УДК 371
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Teaching of Foreign languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru Gasanova Sh. S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language Department, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru
Idrissova P.G., assisting teaching, Department of Early Teaching of Foreign languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru
DIDACTIC POTENTIAL OF MODERN MEANS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO YOUNGER STUDENTS. The article examines the didactic potential of modern means of teaching foreign languages to younger students. The authors show the possibility of using the Internet in teaching a foreign language to primary school pupils, using multimedia presentations. The article reveals a group of skills that teachers needed to effectively use ICT at foreign language classes. The authors provide examples of topics, in which a variety of ICTs can be used. The paper gives a list of sites on the Internet, where teachers can find interesting didactic material. In conclusion, the authors highlight the benefits and opportunities of ICT in the process of teaching foreign languages to primary school children. The authors define that ICT in a primary school the foreign language teaching contributes to enhancement of the intensity of a lesson, to motivation of students, to monitoring their achievements in the learning process of a foreign language.
Key words: teaching foreign languages to younger pupils, modern training facilities, information and communication technologies.
П.Д. Абдурахманова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. раннего обучения иностранным языкам и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru
Ш.С. Гасанова, канд. пед. наук, доц. каф. английского языка, Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: fnkdgpu@mail.ru
П.Г. Идрисова, ассистент каф. раннего обучения иностранным языкам и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В статье рассматривается дидактический потенциал современных средств обучения иностранным языкам учащихся младших классов. Авторы показывают возможности использования Интернет при обучении иностранному языку учащихся начальных классов, использование мультимедийных презентаций. В статье раскрыты группы умений учителя, необходимых для эффективного использования ИКТ на уроке иностранного языка. Авторы приводят конкретные примеры тем, в которых можно использовать разнообразные ИКТ, перечень сайтов в системе Интернет, их которых можно получить интересный дидактический материал. В заключении авторы выделят преимущества и возможности ИКТ в процессе обучения младших школьников иностранным языкам. Авторы делают вывод о том, что использование ИКТ при обучении младших школьников иностранному языку способствует: усилению интенсивности урока; повышению мотивации учащихся; мониторингу их достижений в процессе освоения иностранного языка.
Ключевые слова: обучение младших школьников иностранным языкам; современные средства обучения; информационные и коммуникационные технологии.
Средства информационных и коммуникационных технологий в системе образования. Одна из важных целей современной методики обучения иностранным языкам - создание искусственной иноязычной среды. Для достижения этой цели активно используются технические средства обучения.
Следует отметить, что современный этап обучения иностранному языку характеризуется переходом к обучению с активным использованием информационных и коммуникационных технологий - ИКТ.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) -это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [1].
Как отмечают исследователи [2; 3], достоинства использования ИКТ можно свести к двум основным группам: 1 группа -технические достоинства; 2 группа - дидактически достоинства.
Техническими достоинствами являются: оперативность, быстрота, маневренность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства ИКТ: создание эффекта присутствия; создание у учащихся ощущения реальности событий; формирования интереса, желания узнать и увидеть больше.
Тем самым создаются условия к созданию искусственной иноязычной среды.
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
1. Работа с ресурсами Интернет для использования их в дидактических целях на уроках иностранного языка.
2. Создание презентаций к урокам.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
В целом дидактические возможности ИКТ при обучении иностранным языкам младших школьников сводятся к следующему:
• создание и подготовка специальных дидактических материалов, облегчающих запоминание младшими школьниками информации (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
• создание системы мониторинга по отслеживанию результатов освоения учащимися иностранного языка;
• создание текстовых работ;
• обобщение методического опыта и т. д.
Тем самым применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.
Учителю, применяющего ИКТ в учебном процессе необходимо освоить на высоком уровне ряд умения (табл. 1)
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: Дидактический потенциал ИКТ может быть использован на разных этапах урока.
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, рисунки, видеофрагменты.)
4. Для контроля учащихся.
При этом задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, т. е. акти-
Таблица 1
Основные группы умений учителя иностранного языка для успешного использования ИКТ в обучении иностранному языку младших школьников
№ Группа умений Их содержание
1. технические умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения
2. методические умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников
3. технологические умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе
4. Психолого-педагогические Умения, связанные с использованием необходимых приёмов и методов, способствующих наиболее эффективному усвоению младшими школьниками иностранного языка
визировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: обучение диалогической и монологической речи; изучение лексики; отработку произношения; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Огромные возможности в обучении иностранному языку имеют Интернет-ресурсы. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т. д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлечённые в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, младшие школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Первостепенное значение придаётся пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Тем самым внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Рассмотрим, как учитель иностранного языка может использовать дидактические возможности информационных технологий при подготовке к уроку. Одним из самых простых способов являются мультимедийные презентации, являющиеся удобным и эффектным способом представления информации с помощью компьютерных программ. Эффективность мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку заключается в том, что в мультимедийных презентациях можно сочетать динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. При этом одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном обучении. В подготовленной мультимедийной презентации учитель выделяет наиболее значимые элементы при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка портретов, электронных карт, схем, та-
блиц, фотографий, анимаций и т. д. Это усиливает визуальное воздействие на учащихся. Презентация так же даёт возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентации имеют высокий дидактический эффект при использовании при анонсирования новой темы и при первом предъявлении материала. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются те презентации, в которых после объяснения материала вставлены упражнения на закрепление, которые учащиеся выполняют коллективно прямо с экрана. С учётом того, что учащиеся начальной школы изучают информатику со второго класса, сделать презентацию на английском языке на различные темы, составить мини - проекты не представляется для них невыполнимым заданием. Например, очень интересные презентации получаются на темы «Мой домашний питомец», «Моя школа», «Дом, милый дом», «Моя замечательная семья» [4].
Как показывает практика, наиболее продвинутые учителя иностранного языка эффективно проводят групповую и индивидуальную работу с детьми, используя такие обучающие программы с игровыми элементами как "ЕигоТа1к", "LeamtoSpeakEngNsh", "ТеНМеМоге", «Профессор Хиггинс» и другие. Даже фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к процессу изучения иностранного языка. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на английском языке, адаптировать ее в соответствии с уровнем восприятия учащимся, а использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Большой дидактический эффект данных программ имеет при грамотном использовании их при изучении тем: "Числительные", "Цвета радуги", "Магазины и покупки", «Внешность». [5] В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. У них практически отсутствует «боязнь ошибки». Использование таких программ на уроках английского языка исключает такую возможность: компьютер не ругает ребёнка за неудачу и не проявляет негативных эмоций, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребёнка и стимулируя мотивацию изучения английского языка. При работе с мультимедийными программами можно применять фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что эффективное использование дидактических возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
• активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников в процессе освоения иностранного языка,
• повышению мотивации к освоению иностранного языка,
• повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
• развитию наглядно-образного, информационного мышления,
• развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
• повышению активности и инициативности младших школьников на уроке иностранного языка,
• снятие языковых барьеров им повышению уровня комфортности освоения иностранного языка.
Библиографический список
1. Ильясов И.О., Абдурахманова П.Д., Муртузалиева З.М. Подходы к обучению грамматической категории падежа имени существительного английского языка в многонациональных классах с преобладанием учащихся даргинцев. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57).
2. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. Москва, 2007.
3. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.
4. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
5. Савченко Л.И. Использование ИКТ при обучении английскому языку в начальной школе как средство повышения качества обучения. Available at: http://school22.ru/index.php/-qmeridianq/390-20l2
References
1. Il'yasov I.O., Abdurahmanova P.D., Murtuzalieva Z.M. Podhody k obucheniyu grammaticheskoj kategorii padezha imeni suschestvitel'nogo anglijskogo yazyka v mnogonacional'nyh klassah s preobladaniem uchaschihsya dargincev. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57).
2. Doncov D. Anglijskij na komp'yutere. Izuchaem, perevodim, govorim. Moskva, 2007.
3. Nelunova E.D. K probleme komp'yuterizacii obucheniya inostrannym yazykam. Yakutsk, 2004.
4. Nelunova E.D. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obucheniiinostrannomu yazyku v shkole. Yakutsk, 2006.
5. Savchenko L.I. Ispol'zovanie IKT pri obuchenii anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole kak sredstvo povysheniya kachestva obucheniya. Available at: http://school22.ru/index.php/-qmeridianq/390-2012
Статья поступила в редакцию 17.04.16
УДК 373.24
Baygulova N.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia),
Е-mail: natali_vasb@sibmail.com
Chepurnaya O.V., kindergarten teacher№8 (Tomsk, Russia), Е-mail: chwlad@sibmail.com
EDUCATIONAL PROJECT RESULTS FOR COHERENT SPEEH BY MNEMONICS. The article substantiates the idea that work on the development of coherent speech of the senior preschool children most effectively is carried out when technological methods of mnemonics and visual simulation are used. The authors give a generalized description of the definitions of mnemonics, based on the fact that the mnemonics is a system of internal writing, allowing consistently record information in the brain, transformed into a combination of visual images. This definition more accurately reflects the current understanding of mnemonics. The article reveals features of this technique and interpretation of the concept of mnemonics by researchers. For the development of coherent speech of children with the help of mnemonics, improving speech activity of children was developed by a project "Development of coherent speech using mnemonics", which was implemented in 2016 on the basis of Kindergarten №8 in Tomsk. The participants were 28 students of the senior preschool group, their parents and teacher. The practical significance of the project is that the children learn to make their own stories, puzzles, using mnemonic tables. The prospect of the project was to increase the level of voluntary memory, attention, children, coherent speech development; expanding knowledge about the world; increasing interest in the compilation of tales and riddles; expressive reading of poems. During the project there were difficulties that modern children are oversaturated with information necessary for education. Recently there has been a catastrophic gap between the rapid growth of high technology and old "absorbency" of information by the human brain. Mnemonics greatly enhance learning all disciplines and will provide an opportunity to keep up with technological advances.
Key words: connected speech, language development, reception, mnemonics, mnemonic tables, mnemonic chain technology, memorization.
Н.В. Байгулова, канд. пед. наук, доц. каф. общей педагогики и психологии, Томский государственный педагогический
университет, г. Томск, E-mail: natali_vasb@sibmail.com
О.В. Чепурная, воспитатель детского сада № 8, г. Томск E-mail: chwlad@sibmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ
В статье обосновывается идея о том, что работу над развитием связной речи старших дошкольников наиболее эффективно проводить с использованием технологических приёмов мнемотехники и наглядного моделирования. Авторы дают обобщённую характеристику определений мнемотехники, основываясь на том, что мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Данное определение наиболее точно отображает современное понимание мнемотехники. В статье рассматриваются отличительные особенности данной технологии, трактовки понятия мнемотехника исследователями данного феномена. Для развития связной речи детей с помощью мнемотехники, повышения уровня речевой активности детей был разработан проект «Развитие связной речи с помощью мнемотехники», который реализовывался в 2016 году на базе детского сада №8, г. Томск. Участниками стали 28 воспитанников старшей дошкольной группы, их родители, воспитатель. Практическая значимость реализации проекта состояла в том, что дети научились самостоятельно составлять сказки, загадки, используя собственные мнемотаблицы. Перспективность проекта заключалась в повышении уровня произвольной памяти, внимания детей, развития связной речи; расширении кругозора; повышении интереса к составлению сказок и загадок; выразительном чтении стихов.
В ходе реализации проекта возникли трудности, связанные с тем, что современные дети перенасыщены информацией. Необходимо, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, развивающим. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека. Мнемотехника значительно повысит обучаемость любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса.
Ключевые слова: связная речь, развитие речи, приём, мнемотехника, мнемотаблица, мнемоцепочка, технология, запоминание.
Связная речь - это последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определёнными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связ-
ная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей до