstva : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.02. - M., 1995. - 30 s.

15. Komarova T. S. Detskoe khudozhestvennoe tvorchestvo. Dlya zanyatii s det'mi 2-7 let. - M. : Mozaika-Sintez, 2015. - 160 s.

16. Kuznetsova L. V. Etnokul'tura v obrazovatel'nom protsesse : metodicheskie rekomendatsii. - Cheboksary : B. i., 2000. - 48 s.

17. Kul'turologiya : uchebnoe posobie / pod red. prof. G. V. Dracha. - M. : Al'fa ; Infra-M, 2009. - 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Molcheva A. V. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Bashkortostana - doshkol'nikam. - Ufa : Ki-tap, 1995. - 112 s.

19. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury : teoriya i praktika. - M. : Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983. - 343 s.

20. Neustroev N. D., Neustroeva A. N. Etnopedagogizatsiya kak osobennoe i obshchee v vospitanii obshcheros-siiskoi grazhdanskoi identichnosti // Obshchee i osobennoe v kul'turakh i traditsiyakh narodov : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M. : Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo universiteta, 2017. - S. 259-265.

21. Novikov E. M. Metodologiya obrazovaniya. - M. : Egves, 2006. - 488 s.

22. Radzhabov I. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme khudozhestvennogo obrazovaniya Respub-liki Dagestan : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - M., 1998. - 36 s.

23. Rostovtsev N. N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. - M. : Agar, 2000. - 251 s.

24. Saltykov A. B. Izbrannye trudy. - M. : Sovetskii khudozhnik, 1962. - 728 s.

25. Smirnova N. B. Chuvashskoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme professional'noi podgotovki studentov khudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2001. - 19 s.

26. Sokol'nikova N. M. Metodika obucheniya izobrazitel'nomu iskusstvu : uchebnik dlya stud. uchrezhdenii vyssh. prof. obrazovaniya. - M. : Akademiya, 2013. - 336 s.

27. FGOS OOO s izmeneniyami i dopolneniyami [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70188902/.

28. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii». - Rostov n/D. : Legion, 2013. - 208 s.

29. Kharitonova F. P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnopedagogicheskoi kompetentnosti peda-goga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2013. - № 3(79). - S. 184-188.

30. Chebotkin V. A. O probleme natsional'nogo v izobrazitel'nom iskusstve // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2008. - № 4. - S. 207-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.