ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ
Т.В. Феоктистова
Аннотация. Рассмотрены вопросы поддержки аграрного сектора экономики через систему налоговых льгот и преференций. Предлагается пересмотр критериев вхождения инвесторов в режим наибольшего благоприятствования в Курской области.
Ключевые слова: налоговое регулирование, сельскохозяйственные товаропроизводители, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций, инвестиции, режим наибольшего благоприятствования.
Современные процессы налогообложения оказывают многофакторное воздействие на результаты финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, как с эффектом экономического стимула, так и с обратным результатом.
С методологических позиций фискальная составляющая каждого вида налога сдерживает потенциальные возможности налогообложения, оказывает позитивное воздействие на финансовые интересы налогоплательщиков. В развитых и развивающихся экономиках реализация регулирующей функции системы налогообложения существенно различается, поэтому в каждой экономической системе используется свой «фискальный противовес». Как правило, в качестве «противовеса» используются специальные механизмы, действие которых обеспечивает относительный баланс финансовых интересов двух сфер: «бюджета» и «бизнеса».
В Российской Федерации функциональное равновесие содержания и целей налогов обеспечивается посредством научно обоснованной концепции налогово-процессуальных действий, т.е. комплекса взаимосвязанных элементов налогового механизма, реализующего в условиях реальной юрисдикции налогоплательщика нормы Налогового кодекса.
На практике содержание налогового механизма раскрывается посредством функционирования следующих его элементов:
- планирование видов и элементов налогов (выбор ставки, льгот и др.), осуществляемое как государственными и муниципальными органами власти, так и самими налогоплательщиками (не противоправная налоговая оптимизация);
- регулирование принятого налогового регламента налогообложения в случае форс-мажорных обстоя-
Таблица 1 - Расчет фискальной налоговой нагрузки с в 2006-2011 гг.
тельств (кризис, изменения мировой конъюнктуры рынка, банкротство контрагентов и др.);
- учет и отчетность по налогам, налоговый контроль. Здесь реализуются две компетенции: органов ФНС России (регистрация налогоплательщиков, налоговые проверки, снятие с учета и др.) и самих налогоплательщиков (ведение налогового учета и др.);
Накопив собственный опыт реализации стимулирующей налоговой политики, органы государственной и муниципальной власти Российской Федерации демонстрируют активную интеграцию налоговой политики в общеэкономическую политику. При этом следует отметить, что предпринимаются попытки использовать меры налоговой политики для достижения экономических целей с учетом тех ограничений, которые препятствуют налогообложению стать единым и универсальным методом экономического стимулирования (например, фискальное назначение налогов, экономическая подвижность объектов налогообложения и т.п.).
Общеизвестно, что развитие агропромышленного комплекса определяет состояние всего народного хозяйства, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе.
В основу стратегий развития государства продовольственная безопасность положена как вид национальной безопасности. В соответствии с этим, разработаны и реализуются государственные программы развития аграрного производства: охраны, восстановления, дополнительного освоения сельскохозяйственных земель, повышения эффективности их использования, экономической поддержки - вплоть до прямого бюджетного финансирования наиболее важных агропромышленных программ
Важность поддержки аграрного сектора экономики отражена и в результатах проведенной в России налоговой реформы.
Так, по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей (отвечающим определенным критериям) по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции применяется налоговая ставка 0 процентов.
ьскохозяйственных организаций в Российской Федерации
Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 к 2006
1. Выручка от реализации, млрд руб. 566 734 888 970 1090 1259 +449
2. Прибыль (убыток) до налогообложения (включая субсидии из бюджета), млрд руб. 50,1 105,8 117,4 83,6 82,0 134,0 +39,1
В том числе:
2.1. Субсидии из бюджета, млрд руб. 36,8 56,0 99,7 112,0 135,3 138,0 +67,0
2.2. Прибыль (убыток) без субсидий 13,3 49,8 17,7 -28,4 -53,3 -4,0 -17,3
3. Отношение субсидий: к прибыли (в %) к выручке (в %) 73,5 6,5 52,9 7,6 84,9 11,2 134,0 11,5 165,0 12,4 103,0 11,0 +29,5 +4,5
4. Поступления в бюджеты от аграрного сектора, всего, млрд руб. 49,4 71,9 78,3 76,4 74 78 +28,6
4.1. Поступления налогов 35,0 49,3 51,9 48,4 48,3 48,5 +13,5
4.2. Поступления страховых взносов 14,4 22,6 26,4 28,0 26,0 29,0 +14,6
4.3. Поступления налогов и страховых взносов без учета налога на доходы физических лиц 29,1 45,2 45,4 42,0 37,8 39,0 +9,9
5. Фискальная нагрузка на аграрный сектор, в % к выручке (4.3 к 1) 5,1 6,2 5,1 4,3 3,5 3,1 -2,0
6. Коэффициент фискального покрытия - отношение полученных субсидий к поступлению налогов и страховых взносов (2.1 к 4.3) 1,3 1,2 2,2 2,7 3,6 3,5 +2,2
Предусмотрено полное освобождение от уплаты транспортного налога сельскохозяйственной техники -тракторов, самоходных комбайнов, специальных автомобилей: машин ветеринарной помощи, молоковозов, скотовозов и т.д.
Введен специальный налоговый режим - «Единый сельскохозяйственный налог», который позволил снизить налоговую нагрузку для сельхозтоваропроизводителей, упростить ведение учета объектов налогообложения.
В Курской области по региональному налогу - налогу на имущество организаций полностью освобождены от уплаты налога организации по производству и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, при условии, что в общей сумме выручки от реализации товаров (работ услуг) доля выручки от указанных видов деятельности составляет не менее 70%.
Во всех муниципальных образованиях Курской области применяется льготная ставка и по земельному налогу - до 0,3%.
Влияние мер фискальной политики на финансовый результат сельскохозяйственных организаций представлено в таблице 1 [8].
Как видно из представленных данных, в результате государственной поддержки в виде налоговых льгот и пониженного тарифа страховых взносов наблюдается неуклонная тенденция к снижению фискальной нагрузки: с 5,1% в 2006 г. до 3,1% в 2011 г. Если проанализировать соотношение полученных субсидий в агропромышленном секторе экономики к поступившим налогам и страховым взносам, то наглядно видно, что налоги, поступающие от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не покрывают бюджетные субсидии. Так, в 2006 г. уровень бюджетных субсидий в 1,3 раза превышал сумму поступивших в бюджетную систему страны налогов, а в 2011 г. - уже в 3,5 раза.
Следует отметить и тот факт, что объем доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, выпадающих вследствие предоставления различных налоговых преференций, возрастает ежегодно и достигает 50 % администрируемых ФНС России налогов и сборов [9]. Поэтому решение проблемы экономически возможного уравновешивания финансовых интересов субъектов государственной власти и бизнеса - задача крайне сложная и для рыночно устойчивых экономик, не говоря уже об транзитивных экономиках (развивающихся при смене экономико-политической формации).
Сегодня скорейшего разрешения требует проблема инвестиций. Без реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых инновационных производств, внедрение передовых технологий, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, а также обеспечить стабильные налоговые поступления от деятельности предприятий и организаций. В связи с этим крайне актуален вопрос об улучшения инвестиционного климата и принятия мер налогового регулирования, способствующих восстановлению и улучшению инвестиционного потенциала как России в целом, так и отдельных регионов.
На территории Курской области правовые и экономические условия инвестиционной деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области», другими законами и нормативными правовыми актами Курской области.
Так, Законом Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области» предусмотрены
следующие формы государственной поддержки инвесторов:
- создание режима наибольшего благоприятствования;
- предоставление льготы по налогу на имущество организаций;
- установление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
- предоставление на конкурсной основе:
а) бюджетных инвестиций;
б) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях инвесторами;
в) государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнем подлежащих предоставлению государственных гарантий, утверждённым законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
г) льготных условий пользования государственным имуществом Курской области;
д) обеспечения обязательств инвесторов перед кредитными организациями в форме предоставления в залог имущества и имущественных прав Курской области по привлекаемым кредитам на реализацию инвестиционных проектов, в том числе на осуществление лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционных проектов;
е) субсидий на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретенное по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционного проекта, или на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым инвестором в кредитных организациях на уплату лизинговых платежей за оборудование, приобретаемое по лизингу на условиях последующего выкупа данного оборудования для реализации инвестиционного проекта [1].
Законом предусмотрено, что инвестору по одному инвестиционному проекту предоставляется одна форма поддержки, за исключением инвесторов, реализующих проекты с суммой инвестиций более 2 млрд. рублей.
Рассмотрим отдельно каждую форму налоговой поддержки инвестора в Курской области.
1. Создание режима наибольшего благоприятствования.
Правом на вхождение в режим наибольшего благоприятствования могут воспользоваться инвесторы, заключившие инвестиционные соглашения с Администрацией Курской области и реализующие инвестиционные проекты с общим объемом инвестиций в основной капитал не менее 100 млн. рублей (включая НДС), предусматривающие организацию производства, относящегося в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к разделу D «Обрабатывающие производства», кроме кода группировок видов экономической деятельности 27.12 «Производство продуктов прямого восстановления железной руды», и направленные на:
а) создание новых предприятий;
б) строительство новых цехов на действующих предприятиях;
в) организацию производства на недействующих площадях, включая реконструкцию и оснащение новым оборудованием;
г) оснащение действующего производства новым оборудованием, в том числе взамен выбывающего.
Общий объем инвестиций в основной капитал может включать в себя стоимость нескольких инвестиционных проектов, реализуемых на одном предприятии, предусматривающих в совокупности капитальные вложения на сумму не менее 100 млн. рублей (включая НДС).
Инвестиционные проекты могут быть отнесены к числу проектов, реализуемых в режиме наибольшего благоприятствования, при выполнении условий:
1) инвестиционный проект должен иметь коммерческую и бюджетную эффективность;
2) средняя заработная плата в организации, реализующей инвестиционный проект, не должна быть ниже средней статистической заработной платы работников данной отрасли, а при отсутствии данных по отрасли -не ниже средней заработной платы по Курской области;
3) организации на дату обращения в Администрацию Курской области не должны иметь задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Механизм вхождения в режим наибольшего благоприятствования определен постановлением Губернатора Курской области [4].
2. Предоставление льготы по уплате налога на имущество организаций.
Предоставление льготы по налогу на имущество организаций предусмотрено Законом Курской области «О налоге на имущество организаций» организациям, осуществляющим на территории Курской области инвестиционные проекты в режиме наибольшего благоприятствования в соответствии с Законом Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области», в отношении имущества, относящегося к основным средствам, вновь созданного или приобретенного в ходе реализации инвестиционных проектов, предусматривающих, в том числе: осуществление строительно-монтажных работ, - на три налоговых периода, не предусматривающих осуществление строительно-монтажных работ, - на два налоговых периода. Льгота по налогу на имущество организаций действует начиная с налогового периода, в котором вновь созданные или приобретенные основные средства поставлены на баланс организации. Имущество, вновь созданное или приобретенное в ходе реализации инвестиционного проекта, поставленное на баланс организации до начала срока действия режима наибольшего благоприятствования, не подпадает под льготное налогообложение [2].
3. Установление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет.
Законом Курской области для организаций, образованных после 1 января 2011 г., и реализующих инвестиционные проекты по созданию новых предприятий в обрабатывающих отраслях в режиме наибольшего благоприятствования, установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 % [3]. Пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций применяется в течение трех налоговых периодов подряд, начиная с отчетного периода того налогового периода, в котором по данным налогового учета у организации возникает налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций, но не позднее чем через три года, начиная с года постановки имущества нового производственного объекта (в полном объеме) на баланс
организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. Предоставление инвестиционного налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется инвесторам по основаниям и в соответствии с условиями, предусмотренными статьями 66 - 68 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Дополнительными основаниями предоставления инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам являются строительство нового предприятия (цеха), организация нового производства на площадях действующего предприятия (цеха), создание новых видов продукции.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется инвесторам по налогу на прибыль организаций, региональным налогам в части, зачисляемой в областной бюджет.
Решение об изменении сроков уплаты налогов в областной бюджет в форме инвестиционного налогового кредита в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации принимает орган исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченный на реализацию единой государственной экономической политики на территории области. Порядок принятия решения о предоставлении налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита утвержден постановлением Администрации Курской области [5].
5. Предоставление инвесторам и (или) лизингополучателям субсидий за счёт средств областного бюджета на уплату процентов по привлекаемым кредитам или лизинговым платежам.
Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе. Отбор инвестиционных проектов инвесторов (инвесторов-лизингополучателей), претендующих на предоставление субсидий, осуществляется комиссией по оценке эффективности инвестиционных проектов, действующей в соответствии с постановлением Губернатора Курской области по критериям признания инвестиционных проектов победителями конкурсов, установленным Законом Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области» [6. -С. 1]. Победители конкурса получают субсидии в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации Курской области [7].
Экономический потенциал любого региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций. В Курской области динамика инвестиций в основной капитал за последние годы характеризуется следующими показателями [10].
Таблица 2 - Динамика инвестиций в основной капитал в Курской области
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых 113,0 84,9 111,9 113,5 ценах (% к предыдущему периоду)
Согласно последним исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт», Курская область входит в категорию 3В1 «Пониженный потенциал - умеренный риск». В эту же категорию входят такие области как Воронежская, Калужская, Ярославская, Тульская, Тамбовская и ряд других. По инвестиционному потенциалу Курская область
45,1
41,2
46,1
58,2
занимает 38 место среди российских регионов, по инвестиционному риску - 26 место [10].
Для инвесторов наиболее перспективными являются следующие сферы: электроэнергетика, черная металлургия, производство строительных материалов, машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, аграрный сектор экономики и пищевая промышленность.
Анализ принятых налоговых послаблений, предусмотренных региональным законодательством для создания благоприятного инвестиционного климата в Курской области, показал отсутствие, к сожалению, положительных тенденций в этой важной сфере государственно-частного партнерства. Из более 15 тысяч хозяйствующих субъектов Курской области, стоящих на учете в Управлении ФНС России по Курской области, только одно - ОАО «Курский завод медицинского стекла» обратилось в Администрацию Курской области с заявкой на заключение инвестиционного соглашения с льготным налоговым режимом.
Такая пассивная реакция хозяйствующих субъектов области на, казалось бы, позитивные действия законодательных органов области в отношении стимулирования инвестиционной деятельности может быть объяснена следующими причинами.
Во-первых, одной из причин является исключение из участия в инвестиционных проектах определенных видов экономической деятельности, например, электроэнергетической деятельности, производства продуктов прямого восстановления железной руды и др. К сожалению, исключение из списка Михайловского горнообогатительного комбината (г. Железногорск Курской области) может рассматриваться как недопустимая мера, поскольку это предприятие функционирует как градообразующий хозяйственный комплекс.
Для активизации методов налогового регулирования инвестиционных проектов на региональном уровне необходим пересмотр критериев вхождения налогоплательщиков в зону инвестиционного благоприятствования. В частности, ранее заявленные предложения в части снижения порога вхождения в режим наибольшего благоприятствования с 250 до 100 млн. рублей учтены депутатами: Курская областная Дума внесла изменения в Закон «Об инвестиционной деятельности в Курской области» (№ 70-ЗК0 от 22.06.2012). Однако и этого недостаточно. Планка вхождения должна быть градирована по двум группам налогоплательщиков:
- для градообразующих компаний ограничения должны быть сняты полностью;
- для остальных налогоплательщиков поданные заявки должны рассматриваться индивидуально специально созданной для этого технической комиссией в зависимости от наличия у них налоговой и другой задолженности, а также уровня технического оснащения действующего в их условиях производства. Полагаем, что в состав такой технической комиссии должны включаться представители отраслевой науки, а также профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений в рамках договоров о творческом сотрудничестве.
Список использованных источников
1 Об инвестиционной деятельности в Курской области [Электронный ресурс]: Закон Курской области от 12.08.2004 № 37-ЗКО (в ред. от 17.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2 О налоге на имущество организаций [Электронный ресурс]: Закон Курской области от 26.11.2003 года № 57-ЗКО (в ред. от 16.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3 О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет,
для отдельных категорий налогоплательщиков [Электронный ресурс]: закон Курской области от 14.12.2010 г. № 112-ЗКО. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4 О мерах по реализации статьи 101 Закона Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области» [Электронный ресурс]: Постановление Губернатора Курской области от 29.02.2008 г. № 102. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5 Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Курской области от 3 августа 2011 года № 352-па. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6 Вопросы организации и проведения конкурсного отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов по критериям признания инвестиционных проектов победителями конкурсов, установленным Законом Курской области «Об инвестиционной деятельности в Курской области» [Электронный ресурс]: Постановление Губернатора Курской области от 11.08.2005 г. № 590. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
7 Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, инвесторам-лизингополучателям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на уплату лизинговых платежей или на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей [Электронный ресурс]:. Постановление Администрации Курской области от 22 июля 2011 года № 324-па. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
8 Морсков И.Н. Развитие налогообложения и налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей [Электронный ресурс]: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ростов-на Дону, 2013. - С.16. Режим доступа: http://www.dslib.net/finansy/
9 Пансков В.Г., Пономарева Н.В. Налоговые субсидии: содержание, цели внедрения и эффективность использования // Финансы и кредит. - 2012. - № 4 (494). - С.15.
10 Феоктистова Т.В. Инновационные стратегии развития экономики и роль налогов в их реализации: Монография.
- Курск: Изд-во МУП «Курская городская типография», 2011.
- С.195-199.
Информация об авторе
Феоктистова Татьяна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ