ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ КАК ЕДИНАЯ ТОЧКА ВХОДА
В СИСТЕМЫ ВУЗА A.B. Скатин, Г.Ю. Громов, B.C. Черемухин
Цель данной статьи - ознакомление сотрудников университета с работой по созданию интернет-портала, разрабатываемого как одна из основных частей информационной системы университета.
Обычно порталом называют точку входа в большой интернет-сайт, т.е. такой сайт, где без какой-либо структуры трудно найти информацию. В портале большинство данных обычно представляются из баз данных организации. Принципиальное отличие портала от сайта - наличие в портале механизма применения политики безопасности. Политика безопасности применяется к пользователям портала, которые делятся на две большие группы. Внешние - это пользователи, не являющиеся сотрудниками организации, и им через интернет-портал будет доступна только полностью открытая информация. Внутренние - это пользователи, которым в зависимости от их полномочий предоставляться права на различные программные и информационные ресурсы организации.
Таким образом, интернет-портал предоставляет возможность удаленной работы сотрудников с ресурсами организации в соответствии с её политикой безопасности.
В данной статье интернет-портал как единая точка входа будет рассматриваться на примере кафедры вычислительной техники Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (http://cs.ifmo.ru). Главная страница интернет-портала кафедры ВТ представлена на рис. 1.
Рис.1. Главная страница интернет портала кафедры ВТ СПбГУ ИТМО
В общем случае для начального построения интернет-портала требуется анализ двух вещей: программных и информационных ресурсов организации и её политики безопасности.
В нашем примере такой анализ проведем в три этапа:
• определение информационных ресурсов,
• определение групп пользователей,
• управление политикой безопасности.
Определение информационных ресурсов. Информационными ресурсами кафедры могут являться:
• различная информация о студентах - количество студентов в группах, их оценки, приказы об изменении их состояния (перевод, отчисление и др.), какие-либо статистические данные (средний балл по группе, потоку, кафедре, факультету);
• информация для студентов - расписание занятий, расписание экзаменов, учебно-методическое обеспечение;
• информация по персоналу кафедры - численность, занимаемые должности и т.д.
С помощью Интернет-портала возможно новое проявление привычных информационных потоков, таких как электронная доска объявлений, новостная лента, где все сотрудники кафедры или внешние пользователи в зависимости от их прав получают через портал доступ к единой доске объявлений или новостей. Такое взаимодействие также возможно через электронную почту. Например, сотрудник, имеющий права на размещение объявлений, размещает объявление о заседании кафедры, которое рассылается по электронной почте всем сотрудникам кафедры. Таким образом, кроме привычного расположения объявления на доске, это объявление непосредственно поступает в лотовый ящик каждого сотрудника. Подобным образом можно организовать рассылки различных типов - общие новости, внутренние новости, поздравления сотрудников и т.д.
Наиболее значимый для студента информационный ресурс - это учебно-методическое обеспечение по дисциплинам, которым он обучается. Портал позволяет сделать связь студент - преподаватель проще как для студента, так и для преподавателя. Преподаватель должен предоставить студентам материал по читаемой дисциплине, что занимает немало времени. Эта проблема решается следующим образом: на портале создается раздел документации, к которой применена политика безопасности кафедры. Такой раздел предоставлен на прочтение всем зарегистрированным пользователям, а на редактирование - только профессорско-преподавательскому составу, но не ко всему разделу целиком, а лишь к их собственной части. Преподаватель может добавить какой-либо документ в информационную систему кафедры и далее манипулировать этим документом. Он может предоставить права на прочтение документа другим сотрудникам кафедры или предоставить его студентам в соответствии с учебным планом. Если документ не изменился на следующий год, то его можно предоставить и студентам следующего года. Таким образом, в следующем году преподаватель затратит меньше времени на предоставление документации студентам.
Интернет-портал делает возможным появление новых информационных ресурсов, таких как персональная страница сотрудника, страницы описаний направлений, специальностей и специализаций, форумы, голосования, сбор различной статистики по порталу и т.п.
Персональная страница сотрудника - это ресурс, за информационное содержание и качество которого отвечает сам сотрудник. Информация страницы может также быть представлена на любом языке (нескольких языках). Раздел собственных объявлений на персональной странице или ответы на вопросы, часто задаваемые студентами, могут сократить объем повседневной работы преподавателя. Так, при разговоре со студентом преподаватель в какие-то моментах может ссылаться на собственную страницу на портале. Также персональные страницы, только с меньшими возможностями, могут быть созданы и для каждого зарегистрированного пользователя.
^^^ права Внешний Студент Сотрудник Администрация
ресурс
списки групп просмотр просмотр просмотр возможность получать данные в виде удобном для анализа
рабочие учебные планы просмотр просмотр просмотр просмотр
расписание занятий просмотр просмотр просмотр просмотр
расписание экзаменов просмотр просмотр просмотр просмотр
новостная лента просмотр общедоступной ленты просмотр общедоступной и студенческой ленты просмотр и редактирование общедоступной, студенческой и внутри кафедральной ленты просмотр и редактирование общедоступной, студенческой и внутри кафедральной ленты
доска объявлений просмотр общедоступной доски просмотр общедоступной и студенческой доски просмотр и редактирование общедоступной, студенческой и внутри кафедральной доски просмотр и редактирование общедоступной, студенческой и внутри кафедральной доски
форумы просмотр просмотр и участие просмотр и участие просмотр и участие
персональные странички сотрудников просмотр просмотр, возможность общения редактирование собственной странички редактирование собственной странички
голосования участие в открытых голосованиях участие в открытых и закрытых голосованиях участие в открытых и кафедральных голосованиях участие в открытых и кафедральных голосованиях
оценки нет доступа просмотр только своих оценок просмотр оценок студентов просмотр оценок студентов, возможность получать данные в виде удобном для анализа
учебно-методическое обеспечение нет доступа чтение чтение и редактирования своих собственных разделов чтение и редактирования своих собственных разделов
приказы об изменении состояния студентов нет доступа просмотр изменения собственного состояния просмотр изменения состояния студентов просмотр изменения состояния студентов, возможность получать данные в виде удобном для анализа
Таблица 1. Применение политики безопасности к группам пользователей относительно
ресурсов интернет-портала
Направления и специальности (специализации), по которым студенты могут обучаться на кафедре, присутствуют в информационной системе кафедры, но там лишь перечислены названия этих направлений и специальностей (специализаций). Когда приходит время студентам выбирать то или иное направление, специальность или специализацию, то они подходят к сотрудникам кафедры и просят им рассказать об их направлении, сотрудники, естественно, не отказывают. Такую рутинную работу можно снять с сотрудников, создав для всех направлений, специальностей и специализаций отдельные страницы на портале, на которых будет размещаться не только информация о направлении, но и документы по оформлению выпускной работы, темы дипломных работ прошлых лет или предлагаемые студентам для защиты. Управление этими страницами можно раздать сотрудникам, отвечающим за соответствующие направления, таким образом, получаем централизованное управление информацией о направлениях.
Форумы - это ресурс, который дает возможность общения студентов и сотрудников в тех случаях, когда прямое общение затруднено или не возможно. Например: во время каникул, когда студенты разъезжаются по своим домам, которые часто расположены не в одном городе, форумы кафедрального портала - одна из возможностей общения.
С помощью статистики по порталу можно сделать выводы, студенты какой группы наиболее активно участвуют в учебном процессе, документация по какой дисциплине наиболее востребована и т.д.
а)
Навигация по порталу
б)
Кафедра О кафедре Сотрудники Специальности История Новости
Навигация по порталу
Кафедра О кафедре Сотрудники Специальности История Новости
В)
Навигация по порталу
Кафедра О кафедре Сотрудники Специальности История Новости
Учебный процесс Учебный процесс Добавить новость
Студентам Студентам Учебный процесс
Списки групп Мои оценки £ Преподавателям
Учебные планы по группам Й Архив документации Й Внутри кафедральная страница
Учебные планы по кафедрам ¿й Текущая документация & Новости / Объявления
Расписание занятий Списки групп & Добавление новостей / документов
Расписание экзаменов Учебные планы по группам & Удаление новостей / документов
Дипломникам Учебные планы по кафедрам £ Рассылка
Бакалаврам Расписание занятий & Список своей документации
Инженерам Расписание экзаменов & Добавление документации
Магистрам Дипломникам & Оценки студентов
Аспирантам Бакалаврам & Текущая документация
Абитуриентам Инженерам & Архив документации
Обратная связь Магистрам Студентам
Пожелания Аспирантам Списки групп
Голосования Абитуриентам Учебные планы по группам
Форумы Обратная связь Учебные планы по кафедрам
Рассылка Пожелания Расписание занятий
Голосования Расписание экзаменов
Форумы Дипломникам
Рассылка Бакалаврам
Инженерам
Магистрам
Аспирантам
Абитуриентам
Обратная связь
Пожелания
Голосования
Форумы Рассылка
Рис. 2. Раздел «Навигация по порталу» для внешних пользователей (а), студентов (б)
и сотрудников кафедры (в)
Определение групп пользователей. В высшем учебном заведении различают следующие группы пользователей: обучаемые, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал и администрация.
Кроме того, существует еще одна группа - это внешние пользователи (абитуриенты, родители студентов, студенты и сотрудники других вузов, представители промышленности и т.п.).
Управление политикой безопасности. Применение политики безопасности к группам пользователей относительно информационных ресурсов интернет-портала кафедры сведено в табл. 1.
После регистрации пользователя в интернет-портале в соответствии с его правами меняется раздел «Навигация по порталу», где появляются новые ресурсы, помеченные знаком «замок» (рис. 2).При анализе политики безопасности намеренно был опущен такой пользователь, как администратор портала, так как он не отвечает за информационное наполнение портала и может не иметь доступ к информационным ресурсам системы. Он лишь отвечает за поддержание портала в рабочем состоянии.
Портал кафедры вычислительной техники (http://cs.ifmo.ru). Портал кафедры ВТ существует два года, в течение этого время он значительно изменился и в последнем варианте существует один месяц. В настоящей версии добавлена возможность работы с персональной страничкой и документацией самостоятельно каждому сотруднику (за последний месяц на портал выложено 200 документов). Каждый студент кафедры имеет персональный доступ к интернет-порталу (на портал ежедневно заходит 30-40 студентов кафедры, ими скачено около 400 документов). Каждый день на портал кафедры заходит до 70 пользователей Интернета.