Научная статья на тему 'Интуитивность как психологическая детерминанта развития творческого компонента профессиональной компетентности социального работника'

Интуитивность как психологическая детерминанта развития творческого компонента профессиональной компетентности социального работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНТУИТИВНОСТЬ / INTUITIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич

Уточнено понятие «творчество социального работника». В рамках системного подхода выявлено и описано значение психологических детерминант развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника. Раскрыта и обоснована высокая значимость интуиции в социальной работе, определена специфика интуитивности как психологической детерминанты развития творческого компонента профессиональной компетентности социального работника. Выявлены источники и признаки интуитивных процессов. Определены значимые характеристики интуитивности как психологической детерминанты: ее способность к качественному и количественному изменению; возможность обогащения, преобразования и переходу к общим и индивидуальным проявлениям; возможность ее численного измерения; системность. Кроме того, раскрыты основные функции интуитивности как психологической детерминанты в плане функционирования творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника: обогащение общей и профессиональной культуры, определяющихся критерием социальной значимости; преобразование личности и ее профессионального труда; нахождение новых профессиональных технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности социального работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTUITIVENESS AS A PSYCHOLOGICAL DETERMINANT OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

The concepts of “creative work of social worker” are clarified. As part of a systematic approach importance of psychological determinants of the creative component in the professional competence of a social worker is identified and discussed. The high importance of intuition in social work is defined as intuitive psychological specificity determinants of the development of creative component of professional competence of a social worker. The sources and characteristics of intuitive processes are revealed. The significance of the characteristics of intuition as psychological determinants is defined: its ability to qualitative and quantitative changes; the possibility of enrichment, conversion and transfer to the general and individual manifestations; the possibility of its numerical measure; consistency. In addition, the basic functions as intuitive psychological determinants in terms of the functioning of the creative component in the professional competence of a social worker are revealed: the enrichment of general and professional culture, the criteria of social importance is defined; conversion of the individual and his professional work; finding new professional technology, determined according to the criteria of productivity and value; self-development on the basis of self-expression of the individual social worker.

Текст научной работы на тему «Интуитивность как психологическая детерминанта развития творческого компонента профессиональной компетентности социального работника»

УДК 159.9

ИНТУИТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Иван Георгиевич ГЛАДКИХ

Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Российская Федерация, зав. учебной частью, преподаватель, e-mail: [email protected]

Уточнено понятие «творчество социального работника». В рамках системного подхода выявлено и описано значение психологических детерминант развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника. Раскрыта и обоснована высокая значимость интуиции в социальной работе, определена специфика интуитивности как психологической детерминанты развития творческого компонента профессиональной компетентности социального работника. Выявлены источники и признаки интуитивных процессов. Определены значимые характеристики интуитивности как психологической детерминанты: ее способность к качественному и количественному изменению; возможность обогащения, преобразования и переходу к общим и индивидуальным проявлениям; возможность ее численного измерения; системность. Кроме того, раскрыты основные функции интуитивности как психологической детерминанты в плане функционирования творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника: обогащение общей и профессиональной культуры, определяющихся критерием социальной значимости; преобразование личности и ее профессионального труда; нахождение новых профессиональных технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости; саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности социального работника.

Ключевые слова: творчество; социальная работа; профессиональная компетентность; интуитивность.

Профессиональная деятельность социального работника, осуществляемая на высоком уровне реализации совокупности профессиональных умений, интегрируемых компетентностью, выступает мощным источником личностного роста специалиста, порождает это развитие, и ее успешность обусловлена инновационной направленностью в структуре личности социального работника, сформированностью и действенностью психологических детерминант его личностного творчества [1].

Поскольку творчество, прежде всего, исходит от личности, а креативность является личностной способностью к открытиям, нововведениям, выходу за пределы познанного и т. д. (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Т.В. Кудрявцев, В.Н. Марков, Я.А. Пономарев и др.), творчество социального работника мы рассматриваем как личностную способность, интегрирующую особенности мотивации, ценностей, интеллекта, эмоций, коммуникации, которые порождают множество идей и позволяют открыть и осуществить уникальный смысл в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а

также децентрироваться из своей системы мировоззрения и быть способным увидеть и почувствовать смысловые системы других людей, общностей, культур [2-4]. В связи с этим творчество личности профессионала имеет уникальные, исключительные психологические характеристики, особенности, субъективные детерминанты.

Несмотря на то, что изучение феномена творчества в психологии осуществляется при подробном его рассмотрении в рамках различных аспектов (содержательного: интеллект, способности, личностные свойства; процессуального: механизмы, этапы, деятельности, задачи и др.), а также направлено на выявление характеристик внешних и внутренних продуктов творчества (Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А.И. Граборов, О. Декро-ли, Ж. Демор, В.Н. Дружинин, В.А. Езикеева, Е.П. Ильин, В.П. Кащенко, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Н.И. Саккулина, Э. Сеген, П. Торренс, З. Фрейд и др.), психологические исследования, касающиеся психологических детерминант как движущих внутренних сил, источника творчества соци-

ального работника, почти полностью отсутствуют.

В психологии термин «детерминация» трактуется как обусловленное определенными факторами появление, возникновение, порождение предметов, процессов и явлений реальности. Соответственно, детерминанты раскрываются как движущие причины чего-либо (Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.А. Реан и др.).

Важно отметить, что механизм творческого развития личности возникает при наличии определенных условий, обеспечивающих динамику, целостность, ценность, технологичность, продуктивность этого процесса.

Такими условиями в психолого-акмео-логических исследованиях называются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и прочее, что составляет содержание условий т. н. предстартового периода развития профессионализма.

Поскольку действительным содержанием профессиональной компетентности социального работника является развитие самой личности, ее основных потенциалов - духовного, интеллектуального, творческого, коммуникативного, волевого, то продуктивность данного процесса предполагает в первую очередь совершенствование, структурирование внутреннего мира социального работника, т. е. учет и психологических детерминант личности.

Кроме того, субъективизм психологических, акмеологических факторов предполагает возможность эффективного влияния на них целенаправленными усилиями и действиями. Это позволит оптимизировать процесс становления потенциала личности студента как фактора формирования профессиональных компетенций, а также творческого компонента в структуре профессиональной компетентности будущего социального работника в условиях профессиональной подготовки в вузе [5]. Особое значение при этом имеет развитие интуитивности как психологической детерминанты развития данного компонента.

Изучением проблемы интуиции в контексте творчества, понимая ее важность и значимость, занимались многие известные

ученые - М.А. Блох, В.Р. Ирина, Б.А. Лезин,

A.А. Новикова, Д.Н. Овсянико-Куликовский,

B.П. Полонский, Я.А. Пономарев и др.

Термин «интуиция» происходит от латинского intuito rápido e pronto, т. е. «быстро-увиденный», от латинского глагола intueri, означающего «видеть внутри», «пристально, внимательно смотреть».

Вслед за Е.П. Ильиным, мы рассматриваем интуицию как «...процесс мышления, при котором принятие решения происходит без длительных рассуждений и логического анализа; имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить.» [6, с. 304].

У творческого социального работника она проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую его мышлению способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации).

Мы считаем, что именно развитая интуиция делает специалиста по социальной работе особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям, восприимчивость к эстетической информации и т. д. Ее развитие мы связываем не только с приобретением специалистом конкретного опыта, но и с общим уровнем развития его личности.

К основным признакам интуитивных процессов мы можем отнести: непроизвольность, непредсказуемость, моментальность, неосознанность, иррациональность, автономность, синергичность и др. В качестве ее источников выделяют непроизвольную память (непроизвольное закрепление неосознанных при восприятии впечатлений), основательно забытые данные произвольного запоминания, привычки и традиции, подражание (С.О. Гру-зенберг, В.А. Дмитриева, Т.А. Дронова, А.С. Кармин, Я.А. Пономарев и др.) [7].

Роль интуиции в творчестве специалиста по социальной работе мы рассматриваем с позиций, описанных Я.А. Пономаревым. Так, в процессе решения творческой задачи, не имеющей известного способа решения, потребность специалиста по социальной работе в новом знании для ее разрешения складывается на уровне логического мышления, одна-

ко средства достижения этого знания бессознательны, интуитивны. Соответственно, творческий продукт не может быть получен им только на основе логических выводов и требует включения бессознательного, интуиции. То есть в процессе осуществления специалистом по социальной работе своей профессиональной деятельности интуитивная и логическая стороны интеллекта, таким образом, не противопоставляются друг другу и образуют единое целое, дополняя и обогащая конечный продукт данной деятельности. Интуиция «...опирается на накопленный опыт, как осознаваемый, так и неосознаваемый» (В.Х. Эгор) [6, с. 74].

Проблемы клиентов социальных служб, решение которых требует креативных проявлений от социального работника, зачастую отличаются индивидуальностью, которую невозможно учесть при разработке стандартных способов и приемов осуществления социальной работы. Это приводит к тому, что для преодоления каждой конкретной проблемы технология работы с ней должна быть творчески переработана с учетом всех возможных нюансов. При этом недостатки объективной информации о клиенте, его семье и окружении, факторах, оказывающих влияние на него и его проблему, компенсируются интуицией специалиста по социальной работе. Соответственно, интуиция, основанная на наличии опыта, составляет ценное качество специалиста, и ее действенность включается в перечень требований, предъявляемых к его индивидуальным особенностям.

Таким образом, интуитивность в профессиональной деятельности социального работника выступает в качестве важной психологической характеристики его творчества, что обусловлено пониманием высокой значимости роли интуиции в профессиональной компетентности специалиста по социальной работе, а также представлением интуиции как одной из центральных характеристик творческого процесса (В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев и др.) [6].

Интуитивность как психологическая детерминанта развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника обладает следующими значимыми характеристиками.

1. Она не являются раз и навсегда заданной в ее индивидуальной, качественной и

количественной определенности. Это подтверждается тем, что профессиональная компетентность социального работника, интегрирующая соответствующие компоненты, является динамичной структурой, изменяющейся под влиянием обучения, практики (собственно, сущность системы профессионального образования заключается в создании условий и предпосылок для формирования и постоянного развития компетентности обучающихся). Соответственно, изменениям подвержен выявленный в нашем исследовании творческий компонент в структуре профессиональной компетентности социального работника, через функционирование которого проявляются психологические особенности творчества.

2. Она наделена способностью к обогащению, преобразованию и переходу к инвариантным (общим) и индивидуальным (единичным) проявлениям, что подтверждается рядом психологических исследований, выявивших обусловленность детерминант творчества влиянием среды и, следовательно, возможность их целенаправленного развития (Е.Г Алиева, Р. Альберт, К. Бери, В.Н. Дружинин, Д. Манфилд, М. Рунко, Д. Саймонтон и др.).

3. Интуитивность как психологическая детерминанта является ресурсным показателем личности и может иметь некоторую численную оценку величины. Это подтверждается, во-первых, теоретически выявленной на основе достоверной теоретико-методологической базы зависимостью между данной детерминантой и конкретными умениями специалиста и, во-вторых, общепринятой практикой измерения умений специалистов различных сфер с целью определения уровня их профессиональной компетентности, что достигается при помощи использования соответствующих разрабатываемых эмпирических методик (тестовые методики по определению уровня профессионального мастерства, тесты по определению готовности к соответствующей профессиональной деятельности и др.).

4. Интуитивность как психологическая детерминанта обладает системным качеством и реализуется во взаимоотношениях с окружающим миром, что подтверждается спецификой творчества специалиста как личностной способности, интегрирующей особенно-

сти мотивации, ценностей, интеллекта, эмоций, коммуникации, которые порождают множество смыслов, идей и позволяют открыть и осуществить уникальный смысл в профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии, а также децентри-роваться из своей системы мировоззрения и быть способным увидеть и почувствовать смысловые системы других людей, общностей, культур.

При таком ракурсе рассмотрения интуитивности как психологической детерминанты развития творческого компонента в структуре профессиональной компетентности социального работника ее основные функции в плане функционирования данного компонента следует определить следующим образом:

1) обогащение общей и профессиональной культуры, определяющихся критерием социальной значимости;

2) преобразование личности и ее профессионального труда;

3) нахождение новых профессиональных технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости;

4) саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности социального работника.

1. Абдалина Л.В. Инновационная направленность в структуре личности социального работника // Общество и цивилизация. 2015. Т. 2. С. 75-79.

2. Исхаков Р.Х. Дидактическое творчество студентов педагогических специальностей: содержание, формы и методы развития. Екатеринбург, 2009.

3. Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. М., 2011.

4. Сорокоумова Г.В. Творческий потенциал в структуре личностного потенциала // Психология креативности: сборник научно-практи-

ческих статей. Вып. 4. Н. Новгород, 2009. С. 38-51.

5. Абдалина Л.В. Потенциал личности студента как фактор формирования профессиональных компетенций // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2015. № 5. С. 13-18.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

7. Майер-Пести К., Кирхлер Э., Хофманн Е. Психология труда и организационная психология: в 5 т. М., 2011. Т. 5. Психологические теории организации.

1. Abdalina L.V. Innovatsionnaya napravlennost' v strukture lichnosti sotsial'nogo rabotnika // Obshchestvo i tsivilizatsiya. 2015. T. 2. S. 75-79.

2. Iskhakov R.Kh. Didakticheskoe tvorchestvo studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey: soderzhanie, formy i metody razvitiya. Ekaterinburg, 2009.

3. Kupriyanov B.V. Programmy vneurochnoy deyatel'nosti. Khudozhestvennoe tvorchestvo. Sotsial'noe tvorchestvo. M., 2011.

4. Sorokoumova G.V. Tvorcheskiy potentsial v strukture lichnostnogo potentsiala // Psikhologiya kreativnosti: sbornik nauchno-prakticheskikh statey. Vyp. 4. N. Novgorod, 2009. S. 38-51.

5. Abdalina L.V. Potentsial lichnosti studenta kak faktor formirovaniya professional'nykh kompetentsiy // Nauchnye trudy Instituta nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya. 2015. № 5. S. 13-18.

6. Il'in E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb., 2009.

7. Mayer-Pesti K., Kirkhler E., Khofmann E. Psikhologiya truda i organizatsionnaya psikhologiya: v 5 t. M., 2011. T. 5. Psikhologicheskie teorii organizatsii.

Поступила в редакцию 23.11.2015 г.

UDC 159.9

INTUITIVENESS AS A PSYCHOLOGICAL DETERMINANT OF THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

Ivan Georgievich GLADKIKH, Russian State Social University, Voronezh branch, Voronezh, Russian Federation, Head of Office of the Head of Studies, Lecturer, e-mail: [email protected]

The concepts of "creative work of social worker" are clarified. As part of a systematic approach importance of psychological determinants of the creative component in the professional competence of a social worker is identified and discussed. The high importance of intuition in social work is defined as intuitive psychological specificity determinants of the development of creative component of professional competence of a social worker. The sources and characteristics of intuitive processes are revealed. The significance of the characteristics of intuition as psychological determinants is defined: its ability to qualitative and quantitative changes; the possibility of enrichment, conversion and transfer to the general and individual manifestations; the possibility of its numerical measure; consistency. In addition, the basic functions as intuitive psychological determinants in terms of the functioning of the creative component in the professional competence of a social worker are revealed: the enrichment of general and professional culture, the criteria of social importance is defined; conversion of the individual and his professional work; finding new professional technology, determined according to the criteria of productivity and value; self-development on the basis of self-expression of the individual social worker. Key words: creation; social work; professional competence; intuitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.