УДК 159.9
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
© Иван Георгиевич ГЛАДКИХ
Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии, специалист по учебно-методической работе, e-mail: [email protected]
В статье описано психологическое исследование, в рамках которого на основе теоретического анализа впервые выявлены и эмпирически обоснованы психологические особенности творчества специалиста по социальной работе. Кроме того, представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление корреляции между сформированностью психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе и уровнем его профессиональной компетентности.
Ключевые слова: творчество; социальная работа; профессиональная компетентность.
Творчество в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, проявляющееся в смене сложившихся установок, отказе от стереотипов в мышлении и поведении; умении выдвигать в процессе деятельности новые цели; расширять, преобразовывать смысловые установки и связи; видеть проблему с иных позиций и т. д. (Е.И. Холостова, Г.П. Медведева, П.Д. Пав-ленок, Е.Г. Студенова и др.) - выступает как всеобщий механизм развития, порождающий двойной результат такой внутренней работы [1-4]. С одной стороны, появляется новый, оригинальный продукт, с другой - создается новое в самом творце, изменяется, обогащается его внутренний мир (Л.С. Выготский, Дж. Джонс, Т.В. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.) [5, 6].
Поскольку творчество, как рождение нового, реализуется объективно во внутреннем действии поиска и в преобразовании себя в нем и лишь затем в презентации другим преобразовательной силы найденного, то возникает сложная актуальная проблема структуры, смысла, содержания и процесса творчества. Особого внимания заслуживает действенность и влияние психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе, под которыми понимаются его отличительные характеристики, отражающие своеобразие, неповторимость внешних практических и внутренних психических результатов, на повышение продуктивности профессиональной деятельности, самоосу-ществление специалиста в ней. Поэтому интерес к обсуждению вопроса о психологиче-
ских особенностях проявления творчества социальным работником-специалистом, работающим в сфере «человек-человек», состоит в актуальности решения как научных, так и практических проблем его изучения. Это особенно важно для конкретизации задач профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования специалистов по социальной работе (Е.И. Холостова, А.Н. Шмелева, М. А. Гулина и др.) [7].
На основе анализа научно-достоверной теоретико-методологической базы (представленных в психологии различных аспектов творчества - интеллекта, способностей, личностных свойств (содержательный аспект); механизмов, этапов, деятельности, задач (процессуальный аспект) а также характеристик внешних и внутренних продуктов творчества (Л.С. Выготский, А.И. Граборов,
В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Н.И. Саккулина, В.П. Кащенко, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, Я.А. Пономарев, З. Фрейд, О. Декроли, Ж. Демор, Э. Сеген, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.)), были выявлены следующие психологические особенности творчества специалиста по социальной работе: альтруизм, ценности созидательного самовыражения, интуитивность, децентрированность, оригинальность и гибкость мышления, автономность поведения и эмпатия [6, 8]. Объективность выявления названных особенностей эмпирически подтверждается результатами проведенного опроса специалистов по социальной работе г. Воронежа (67 человек) и последующим факторным анали-
зом полученных в ходе опроса данных методом вращения Уайтах.
Также, с целью обоснования достоверности и значимости данных особенностей, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление корреляции между сформированностью психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе и уровнем его профессиональной компетентности.
В ходе данного эмпирического исследования решались следующие задачи: 1) разработать и обосновать методический инструментарий эмпирического исследования;
2) дифференцировать выборку испытуемых по степени развития психологических особенностей творчества личности специалиста по социальной работе; 3) на основе результатов анализа проведенного эмпирического исследования подтвердить значимость влияния развития психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе на развитие его профессиональных умений; 4) проанализировать и обобщить полученные в ходе эмпирического исследования данные.
В исследовании, проведенном на базе учреждений социальной защиты населения г. Воронежа (ОГУ Левобережный КЦСОН «Жемчужина»; ОГУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Воронежа»; ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Воронежа «Луч»), приняли участие 136 специалистов по социальной работе со стажем работы от 3 до 7 лет, в возрасте от 30 до 45 лет. Гендерные различия в эксперименте не учитывались. Все респонденты - городские жители с нормальными показателями здоровья.
Дифференциация выборки испытуемых по степени развития психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе осуществлялась на основе измерения уровня развития данных особенностей с применением следующих методик: тест «Креативность» (Н.Ф. Вишнякова) - измерялись оригинальность и гибкость мышления, интуитивность и эмпатия; «Тест-
опросник самоотношения» (В.В. Столин,
С.Р. Пантелеев) - измерялись ценности созидательного самовыражения и автономность поведения; «Диагностика личностной уста-
новки «альтруизм - эгоизм» (Н.П. Фети-скин) - измерялся альтруизм; «Диагностика личностного эгоцентризма» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) - измерялась децентрированность мышления [5, 9]. Таким образом, были выделены четыре группы с различной степенью выраженности психологических особенностей творчества специалиста по социальной работе: 1 Г - высокая, 2Г -средняя, 3Г - низкая, 4Г - очень низкая.
Далее, посредством адаптированного к цели и задачам исследования варианта «Методики диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова, в группах 1Г, 2Г, 3Г и 4Г были измерены конкретные профессионально-значимые умения специалиста по социальной работе (ставить «социальный «диагноз»; прогнозировать развития событий, процессов, происходящих в семье, в группе, в обществе и т. д.; оказывать социальноадаптационную и социально-реабилитационную помощь; устанавливать контакт с нуждающимися и организовывать обмен информацией; выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности и др.) в составе его основных профессиональных компетенций - диагностической, прогностической, психологической, организационной, коммуникативной, социально-педагогической, предупредительно-профилактической
и др. [1, 10, 11].
Анализ результатов исследования показал, что: респонденты 1Г, имеющие высокую степень развития психологических особенностей творчества, обладают также и высокой степенью развития профессиональных умений; респонденты 2Г, имеющие среднюю степень развития психологических особенностей творчества обладают средней степенью развития профессиональных умений; у респондентов 3Г обнаруживается низкая степень развития психологических особенностей творчества и, соответственно, у них отмечается низкая степень проявления профессиональных умений; у респондентов 4Г, имеющих очень низкую степень развития психологических особенностей творчества, наблюдается очень низкая степень сформи-рованности профессиональных умений.
Далее, с целью более углубленного изучения влияния психологических особенно-
стей творчества на профессиональную компетентность специалиста по социальной работе, необходимо было проследить взаимосвязь степени развития психологических особенностей творчества респондентов с ростом их профессиональных умений. Для объективного установления достоверности полученных результатов (установления взаимосвязи между изучаемыми показателями) был использован коэффициент корреляции Пирсона, предназначенный для изучения взаимосвязи переменных, измеренных на одной и той же выборке. В ходе исследования проверялись гипотеза, предполагающая наличие влияния психологических особенностей творчества респондентов на их профессиональные умения.
Значительная корреляция, обнаруженная во всех четырех группах испытуемых (1Г, 2Г, 3Г и 4Г) доказывает наличие высокой степени взаимосвязи между психологическими особенностями творчества и умениями специалиста по социальной работе.
Таким образом, в настоящем исследовании на основе теоретического анализа выявлены и эмпирически обоснованы психологические особенности творчества специалиста по социальной работе (альтруизм, ценности созидательного самовыражения, интуитивность, децентрированность, оригинальность и гибкость мышления, автономность поведения и эмпатия), отражающие своеобразие, неповторимость внешних практических и внутренних психических результатов творчества в профессиональной деятельности, а также эмпирическим путем установлено, что
развитие профессиональной компетентности и достижение специалистом по социальной работе ее профессионально-творческого уровня главным образом требует учета и обусловлено сформированностью глубоких и устойчивых психологических особенностей творчества личности данного специалиста.
1. Технологии социальной работы / Холостова Е.И. [и др.]. М., 2001.
2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 1999.
3. Основы социальной работы / Павленок П. Д. [и др.]. М., 2000.
4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2000.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
6. Психология / Дружинин В.Н. [и др.]. СПб., 2001.
7. Теория социальной работы / Холостова Е.И. [и др.]. М., 1998.
8. Пономарев Я.А. Психология творения: Избр. психол. тр. Москва; Воронеж, 1999.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. М., 2002.
10. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
Поступила в редакцию 12.09.2011 г.
UDC 159.9
SOCIAL WORKER’S INFLUENCE OF CREATION PSYCHOLOGICAL SPECIFICITIES UPON HIS PROFESSIONAL COMPETENCE
Ivan Georgievich GLADKIKH, Russian State Social University, Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department, Specialist in Education and Methodic work, e-mail: [email protected]
The article describes a psychological research which first finds out the social worker’s creation psychological specificities on the base of a theoretical analysis and empirically supports them. Moreover, the article presents empirical research results dedicated to find out the correlation between the social worker’s formation of creation psychological specificities and his professional competence level.
Key words: creation; social work; professional competence.