ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 338.4
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОДВИЖЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНА В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*
Т. С. КОЛМЫКОВА, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита
E-mail: t_kolmykova@mail. ru Юго-Западный государственный университет
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития инвестиционных возможностей, способствующих достижению устойчивых параметров роста регионального промышленного комплекса. Особое внимание уделено современному нормативно-правовому обеспечению инвестиционной деятельности в регионе, формированию регионального механизма сопровождения инвестора.
Ключевые слова: региональная промышленная система, промышленность, инвестиции, инвестиционный потенциал, региональная экономика.
Подъем национальной экономики, а также обеспечение устойчивых параметров ее роста на региональном уровне зависят от эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью. Недостаточная разработанность многих аспектов организационно-экономических и технико-технологических преобразований с учетом региональной специфики и в увязке с работой инвестиционного механизма, практическая значимость инвестиций в обеспечении устойчивого экономического развития определили актуальность проводимого исследования.
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Государственном университете — учебно-научно-производственном комплексе.
Одной из важных задач реформирования экономической среды, в частности в Курской области, является формирование механизма инвестирования. Данный механизм предназначен для решения следующих задач:
— повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов;
— создание условий для стимулирования негосударственных инвесторов, в том числе иностранных;
— обеспечение целенаправленного, программируемого перелива капитала между сферами промышленности.
Так, в структуре промышленного производства Курской области доминирующее положение занимают приоритетные сферы — электроэнергетика и черная металлургия. Если их совокупная доля в 1990 г. составляла более 13 %, то к 2012 г. она достигла более 50 % (рост примерно в 4 раза к уровню 1990 г.). За этот же период:
— доля машиностроения и металлообработки снизилась в 2,4 раза;
— пищевой промышленности — в 2,5 раза;
— легкой промышленности — в 6,1 раза.
До 2008 г. среднегодовые темпы роста объема производства промышленной продукции в Курской области демонстрировали положительную дина-
Динамика индекса промышленного производства курской области в 2003—2011 гг., %
Показатель 2003 2005 2007 2009 2010 2011 Изменение в 2011 к 2010
Индекс производства, всего 119,3 104,5 109,3 96,0 103,0 108,4 5,4
Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» 122,6 91,7 99,7 92,7 112,7 104,8 —7,9
Индекс производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» 117,5 106,3 106,6 100,5 103,6 107,7 4,1
Индекс производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» 118,9 110,9 110,8 115,1 104,9 102,6 —2,3
120 --
100 --
102.
80
мику, возобновившуюся с 2010 г. (см. таблицу, рис. 1).
Динамика промышленного производства, демонстрировавшая рост начиная с 2001 г. как по Курской области, так и по России в целом, в связи с кризисом 2008 г. замедлилась. Пик снижения индекса промышленного производства Курской области пришелся на 2008—2009 гг.
Следует отметить, что, несмотря на рост темпов
промышленного производства в последние три года, показатели 2011 г., рассмотренные в соотношении к уровню 1990 г., существенно снизились. Это обусловлено в первую очередь слабой конкурентоспособностью продукции относительно аналогичных товаров импортного производства, приток которых на территорию области достаточно велик. Теми же причинами объясняются отрицательные темпы прироста продукции сельскохозяйственного производства (более 30 %) и промышленности строительных материалов (более 50 %).
Объем инвестиций в основной капитал Курской области в фактически действующих ценах в 2011 г. составил 58 244 млн руб., а индекс физического объема инвестиций — 113,5 % к 2010 г. В 2012 г., по оценке Росстата, использовано 62 953,7 млн руб. инвестиций в основной капитал, или 101,1 % к уровню соответствующего периода 2011 г. Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2012 г. составили 52 818,4 млн руб., из них 97,2 % пришлись на инвестиции в основной капитал.
Иностранные инвестиции в 2011 г. достигли 63,07 млн долл. (рост к уровню 2010 г. — в 3,2
2000 2001 20т 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
♦ Российская Феде рация -■—ЦФО
А Курская область
Рис. 1. Динамика промышленного производства в 2000—2012 гг., в процентах к предыдущему году
раза). Основной объем иностранных инвестиций был направлен:
— в сельское хозяйство — 70,5 %;
— в транспорт и связь — 26,1 %.
По оценкам агентства «Эксперт», Курская область на протяжении последних лет устойчиво занимает 37—38-е места по уровню инвестиционного потенциала среди регионов России. Инвестиционный риск в области снизился:
— 26-я позиция — в 2011 г.
— 41-я позиция — в 2012 г.
По рейтингу инвестиционной привлекательности Курская область на протяжении длительного периода относится к группе с пониженным потенциалом и умеренным риском.
Сводный инвестиционный потенциал области представлен на рис. 2.
Наибольшим для области является инф -раструктурный потенциал, характеризующий экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность (ранг 8). Несколько ниже оценивается средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов: природно-ресурсному потенциалу присвоен ранг 20. Примерно равные
Трудовой
Турисш чесгай
Прпродно-ресурсный
Пот]) еб! ггель-
СЫП1
Пнфраструк-турный
Ннновацион-
Производственный
[СШТУЦП-
ональньп I
-Частный вид потенциала
Рис. 2. Структура инвестиционного потенциала Курской области в 2012 г. (цифрами обозначен присвоенный ранг)
позиции занимают трудовой, потребительский, производственный, финансовый и инновационный потенциалы. Невысокую оценку получил уровень развития ведущих институтов рыночной экономики области — ранг 50. Минимальное значение соответствует туристическому потенциалу — ранг 62. Это связано с недостаточным количеством мест для посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и условиями размещения.
Курская область обладает рядом конкурентных преимуществ, создающих предпосылки для формирования инвестиционного потенциала и успешного его развития. Так, за 2011 г. объем инвестиций в основной капитал в фактически действующих ценах составил 58 244 млн руб., а индекс физического объема инве стиций — 113,5 % к 2010 г.
Для инвесторов наиболее перспективными являются следующие сферы:
— электроэнергетика;
— черная металлургия;
— производство строительных материалов;
— химическая и нефтехимическая промышленность;
— аграрный сектор;
— пищевая промышленность.
Среди регионов Центрального Черноземья Курская область занимает предпоследнее место по объему и динамике инвестиций в основной капитал. Лидерами являются Белгородская и Воронежская области.
Иностранные инвестиции в экономику Курской области в 2011 г. составили 63,07 млн долл.:
— рост к уровню 2010 г. — в 3,2 раза;
— к уровню 2009 г. — в 32 раза;
— к уровню 2008 г. — в 62 раза.
Основной объем иностранных инвестиций был направлен:
— в сельское хозяйство — 70,5 %;
— транспорт и связь — 26,1 %.
Курская область занимает четвертую позицию среди регионов Центрального Черноземья по объему привлеченных иностранных инвестиций, уступая:
— Белгородской области — в 52 раза;
— Воронежской области — в 12 раз;
— Липецкой области — в 8 раз.
Таким образом, Курская область — активно развивающийся регион, имеющий значительные возможности для привлечения инвестиций. Однако уровень активности инвесторов в области невысок. Отсюда можно сформулировать основные цели, которые должны ставить перед собой ее руководители при формировании инвестиционной политики:
— создание благоприятного инвестиционного климата;
— формирование условий для диверсификации экономики региона;
— уход от монополярного развития;
— привлечение инвестиций в конкурентоспособные сферы: машиностроение, АПК и др.
Перечислим основные барьеры, которые встают на пути развития инвестиционного потенциала Курской области:
— недостаток собственных инвестиционных ресурсов и сложности привлечения заемных средств, в первую очередь — банковского капитала;
— ограниченность средств областного бюджета, направляемых на оказание мер государственной поддержки;
— незначительное число новых инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию региональной экономики и ее диверсификацию;
— недостаточная самостоятельность менеджмента компаний, собственниками которых являются крупные холдинги, в проведении экономической политики и принятии решений, касающихся модернизации производства.
Создание благоприятного инвестиционного климата в Курской области — одно из важнейших условий привлечения инвестиций в обеспечение устойчивых параметров экономического роста региона. В настоящее время инвестиционное законодательство региона представлено системой нормативно-правовых документов, важнейшим
из которых является закон Курской области от
12.08.2004 № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области». Этим документом предусмотрены следующие формы государственной поддержки инвесторов:
1) создание режима наибольшего благоприятствования, правом на вхождение в который могут воспользоваться инвесторы, заключившие инвестиционные соглашения с администрацией Курской области и реализующие инвестиционные проекты в обрабатывающих сферах с общим объемом инвестиций в основной капитал не менее 100 млн руб.;
2) предоставление льготы по налогу на имущество организаций для инвесторов, работающих в режиме наибольшего благоприятствования (предусмотрено ч. 8 ст. 4 закона Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций»);
3) установление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет. Законом Курской области от 14.12.2010 № 112-ЗКО «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков» для организаций, образованных после 01.01.2011 и реализующих инвестиционные проекты по созданию новых предприятий в обрабатывающих сферах в режиме наибольшего благоприятствования, установлена пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 %;
4) предоставление инвесторам и (или) лизингополучателям субсидий за счет средств областного бюджета на уплату процентов по привлекаемым кредитам или лизинговым платежам;
5) предоставление инвестиционного налогового кредита;
6) предоставление в залог имущества Курской области по привлекаемым кредитам;
7) предоставление государственных гарантий Курской области. Конкурсный отбор проектов, победители которого получают государственные гарантии, осуществляется в соответствии с постановлением губернатора Курской области от
11.08.2005 № 590 «Вопросы организации и проведения конкурсного отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов».
Кроме того, с 2011 г. администрацией Курской области реализуется областная целевая программа
«Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011—2015 годы». Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года и Программой социально-экономического развития Курской области на 2011—2015 годы.
Программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011—2015 годы» представляет собой комплексный план действий по формированию благоприятной среды для субъектов инвестиционной деятельности. Она призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти области в целях увеличения объемов инвестиций в основной капитал, достижения устойчивых параметров экономического роста, повышения социальной стабильности.
Разработчики данной программы уверены, что реализация намеченных мероприятий позволит:
— привлечь инвестиции в основной капитал в объеме до 78,5 млрд руб. (прирост по сравнению с 2010 г. на 75,2 %);
— довести объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения до 70,3 тыс. руб. (прирост по сравнению с 2010 г. на 77,1 %);
— создать в результате реализации инвестиционных проектов более 10 тыс. новых рабочих мест.
Следует отметить, что в последнее время в регионе активно стимулируется развитие сферы малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствует принятие очередной областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области на 2012—2015 годы». Для усиления финансовой поддержки малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей на базе некоммерческого партнерства «Областной центр поддержки малого и среднего предпринимательства» с участием администрации Курской области созданы и осуществляют деятельность две структуры: фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства (капитализация — 9 млн руб.) и фонд микрофинансирования (емкость — 12,1 млн руб.).
В целях оптимизации налоговой нагрузки в секторе малого и среднего предпринимательства принят закон Курской области от 04.05.2010 № 35-ЗКО «Об установлении дифференцированных ставок налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков».
Таким образом, инвестиционная сфера на региональном уровне регламентируется достаточно обширной нормативно-правовой базой. Тем не менее в сложившейся системе правового обеспечения инвестиционной деятельности Курской области имеются пробелы. Основной из них — отсутствие системного подхода к выстраиванию дизайна системы работы с инвесторами. По мнению автора, подобную проблему можно решить путем принятия и реализации инвестиционной стратегии развития области. Такие стратегии в пилотном режиме действуют в ряде субъектов Российской Федерации: Республике Татарстан, Калужской, Липецкой, Свердловской, Ульяновской областях, Пермском крае.
Интересным в связи с этим представляется опыт регионов по привлечению инвесторов в развитие промышленного комплекса, послуживший основой для создания Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Он разработан Агентством стратегических инициатив в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» в 2012 г. и направлен в Правительство РФ как базовый документ, способный выйти за рамки пилотного и стать нормой для всех субъектов России.
Также следует отметить тенденцию, достаточно часто встречающуюся в нормативной практике субъектов Федерации: региональный закон, принятый в развитие федерального, во многом дублирует его нормы. Так, в законе Курской области, регламентирующем инвестиционную деятельность, ряд мер поддержки инвесторов лишь обозначен — без указания конкретных условий их предоставления.
Еще один проблемный вопрос для региона — возможность получения налоговых льгот. Их перечень в региональном законодательстве — далеко не полный. К тому же не предусмотрено изменение срока уплаты налогов в бюджет для субъектов инвестиционной деятельности.
Фактором, сдерживающим рост инвестиционной привлекательности региона, является недостаточная инфраструктурная поддержка. На территории Курской области не функционирует ни одного промышленного или технологического парка. Тем не менее здесь создан сводный реестр земельных участков для предложения инвесторам и формиро-
вания промышленных парков, который находится в открытом доступе на сайте администрации. При этом вопрос территориального планирования производства не проработан с достаточной ясностью. Поскольку видовая принадлежность предприятий, которые планируется на этих площадках разместить, неизвестна, то нет и возможности планировать инфраструктурное оснащение предлагаемых инвестзон. Видимо, следует учитывать опыт регионов, активно использующих кластерные подходы в развитии регионального промышленного комплекса.
Помимо этого в области существует ряд административных барьеров, связанных с решением вопросов землепользования, подведения инженерных сетей и получения разрешительной документации. Также не используется существующая возможность по предоставлению услуг организациям по принципу «одного окна».
Изучение результатов деятельности российских регионов-лидеров по формированию положительного инвестиционного имиджа позволил разработать рекомендации, которые при надлежащей их реализации являются минимально достаточными для улучшения инвестиционного климата региона.
1. Разработка, утверждение и принятие к исполнению инвестиционной стратегии развития Курской области, определяющей инвестиционные приоритеты:
— территории;
— сферы;
— технологии опережающего развития;
— осваиваемые виды продукции, работ и услуг;
— планируемые к реализации проекты.
2. Разработка нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность.
3. Совершенствование системы предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности. В частности, применение следующих мер:
— введение дополнительных льгот по транспортному и земельному налогам;
— увязка срока предоставления льготы с расчетным сроком окупаемости инвестиционного проекта;
— предоставление льгот инвестиционным проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона.
4. Выявление возможностей формирования на территории Курской области промышленных
площадок и их последующая законодательная регламентация, наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков).
5. Совершенствование нормативно-правового регулирования земельных отношений:
— упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;
— возможность длительной аренды (не менее срока окупаемости проекта);
— прозрачные механизмы расчета величины арендной платы.
6. Преодоление административных барьеров путем внедрения принципа «одного окна» при оказании государственных и муниципальных услуг, оформления разрешительной документации.
7. Разработка региональных программ подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров с учетом существующих в сферах экономики потребностей.
8. Наличие регулярной информационной поддержки субъектов инвестиционной деятельности через создание информационно-аналитических и консалтинговых центров по вопросам привлечения инвестиций, а также канала прямой связи инвесторов и руководства области для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем.
9. Совершенствование системы предоставления грантов и субсидий в качестве поддержки инвесторов, реализующих особо значимые проекты по созданию высокотехнологичных и наукоемких производств, а также проекты в рамках приоритетных направлений развития региона. Введение практики предоставления субсидий в части возмещения затрат на строительство объектов инфраструктуры, а также технологического присоединения к электрическим сетям в отношении всех субъектов инвестиционной деятельности.
10. Дальнейшая активизация поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В этом направлении ключевым моментом является разработка, утверждение и принятие к исполнению соответствующего закона. При этом он не должен носить декларационного характера, а содержать
четкий и обоснованный перечень мер содействия данному сектору экономики.
11. Создание региональной инвестиционной корпорации как специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
12. Применение тарифной политики, обеспечивающей создание приемлемых условий для привлечения инвесторов.
Решение указанных задач полностью находится в компетенции региональных властей и способствует совершенствованию областной законодательной базы, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности и формирование современного высокотехнологичного и сбалансированного промышленного комплекса. В свою очередь усиление правового обеспечения инвестиционных процессов в регионе является эффективным средством повышения его привлекательности для инвесторов.
Создание условий для привлечения инвестиций в конкурентоспособные производства и виды деятельности, в частности — вложения в ее инновационное развитие, обеспечит дальнейший рост экономики Курской области и повышение ее конкурентоспособности.
Список литературы
1. Колмыкова Т. С., Галахов Д. И. Проблемы инновационного развития высокотехнологичного сектора экономики России // Микроэкономика. 2012. № 3.
2. Колмыкова Т. С. Факторы, определяющие инвестиционную политику в промышленности // Предпринимательство. 2008. № 1.
3. Колмыкова Т. С., Юткина Т. Ф. Ключевые аспекты реализации стратегии инновационного развития национальной промышленной системы // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 6.
4. Харченко Е. В. Совершенствование промышленной политики региона в условиях фрагментарности экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1.
5. URL: http://raexpert. ru/.
6. URK: http://www. asi. ru/.
7. URL: http://www. rkursk. ru/index. html.
8. URL: http://www. gks. ru/.