Научная статья на тему 'Общие представления о творчестве в профессиональной деятельности социального работника'

Общие представления о творчестве в профессиональной деятельности социального работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1935
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / CREATION / CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич

В статье на примере описания универсальных и частных технологий социальной работы проиллюстрировано высокое значение креативных проявлений социального работника при осуществлении им своей профессиональной деятельности. Кроме того, выявлены и охарактеризованы основные конкретные творческие способности, необходимые социальному работнику как профессионалу. Также в статье описаны фазы прохождения творческого процесса в контексте выполнения социальным работником своих трудовых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL REPRESENTATIONS ABOUT CREATION IN PROFESSIONAL WORK OF THE SOCIAL WORKER

In the article at the example of the description of universal and private technologies of social work high value of creative displays of the social worker is illustrated at realization of the professional work by it. Besides, the basic concrete creative abilities necessary for the social worker as the professional are revealed and characterized. Also in the article phases of passage of creative process in a performance context are described by the social worker of the labor functions.

Текст научной работы на тему «Общие представления о творчестве в профессиональной деятельности социального работника»

УДК 159.9

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Иван Георгиевич ГЛАДКИХ

Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии, специалист по учебно-методической работе, e-mail: [email protected]

В статье на примере описания универсальных и частных технологий социальной работы проиллюстрировано высокое значение креативных проявлений социального работника при осуществлении им своей профессиональной деятельности. Кроме того, выявлены и охарактеризованы основные конкретные творческие способности, необходимые социальному работнику как профессионалу. Также в статье описаны фазы прохождения творческого процесса в контексте выполнения социальным работником своих трудовых функций.

Ключевые слова: творчество; креативность; творческие способности; социальная работа.

Получая высшее образование, будущий специалист в той или иной профессиональной области, если он намерен трудоустроиться по специальности, надеется приобрести в ходе обучения не только набор методов и способов качественного выполнения работы, знаний, умений и представлений о трудовой деятельности, которую ему предстоит осуществлять. Не менее важными для него

являются сведения о том, как стимулировать свой профессиональный рост, совершенствоваться в рамках практического овладения профессиональными навыками, создавать и внедрять новые технологии работы, направленные на повышение качества результатов труда и оптимизацию условий его выполнения, как модифицировать уже имеющийся профессиональный инструментарий с целью

его адекватного применения к поставленным перед специалистом задачам с возрастающим уровнем сложности. Современный выпускник вуза должен быть не только осведомленным в области своей профессии, смежных областях, умеющим применить полученные знания на практике, но также ориентированным на поиск, формирование и применение инновационных методов работы, т. е. творчески направленным, креативным.

Высокая значимость творческих проявлений специалиста в какой-либо профессиональной деятельности для компетентного выполнения работы заключается в том, что креативность как способность человека к творчеству и творческая деятельность как процесс создания качественно новых материальных и духовных продуктов (А. Маслоу, Дж. Гилфорд, П. Торренс) обеспечивают планомерное развитие профессии, появление новых, прогрессивных идей, влекущих за собой оптимизацию условий и методов выполнения работ, предотвращают возникновение ситуаций застоя. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства, ремесленничества, воспроизведения чего-либо по известным образцам и канонам), - уникальность его результата. Если работник, осуществляющий деятельность исполнительного характера, в качестве своей цели представляет решение поставленной задачи по изначально заданному алгоритму, то творческий работник не только решает задачу, но и создает неизвестные ранее алгоритмы действий. Именно поэтому настоящий прогресс возможен только в случае использования в рамках основной профессиональной деятельности творческих способностей [1].

На проблемы изучения и развития творческих качеств личности и творчества в различных видах профессиональной деятельности обращали внимание в своих трудах, ставших классикой психологической науки, такие ученые, как О. Декроли, Ж. Демор, Э. Сеген, Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Н.И. Саккулина, В.П. Кащенко и мн. др. На сегодняшний день интерес науки к творчеству также весьма высок: в печать выходит большое количество научных и научно-популярных трудов, посвященных данной теме, проводится множество исследований, направленных на выявление, изучение, систематизацию и изме-

рение творческих способностей, и т. д. Однако приходится констатировать, что проблема творчества в целом и применительно к различным видам профессиональной деятельности до конца не изучена и вопросов здесь по-прежнему больше, чем ответов. Современные исследователи, занимающиеся изучением творчества, сталкиваются с рядом противоречий и проблем, тормозящих их работу, обусловленных различными факторами: отсутствием единого мнения о структуре, показателях, источниках и проявлениях творчества и креативности; недостаточной разработанностью исследовательских методик,

предназначенных для выявления уровня креативности личности, что обусловлено размытостью границ между понятиями «интеллект» и «креативность»; односторонностью подходов к изучению проблемы с позиций приверженцев тех или иных научных направлений и школ и др. [2]. Таким образом, перед современной наукой в области изучения творчества и креативности поставлены такие задачи, как преодоление указанных выше факторов, концептуальное рассмотрение феномена творчества в его естественной целостности и создание валидных методик для объективного и максимально точного изучения его показателей и креативности личности.

Что касается творчества в структуре профессиональной деятельности специалиста в какой-либо области, то значимость творческих проявлений наиболее высока в сферах, характеризуемых составителями профессио-грамм как профессии творческого класса, которые связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений и т. д. [3]. Особое место среди них занимает на сегодняшний день социальная работа -профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции.

Благополучие граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства и общественности, являющейся показателем здорового общества, зависит от высокопродуктивного функционирования всей

системы социальной работы в России и отдельно взятого социального работника. Соответственно, на каждого конкретного социального работника, занятого оказанием различных видов помощи нуждающимся, ложится большая ответственность по разрешению их трудных жизненных ситуаций, в связи с чем к его профессиональной компетентности предъявляются серьезные требования. Так, авторами различных учебных пособий по социальной работе для студентов вузов (Г.П. Медведева, Е.И. Холостова, Л.В. Топ-чий и др.) помимо таких профессиональных требований и личностно-нравственных качеств, необходимых социальному работнику, как знания в различных областях психологии, физиологии, педагогики, экономики и законодательства, осведомленность о различных социальных явлениях и процессах, эмоциональная устойчивость, объективность, тактичность, коммуникабельность, эмпатия, доброта и т. д., как неотъемлемая характеристика социального работника выделяется также творческое мышление. При отсутствии творческого мышления, как отмечает Г.П. Медведева, специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применяемых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует [4].

Проиллюстрировать значимость и высокую результативность творческих проявлений в социальной работе можно исходя из рассмотрения их применения при выполнении специалистом универсальных и частных технологий социальной работы.

Так, при осуществлении социальной диагностики, направленной на объективное описание наличествующей ситуации клиента, специалист должен не только уметь сопоставить факты, выявить причины того или иного явления и отделить второстепенное от основного (что само по себе уже требует определенных творческих решений), но и, при противоречивых запросах и показаниях клиента, вскрыть реальные причины проблемы, сопоставить внешние проявления неблагополучной ситуации с ее латентными детерминантами, определить возможные последствия, перспективы сложившейся ситуации,

что достигается творческими способностями специалиста (Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, И.А. Зимняя и др.).

В процессе осуществления профессионалом или группой специалистов социальной терапии, сущность которой заключается в исправлении, коррекции поведения и деятельности субъекта, предупреждении дисфункций, обеспечении нормального развития субъекта и самоутверждения его личности, влияние творческого фактора не менее значимо, чем при диагностике. Воздействие в рамках социальной терапии на систему взаимоотношений в группе, на внутренний мир человека, систему его ориентаций и идеалов требует от социального работника умения нестандартно видеть ситуацию, применять свои творческие способности для максимального задействования творческого потенциала клиента терапии.

Социальная профилактика как универсальная социальная технология, применяемая в социальной работе, - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем клиента. Объекты профилактики нуждаются в таких креативных проявлениях профессионализма социального работника, как способность индивидуально подойти к проблеме, умение увлечь и заинтересовать конструктивной творческой деятельностью, вселить уверенность в своих силах и способностях, умение объединить разнонаправленных индивидуумов, заинтересовав их какой-либо деятельностью, и т. д.

Социальная реабилитация как универсальная социальная технология - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. При социальной реабилитации в клиенте формируются новые социальные навыки, качества, новые ценностные структуры. Творческие проявления специалиста, осуществляющего реабилитацию, способствуют работе по преодолению сопротивления клиента по отношению ко всему новому, непривычному, возникающего как результат утраты имеющегося социального статуса.

Лучшим способом убедить клиента в действенности и потенциальной результативности обучения его новым знаниям, умениям и навыкам, новым способам социального функционирования является обращение к творческому началу клиента, к его нерастраченному потенциалу, к его креативным способностям.

При содействии в социальной адаптации клиента, направленной в широком смысле на согласование требований и ожиданий социального субъекта и среды, социальный работник учит клиента активизировать собственные творческие способности и возможности (активность воображения в планировании действий и их осуществлении), обращается к творческим способностям и резервам клиента, к его воображению и желанию креативного познания новой ситуации.

Наконец, при социальном консультировании от социального работника требуются такие творческие проявления, как креативный поиск, умение «видеть мир глазами другого человека», воображение, неконформное мышление, безбоязненное отношение к изменениям и инновациям, творческая работа по определению потенциала и резервов клиента, построение в воображении идеального образа действий и их результата, умение «подняться над нынешним состоянием ситуации» и видеть скрытые возможности развития как позитивного, так и негативного характера.

Что же касается частных социальных технологий, таких как социальная работа с бедными и малоимущими, социальная работа с мигрантами, социальная работа с инвалидами, социальная работа с пожилыми людьми, социальная работа с детьми и т. д., то значение творческого компонента в профессиональной деятельности социального работника при реализации данных технологий также весьма велико. Хотя использование данных технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы, их системное применение на практике в современных условиях развития общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах, на использование инновационных, нестандартных подходов. Каждая конкретная технология направлена на оказание социальной помощи определенной кате-

гории нуждающихся и предполагает четкую последовательность действий и решений, но это все является лишь обобщенным отражением проблем социума. В действительности же не существует абсолютно идентичных проблем и затруднений в социальном функционировании. Поскольку каждый конкретный нуждающийся объект социальной работы характеризуется индивидуальностью и собственной уникальностью, то и каждая ситуация, с которой сталкивается социальный работник, уникальна и неповторима. Следовательно, некоторая творческая автономия специалиста при использовании в рамках любой из частных социальных технологий проверенных временем и опытом методов работы не только желательна, но и необходима для своевременного принятия решений, мобильного воздействия на проблемную ситуацию клиента, выполнение профессиональных обязанностей вообще [5].

Итак, необходимым составляющим компонентом в структуре профессиональной компетентности социального работника, от которого зависит качество выполняемой работы и ее результат, т. е. благополучие клиента, является творческий компонент, включающий в себя следующие творческие способности: способность к гипотетичности, вариативности в решении задач; способность к импровизации в различных ситуациях; способность к переносу как возможности действовать в новых нестандартных условиях; способность к дивергентному мышлению (Дж. Гилфорд), связанному с порождением на основе однозначных данных множества решений наличествующей задачи и включающему в себя такие показатели, как обнаружение и постановка проблем, оригинальность, продуцирование разнообразных идей, усовершенствование объекта путем добавления деталей и т. д.; восприимчивость (чувствительность к противоречиям и неопределенности, а также готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую) и метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте,

склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а также умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое) (М.А. Холодная) [6]; развитая способность к внутреннему планированию действий

(Я. А. Пономарев) [7]; интуиция, ассоциативность, способности к прогнозированию и преобразованию (В.Г. Каменская, И.Е. Мельников) [8]; чувство юмора, проявляющееся в неожиданных сопоставлениях, отдаленных ассоциациях, реконструкции стереотипных моделей (Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов) [9]; широкий фокус внимания, проявляющийся в высокой склонности индивида оценивать и творчески комбинировать разнородные идеи; способность к предвосхищению как интегральное креативное качество, связанное с воображением, интуицией и целеполаганием (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Л.Л. Гурова, Э. Кестер, С.М. Мальцев и др.), и т. д. [1].

Творчество, как известно, имеет определенные фазы функционирования. Точнее уловить сущность применения творчества в социальной работе поможет рассмотрение поэтапного развертывания творческой деятельности, описанного В.Н. Дружининым, применительно к профессиональной деятельности социального работника.

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии социальный работник актуализирует знания, необходимые для решения поставленной перед ним творческой задачи (помощь в преодолении последствий тяжелой жизненной ситуации клиента, установление и устранение ее причин и т. д.), осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия, выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. Здесь формируется осознанное представление социального работника о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем. Условиями наступления данной фазы являются высокий уровень поисковой мотивации социального работника, ясно и просто сформулированная задача, отсутствие автоматизации способа действия и др. Необходимость в интуитивном решении задачи возникает в том случае, если на предыдущей стадии выбранные социальным работником логические приемы оказались нерезультативными и потребовались иные способы достижения цели. По-

скольку уровень осознанности деятельности на данной стадии снижен, найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. На данной стадии осуществляется объяснение и вербальное оформление социальным работником полученного способа решения задачи. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение социального работника в процесс взаимодействия с каким-либо другим субъектом, например, коллегой по работе.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации решения социальным работником происходит на сознательном уровне. После благополучного завершения дел, анализа, осмысления своих действий социальный работник объединяет и оформляет их в новый метод работы и включает его в свой профессиональный инструментарий [2].

Учитывая все вышесказанное, поиску и применению адекватного конкретной проблемной ситуации клиента варианта действий при недостаточной результативности или отсутствии положительных тенденций способствует использование в социальной работе творчества и задействование креативных способностей социального работника. Поэтому на сегодняшний день при обучении специалистов по социальной работе в рамках вузовского образования необходимо, помимо реализации уже существующих образовательных государственных стандартов по данной специальности, делать упор на развитие творческих качеств, что, в конечном счете, будет способствовать формированию высокопрофессиональных компетентных кадров, а также общему прогрессу в социальной работе (включая научную и практическую деятельность).

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.

2. Психология / Дружинин В.Н. [и др.]. СПб., 2001.

3. В мире профессий: сборник профессиограмм.

URL: www.rabota-enisey.ru/doc/sbornik1 .doc

(дата обращения: 28.05.2011).

4. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.

5. Технологии социальной работы / Холостова Е.И. [и др.]. М., 2001.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.

7. Психология творчества / Пономарев Я. А. [и др.]. М., 1990.

8. Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Психология развития: общие и специальные вопросы. СПб., 2008.

9. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психологопедагогические основы развития креативности. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 8.06.2011 г.

UDC 159.9

GENERAL REPRESENTATIONS ABOUT CREATION IN PROFESSIONAL WORK OF THE SOCIAL WORKER Ivan Georgievich GLADKIKH, Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department, Specialist in Education and Methodic work, e-mail: [email protected]

In the article at the example of the description of universal and private technologies of social work high value of creative displays of the social worker is illustrated at realization of the professional work by it. Besides, the basic concrete creative abilities necessary for the social worker as the professional are revealed and characterized. Also in the article phases of passage of creative process in a performance context are described by the social worker of the labor functions.

Key words: creation; creativity; creative abilities; social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.