Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 1. Портал или сайт?'

Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 1. Портал или сайт? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / E-LEAMING 2.0 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / E-LEARNING 2.0 / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / EDUCATION PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осняч Виктор Семенович

В цикле статей рассматривается использование современных информационных методов в обучении на примере курса радиобиологии медикобиологического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Первая часть посвящена роли портальных технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Information Technologies in Student Training. Part 1. Portal or Site?1

This series of articles focuses on the application of modern information methods in education, using as an example the course in radiobiology offered at the faculty of medicine and biology of the N. I. Pirogov Russian State Medical University. Part 1 deals with the educational potential of portal technologies.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 1. Портал или сайт?»

о

о <

ц

ьс

о. ш н

о <

5

80

Современные информационные технологии в обучении студентов. Часть 1. Портал или сайт?

В. С. Осняч

Российский национальный исследовательский медицинский университет (РНИМУ) имени Н. И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия

В цикле статей рассматривается использование современных информационных методов в обучении на примере курса радиобиологии медико-биологического факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Первая часть посвящена роли портальных технологий в образовательном процессе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационные технологии, обучение, е-Ьеагшщ 2.0, образовательный портал.

Современное обучение невозможно без применения информационных технологий [1].В последнее время все большее распространение получает термин «e-Learning» и его последняя версия e-Learning 2.0, основанная на технологиях Web 2.0.

«E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) - это система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий», или, по ЮНЕСКО - «обучение с помощью Интернет и мультимедиа» [2]. Сравнительная характеристика различных версий e-Learning приведена в табл. 1.

Портальные технологии или наличие собственного Веб (Интернет) - портала в учебном заведении является важной информационной составляющей в современном образовательном процессе [4].

Веб-портал (от англ. Webportal или portal, главный вход) - это совокупность взаимосвязанных непосредственно и через сеть Интернет аппаратных

средств, включающих компьютеры и машиночитаемые электронные носители информации с заранее записанной на них информацией и/или выполненные с возможностью записи и считывания информации в виде компьютерных программ, баз данных и т. п., выполненная с возможностью обработки указанной информации и команд пользователя веб-портала и предоставления ему Интернет-сервисов как результатов обработки указанных информации и команд.

Веб-портал для пользователей - это сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы (Интернет-сервисы), работающие в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов, если они объединены под одним доменным именем.

Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, которые помогают пользователям в поиске нужной информации че-

CL

О

LO -О

m

х

ш

О ^

О X

X

ш

о

X

ш

Таблица 1. Основные сравнительные характеристики различных версий e-Learning[3]

Характеристика E-Learning 1.0 E-Leaming 1.3 E-Leaming 2.0

Основные компоненты Курсы ЬМЭ - системы управления обучением Средства разработки (ауторинга) Связанные комплекты ЮМЭ -системы управления учебным контентом Средства быстрой разработки Вики Социальные сети и общие закладки Блоги АсИ-п (надстраиваимые компоненты) МазИ-ирз (приложения, дающие доступ к нескольким БД)

Права Сверху вниз, однонаправлено Сверху вниз, совместная работа Снизу вверх, инициатива учеников, взаимообучение

Время разработки Долго Быстро Нет

Размер контента 60 минут 15 минут 1 минута

Время доступа До работы В перерывах Во время работы

Виртуальные встречи Класс По приглашению, в часы работы Между собой, с экспертами

Процесс обучения Все за один раз В несколько заходов Когда нужно

Доступ к контенту ЬМЭ Почта, интернет Поиск, Я88

Инициатор Инструктор Учащийся Сотрудник

Создатель контента Дизайнер контента Эксперт по тематике Любой

Войти под аккаунтом Служб Google

Рис. 1. Заглавная страница для регистрации и создания своего ресурса в сайтах Google.

рез Интернет. Такие порталы представляют информацию из различных источников в единообразном виде, их также называют навигационными сайтами.

Все порталы выполняют функции поиска, а также предоставляют Интернет-сервисы, например: электронная почта, лента новостей и т. д.

Идея работы портала - предоставление максимального количества Интернет-сервисов для привлечения наибольшего числа пользователей.

Терминологическая неопытность пользователей и очевидная для производителей контента сайтов привлекательность позиционирования своих Интернет-проектов как порталов привели к размыванию понятия. Порталами часто «называют себя» просто большие сайты с разветвленной внутренней структурой и большим количеством ссылок. Однако если большая часть этих ссылок - внутренние (которые отправляют пользователя на другую страницу этого же сайта), то называть такой сайт Интернет-порталом неоправданно.

Существует несколько классификаций порталов по различным критериям: по специализации информации, по направленности на пользователей и др. [5].

Для нас (преподавателей и студентов учебных заведений) интерес представляют, конечно, образовательные (вертикально-корпоративные) порталы, которые имеются у большинства крупных вузов России. Образовательные порталы должны содержать:

• электронные учебные материалы,

• методические указания,

• расписания занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу,

• возможность совместной работы нескольких пользователей и др.,

• возможность коллективного обсуждения вопросов (чат), виртуальные комнаты для семинаров,

• архив различных материалов с возможностями обмена ими и совместной работы над документами,

• средства коммуникации такие, как электронная почта, файловый обмен, различные виды конферен-цсвязи, участие в телеконференциях и т.п. [6]. Опишу основные этапы создания собственного портала (на примере нашего кафедрального портала по радиобиологии в МБФ РНИМУ).

1. Регистрация портала

Я рекомендую самостоятельное бесплатное создание небольшого собственного портала по предмету. Большой портал для всего учебного заведения, конечно, будет создаваться другими средствами, командой своих или сторонних разработчиков.

Для создания портала необходимо найти соответствующий сервис в Интернете, удовлетворяющий вашим запросам.

Главные требования к этим сервисам:

• Простота создания для неподготовленных пользователей.

• Бесплатное формирование ресурса; предлагаемые платные услуги очень завышены и самостоятельная работа по обновлению и модификации портала в дальнейшем будет почти невозможна из-за постоянной зависимости от профессионалов.

• Отсутствие рекламы на страничках.

• Наличие современных веб-инструментов для создания, администрирования и работы студентов и преподавателей.

В своей работе мы уже несколько лет используем портал, созданный с применением технологии Google для сайтов, который отвечает вышеуказанным условиям (рис. 1) [7].

2. Создание страниц

Это действие производится, как говорится, «одним кликом»; необходимо только придумать название страниц (которое в любое время можно изменить) и определить иерархию и размещение страниц, подстраниц и т.д. Инструменты данного сервиса позволяют легко управлять

81

о

о <

ц *

CL Ш

н

о <

г

82

Рис. 2. Фрагменты некоторых страниц образовательного портала «Радиобиология».

всеми страницами, создавать удобную, интуитивно-понятную систему навигации по ресурсу с возможностью поиска нужной информации по всем страницам портала.

У нас это следующие основные страницы (необходимые при изучении любого предмета): • Инфо - это основная информационная страница с расписанием занятий, лекций, контрольных мероприятий, календарем событий, списком студентов и их успеваемостью, объявлениями и другими полезными данными. Микроучебник по курсу. Словарь терминов. Персоналии. Справочные материалы. Контроль знаний. Дистанционное обучение. Практикум.

Рабочие тетради (worksheets) для каждого студента, предназначенные для выполнения индивидуальных и совместных заданий во время занятия/семестра. Ресурсы.

Электронный консультант (студенты в течение обучения производят наполнение базы данных этой страницы).

• Несколько других страниц, специфических для предмета, название и содержание которых изменяются в зависимости от учебной программы [8].

3. Подготовка контента

Наполнение созданных страниц информационными, учебно-методическими и другими материалами производится обычным копированием их и вставкой в нужное место и в нужном порядке почти в любом формате.

На страницы можно вставить изображение, ссылку (внешнюю и внутреннюю), оглавление, список подстраниц, последние сообщения, последние обновленные файлы, последние элементы списка, текстовые поля, большое количество гаджетов и виджетов Google, календарь, диаграмму, документ, изображение, карту, слайд-шоу Picasa, презентацию, таблицу и табличную форму, видео и др. (рис. 2).

Хороший встроенный редактор позволяет отформатировать страницу и привести ее к нужному дизайну.

Каждая страница со своим определенным содержанием позволяет также размещать в Приложениях любые дополнительные файлы и текстовые комментарии, заменяя, таким образом, функции электронной почты и мгновенного обмена файлами.

Рис. 3. Главная страница медицинского образовательного портала РНИМУ.

4. Формирование учебной аудитории, администрирование

Теперь можно приглашать студентов и других преподавателей.

Так как портал является закрытым для незарегистрированных пользователей, с авторизацией по электронной почте и паролю, то администратор назначает различный тип доступа (редактирование, просмотр, доступность только определенных страниц) для разных групп пользователей.

В дальнейшем необходимо своевременно наполнять и обновлять страницы информацией и учебно-методическими материалами, назначать слушателей и темы для определенных групп студентов, организовывать и проводить различные виды деятельности (контроль знаний, дистанционное обучение, веб-консультации и др.).

Администратор (с использованием Wiki-техноло-гий) постоянно получает уведомления о любой деятельности на портале и последних изменениях страниц и всегда может заблокировать пользователя, нарушающего правила и вернуться к любой версии определенной страницы (либо всего портала целиком).

5. Учебно-методическая работа

Деятельность студентов состоит в ознакомлении с информационными материалами и объявлениями и выполнении классных и внеклассных индивидуальных и групповых работ.

Совместная работа включает в себя реализацию связей «студент-преподаватель», «студент-студент»; для этого служат такие дополнительные инструменты как голосовой, текстовый и видео-чат, создание микробло-гов, форумов, опросов, работа с документами Google с

использованием встроенных технологий. Здесь я ничего советовать не буду, все зависит только от фантазии и необходимости использования определенного вида деятельности; очень большие и интересные вариации коллективной деятельности преподавателя со студентами появляются при использовании мобильных устройств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступ на портал открыт для всех зарегистрированных студентов в любое время, в любом месте, с любого устройства (в том числе и мобильного), функционирующего на любой операционной системе. Единственное условие - подключение к сети Интернет.

6. Встроенные внешние ресурсы

Важной характеристикой портала (и основным отличием портала от сайта!) является большое количество Интернет-источников по предмету. Для этого на странице «Ресурсы» имеются гиперссылки на различные учебно-методические материалы, «облачные» хранилища типа Dropbox, виджеты поисковых систем, Википедии, YOUTube, RSS и т.д., открывающиеся прямо на портале.

Хотя данный портал и имеет учебные материалы, этого явно недостаточно для полноценного овладения предметом. Необходим полномасштабный электронный курс с возможностью дозированного представления определенных тем определенным категориям студентов в назначенное время и полным мониторингом усвоения учебного материала. Такой ресурс, естественно, невозможно создать самостоятельно, в краткие сроки и бесплатно.

Мы используем интерактивные электронные курсы по радиобиологии, находящиеся на сервере медицинского образовательного портала (МОП) РНИМУ [9].

Сервер МОП РНИМУ позволяет эффективно управлять электронным интерактивным обучением

83

о

о <

ц

ьс

о. ш н

о <

5

84

Таблица 2. Основные «инструменты» МОП

Раздел Содержание

Расписание По неделям Временная диаграмма

Результаты Успеваемость Статистика тестирования Попытки тестирований Проверка вопросов со свободным ответом

Назначения Слушатели на курсах Группы на курсах Занятия Вебинар Изучение материала Комплексное занятие Оценка курса Оценка преподавателя Тест входной контроль текущий контроль рубежный контроль итоговый контроль

Настройки Формулы Веса типов занятий

Заявки Просмотр Согласование

Общение Форум Объявления Чат

Библиотека

CL

О

L0 -О Ш

студентов по различным дисциплинам медико-биологического профиля (табл. 2).

Понятно, что данный ресурс (МОП РНИМУ) также как и вышеописанный портал по одному предмету (в нашем случае - по радиобиологии) является вертикальным (или нишевым) корпоративным образовательным порталом. Для своей учебной дисциплины вы, конечно, найдете подходящий электронный курс либо в своем вузе, либо в Интернете.

Надеюсь, что методические подходы, описанные в этой статье, помогут вам в «сайтостроительстве» собственного образовательного ресурса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, неважно как будет называться ваш образовательный Интернет-ресурс: «портал» или «сайт».

Совсем не обязательно иметь там огромное количество страниц и массу «фишек» с ненужными функциями и пестрыми бесполезными украшениями.

Основное - это круглосуточный доступ зарегистрированных пользователей с любого устройства к необходимым обновляемым информационным и учебно-методическим материалам по предмету с возможностями эффективной обратной связи.

Должна поддерживаться продуктивная и коллективная работа с документами всех общеупотребительных форматов.

Главная функция ресурса - быть помощником преподавателю и студентам в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Норенков И. П., Зимин А. М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.

2. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ELeaming_2.0. Дата обращения: 06.11.12.

3. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/3F3FD9A95B0984F6 C32573DE003AB6A3/doc.html. Дата обращения: 06.11.12.

4. Комаревцев Е. М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ставрополь - 2004

5. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-портал. Дата обращения: 06.11.12.

6. URL:https://sites.google.com/site/infortechvobrazovanii/ komputerizacia-skolnogo-obrazovania/obrazovatelnye-portaly. Дата обращения: 06.11.12.

7. URL: https://sites.google.com/. Дата обращения: 06.11.12.

8. URL: https://sites.google.com/site/rbmbfrgmu/. Дата обращения: 06.11.12.

9. URL: http://students.rsmu.ru/index.php. Дата обращения: 06.11.12.

Сведения об авторе:

Осняч Виктор Семенович

доцент кафедры молекулярной фармакологии и радиобиологии МБФ РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Москва, Россия, канд. биол. наук

Адреса для переписки:

127562, Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 20А, кв.181 Телефон: 8 (909) 627-2561 E-mail: [email protected]

X

ш

MASTER CLASS

о ^

о

X

X

ш

о х

ш

Modern Information Technologies in Student Training. Part 1. Portal or Site?

V. S. Osnyach

The Russian National Research Medical University named after N. I. Pirogov, 117997, Moscow, Ostrovityanova St., 1, Russia

This series of articles focuses on the application of modern information methods in education, using as an example the course in radiobiology offered at the faculty of medicine and biology of the N. I. Pirogov Russian State Medical University. Part 1 deals with the educational potential of portal technologies.

KEYWORDS: information technologies, education, e-Learning 2.0, education portal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.