INTERNET AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN ELEMENTARY SCHOOL. The article discusses the use of the Internet in the process of teaching a foreign language to elementary school students. The authors describe possibilities of the Internet, when teaching listening, reading, writing, and when common communicative skills are formed. The article shows that the Internet develops social and psychological characteristics of students: their confidence and their ability to work in a team; the use of the Internet creates a positive learning atmosphere, and acts as a tool of interactive approach. The authors come to the conclusion that the teacher remains the main and leading participant of the educational process at the lesson, and the Internet should be considered as one of the effective ways of organization of the educational process and at a more advanced stage, when proper, reasonable and creative use may become a useful and necessary tool for learning a foreign language. Key words: Internet, learning a foreign language, elementary school students.
П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. раннего обучения иностранным языкам и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ш.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.А. Абдулаева, канд. филол. наук, ст. преп. каф. раннего обучения иностранным языкам и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ИНТЕРНЕТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы использования Интернета в процессе обучения иностранному языку учащихся начальной школы. Авторы описывают возможности Интернета при обучении аудированию, чтению, письму, а также формированию общих коммуникативных навыков. В статье показано, что Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создаёт благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Авторы приходят к выводу, что главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель и возможности Интернета необходимо рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.
Ключевые слова: Интернет, обучение иностранному языку, учащиеся начальной школы.
XXI век характеризуется тем, что процесс обучения вышел на новый качественный уровень, в соответствии с развитием научно-технического прогресса. Это отразилось и на преподавании иностранного языка, начиная с обучения в условиях начальной школы. Современный учитель иностранного языка может достигнуть поставленных задач в обучении, только эффективно используя сочетание традиционных и информационных средств обучения, включая практически неограниченные возможности Интернета. Это позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными и продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка. Используя новейшие технические средства, учащиеся не просто изучают иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстниками как по электронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб-камеру в Скайпе (что позволяет учащимся тренироваться в говорении).
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является обучение на интерактивной основе, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Внимание детей в этом возрасте отличается малой устойчивостью. Использование информационных технологий помогает разнообразить виды деятельности и удерживать внимание учащихся к какой-то определённой теме, так как работа над ней предлагается в новой форме. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ и Интернета [1]. Рассмотрим, какие возможности Интернета можно использовать при обучении иностранному языку.
Обучение аудированию. Сайт компании Lucent Technologies, её подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/proiect/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено вслух. Тем самым озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия. При этом наиболее эффективны онлайновые пособия, откуда можно копировать различные тексты. Все произнесённое можно не просто прослушать, но сохранить у себя на компьютере, чтобы при
необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет [2].
Например, на одном из первых уроков при изучении буквы Qq встречается слово "queen". С помощью Интернета учащиеся могут «познакомиться» с английской королевой и её семьёй. А слово "red" наводит на мысль о красном лондонском автобусе. И вот уже учащиеся имеют возможность «прокатиться» в одном из таких необычных автобусов по Лондону и посмотреть его достопримечательности. А на Новый год можно спеть вместе с английскими детьми самые известные песни: "Jingle bells", "We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year!" [3]. Эти короткие включения в урок страноведческой информации очень запоминаются учащимся.
Обучение чтению. Интернет - превосходное средство для получения информации о новых детских книжках, которые выпускаются и пользуются наибольшей популярностью среди детей в странах изучаемого языка.
Обучение письму. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться путём установления переписки со сверстниками стран изучаемого языка. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком, начиная с начального. Электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.
Интернет, как средство коммуникативности. Использование Интернета в коммуникативном подходе достаточно мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами или друзьями в стране изучаемого языка. Тем самым происходит приобщение личности к духовным ценностям других культур -через личное общение и через чтение». Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путём сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности выбора текстов и задач для достижения целей программы. Ком-
муникативная способность обучаемых развивается через Интернет путём вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа и синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т. д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках «языкового» аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создаёт благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Как отмечает Л.С. Нигай, в целом для обучения иностранному языку в сети Интернет можно использовать следующее:
- Варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии "Своя игра"), Wheel of Fortune (русское "Поле Чудес"), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).
- Словари, справочники, топики по разным темам, on-line тесты и т. п.
- Различные мультимедийные материалы, представленные Интернет (на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего учащихся исполнителя, и интервью с известным человеком).
- On-line версии произведений известных английских и американских писателей [4].
Конечно, более активно эта работа проводится с учащимися старшего и среднего звена, когда будет активно добавляться ещё одна форма работы с источниками из Интернета - работа с иностранной периодикой - сайтами наиболее известных газет и др., но начинать эту работу с первоисточниками в Интернете необходимо с младших классов.
Изучение опыта преподавания иностранного языка учащимся начальных классов показало, что наиболее положительным образом зарекомендовали себя следующие образовательные Интернет-ресурсы, содержащие на иностранном языке сказки, рассказы, игры, кроссворды:
- www.mes-english.com,
- www.freeclassicaudiobooks.com,
- www.starfall.com,
- www.englishforkids.ru,
- www.oup.ru,
- www.onestopenglish.ru,
- www.elscafe.com,
- www.englisgtips.org,
Библиографический список
- www.babyland.ru и др.
Использование современных средств обучения иностранному языку, и, прежде всего, Интернета позволяет:
- восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку;
- существенно повысить мотивацию учащихся к обучению иностранного языка с помощью оперативных материалов сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем;
- наиболее полно и всесторонне реализовать принцип наглядности в обучении;
- создать лучшие условия для программирования и контроля;
- осуществлять обучение с учётом индивидуальных возможностей каждого учащегося;
- обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
- выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.
- максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
- пополнять словарный запас учащихся лексикой современных иностранных языков [5].
Таким образом, можно отметить, что овладение иностранным языком невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, литературу и т. д. При этом различные службы и сервисы сети Интернет способствуют развитию умения общаться и без личного присутствия участников общения. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя её пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока. Никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Только учитель своим профессионализмом сможет создать на уроке с одной стороны максимально эффективную обстановку в плане освоения иностранного языка, а с другой -психологически комфортную. Тем самым по прежнему главной и ведущей фигурой на уроке остаётся учитель, и использование возможностей Интернета необходимо рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие. И.В. Роберт, А.А. Кузнецов и др. Москва, 2008.
2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранный язык в школе. 2001; 2: 3.
3. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. Электронный научный журнал. 2010. Available at: http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
4. Нигай Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка. Педагогическое мастерство: материалы III международной конференции. Москва, 2013: 117 - 119.
5. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка. Иностранные языки в школе. 2010; 4: 54 - 59.
6. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2002; 3: 33 - 41. References
1. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. I.V. Robert, A.A. Kuznecov i dr. Moskva, 2008.
2. Polat E.S. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannyjyazyk vshkole. 2001; 2: 3.
3. Al'breht K.N. Ispol'zovanie IKT na urokah anglijskogo yazyka. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii vpedagogicheskom obrazovanii. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2010. Available at: http://journal.kuzspa.ru/articles/45/
4. Nigaj L.S. Ispol'zovanie IKT dlya formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti na urokah anglijskogo yazyka. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy III mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2013: 117 - 119.
5. Koptyug N.M. Internet-uroki kak vspomogatel'nyj material dlya uchitelya anglijskogo yazyka. Inostrannye yazyki vshkole. 2010; 4: 54 - 59.
6. Vladimirova L.P. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2002; 3: 33 - 41.
Статья поступила в редакцию 17.04.16