References
1. Sedov V., Shirokova G. Predprinimatel'skoe obrazovanie: mif ili real'nost'. Finansovaya zhizn'. 2014; 2: 33 - 34.
2. Araj Yu.N. Social'noe predprinimatel'stvo v nachale XXI veka: osnovnye ponyatiya i stranovye osobennosti. Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2013; 1: 111 - 130.
3. Short J.C., Moss T.W., Lumpkin G.T. Research in social entrepreneurship: Past contributions and future opportunities. Strategic Entrepreneurship Journal 2009. № 3 (2). P. 161 - 194.
4. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneurship. Comments and suggestions contributed from the Social Entrepreneurship Funders Working Group. 1998; 31: 28 - 33.
5. Zvereva N. Sozdanie uspeshnogo social'nogo predpriyatiya. Moskva, 2015.
6. Batalina M., Moskovskaya A., Taradina L. Obzor opyyta ikoncepcijsocial'nogo predprinimatel'stva s uchetom vozmozhnostejego primeneniya vsovremennoj Rossii: Preprint WP1/2008/02. Moskva, 2008.
7. World Economic Forum «Unlocking Entrepreneurial Capabilities to Meet the Global Challenges of the 21st Century»: Final Report on the Entrepreneurship Education Workstream, June 2011. Available at: https://www.weforum.org/reports/final-report-entrepreneurship-education-orkstream
8. Romo M.J., et al. Entrepreneurship-based Learning: a New Teaching Technique for Active-Learning Oriented to Multi-disciplinary Groups: 11th Latin American and Caribbean Conference for Engineering and Technology, Cancun, Mexico, 14-16 August, 2013.
9. Entrepreneurship Education: A Guide for Educators. European Commission. Brussels, 2014.100 r.
10. Logvinova I.L. Obuchenie social'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyj opyt. Sovremennaya konkurenciya. 2015; T. 9; 5 (53): 84 - 110.
Статья поступила в редакцию 13.02.17
УДК 37.05
Shokorova L.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Department of History of Russian and Foreign Art, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: Larazmei@mail.ru
Mamyrina N.S., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, V.M. Shukshin Altai State Humanitarian-Pedagogical University (Biysk,
Russia), E-mail: kafdiz@mail.ru
VALUE OF THE ACADEMIC AND DECORATIVE FIGURE IN TRAINING OF FUTURE ARTISTS OF NATIONAL ARTS AND CRAFTS. The article reviews features of the use of graphic artistic tools in the design of folk art products. It reveals the specificity of the future folk artists' drawing training. The research describes the ways of using design graphics, the search for art graphic images through the transformation of realistic objects. The authors define methods of creative work in professional and artistic activities, contributing to the development of perception and creative thinking. The paper substantiates a complex of special tasks, aimed at the development of the ability to use the basics of graphic design skills for the transfer of project ideas. It offers pedagogical conditions of formation of the future folk artists' expertise on the basis of gaining scientific knowledge and specific technical skills.
Key words: folk arts and crafts, drawing, artistic image, forming, creative thinking, creative interpretation of nature method.
Л.В. Шокорова, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул,
E-mail: Larazmei@mail.ru
Н.С. Мамырина, канд. искусствоведения, доц., Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: kafdiz@mail.ru
ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО И ДЕКОРАТИВНОГО РИСУНКА
В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ
НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В статье рассматриваются особенности использования графических изобразительных средств в проектировании изделий народного искусства. Выявляется специфика обучения рисунку будущих художников народного искусства. Характеризуются способы выполнения проектной графики, поиски художественных графических образов через преобразование реалистических объектов. Определяются методы творческой работы в профессионально-художественной деятельности, способствующие развитию восприятия и творческого мышления. Обосновывается комплекс специальных задач, направленных на развитие умений использовать основы изобразительной грамоты для передачи проектных идей. Предлагаются педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущих художников декоративно-прикладного искусства на основе приобретения научных знаний и специальных технических навыков.
Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, рисунок, художественный образ, формообразование, творческое мышление, метод творческой интерпретации натуры.
Современные условия развития общества, характеризуемые глобализацией социально-культурных сфер, оказали огромное влияние на изменение стереотипов мышления, эсте-тико-нравственных идеалов и ценностных ориентиров людей. «Вызовы глобализации приводят к падению интереса к национальной культуре и утрате способности к её восприятию, обесцениванию научных и культурных достижений своего народа, ограничивают возможности воспроизводства национальных и духовных ценностей российского общества» [1, с. 203]. Проблемы системного характера выявляют необходимость совершенствования профессионально-художественного образования в области традиционного прикладного искусства, отражающего и выражающего художественно-творческий потенциал нации, его историческую память.
Формирование предметно-пространственной среды и ее гармонизации с окружающим пространством предъявляет новые требования к качеству профессиональной подготовки художников народного декоративно-прикладного искусства, направлен-
ной на развитие творческого мышления и овладение технологиями проектирования и изготовления традиционных изделий. Разработка современных изделий декоративно-прикладного искусства должна основываться на утилитарной целесообразности и полезности в соответствии с высокими требованиями к качеству изготовления, сохранению традиций и авторской вариативности. Поэтому приоритетным направлением в подготовке художников декоративно-прикладного искусства должен стать процесс формирования у студентов профессиональных знаний и умений в области художественных дисциплин, необходимых для художественно-творческой и научно-исследовательской деятельности в сфере традиционного прикладного искусства.
Рисунок является основой учебного процесса при подготовке художников народного декоративно-прикладного искусства и относится к числу специальных дисциплин, требующих постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения. Занятия рисунком помогают познавать и осваивать действительность в различных видах про-
странственно-пластических искусств, способствуют овладению методами творческой работы в художественной деятельности, способами проектной графики, развивают профессиональное восприятие и творческое мышление. Главные выразительные средства рисунка (точка, линия, контур, силуэт, плоскость и т.д.) составляют основу любого изображения. В.А. Королев отмечает: «Рисунок не только искусство, но и наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предметов на плоскости» [2, с. 3].
Традиции обучения рисунку были заложены еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. Система академического рисования традиционно «направлена на подготовку профессионала-художника, владеющего высоким уровнем графической грамоты рисунка» [3, с. 415]. В академическом рисовании на первом месте стоят учебно-аналитические задачи, направленные на изучение натуры. Для учебной работы целью может быть: анатомия, конструкция, пропорции, движение, диапазон тонального контраста, тонально-цветовой масштаб, изобразительные возможности материала и т. д. В творческой работе все перечисленное - это не цель, а средство. То, что художнику приходится решать ее, зависит от его профессиональной готовности и опыта. Более того, мастер может и имеет право даже пренебречь тем или иным натурным требованием во имя иных целей. «Цель творческой работы - создание образа, произведения, художественной ценности. Вместе с тем учебная работа не исключает начал творчества: присутствие их неизбежно как элемент познавательной работы» [4, с. 3]. Аналогичной точки зрения придерживался Е.В. Шорохов: «Если работа над учебным рисунком, независимо от материала и техники, в которых он выполняется, ведется серьезно и глубоко, то и должна пониматься не только как сугубо учебная, но и как учебно-творческая... » [5, с. 52].
В связи с этим, академический рисунок следует рассматривать как учебно-творческий, направленный на решение следующих задач: создание художественного образа в сознании рисующего и его техническое воплощение. Творчество на занятиях по рисунку понимается как самостоятельное решение конкретной учебной задачи, посильной для данного студента. По мере накопления научных знаний и практических навыков развиваются творческие способности студентов и зрительная память, умение наблюдать и анализировать окружающую действительность. Движения руки при длительном повторении по определенному плану «рука-глаз» укрепляются и становятся автоматическими, позволяющими совмещать выполнение учебных и творческих задач, что и является конечной целью процесса выработки технических навыков. «Новые технические возможности и творческий опыт позволяют решать очередные творческие задачи, т. е. способствуют дальнейшему совершенствованию в творческом рисовании» [6, с. 34].
Профессионально-художественная подготовка будущих художников народного искусства в процессе обучения рисунку не должно сводиться только к академическим, базовым знаниям, но и быть целенаправленно связанной со спецификой графики в конкретных видах народного искусства. Проектная графика, а именно метод эскизирования, является одной из главных составляющих профессиональной подготовки художников народного искусства. Противоречия между требованиями академической школы изобразительного искусства и специальными задачами профессионального обучения при подготовке художников народного искусства выявляют несоответствия между реальным и желаемым состоянием результатов по качеству выполнения рисунков.
Художник декоративно-прикладного искусства в своей творческой практике выражает свой замысел и образное решение будущего изделия через преобразование реалистических объектов, не требующего иллюзорного объемного решения. Несомненно, будущий специалист в области декоративного искусства в первую очередь должен решать конструктивные и творческие задачи, но в тоже время владеть и декоративным рисованием при проектировании или эскизировании изделий народного искусства. Разработка новых конструктивных решений на основе натурного материала придает творческим поискам будущих художников основательность и масштабность. «Переход к дальнейшей работе, к поиску декоративной формы возможен только через умение увидеть логику геометрической конструкции и структуру построения» [7, с. 12].
Обучение академическому и декоративному рисунку дает навыки композиционного мышления, развивает художественный вкус, формирует пространственное видение объектов и т. д.
Следовательно, умение рисовать в народном искусстве является одним из важнейших условий свободы творчества. И чтобы достичь свободного выражения идей средствами рисунка, студентам необходимо освоить ряд методов выполнения академического рисунка с учетом специфики подготовки в области народного искусства. К общепринятым и проверенным практикой относятся следующие методы обучения рисунку:
- выполнение учебных постановок с натуры;
- последовательная смена заданий с постепенным усложнением задач;
- многократная тренировка в рисунке при выполнении, как длительных, так и краткосрочных заданий;
- демонстрация наглядного материала;
- теоретические сведения по изучаемым разделам [8, с. 93].
Творческое мышление оперирует образами. Термин «образ» в данном случае используется как зрительный образ, являющийся синонимом «зрительному представлению», то есть представляющим собой мысленную картину и выражающим собой то, что учащийся как бы мысленно видит. Создание образов происходит в результате мыслительного процесса через восприятие реальных объектов или их графических изображений. Процесс представления и создания образа зависит как от способности обучающихся к восприятию, так и от технических навыков и знания законов композиции. Анализ объекта, его конструкции, формы, пространственного положения позволяет выделить наиболее важные элементы, составляющие основу изображаемого объекта или явления для создания выразительного художественного образа. Таким образом, результатом применения аналити-ко-синтетического подхода является изображение на плоскости в процессе рисования с натуры.
В процессе изобразительной деятельности на основе тщательного отбора и изучения отдельных фактов обобщенный образ предстает как суммарный, непосредственно выведенный из наблюдений, зарисовок и эскизов. Художественное обобщение - это способ необходимого образного преобразования отражаемой художником действительности, исходящий из принципа - от простого к сложному. Пластическая выразительность образа и его декоративность образуют основу оригинальных и убедительных результатов графического проектирования во всех видах народного искусства. «Декоративность - это прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели, служащей для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм» [9, с. 43]. Выразительные графические средства рисунка имеют множество нюансов, способствующие профессионально передавать тот или иной образ творческой мысли. В процессе проектирования художественных изделий из различного материала средствами декоративного рисунка выявление их условных декоративных качеств осуществляется по следующим направлениям:
- через пластику взаимодействия объемов;
- через выявление формообразующих, декоративных качеств материала;
- через комбинирование выразительных графических средств и технологических приемов;
- через интеграцию полученных знаний из различных областей знаний.
Чем богаче и разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы и сюжеты, создаваемые на их основе. При восприятии предмета у человека на подсознательном уровне происходит его анализ, а воображение создает синтез чего-то подобного, что уже ранее встречалось. Поэтому ассоциация с формой представляет собой трансформацию образа, при которой заданный образ частично остается прежним, но в тоже время частично и видоизменяется. В связи с чем «преобразование по ассоциации» должно пониматься не только как связь двух разных образов, но и как последовательное изменение состояния одного и другого. Преобразование объекта по ассоциации с его формой требует выделить в форме объекта самое главное и это главное обнаружить в другом объекте. Таким образом, ассоциация способствует появлению новых образов, а развитое ассоциативное мышление может помочь:
- создавать новые оригинальные идеи;
- создавать смысловые связи;
- стимулировать развитие воображения.
Ассоциативное мышление необходимо для переработки информации, которая делает возможным обобщение и абстрагирование без логического анализа на начальном этапе проектиро-
вания. Для эффективности профессионально-художественной подготовки будущих художников народного искусства в процессе обучения рисунку следует определить педагогические условия и требования к организации учебного процесса:
- академический рисунок должен преподаваться в тесной взаимосвязи с сопутствующими дисциплинами: композиция, проектирование, формообразование, пластическая анатомия и др.;
- специальный (декоративный) рисунок должен отражать специфику рисования в конкретном виде народного искусства;
- обучение рисунку должно развивать у студентов умения не только точно проводить анализ объекта, воспроизводить с натуры форму, но и творчески преобразовывать ее, выявляя пластические, ритмические, формообразующие, декоративные и иные ее качества;
- при выполнении проектирования изделий народного искусства работу следует вести на основе методических принципов академического рисунка;
- для мотивирования творческой и исследовательской активности студентов необходима разработка специальных творческих заданий и участие в общественно-значимых проектах;
- овладение широким спектром изобразительно-выразительных средств рисунка необходимо для развития умения воспроизводить средствами рисунка фактуры различных материалов, решать задачи, связанные с выявлением формообразующих возможностей материала;
- развитое конструктивно-пространственное и образно-пластическое мышление позволит по памяти, по представлению и воображению моделировать любую пространственную форму;
- для развития индивидуального стиля деятельности и творческих качеств личности, направленной на дальнейшее самообразование и саморазвитие, необходимо создание творческой развивающей среды с определением «зоны ближайшего развития».
Обучение рисунку является одной из основных задач обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов и умений использовать их в профессиональной деятельности с целью достижения качественных и значимых результатов. В результате обучения будущий художник народного декоративно-прикладного искусства должен овладеть целым комплексом общекультурных и общепрофессиональных компетенций, в частности, в области обучения рисунку «обладать умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка» [10]. Полноценное освоение данной компетенции выявит готовность выпускника вуза к самостоятельной творческой деятельности, созданию высокохудожественных образцов духовно-материальной культуры в области народного искусства, овладению традиционными и современными средствами, методиками и технологиями воплощения художественно-образного проектирования изделий предметной среды [11, с. 223].
Преподавание рисунка с учетом особенностей подготовки художников народного искусства и освоение основных методических принципов выполнения рисунка даст возможность най-
Библиографический список
ти компромисс между критериями академичности и научности изображения на основе выявления его различных качеств (пространственных, пропорциональных, структурных, конструктивных, ритмических, тональных) и требованиями декоративного рисования с предельной обобщенностью формы и выразительностью проектируемого объекта. Такой подход в обучении рисунку позволит сохранить традиционную методику рисования как основу художественного образования и в то же время разрешит противоречия в методиках преподавания рисунка, возникающих в подготовке студентов в области народного искусства. Освоение художественно-образного языка, специфичного для каждого вида народного искусства (ювелирного и косторезного искусства, художественной вышивки и кружевоплетения, декоративной росписи, и других профилей), позволит студентам более глубоко освоить широкий спектр графических техник и материалов, овладеть приемами художественной стилизации и графической организации изображения на плоскости, необходимой им в будущей художественно-творческой деятельности [12, с. 85].
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что социально-экономические преобразования в обществе привели к существенным изменениям в профессиональном образовании в области народного декоративно-прикладного искусства, направленного на сохранение историко-культурного наследия России. В настоящее время преподается только академический рисунок, дающий сумму знаний и умений лишь реалистического изображения натуры, не учитывается прикладной характер деятельности будущих художников данного направления искусства, при этом отсутствует связь с такими важнейшими предметами подготовки художника в высшем учебном заведении, как «Композиция» и «Проектирование». Поэтому существует объективная потребность в научной разработке и внедрении в учебный процесс инновационных программ по рисунку, учитывающих специфику конкретных видов традиционного прикладного искусства.
Обучение рисунку должно быть направлено на развитие навыков, необходимых будущим художникам декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов в работе над высокохудожественными произведениями и в становлении творческой индивидуальности. Будущие художники должны пройти полный курс обучения академическому рисунку, а также изучить и освоить широкий спектр графических техник и материалов, свободно владеть приемами художественной стилизации и графической организации изображения на плоскости, необходимой им в будущей художественной деятельности. Сформированное визуальное мышление, пространственное видение, навыки аналитического восприятия натуры, ее художественно-творческого преобразования позволят грамотно представлять замыслы, проекты и результаты своего творческого процесса с учетом современных требований. Такой подход в обучении академическому рисунку будущих художников народного искусства позволит сохранить традиционную методику рисования как основу художественного образования и в то же время разрешит противоречия в преподавании рисунка, возникающие в подготовке студентов, осваивающих различные виды художественных промыслов.
1. Шокорова Л.В., Киселева Н.В. Декоративная композиция как средство развития креативного мышления дизайнера. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014; 9-2 (47): 203 - 205.
2. Королев В.А. Учебный рисунок. Москва: Изобразительное искусство, 1981.
3. Гладышев Г.М. Художественное образование как непрерывный процесс формирования личности дизайнера: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014: 414 - 421.
4. Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1989.
5. Шорохов Е.В. Композиция: учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Москва, 1986.
6. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск: Издательский дом «Наука», 2008.
7. Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие. Москва: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009.
8. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция: учебное пособие. Москва; 1986.
9. Соколов М.В. Профессиональная подготовка художника декоративного искусства на основе активизации проектной деятельности. Педагогическое образование в России. 2015; 11: 43 - 46.
10. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540302.pdf
11. Амиргазин К.Ж., Удалов С.Р. Формирование компетентностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Омский научный вестник. 2012; № 2 (106): 223 - 225.
12. Соколов М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: НГПУ, 2015.
References
1. Shokorova L.V., Kiseleva N.V. Dekorativnaya kompoziciya kak sredstvo razvitiya kreativnogo myshleniya dizajnera. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014; 9-2 (47): 203 - 205.
2. Korolev V.A. Uchebnyjrisunok. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1981.
3. Gladyshev G.M. Hudozhestvennoe obrazovanie kak nepreryvnyjprocess formirovaniya lichnosti dizajnera: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014: 414 - 421.
4. Zinchenko V.P., Stasevich V.N. Tvorchestvo v uchebnom risunke: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 1989.
5. Shorohov E.V. Kompoziciya: ucheb. dlya studentov hudozh.-graf. fak. ped. in-tov. Moskva, 1986.
6. Medvedev L.G. Akademicheskij risunok vprocesse hudozhestvennogo obrazovaniya. Omsk: Izdatel'skij dom «Nauka», 2008.
7. Yakusheva M. S. Transformaciya prirodnogo motiva v ornamental'nuyu dekorativnuyu formu: uchebnoe posobie. Moskva: MGHPU im. S.G. Stroganova, 2009.
8. Beda G.V. Osnovy izobrazitel'noj gramoty. Risunok, zhivopis', kompoziciya: uchebnoe posobie. Moskva; 1986.
9. Sokolov M.V. Professional'naya podgotovka hudozhnika dekorativnogo iskusstva na osnove aktivizacii proektnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2015; 11: 43 - 46.
10. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/540302.pdf
11. Amirgazin K.Zh., Udalov S.R. Formirovanie kompetentnostej v processe obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Omskij nauchnyj vestnik. 2012; № 2 (106): 223 - 225.
12. Sokolov M.V., Sokolova M.S. Sovremennye narodnye promysly Rossii kak sostavnaya chast' obscherossijskoj kul'tury. 2-e izd., ispr. i dop. Novosibirsk: NGPU, 2015.
Статья поступила в редакцию 13.02.17
УДК 378
Tovpich I.O., Director of School № 8 with profound study of music series "Music" of Frunze District of St. Petersburg, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Yasinskaya O.L., MA (Arts Education), sound teaching methods Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: olyasinskaya@herzen.spb.ru
MODERN RECORDING STUDIO IN THE WORK OF THE TEACHER OF MUSIC. Art is one of the most important spheres that help to form a creative personality in a student. The article discusses a new approach to the comprehension of the musical art in the process of co-creation with the students by means of digital technologies, which, in fact, are the foundation of a new domain in music education (general and vocational). Professional educational activity the teacher-musician in modern recording studio is an instrument of creativity in the high-tech information educational environment, accessible and understandable to students like music and art schools, and secondary schools. The article presents the guidelines for the employment in the modern recording studio, designated essential components of educational process in the conditions of learning music in school.
Key words: teacher, musician, sound, music and computer technology, electronic musical instruments, computer-based music creation, music education.
И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
О.Л. Ясинская, магистр художественного образования, звукорежиссер учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: olyasinskaya@herzen.spb.ru
СОВРЕМЕННАЯ СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Искусство занимает одно из самых значимых мест в формировании творческой личности учащегося. Статья посвящена рассмотрению нового подхода к постижению музыкального искусства в процессе сотворчества с обучающимися посредством цифровых технологий, которые, фактически, являются основой новой предметной области в музыкальном образовании (общем и профессиональном). Профессиональная учебная деятельность педагога-музыканта в современной студии звукозаписи является инструментом творчества в высокотехнологичной информационной образовательной среде, доступной и понятной учащимся как музыкальных школ и школ искусств, так и общеобразовательных учебных заведений. В статье приведены методические рекомендации по проведению занятий в современной студии звукозаписи, обозначены необходимые компоненты организации образовательного процесса в условиях обучения музыке в школе.
Ключевые слова: педагог-музыкант, звукорежиссер, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты, компьютерное музыкальное творчество, музыкальное образование.
Формирование полноценной образовательной среды для педагога-музыканта в равной степени предполагает серьёзное методическое наполнение учебных дисциплин, связанных с преподаванием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3] и материально-технические средства для их реализации. Для процесса преподавания в новой образовательной сфере деятельности и полноценного изучения дисциплин направления «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» необходимо наличие музыкально-компьютерного класса и учебной компьютерной студии звукозаписи. [4; 5; 6]. Музыкально-компьютерный класс в основном предназначается для групповых лекционных и практических занятий, тогда как учебная студия звукозаписи - это место для практических и индивидуальных занятий. Оснащение учебной студии предполагает особую акустическую обработку помещений, со-
здание качественного цифрового звукозаписывающего комплекса, оснащение студии парком необходимого оборудования.
Программно-аппаратный комплекс студии должен быть укомплектован профессиональным студийным оборудованием и полными версиями программного обеспечения профессиональной деятельности музыканта [7; 8; 9]. Звукорежиссёр - творческая профессия, связанная с записью и обработкой звука, созданием звуковых художественных образов. Он, как правило, владеет как художественными, так и техническими аспектами работы с музыкальным материалом. Звукорежиссеру необходимо разбираться как в музыкальном материале записываемого произведения, так и хорошо знать физику звука, разбираться в музыкальной акустике [10; 11; 12], психоакустике, инструменто-ведении, владеть, в том числе, современным музыкальным ин-