УДК 359:947.08 ББК 68.53 (2) 5-1
ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ ПЕРЕХОДА ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Бледнова Елена Михайловна, преподаватель Курской государственной
сельскохозяйственной академии Третьяков Александр Викторович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России Курского государственного университета
(г. Курск)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы и процесс формирования инвестиционного законодательства в постсоветской России как способа перехода от плановой к рыночной экономике.
Ключевые слова: реформы, сельское хозяйство, законодательство, инвестиции, условия, инвестиционная привлекательность, устойчивое развитие, рыночное мышление.
INVESTMENT LEGISLATION IN THE SYSTEM OF TRANSITION FROM A PLANNED TO A MARKET ECONOMY IN THE AGRICULTURAL SECTOR
Blednova E.M., Teacher of Kursk state agricultural Academy
Tretyakov A.V., Doctor of historical Sciences, Professor, Professor, Department of the history of Russia Kursk state University (Kursk)
Annotation. The article discusses the issues and the process of formation of investment legislation in post-Soviet Russia as a way of transition from a planned to a market economy.
Key words: reform, agriculture, legislation, investment conditions, investment attractiveness, sustainable development, market-oriented thinking.
Постсоветская отечественная историография, опыт социально-экономического реформирования в России, противоречивые итоги аграрных реформ показывают, что обществен-
- 109
но-экономическое развитие российской деревни на рубеже XX-XXI вв., несмотря на значительное количество научных трудов, в полном объеме не исследовано. Работы по социологии,
праву, истории накопили значительный фактический материал, внесли определенный вклад в разработку методологии исследования, но не смогли раскрыть сущность процесса перехода от планового хозяйствования к рыночной экономике путем активизации человеческого потенциала.
Вместе с тем партийно-советские, а затем и властные структуры постсоветской России и Курской области в частности проводили целенаправленную работу по созданию надлежащих условий для развития предприимчивости всех жителей страны и региона в новой социально-экономической повседневности на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Так, составляя рейтинг уровня социально-политической устойчивости субъектов РФ за ноябрь 2016 г., фонд «Петербургская политика» отнес Курскую область к «регионам с высоким уровнем устойчивости». «Четыре заметных, даже знаковых позитивных события, - отмечено в рейтинге: открытие в Железногор-ском районе мясоперерабатывающего комплекса ООО «АгроПромкомплектация-Курск», запуск цеха технических фабрикатов этой же компании, подписание губернатором соглашения с Минсвязи РФ и Ростелекомом о реализации инвестпроектов и ввод межпоселкового газопровода в селе Береза Дмитриевского района» [9]. Это, по нашему мнению, результат многолетней деятельности властных структур Курской области по формированию инвестиционной привлекательности региона и особенно аграрного сектора.
Изучение сущности формирования реальной мотивации и развития рыночного законодательства в СССР, особенно применительно к сельскому хозяйству, - весьма сложная проблема. В условиях развития плановой экономики у населения страны, за исключением кустарей и «теневых предпринимателей», отсутствовали понятия предприимчивости и предпринимательства. Инициатива, самостоятельность могли проявляться только для поиска форм и методов выполнения плановых заданий. Личная предприимчивость в сфере организации производственно-сбытовой деятельности в основном являлась нарушением социалистической законности.
Источниковый анализ свидетельствует о том, что идеология и законодательство аграрных реформ конца XX в. были нацелены на
повышение эффективности социалистического хозяйствования в деревне. Партийно-государственные установки, производительность труда в сельском хозяйстве предполагали поднять за счет активизации человеческого потенциала. Следовательно, для повышения социально-психологической и хозяйственной активности колхозников и работников совхозов нужно было использовать экономические методы стимулирования производственной мотивации сельскохозяйственных тружеников.
В целях реализации курса на ускорение социально-экономического развития ЦК КПСС и Совмин СССР 18 декабря 1987 г. приняли совместное постановление «О переводе предприятий и организаций системы Госагропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» [20]. «Совершенно не терпимым, - говорилось в документе, - является то, что в системе Госагропрома СССР слабо внедряется противозатратный механизм, ограниченное развитие получают хозрасчетные методы ведения хозяйства, договорные отношения... По-прежнему сохраняется жесткая регламентация хозяйственной деятельности предприятий и организаций, административно-командные методы управления» [20].
Законодатель установил, что «перевод в 1988-1989 гг. колхозов, совхозов и других предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование является решающим условием кардинального улучшения положения дел в агропромышленном комплексе, наращивания объемов производства продовольствия, расширения ассортимента продуктов питания, углубления интеграции и повышения эффективности сельскохозяйственного производства и перерабатывающих отраслей промышленности» [20].
Практическая реализация намеченных планов предполагала создание оптимальных условий для самостоятельного планирования и развития социально-экономической деятельности сельских жителей. «Меры, предусмотренные настоящим Постановлением, - сказано в документе, - должны осуществляться последовательно, с учетом создания необходимых экономических и организационных предпосылок, с тем, чтобы уже в 1989 году полностью завершить введение новых условий хозяйствования в системе Госагропрома СССР» [20].
Данное постановление положило начало работы в СССР и Курской области по формированию инвестиционной привлекательности регионов и сельского хозяйства в частности. Отсутствие специальной терминологии в хозяйственно-политическом обиходе подчеркивало начало процессов реформирования и новых способов хозяйствования. В научном плане проблема инвестиционной привлекательности является весьма неоднозначной и дискуссионной [5]. Поэтому под инвестиционной привлекательностью мы будем понимать властную политику, направленную на создание надлежащих условий для внешнего инвестирования, а также их деятельность по стимулированию создания регионального инвестиционного потенциала и мобилизации ресурсов для устойчивого развития хозяйственно-экономической деятельности, снижающих инвестиционные риски.
Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 декабря 1987 г. определило деятельность партийно-государственных структур по переводу предприятий на экономические методы хозяйствования. Большое значение в создании условий для реализации имевшегося потенциала населения и привлечения хозяйственно-финансовых средств из всех источников сыграл принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. закон «О кооперации в СССР» [16]. Наибольшее значение с точки зрения развития внутренних инвестиций имела ст. 4 закона «Главные задачи кооперации». Законодатель устанавливал, что для решения задач по удовлетворению потребностей хозяйства и населения «в продовольствии, товарах народного потребления, жилище..., работах и услугах с высокими потребительскими свойствами, развитие трудовой и социальной активности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурного уровня и профессионального мастерства» в системе кооперации целесообразно развивать эффективное производство, путем повышения «производительности труда, максимального вовлечения в хозяйственный оборот» местного сырья и материала, разработки безотходных прогрессивных технологий [16].
«Кооперация, - говорилось в законе, - действуя на принципах самофинансирования, обеспечивает за счет своих доходов повышение
уровня жизни членов кооперативов и их семей, решает социальные задачи, создает благоприятные возможности для высокопроизводительного труда, обеспечивает охрану имущественных интересов и социальных прав своих членов, участвует в формировании государственного бюджета» [16]. Таким образом, государство нацеливало коллективы на поиск новых способов повышения хозяйственной мотивации людей и на внедрение в производство ранее не использовавшихся источников финансирования.
Существенным шагом в деле создания условий для развития творческого потенциала населения и сельских жителей стали решения XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся 28 июня - 1 июля 1988 г. Подводя итоги перестройки в социально-экономической сфере, Генеральный секретарь ЦК КПСС в докладе подчеркивал: «Где энергично взялись за дело, где по-настоящему используют новые возможности, там положение заметно поправляется. Но почему смогли улучшить продовольственное снабжение населения в Белгородской области и не сделали этого в соседней Курской?
На чем должно быть сосредоточено внимание? Опыт показывает, что кратчайший и надежный путь к достатку продовольствия -широкое, повсеместное внедрение арендных и других эффективных форм организации и стимулирования труда. Это - ключевое звено современной аграрной политики» [24].
Устойчивость этой стратегии подтвердил мартовский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС. Подведя итоги внедрения новых форм хозяйствования в аграрной сфере, Пленум высказался за необходимость всестороннего развития арендных отношений в сельском хозяйстве. Они рассматривались как способ социально-экономической и психологической активизации работы населения по повышению эффективности коллективного хозяйствования [12]. На реализацию этого курса и создание условий для повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства стали Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об аренде и арендных отношениях в СССР» и Постановление Совета Министров СССР «Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР» от 7 апреля 1989 г. Согласно Указу «в аренду, то есть в срочное и возмездное хозяйственное пользование, могут передаваться:
земля..., имущество ферм». Устанавливалось, что аренда «земли и иного имущества может применяться в сельскохозяйственном производстве...» [12].
Важными для повышения финансово-хозяйственной заинтересованности населения стали положения об арендованном имуществе и продукции, произведенной с его использованием. «Имущество, переданное в аренду, - говорилось в Указе, - остается собственностью государства или арендодателя. Продукция, произведенная арендаторами, - кооперативными или иными общественными предприятиями (организациями) и гражданами, является их собственностью» [12]. Полученные средства можно было вкладывать в расширение производства, а, следовательно, планировать собственную и коллективную экономическую деятельность. Вышеназванные узаконения расширяли не только источники привлечения инвестиций, но и возможности населения участвовать в этой работе путем организации собственного дела.
На создание условий для развития инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов было направлено Постановление Совета министров СССР от 20 марта 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». «Переход к регулируемым рыночным отношениям, - говорилось в нем, - поддержка предпринимательства требуют ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса» [18].
Важно подчеркнуть, что законодатель выступил сразу же за форсированное решение накопившихся проблем. «Считать, - устанавливало постановление, - одной из важнейших мер по радикализации экономической реформы формирование экономической среды, обеспечивающей широкое развитие малых предприятий» [18]. Под экономической средой, по нашему мнению, понимались условия для активизации инвестиционной деятельности всех заинтересованных лиц. Возможно, это в перспективе приведет к перегибам в формировании рыночных отношений.
В этих условиях руководство Курской области целенаправленно совершенствовало региональную социально-экономическую политику. Новые подходы к реализации аграрной стратегии партии рассматривались IV Пленумом Курского обкома КПСС, состоявшимся 27 июня 1989 г. Первый секретарь ОК КПСС А.И. Селезнев в докладе «О задачах областной партийной организации по реализации решений мартовского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС» подчеркнул, что цель новой аграрной политики состоит в необходимости «возродить крестьянина как хозяина на земле, обеспечить радикальные перемены в развитии села, надежно решить продовольственную программу» [18].
В своем докладе А.И. Селезнев весьма убедительно и проблемно раскрывал сложности аграрной социально-экономической организации и сельскохозяйственной жизни населения. Он ориентировал партийные организации искать адекватные деревенским хозяйственно-психологическим традициям и требованиям времени взвешенные подходы к реформированию сложившейся системы. Поэтому «смыслом экономических преобразований на селе является задача предоставления крестьянам широкой возможности проявления самостоятельности, предприимчивости и инициативы» [3].
Источники показывают, что период с 1985 по 1990 г. стал временем осмысления сути начавшихся реформ и понимания того, как их реализовать практически. Это подтверждается постепенным отходом от партийно-государственного руководства реформами к формированию адекватного задачам стимулирующего развитие рыночных отношений и инвестиционной деятельности законодательства.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» положил начало формированию государственного инвестиционного законодательства. В ст. 1 определялись понятия инвестиций и инвестиционной деятельности. «Инвестициями, - определял закон, - являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятель-
ности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций» [3]. Закон устанавливал, что инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Ст. 2 «Субъекты инвестиционной деятельности» имеет принципиальное значение. Перечисление в ней субъектов инвестиционной деятельности раскрывало простор для хозяйственно-предпринимательской инициативы всех потенциальных участников. Законодатель установил, что: «1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
3. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
4. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других
участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.
5. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР.
6. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников» [13].
В соответствии со ст. 3 закона объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являлись «вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность» [13]. Следовательно, для извлечения прибыли вкладывать средства в сельской местности можно было во все производственно-хозяйственные процессы в аграрной сфере, сельский соцкультбыт.
Важным шагом на пути формирования целесообразности и условий развития инвестиционной деятельности в РСФСР, вступившей на путь рыночных модернизаций, стал закон от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [21]. В ст. 1 законодатель установил, что: «1. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. 2. Предпринимательская деятельность
осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия» [21]. Здесь важно то, что законодатель четко установил, что деятельность ведется для получения прибыли, но при этом на свой риск. Это предполагало самостоятельную имущественную ответственность, а, следовательно, становилось мотивом систематической образовательной деятельности всех субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 2 закона субъектами предпринимательства могли становиться граждане РСФСР, союзных республик, иностранные граждане, лица без гражданства, объединения граждан (коллективные предприниматели). Законодатель установил, что предпринимательская деятельность может осуществляться на основе регистрации. Деятельность, «осуществляемая с привлечением наемного труда», по закону должна была регистрироваться как предприятие [21].
На расширение сферы привлечения инвесторов нацеливала ст. 3 закона. Определяя формы предпринимательской деятельности, законодатель устанавливал, что она «может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества». При этом: «Собственник имущества предприятия не имеет права вмешиваться в деятельность предприятия после заключения договора с управляющим, за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законодательством РСФСР» [21].
Широкие перспективы для предпринимательства и инвестиционной деятельности открывало законодательное определение предприятия. «Предприятием, - указывал закон, - является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других
обязательных платежей» [21]. Его отношения с другими предприятиями и органами власти строятся на основе законодательства. Следовательно, теперь предприятие самостоятельно в целях своего развития и обеспечения благосостояния своих работников могло на основе хозяйственных договоров привлекать инвесторов и выступать в их роли относительно других хозяйствующих субъектов и объектов соцкульт-быта.
Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» подтвердил этот курс в аграрной сфере. «Колхозы и совхозы, - устанавливал законодатель, - обязаны в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах» [19]. Местные органы власти обязывались «обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств» [19].
В соответствие Указу в 1992 г. в России началась обязательная перерегистрация колхозов. По состоянию на 1 октября 1992 г. было перерегистрировано 10,6 тыс. (42%) хозяйств. Из них 4,5 тыс. (43%) сохранили прежний статус колхозов и совхозов. К 1 января 1994 года уже перерегистрировалось 95% хозяйств. Свой прежний статус сохранили 34% колхозов. «Таким образом, - подчеркивали С. Глазьев, С. Кара-Мурза, С. Батчиков, - произошло раздробление и изменение организационного типа более чем 2/3 бывших крупных предприятий - колхозов и совхозов. Значительная часть и ресурсов, и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство - в хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства» [1].
Этот процесс активно развивался и в Курской области. Об этом убедительно свидетельствует процесс развития сети фермерских хозяйств в регионе в 1990-1992 гг. Их основная масса создавалась на землях бывших колхозов и совхозов. Так, в Беловском районе на землях колхозов «Русь», «Дружба», «Восход» стали работать 40 созданных хозяйств, в Дмитриев-
ском районе на базе колхозов им. К. Маркса, «Маяк», «Серп и Молот», «Красный Октябрь» было создано 50 фермерских хозяйств. Созданные в 1992 г. в Рыльском районе 87 крестьянских (фермерских) хозяйств также оформились на колхозно-совхозных землях [2]. Данный процесс активно развивался на территории всей Курской области [2].
Из вышеизложенного материала следует, что практическая реализация аграрных реформ, с одной стороны, способствовала изменению организационно-правовых форм хозяйствования в сельской местности, формированию рыночной ментальности у сельских тружеников. С другой же стороны, развитие рыночных отношений во всех сферах экономики, в том числе в сельском хозяйстве стимулировало процесс понимания того, что предпринимательская деятельность во всех сферах жизнедеятельности активно развивается на основе системного привлечения финансовых средств из различных источников. Это в свою очередь активизировало работу властных структур по формированию регионального инвестиционного законодательства.
Существенную роль в стимулировании этого процесса сыграли Конституция Российской Федерации [7] и Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 г. [4]. В этих законах закреплялись и развивались все положения о формах собственности, предпринимательской и инвестиционной деятельности. Следует подчеркнуть, что создание условий для последовательной и стабильной инвестиционной деятельности рассматривалось как ключевое звено устойчивого развития рыночного хозяйствования в России и регионах. В процессе формирования правовых основ развития инвестиционной деятельности первоначально региональные власти и предпринимательские сообщества регионов использовали в практической деятельности диспозитивные нормы федерального законодательства, регулировавшего предпринимательскую деятельность.
В Курской области в конце XX в. активно развивался процесс формирования законодательства, стимулировавшего создание экономических условий привлечения инвестиций в региональную экономику [17]. Естественно, что это законодательство, имея региональную специфику, в большей степени воспроизводи-
ло федеральные законы и иные государственно-правовые акты. Вместе с тем это способствовало накоплению опыта, формированию рыночного, в том числе и регионального инвестиционного законодательства.
В Курской области 23 января 1998 г. был принят закон «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область». В нем говорилось, что он «в порядке эксперимента направлен на обеспечение благоприятных условий притока и размещения российских и иностранных инвестиций в целях экономического, социального развития Курской области путем предоставления налоговых льгот категориям вновь создаваемых предприятий всех форм собственности, в том числе и предприятиям с иностранными инвестициями ., а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главам фермерских хозяйств и сельхозпроизводителям» [9].
В ст. 2 законодатель установил, что «категории вновь создаваемых предприятий, определенные настоящим Законом, освобождаются от уплаты налогов, по которым субъектам Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право освобождения от уплаты налогов. Указанные льготы предоставляются на срок от одного года до трех лет». В соответствии с законом им «предоставляется компенсация за счет средств областного бюджета по налогу на добавленную стоимость, уплаченному в областной бюджет». В порядке исключения допускалась компенсация «за счет средств областного бюджета по налогу на прибыль предприятия», зачисляемого в федеральный бюджет [9].
Ст. 3 закона определяла круг предприятий, на которые распространялись установленные законом льготы. К ним относились сельскохозяйственные кооперативы, агрообъединения, предприятия с полным циклом производства, хранения, переработки сельскохозяйственного сырья и реализации продукции; фермерские хозяйства на базе разорившихся и обанкротившихся колхозов; предприятия с земельными угодьями по производству кормов и откорму крупного рогатого скота, овец, свиней, птицы; малые предприятия по производству кормов, инкубаторы по производству молодняка пти-
цы... для последующей передачи его на договорной основе населению на выращивание с последующей сдачей малому предприятию; торгово-закупочные кооперативы по размещению и сбору заказов среди населения, закупки сельскохозяйственной продукции и обеспечение населения товарами и продуктами питания; предприятия по сбору у сельского населения молока (молокоприемные пункты); хозяйства, присоединившие к себе на добровольной основе убыточные и разоренные хозяйства (объединившиеся хозяйства); лизинговые организации, предприятия по обеспечению запасными частями, специальной сельскохозяйственной техникой и навесным оборудованием, ремонту и сервисному обслуживанию автотракторной техники; машинно-тракторные станции, обслуживающие сельхозтоваропроизводителей; агрохимические станции, обеспечивающие химическими удобрениями, производящие органические удобрения и обслуживающие сельхозтоваропроизводителей; предприятия строительной индустрии по производству строительных деталей и отделочных материалов из местных сырьевых ресурсов; строительные организации по строительству жилья, объектов общественного пользования, объектов сельскохозяйственного профиля, хранилищ, перерабатывающих предприятий, коммунальных коммуникаций; строительные организации и предприятия по газификации; организации и предприятия связи и телекоммуникации; организации и предприятия, осуществляющие разработку минерально-сырьевой базы области для производства минеральных удобрений и строительных материалов;
организации и предприятия, занимающиеся строительством и ремонтом водозаборов, расчисткой русел рек и водоемов [9].
Несмотря на несовершенство этого закона, его временный и экспериментальный характер, он стал стимулятором инвестиционной активности в регионе, что значительно активизировало хозяйственно-предпринимательскую деятельность в Курской области и способствовало формированию профильного законодательства. Данный закон был отменен как утративший силу 13 июня 2001 г. [22]
Анализ нормативно-правовой базы, созданной в ходе рыночных реформ, и развития предпринимательских отношений показывают,
что Администрация Курской области и Курская областная Дума к началу XX в. имели уже определенный опыт формирования профильного законодательства. Областной Закон «Об инвестиционной деятельности в Курской области» был принят 12 марта 2002 г. «Настоящий Закон,
- говорилось в нем, - в соответствии с действующим федеральным законодательством направлен на развитие инвестиционной деятельности, создание для ее осуществления режима наибольшего благоприятствования, устанавливает дополнительные гарантии для инвесторов, внедряющих инвестиционные проекты на территории Курской области» [14]. Следовательно, поставленная цель подтверждает то, что в Курской области ранее была создана относительно устойчивая правовая база инвестиционной деятельности. Однако ее ограниченность сдерживала прогрессивные тенденции, что способствовало принятию нового закона, направленного «на развитие инвестиционной деятельности».
Законодатель четко определил основные понятия. Под инвестициями понимались «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Устанавливалось, что инвестиционная деятельность
- это «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Она «может охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукта или услуги, так и его элементы (стадии)» [15]. Данное положение на стадии становления новых форм хозяйствования и недостатка средств имело принципиально важное стимулирующее значение для начинающих свое дело предпринимателей.
В ст. 2-4 закона были определены объекты инвестиционных вложений, субъекты инвестиционной деятельности и условия деятельности иностранных инвесторов на территории Курской области. К объектам инвестирования законодатель отнес «находящиеся на территории области в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модер-
низируемого имущества». В соответствии с федеральным законодательством к субъектам инвестиционной деятельности относились «инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционных вложений и другие лица, участвующие в реализации инвестиционных проектов» [14].
Все инвесторы на территории Курской области вложения осуществляют в соответствии с российским законодательством «с использованием собственных и (или) привлеченных средств». К ним были отнесены физические и юридические лица Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования, «а также создаваемые на основе договора о совместной деятельности, не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, а также иностранные инвесторы» [14]. Законодатель устанавливал, что субъект «инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключенным между ними». Отношения, возникавшие в связи с деятельностью иностранных инвесторов, регулировались международными договорами России, Гражданским кодексом, федеральными законами и иными нормативными актами, а также принятым областным законом.
Для устойчивого развития предпринимательства в регионе законодатель устанавливал «равные права» для всех субъектов инвестиционной деятельности. Они все имели право: самостоятельно определять объемы и направления инвестирования, заключать договора с другими субъектами инвестиционной деятельности, быть собственниками объектов и результатов этой деятельности, в соответствии с законодательством передавать свои права на осуществление ее результатов «физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления» в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с законом и на основе договоров они имели право объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного инвестирования, осуществлять контроль над использованием средств, предназначенных для инвестиционной деятельности [14].
В ст. 8 закона были установлены принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Курской области. Основные ее правила предполагали: сбалансированность публичных и частных интересов, презумпцию добросовестности и равноправие субъектов инвестиционной деятельности, унифицированность публичных процедур, открытость и доступность для всех необходимой информации, которая является собственностью органов государственной власти Курской области, объективности, экономической целесообразности и рациональности в решениях властных структур, взаимной ответственности Курской области и субъектов инвестиционной деятельности. Принцип долгосрочности приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Курской области в соответствии с Комплексной программой социально-экономического развития региона активизировал предпринимательскую общественность.
В условиях становления предпринимательских отношений во всех сферах обеспечения жизнедеятельности населения, недостатка финансовых средств и должной экономико-правовой грамотности людей законодатель определил конкретные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Курской области. Прежде всего, предусматривалось развитие приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Это открывало возможности сбалансированного перехода от плановой к рыночной экономике.
Центральным стимулирующим направлением инвестиционной деятельности закон определял создание «благоприятного инвестиционного климата на территории Курской области» [14]. Для этого предусматривалось: совершенствование системы налогообложения, предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственной поддержки, налоговых льгот, компенсации оплаты услуг естественных монополий, льготных условий пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, находящимися в областной собственности. Предусматривались возможности реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, поддержка обращений во все законодательные и исполнительные органы власти.
На конкурсной основе инвесторам предоставлялись государственные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета, субсидии из областного бюджета в соответствии с заключенными с ними инвестиционными соглашениями.
Существенными для расширения круга лиц-участников инвестиционной деятельности стали положения закона о расширении «использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, .. .расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования» [14].
Следовательно, областное руководство стремилось путем развития предпринимательства во всех сферах решать жилищные и иные насущные социокультурные проблемы региона при непосредственном участии населения. Эти нормы права стимулировали инвестиционную активность различных категорий населения и способствовали формированию рыночной мен-тальности.
Для стимулирования деятельности инвесторов всех форм собственности и частных лиц, скорейшего решения насущных проблем и концентрации финансовых средств на перспективных направлениях социально-экономического развития области законодатель предусмотрел прямое участие органов государственной власти Курской области в инвестиционной деятельности. Она могла осуществляться путем «государственных инвестиционных вложений за счет средств областного бюджета (бюджета развития Курской области), .выделения инвесторам на конкурсной основе средств областного бюджета (бюджета развития Курской области) в порядке» [14]. Вместе с тем закон допуска имеет иные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Реализация социально-экономических реформ, углубление предпринимательских отношений в хозяйственно-производственной, социально-культурной и других сферах жизнеобеспечения, развитие инвестиционной деятельности способствовали совершенствованию региональной инвестиционной политики и законодательства. Новый закон «Об инвестиционной деятельности в Курской области»
был принят 12 августа 2004 года. Следует отметить, что в нем сохранились базовые положения областного инвестиционного закона 2002 г. Однако новый закон внес определенные дополнения, направленные, с одной стороны, на совершенствование собственно инвестиционного законодательства, а с другой - на законодательное стимулирование всех субъектов инвестиционной деятельности региона.
Новый закон, прежде всего п. 2. ст. 3 был дополнен положением об инвесторах. В их число добавлялись органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления. «В качестве инвесторов, - устанавливал закон, -могут выступать органы исполнительной власти Курской области, действующие от имени Курской области в пределах предоставленных им полномочий, органы местного самоуправления, действующие от имени муниципального образования в пределах предоставленных им полномочий, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. иностранные инвесторы» [15].
В дальнейшем, в период с 2004 по 2015 г. данный закон в условиях углубления социально-экономических преобразований, определения новых приоритетных направлений развития дополнялся и совершенствовался. Особенно существенное дополнение было внесено законом Курской области от 27 августа 2007 г. № 76-ЗКО [15]. В целях привлечения инвесторов к активной деятельности в наиболее приоритетных направлениях законодатель дополнил действовавший закон от 12 августа 2004 г. ст. 10. 1. «Создание режима наибольшего благоприятствования».
«Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, - устанавливал законодатель, - создается органами государственной власти Курской области в целях реализации Стратегии и Программы социально-экономического развития Курской области, создания условий для диверсификации экономики области» [11]. Право «на вхождение в режим наибольшего благоприятствования» имели «инвесторы, заключившие инвестиционные соглашения с Администрацией Курской области и реализующие инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций в основной капитал не менее 250 млн рублей (включая налог на добавленную стоимость), предусматриваю-
щие организацию производства, относящегося в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к разделу А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а также к разделу D «Обрабатывающие производства» [11].
В этих целях инвесторы обязывались предоставлять коммерчески эффективные и имеющие также бюджетную эффективность проекты в специальную комиссию. При этом законодатель защищал экономически работников организаций. Он устанавливал, что «средняя заработная плата в организации, реализующей инвестиционный проект, не должна быть ниже средней статистической заработной платы работников данной отрасли (по состоянию на отчетный период, приходящийся на начало реализации проекта), а при отсутствии данных по отрасли - не ниже средней заработной платы по Курской области» [11].
Из вышеизложенного следует, что в сельском хозяйстве России в конце XX - начале XXI вв. активно, но неравномерно развивался процесс формирования рыночных отношений, всех видов и форм предпринимательской деятельности. Устойчивость этих тенденций определялась постоянным совершенствованием профильного законодательства и целенаправленной деятельностью органов государственной и муниципальной власти по привлечению инвестиций в аграрный сектор Курской области.
Анализ разноплановых источников показывает, что в исследуемое время власти России и региона активно развивали инвестиционное законодательство. Его целью было создание надлежащих правовых условий для привлечения финансово-материальных средств, необходимых для развития новых видов деятельности и модернизации действовавших предприятий во всех сферах обеспечения жизнедеятельности населения. Этот процесс развивался по двум основным направлениям. Прежде всего, законодатель стремился создать условия всем субъектам хозяйственной деятельности для внутреннего инвестирования или самоинвестирования. Формируя надлежащие условия для инвестирования, законодатель одновременно показывал субъектам хозяйственной деятельности экономическую выгоду от вкладывания свободных средств в расширение производ-
ственной деятельности и в развитие сферы услуг в аграрной сфере региона.
Вторым направлением стало законодательное формирование экономических условий для привлечения в развитие экономики региона, в том числе в сельское хозяйство внешних и иностранных инвесторов. В ходе развития и совершенствования регионального инвестиционного законодательства сельское хозяйство и весь сельский соцкультбыт Курской области в силу своей специфики и социально-экономической значимости становились приоритетной сферой инвестирования.
Развитие инвестиционного законодательства на рубеже XX-XXI вв. стимулировало процесс повышения рыночной грамотности всего населения региона. Все хозяйствующие субъекты и население начинали понимать суть рыночных методов хозяйствования. Это позволяло всем участникам самостоятельно планировать собственную деятельность, реа-лизовывать продукцию и услуги на выгодных им условиях с учетом государственно-муниципальных интересов и всех жителей региона.
Литература:
1. Глазьев, С.Ю., Кара-Мурза, С.Г., Батчиков, С.А. Белая книга: Экономические реформы в России 1991-2002 гг. / С.Ю. Глазьев, С.Г. Кара-Мурза, С.А. Батчиков. - М., 2004. - 384 с.
2. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 3168. Оп. 3. Д. 2090.
3. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). Ф. П-1. Оп. 87. Д. 1242.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 1 мая 2007 г. - Новосибирск, 2007. - 704 с.
5. Григорьев, Л. Инвестиционный процесс: накопительные проблемы и интересы / Л. Григорьев // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. - С. 44-61.
6. Дегтярев, А. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса / А. Дегтярев // Общество и экономика. - 2011. - № 2. - С. 141-156.
7. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - Офиц. издание. - М., 1995. - 64 с.
8. Кузьминова, О. Государственное экономическое регулирование инвестиционной деятельности в России / О. Кузьминова // Предпринимательство. -2009. - № 2. - С. 57-64.
9. Моргунов, Ю. Устойчивость на курсе / Ю. Моргунов // Курская правда. - 2016. - 9 декабря.
10. О бюджете развития Курской области. Закон Курской области № 7-ЗКО от 25.03.1999 г. // http:// kurskduma.ru/zd2/spisk99.php
11. О внесении изменений в закон Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области» и статью 4 закона Курской области «О налоге на имущество организаций». Закон Курской области от 27 августа 2007 г. № 76-ЗКО// http://docs.cntd.ru/ document/908006471
12. Об аренде и арендных отношениях в СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 г. // Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 15-16 марта 1989 г. - М., 1989. -С. 95-97.
13. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26 июня 1991 года № 1488-I // http //base. garant.ru/10105703
14. Об инвестиционной деятельности в Курской области. Закон Курской области от 12 марта 2002 г. № 6-ЗКО // Курская правда. - 2002. - 23 марта.
15. Об инвестиционной деятельности в Курской области. Закон Курской области от 12 августа 2004 г. № 37-ЗКО// Курская правда. - 2004. - 28 августа.
16. О кооперации в СССР. Закон СССР. Принят Постановлением Верховного Совета СССР от 26 мая 1988 г. // Закон Союза Советских Социалистических Республик о кооперации в СССР. - М., 1988. -С. 3-62.
17. О Курском губернском банке. Закон Курской области № 13-ЗКО от 10.06.1997 г. http://kurskduma.ru/ zd2/spisk97.php
18. О мерах по созданию и развитию малых предприятий. Постановление Совета министров СССР от 20 марта 1990 г. № 790 // http://www.ru-90.ru/node/1133
19. О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 //http://www. kremlin.ru/acts/bank/670
20. О переводе предприятий и организаций системы Гос-агропрома СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 декабря 1987 г. № 1428 // http:// www.libussr.ru/doc_ussr/usr_14459.htm
21. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 // http://www.ru-90.ru/node/1133
22. О признании утратившим силу Закона Курской области «О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область». Закон Курской области от 13 июня 2001 года № 45-ЗКО // http://base.garant.ru/21300208/
23. О создании экономических условий для привлечения инвестиций в Курскую область. Закон Курской области № 1-ЗКО от 23.01.1998 г. // Курская правда. - 1998. - 28 января.
24. О ходе реализации решений XXVII езда КПСС и задачах по углублению перестройки. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища М.С. Горбачева 28 июня 1988 года // Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза 28 июня - 1 июля 1988 года. - М., 1988. - С. 3-89.
120 -I