Научная статья на тему 'Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников'

Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4335
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN LANGUAGE / YOUNGER STUDENTS / MOTIVATION / MEANS / FORMS / METHODS OF LEARNING / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ / ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абулайсова Н. А., Абдурахманова П. Д., Магомедова У. А.

В статье рассмотрены разнообразные средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников. Успешному началу обучения иностранному языку способствует создание у обучаемых высокой мотивации к изучению иностранных языков. Отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Авторы пришли к выводу о том, что формировать положительную мотивацию при изучении иностранного языка необходимо комплексно. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место способ использования различных средств, форм и методов работы с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with a variety of means to increase motivation to learn a foreign language in primary school children. Successful start of learning a foreign language contributes to the creation of students' high motivation to learn foreign languages. The attitude of students to the subject depends largely on how interesting and emotionally the teacher conducts lessons. The authors came to the conclusion that it is necessary to form a positive motivation in the study of a foreign language in a complex. The organization of the educational process in primary school, first of all, should contribute to the activation of the cognitive sphere of students, the successful assimilation of educational material and contribute to the mental development of the child. When planning a lesson in primary school, the teacher must carefully consider the purpose, place a way to use various means, forms and methods of working with students.

Текст научной работы на тему «Средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников»

- мотивационный компонент, характеризующийся степенью мотиваци-онных побуждений, которые влияют на отношение к познавательной и учебной деятельности, достижениям и успеху.

Представим характеристику каждого компонента системы. Когнитивный компонент профессионально-этического развития характеризуется совокупностью знаний и компетенций, позволяющих искать, работать, переводить в нужный формат и хранить информацию, работать с базами данных; теоретико-технологической подготовкой.

Деятельностный компонент характеризуется информационным взаимодействием: степенью включенности в информационное пространство, культурой обращения с информацией, способностью осваивать возможности и принципы работы мультимедийных и технических устройств, средств информационных и телекоммуникационных технологий, выявлять и прогнозировать технологические этапы по переработке информационных потоков и т. д.

Мотивационный компонент влияет на изменение качественной характеристики жизнедеятельности человека в области познавательной деятельности (интенсивность обращения к источнику информации, получения, передачи, хранения и использования информации, реализация своих креативных способностей).

Мы выделили дидактические средства технологического сопровождения преподавателя в виде мультимедийных, телекоммуникационных технологий. Мультимедийные средства, отличающиеся возможностью применить компьютер для работы с визуальной и звуковой информацией в образовательном процессе, данная технология позволяет использовать тексты, звук, графику, видео для создания продуктов учебной деятельности, предъявляемой преподавателю в виде, например, презентации для сообщения на семинаре, доклада, защиты дипломного проекта и т. д.

Телекоммуникационные средства также обладают ярким потенциалом в выстраивании образовательного процесса с использованием медиасредств, они развивают многие стороны личности - коммуникативную, креативную, эстетическую сферы, способствуют развитию познавательной активности, творческого потенциала, а также - информационную активность человека.

Технология Really Simple Syndication (RSS), позволяющая собирать, обрабатывать и представлять информацию тем пользователям, которые выразили желание узнавать последние новости по какой-то конкретной теме. Технология RSS обладает широким информационным полем (веб-сайты различных СМИ, телеканалов, информационных агентств и т. д.), что существенно расширяет информационное пространство.

Блоги - еще одно средство медиаобразования, которое может применяться в образовательном процессе. Блог (происходит от английского слова blog -сетевой журнал событий), по сути блог представляет собой web-сайт с регулярно обновляемым содержанием в виде текстов, изображений или звуковых файлов. Человек, ведущий данный блог, называется блогером (от английского blogger). Основное отличие блогов от просто дневников, с которыми их часто сравнивают в том, что они публичны и представляют собой некое место для самовыражения любого человека в Интернет-пространстве. Создать свой блог можно бесплатно на специальных сайтах, например, LiveJournal, Blogger, Word Press, iWeb и др.

Социальные сети - феномен нашего общества, набирающий все большую распространенность и важность для человека. Сегодня трудно себе представить

Библиографический список

человека средних лет, кто бы ни состоял в какой-либо социальной сети. Социальные сети (например, Вконтакте, Одноклассники, МойМир, Twitter, Instagram, Facebook, Google+, Dudu и т. д.) являются как бы посредником между людьми, чаще даже незнакомыми лично и находящимися на удаленном расстоянии друг от друга. Социальная сеть может объединять людей по самым разнообразным признакам: возрастным, профессиональным, религиозным, по интересам и т. д.

В последнее время стал употребляться термин «социальные медиа», объединивший в себе блоги, социальные сети, виртуальные сообщества и игры, геосоциальные сервисы, интернет-сообщества, различные переводчики и др., которые позволяют пользователям общаться, знакомиться, играть, собирать информацию, узнавать курсы валют, перечислять денежные средства, переводить на иностранные языки и т. д. Таким образом, социальные медиа используются не только ради развлечения, но и для деловой и образовательной деятельности.

Еще одним средством дидактического сопровождения медиаобразования является технология видеоконференцсвязи (ВКС), которая, по сути, является телекоммуникационной технологией интерактивного общения 2-х и более удаленных пользователей. Организуется «живой» сеанс видеосвязи между заинтересованными людьми, находящимися друг от друга на больших расстояниях, сеанс видеосвязи может включать не только обычную речь, но и обмен визуальной, текстовой, видео информацией здесь и сейчас, в режиме реального времени. Образовательное событие (конференция, семинар, выступление, вебинар, интервью и т. д.) учитывает образовательные потребности участвующих в нем, а также не ограничено по количеству людей.

Проведенный анализ информационных ресурсов, существующих сегодня в мире, показал, что, используя современные сетевые технологии, открывается доступ ко многим виртуальным или открытым учебным заведениям многих развитых стран, например, к открытому университету Великобритании, к Всемирной сетевой академии, к Всемирному лекционному залу и т. д. К примеру, во Всемирной сетевой академии можно найти информацию по более чем 20 областям науки, куда входят программы, курсы, учебники и пособия, презентации и материалы на разных языках.

К достоинствам применения этих технологий и форм обучения относятся:

- открытый доступ к различный ресурсам и информации, высокая интерактивность обучения;

- возможность создания собственного образовательного продукта, развитие креативных способностей;

- доступность для субъектов образования проектирования и использования учебных курсов (модулей);

- использование возможностей самостоятельной работы;

- индивидуализация образовательного процесса, возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута;

- удаленная организация образовательного процесса;

- целесообразная распределенность учебного материала, презентаций, роликов, контрольных заданий и т. д.

Таким образом, нами представлена дидактическая система технологического сопровождения профессионально-этического развития преподавателя высшей школы в процессе их непрерывного образования.

1. Садовский В.Н. Основания общей теории системы. Логико-методологический анализ. Москва, 1974: 77 - 106.

2. Кривых С.В., Павлова О.В., Тюлина О.А. Высшее профессиональное образование в условиях реализации ФГОС: монография. Под редакцией С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Экспресс, 2013.

3. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики: монография. Санкт-Петербург 2000.

4. Олифер В.Г Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. Санкт-Петербург: Питер, 2002. References

1. Sadovskij V.N. Osnovaniya obschej teoriisistemy. Logiko-metodologicheskijanaliz. Moskva, 1974: 77 - 106.

2. Krivyh S.V., Pavlova O.V., Tyulina O.A. Vysshee professional'noe obrazovanie v usloviyah realizacii FGOS: monografiya. Pod redakciej S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2013.

3. Bogoslovskij V.I. Nauchnoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom universitete: metodologicheskie harakieristiki: monografiya. Sankt-Peterburg, 2000.

4. Olifer V.G, Olifer N.A. Setevye operacionnye sistemy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

Статья поступила в редакцию 01.04.19

УДК 371

Abulajsova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: fnkdgpu@mail.ru

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Philology, Head of Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

Magomedova U.A., Cand. of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: passikhat05@mail.ru

MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL. The article deals with a variety of means to increase motivation to learn a foreign language in primary school children. Successful start of learning a foreign language contributes to the creation of students' high motivation to learn foreign languages. The attitude of students to the subject depends largely on how interesting and emotionally the teacher conducts lessons. The authors

came to the conclusion that it is necessary to form a positive motivation in the study of a foreign language in a complex. The organization of the educational process in primary school, first of all, should contribute to the activation of the cognitive sphere of students, the successful assimilation of educational material and contribute to the mental development of the child. When planning a lesson in primary school, the teacher must carefully consider the purpose, place a way to use various means, forms and methods of working with students.

Key word: foreign language, younger students, motivation, means, forms, methods of learning.

Н.А. Абулайсова, канд. фил. наук, доц. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

ПД. Абдурахманова, д-р филол. наук, зав. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

У.А. Магомедова, канд. филол. наук, проф. каф. иностранных языков и методики их преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: passikhat05@mail.ru

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены разнообразные средства повышения мотивации к изучению иностранного языка у младших школьников. Успешному началу обучения иностранному языку способствует создание у обучаемых высокой мотивации к изучению иностранных языков. Отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Авторы пришли к выводу о том, что формировать положительную мотивацию при изучении иностранного языка необходимо комплексно. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место способ использования различных средств, форм и методов работы с учащимися.

Ключевые слова: иностранный язык, младшие школьники, мотивация обучения, средства, формы, приёмы обучения.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, т. к. это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит жажда познания, неудержимое стремление познать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью справляется с трудностями.

Специфика предмета «Иностранный язык» требует от обучающихся напряжённой умственной деятельности, внимания, способности осмысливать абстрактные понятия, умение делать обобщения. Не всем учащимся иностранный язык дается легко, что вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к дальнейшему изучению языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей высокое качество знаний, усвоение необходимых умений и навыков. Перед учителем стоит нелегкая задача в повышении интереса обучающихся к предмету [1 - 3].

Особую важность имеет вопрос о мотивации, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются с младшего школьного возраста. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования [4].

Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разделить на следующие группы (табл. 1):

Таблица 1

Основные виды мотивов в учебной деятельности

№ Виды мотивов Их проявления

1) учебно-познавательные интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и другое

2) перспективно-побуждающие чувство долга, ответственности

3) непосредственно-побуж- Занимательность, яркость, новизна, страх пе-

дающие ред наказанием и другое

В педагогике понятие «мотивация» трактуется по-разному. Одни учёные трактуют как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения» [5, с. 81].

Другие, рассматривают мотивацию как «процесс действия мотивов, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания» [6, с. 93].

Б.М. Мухамеджанова считает мотивацией комплекс условий или методов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его деятельность в нужную сторону, регулирующих интенсивность обучения, побуждающих проявлять добросовестность, старательность в достижении поставленных целей [3].

Положительная учебная мотивация - это совокупность мотивов, которые связаны с удовлетворением познавательного интереса. Поэтому формировать мотивацию - это значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учаще-

гося в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика [6].

На основе анализа литературы, опыта коллег, можно выделить пять типов мотивации изучения иностранного языка (табл. 2):

Таблица 2

Основные виды мотивации изучения иностранного языка

№ Вид мотивации Её содержание и выполняемые функции

1. Целевая мотивация хорошо усваивается то, что необходимо для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется;

2. Страноведческая мотивация язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны, при этом в нем находят отражения нравы и обычаи страны, что имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка;

3. мотивация успеха Когда изучение иностранного языка даётся легко или когда учащийся видит результаты своих усилий, то язык начинают изучать с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности;

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие

5. Инструментальная мотивация 1. учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ [8;95]. Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учится с радостью, а другой — с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение проблемы мотивации учения школьника.

Многочисленные исследования показывают, что для стимулирования познавательной активности учащихся, наиболее благоприятны и эффективны следующие

средства обучения и формы работы:

- дидактические игры и упражнения;

- индивидуальные творческие задания;

- творческие работы учащихся по разным предметам;

- внеклассные мероприятия по предметам;

- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.) и др.

Как показывают наши наблюдения, учащихся, особенно младших классов и среднего звена, привлекает в изучении иностранного языка что-то необычное -проникновение в новый незнакомый мир. При этом очень привлекательной для ребят является возможность перевоплощения в процессе говорения на иностранном языке.

Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся.

Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков обучающихся, на уроках следует применять различные приемы, направленные на активизацию мышления учащихся и повышению их познавательного интереса. В совокупности это увеличивает учебную мотивацию.

Рассмотрим ряд таких приёмов подробнее.

Прием «Образы» способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому придается особое внимание - это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот приём универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики [5, с. 27].

Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы.

Наибольший интерес у обучающихся вызывают коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением. Дети лучше запоминают слова, если приходиться употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приемы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию.

Поддержание высокого уровня учебной мотивации возможно только при развитии у школьников интереса к изучаемому предмету, к особенностям иностранного языка, что можно обеспечить использованием на уроках английского языка элементов инновационных педагогических технологий и нетрадиционных методов и приемов обучения (игровые ситуации общения на английском языке, компьютерные программы, интерактивная доска, Интернет-ресурсы, дидактические игры на английском языке).

Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.

Информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Для эффективного применения инфокоммуникативных технологий педагогу необходимо овладеть рядом умений:

- техническими - умениями, необходимыми для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;

- методическими - умениями, необходимыми для грамотного обучения младших школьников;

Библиографический список

- технологическими - умениями, необходимыми для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе [6].

Использование новых ИКТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:

- осуществляется дифференцированный подход при обучении иностранному языку;

- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

- у учащихся повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

- у учащихся развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- облегчается процесс контроля и оценки знаний и т. д. [6].

Информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.

Интерактивную доску SMART-Board можно использовать на всех этапах урока английского языка в соответствии с его целями и задачами. И прежде всего не как средство наглядности, а как средство для отработки необходимых умений и навыков. Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения [4, с. 34].

Использование на уроках SMART-Board помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения, созданные в программе SMART-Board и импортированные из Word помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения. Интерактивная доска дает хорошую возможность для формирования лексических навыков по различным темам. Необходимо только заранее разработать схемы, подобрать видео- файлы, которые смогут лучше иллюстрировать материал. Использование интерактивной доски помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя.

Роль различных фонетических, грамматических, лексических и орфографических игр на уроках английского языка велика. Они стимулируют детей учиться и в то же время приносят на уроки радостные моменты. Английский язык для детей не кажется непосильным и утомительным, а наоборот дети получают удовольствие от этого предмета.

Таким образом, формировать положительную мотивацию при изучении иностранного языка необходимо комплексно. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребёнка. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место способ использования различных средств, форм и методов работы с учащимися.

1. Апретова И.С. Повышение мотивации при обучении иностранному языку. Available at: https://infourok.ru

2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1996.

3. Мухамеджанова Б.М. Мотивация на уроках английского языка. Методика обучения иностранному языку. 2011: 47 - 62.

4. Молдабергенова А.Ж. Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка. Методика обучения иностранному языку. 2012; 5: 33 - 38.

5. Короткова З.А. Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе. Иностранные языки в школе. 2008; 6: 16 - 21.

6. Кондик Л.А. Формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка у младших школьников при использовании ИКТ. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiB8/534623/

References

1. Apretova I.S. Povyshenie motivacii pri obuchenii inostrannomu yazyku. Available at: https://infourok.ru

2. Markova A.K. Formirovanie motivaciiucheniya: Kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1996.

3. Muhamedzhanova B.M. Motivaciya na urokah anglijskogo yazyka. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku. 2011: 47 - 62.

4. Moldabergenova A.Zh. Ispol'zovanie sovremennyh innovacionnyh tehnologij na urokah inostrannogo yazyka. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku. 2012; 5: 33 - 38.

5. Korotkova Z.A. Proektnaya deyatel'nost na urokah anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Inostrannye yazyki v shkole. 2008; 6: 16 - 21.

6. Kondik L.A. Formirovanie polozhitel'nyh motivov k izucheniyu inostrannogo yazyka u mladshih shkol'nikov pri ispol'zovanii IKT. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiB8/534623/

Статья поступила в редакцию 09.04.19

УДК 371

Bugoslavskaya A.V., Institute of Pedagogical Education and Management, branch of Crimean Federal V.l. Vernadsky University (Armyansk, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC APPROACHES TO DEFINITION OF LEVEL OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article is dedicated to the study of a problem of determining the levels of professional and personal formation of future psychologists in the process of their professional training in higher education. The paper analyzes the theoretical aspects of the study of the processes of development of pedagogical phenomena and education, the main scientific approaches to determining the levels and stages of professional development of future specialists in the field of psychology. The authors conclude that in the context of the first stage (adaptation) there is a low level of professional development, but by the end of this stage, according to the researchers, the level analyzed by us should grow from reproductive to adaptive. At the stage of professionalization, according to researchers, in the use of the proper educational impact of future psychologists should be fixed sufficient level of professional and personal development. Within this stage there is a transformation of this level from adaptation to heuristic. At the stage of development of professional skill should be achieved a high level of professional and personal development of the individual specialist in the field of psychological activity. In the context of this stage, there is a transition from a heuristic level of professionalism to creative.

Key words: formation, future psychologists, level of professional and personal formation, criteria, indicators, efficiency, stages of professional development, pedagogical diagnostics.

А.В. Бугославская, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Армянск, E-mail: viza_1986@ukr.net

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена изучению проблемы определения уровней профессионально-личностного становления будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе проанализированы теоретические аспекты изучения процессов развития педагогических явлений и образования, рассмотрены основные научные подходы к определению уровней и этапов профессионального становления будущих специалистов в области психологии. Авторы делают вывод о том, что в контексте первого этапа (адаптация) прослеживается низкий уровень профессионально становления, однако к завершению данного этапа, по мнению исследователей, анализируемый нами уровень должен расти от репродуктивного к адаптивному. На этапе профессионализации, по мнению исследователей, при реализации должного образовательного воздействия у будущих психологов должен фиксироваться достаточный уровень профессионально-личностного становления. В рамках данного этапа происходит трансформация данного уровня от адаптационного к эвристическому. На этапе развития профессионального мастерства должен достигаться высокий уровень профессионально-личностного становления личности специалиста в области психологической деятельности. В контексте данного этапа происходит переход от эвристического уровня профессионализма к креативному.

Ключевые слова: становление, будущие психологи, уровень профессионально-личностного становления, критерии, показатели, эффективность, этапы профессионального развития, педагогическая диагностика.

Профессия психолога - одна из наиболее популярных в современном мире. Большинство определений профессии содержит пять основных характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность требует специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определённого рода профессиональному поведению, как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус как в смысле организации, так и в общественном смысле, приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

В современном мире поле профессиональной деятельности специалистов по психологии расширяется, повышаются требования к их личностным и профессиональным качествам, трансформируются условия, в которых происходит работа психолога. Все это требует пересмотра подходов к организации профессиональной деятельности психологов, концептуальных изменений в подготовке будущих психологов.

Современному обществу нужен не просто дипломированный специалист-психолог, а специалист, способный не только умело, гибко применять приобретенные знания и умения в современной практике психологической помощи, но и самостоятельно выстраивать подходы к организации психологической помощи определению уровня профессионально-личностного становления будущих психологов.

В системе профессиональной подготовки будущих психологов одним из путей её совершенствования является развитие у студентов способности к рефлексии. Практика преподавания в высших учебных заведениях показывает, что этому не уделяется достаточного внимания. Подготовка будущих психологов должна быть направлена, в конечном счете, на развитие и совершенствование способности студента к самоанализу, самооценке учебно-профессиональной деятельности, своей будущей профессиональной деятельности.

Решение проблемы определения уровней профессионально-личностного становления будущих психологов требует анализа теоретических аспектов самого концепта «уровень» и уточнения его взаимосвязей с другими педагогическими категориями и явлениями.

В педагогической науке «уровень» рассматривается в значении степени, величины развития определенного педагогического явления, факта его дифференцирования или классифицирования [1 - 5].

Понятие уровня, в частности в контексте педагогической диагностики, тесно связано с феноменом эффективности. По мнению З.А. Мендубаевой, «эффективность характеризует отношение между уровнями некоторой деятельности по степени приближения к конечной цели. С этой позиции эффективность можно считать и мерой деятельности [6, с. 296].

В большинстве случаев для определения уровня педагогической эффективности применяются два вида показателей: для обучаемых и для педагога [7].

Т. В. Куприянчик в данном контексте подчеркивает, что, помимо критериев и показателей, тот или иной уровень развития личности обусловливают внутренние и внешние условия [5].

В данном исследовании мы, основываясь на мнении З.А. Мендубаевой, понятие «критерий» будем понимать как идеальный образец, выражающий высший, самый совершенный уровень изучаемого явления [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.