Серия «Социально-гуманитарные науки» Социальные сети интернет в системе Smart-образования
к.и.н. Французова О. А.
Университет машиностроения (495) 223-05-23 [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению образовательных возможностей социальных сетей Интернет. В ней рассмотрено место социальных сетей в системе Smart-образования, а также разработаны практические рекомендации по применению социально-сетевого обучения.
Ключевые слова: образование, социальная сеть, информатизация, дистанционное обучение, Smart-образование. Все большую значимость в современном образовании занимают инновационные формы организации учебного процесса с использованием технологических возможностей всемирной паутины, позволяющей применять актуальные формы учебной и исследовательской деятельности. Реализация потенциала сетевого взаимодействия в образовательном процессе, изучение роли и места социальных сетей в дистанционном Смарт-образовании - одна из актуальных и перспективных задач.
Смарт-образование (Smart education) представляет собой «умное» многофункциональное обучение в интерактивной образовательной среде. Использование всех преимуществ Интернет и широкая доступность знаний увеличивают эффективность за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. Эта система расширяет границы обучения, а также делает образование более доступным, активным и эффективным за счет одновременного дистанционного он-лайн участия студентов из любых точек доступа.
Социальные сети в качестве источника дополнительных образовательных возможностей рассматриваются в трудах Шелепаевой А.Х., Патаракина Е.Д., Андреева А.А. и др. В работах Геральда С.М., Тинклера Д. предпринята попытка теоретического осмысления обучения в Интернет. Дистанционное обучение в пространстве социальной сети рассмотрено Андреевым А.А. и Булановым С.В. Большинство исследователей образовательных возможностей социальных сетей приходят к выводам о возможности сочетания традиционных форм обучения в виде лекций и семинаров с такими относительно новыми формами, как обучении в социальной сети Интернет. К сожалению, в этих трудах крайне мала доля рекомендаций по практическому применению социально-сетевого обучения.
Для отечественного высшего образования обучение в социальной сети выступает явлением новым и мало используемым. Не отрицая негативные стороны и недостатки социальных сетей, надо отметить, что такая форма виртуального взаимодействия остается одной из самых распространенных среди учащихся. Наиболее популярные в отечественном сегменте Интернета - сетевые сайты Vkontakte, Facebook, Instagram, Twitter. Лидирующее место, согласно исследованиям ИСМАО РАО, занимает социальная сеть сайта Vkontakte.
Среди важнейших функций социальных сетей можно назвать коммуникативные, профессиональные и образовательные и др.
Коммуникативная функция социальных сетей в Интернете Социальные сети выполняют преимущественно коммуникативные функции и служат активной средой виртуального взаимодействия на форумах, в пользовательских сообществах и группах, объединенных одним общим интересом, а также площадками для обмена различными ресурсами, видео- и аудиоматериалами.
Значительными плюсами сети являются возможности общения и взаимодействия с пользователями любых городов и населенных пунктов за пределами нашей страны. Это, несомненно, реализует творческие способности учащихся, а также воспитывает симпатию и дружеское отношение к другим народам, помогает сформировать открытость и терпимость к другим культурам. Надо отметить, что общение в сети усиливает риски девиантного поведения. Однако такие риски можно снизить за счет избегания сайтов с вредным содержанием, формирования устойчивого неприятия социально-негативных элементов и навыков защиты
Серия «Социально-гуманитарные науки» личной информации.
Профессиональная функция социальных сетей в Интернете
Все большую значимость в сетевом взаимодействии получают профессиональные социальные сети, которые создают работодатели и соискатели, а также социальные сети по профессиональным интересам. Участие студентов в таких сообществах не только предоставляет возможность публиковать свои исследовательские и профессиональные наработки, но и создает условия для профессионального роста и трудоустройства. Так, например, социальная сеть Ыпкеё1п, созданная для поиска деловых контактов и трудоустройства, предоставляет площадки для 180 профессиональных отраслей. В настоящее время в ней зарегистрировано более 300 миллионов пользователей из 200 стран мира.
Участие в таких профессиональных социальных сетях развивает механизмы творческой профессиональной интеграции, способствует сохранению единого образовательного пространства за счет активного обмена опытом между участниками из различных регионов России и за ее пределами, повышает эффективность профессиональных процессов. С учетом новых возможностей и подходов приоритетными постепенно становятся разработка и обсуждение в сети Интернет учебно-методических материалов на базе ИКТ.
Опыт профессиональных порталов показывает эффективность сетевого взаимодействия, возможность создания комфортной среды для профессионального общения и повышения профессиональной квалификации. К критериям эффективности таких сетевых сообществ можно отнести количественные и качественные факторы: число активных участников, количество и качество обсуждаемых тем на форме, продолжительность существования сообщества, информирование о деятельности сообщества, создание библиотек электронных ресурсов, научная и экспертно-аналитическая поддержка и т.д.
Среди сложностей, с которыми сталкиваются потенциальные участники профессиональных сетевых сообщества, можно назвать недооценку возможностей Интернета, нехватку свободного времени для активного участия по причине большой загруженности и отсутствие ИКТ-компетенций у пользователей, а также слабое оформление и наполнение контента в используемых локальных социальных сетях. При всех недостатках успешное взаимодействие в профессиональных социальных сообществах позволяет приобретать новые знания в профессии, знакомиться с современной и актуальной информацией по интересующей теме, получать консультации экспертов, иметь доступ к методической базе, общаться с коллегами на форумах, размещать свои материалы и разработки, обсуждать публикации и проекты, участвовать в грандах.
Социальные сети активно используются в профессиональной и учебной деятельности учащимися, которые обучаются на факультете экономики и управления Университета машиностроения (МАМИ). Студенты, работающие в свободное от учебы время, отмечают, что предпочитают связываться с однокурсниками и коллегами по работе не по телефону, а в социальной сети, которая позволяет получить быстрый ответ на вопросы. Несомненными достоинствами социальной сети, назваными студентами, являются:
• оперативность коммуникаций,
• возможность подключения через любые гаджеты с доступом в Интернет,
• удобство в повседневном использовании,
• отсутствие абонентской платы.
Возможности социальных сетей для профессиональной деятельности будущих менеджеров и управленцев еще шире: в качестве маркетингового инструментария сети позволяют организовывать опросы для изучения потребительских предпочтений, предоставляют широкие каналы для интернет-рекламы, способствуют поиску решений для бизнеса и управления.
Образовательная функция социальных сетей в Интернете
Большинство исследователей образовательных возможностей социальных сетей Интернет сходятся в мнении относительно положительного эффекта от визуализации изучаемых объектов. Однако сведение возможностей сетей только к размещению иллюстраций в
Серия «Социально-гуманитарные науки»
виртуальных учебных сообществах явно недостаточно для их широкоформатного примене-
В своей повседневной деятельности студенты активно используют Интернет для общения, обучения, поиска нужной информации, обсуждения заданий и проектов. Анкетирование студентов первого курса факультета экономики и управления МАМИ показало, что большинство из них пользуются социальными сетями (95 % студентов). Посещение социальных сетей занимает ежедневно до 60 % свободного времени. Довольно большая часть времени нахождения в социальной сети отводится общению, на которое уходит около 30 % времени в сетевом Интернете. Такой результат свидетельствует о важной роли социальных сетей в качестве средства коммуникации и взаимодействия. Просмотру развлекательных страниц и сетевым играм уделяется 30 % времени в социальной сети, а прослушиванию и скачиванию музыки - 20 %. Практически не было ответов об использовании образовательных возможностей сетей и участии в дистанционном обучении через Интернет. Надо отметить, что значительная часть студентов отмечает потребность познавательной деятельности даже в этом пространстве - 10% времени в сети студенты посвящают просмотрам страниц с новостными блоками. А также почти все опрошенные студенты выразили желание участвовать в образовательных проектах в рамках социальных сетей (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Схема распределения свободного времени учащихся в социальной сети: 1 - общение в социальной сети, 2 - просмотр развлекательных страниц и сетевые игры, 3 - просмотр новостей в социальной сети, 4 - скачивание и прослушивание
музыки
В настоящее время в Интернете создано множество социальных сетей и порталов, позволяющих удовлетворять потребностям всех участников образовательного процесса. Такие порталы предоставляют широкий спектр информационных ресурсов и услуг, а также позволяют получать необходимые знания для практической и исследовательской деятельности и профессионального общения. Обобщение опыта работы преподавателей ГУ ВШЭ и МАМИ в таких сетевых сообществах, которые специально не приспособлены для образовательных целей, но представляют большой интерес для студентов и поэтому могут использоваться в том числе для обучения, позволило сделать следующие наблюдения и выводы.
В структуру сетевого образовательного портала, как правило, входят:
1) самостоятельно сформированные «закрытые» или «открытые» образовательные группы со свободным или закрытым членством соответственно;
2) новостные ленты и рассылки групп, расширенные средства навигации и поиска информации;
3) материалы, посвященные организационным и образовательным вопросам отдельных групп или факультетов;
4) каталоги обучающих ресурсов, опубликованные в социальных группах;
5) электронные учебники и библиотеки, самостоятельно сформированные студентами и преподавателями;
6) гиперссылки на сайты «материнского» учреждения, в котором обучаются студенты и сайты сторонних образовательных учреждений, предоставляющие бесплатные образовательные услуги;
7) интерактивные обучающие средства дистанционного и открытого обучения (например,
Серия «Социально-гуманитарные науки» вебинары);
8) средства проведения опросов, голосований, рейтинговая система ресурсов (анонимное или поименное анкетирование, проверочные тестирования по отдельным темам);
9) компьютерные демонстрации слайдов и презентации, обучающие видеофайлы;
10) видео- и аудиозаписи очных лекций и семинаров;
11) базы данных и архивы;
12) он-лайн журналы и блоги;
13) обучающие игры;
14) файлообменники с готовыми заданиями, тестами, материалами и рефератами для групповой и индивидуальной деятельности;
15) виртуальные он-лайн консультации с преподавателем;
16) среда исследовательской и проектной деятельности;
17) дополнительные административные ресурсы (доска объявлений, форум).
Процесс обучения не заканчивается лекционным и практическим курсом. Дальнейшая индивидуальная и коллективная деятельность при изучении материала может быть частично перенесена в виртуальное пространство, например, популярную у студентов социальную сеть Vkontakte. Эта социальная сеть позволяет создать Интернет-сообщество (группу или учебную страницу) для совместного изучения конкретного предмета. Студенты, которые не имеют доступа к Интернету или не участвуют в сетевых сообществах, выбирают альтернативные варианты взаимодействия, например, очное или через электронную почту. На портале добровольно участвуют студенты 1 - 2 учебных групп с одного курса и факультета.
После создания учебной группы в социальной сети Интернет студенты самостоятельно или с помощью преподавателя пишут и оформляют контент, наполняют необходимым информационным содержанием: создается форум, доска объявлений и файлы с расписанием групп и темами рефератов, проектов; публикуются ссылки на сайт университета, на программу курса и учебно-методические разработки, ссылки на электронную библиотеку. Студенты после очной защиты своих проектов и рефератов на семинарах размещают их в социальной группе, ими могут пользоваться все студенты для подготовки к экзамену или зачету. По желанию преподавателя в учебной группе могут проводиться он-лайн консультации по изучаемому предмету, размещаются конспекты лекций в виде текстовых файлов, слайдов, аудио- и видеофайлов.
Социально-сетевые сообщества могут стать эффективным инструментом расширения границ учебного процесса и выступать в качестве информационно-коммуникационного инструмента для осуществления соответствующего вида деятельности. Зачастую социальные сети служат средством развития активности через участие в проектной деятельности студентов путем переноса образовательных механизмов в привычную и комфортную для них среду. Разумеется, обучение в социальных сетях не может претендовать на приоритетное место в системе Smart-образования, однако, как показывает практика, оно оказывает довольно заметное влияние на качественные показатели и во многом помогает интеграции образовательного процесса в современную информационно-коммуникационную среду.
Литература
1. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 - М.: "Современные технологии в образовании и культуре", 2009. - 176 с.
2. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистинционное образование, 2012, № 3, с. 44-50.
3. Шелепаева А.Х. Образовательные возможности социальных сетей // Открытое и дистанционное образование, 2011, № 2, с. 64-70.