Научная статья на тему 'Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку'

Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET / PRESENTATION MATERIAL / FOREIGN LANGUAGE / TRAINING PROGRAMS / EDUCATIONAL MATERIAL / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МЕТОД CASE STUDY / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОД / ДИСКУССИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МЫСЛЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / МОЗГОВАЯ АТАКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова З. М., Абдурахманова П. Д.

Метод case study играет исключительно важную роль во всем учебном процессе, в частности, при обучении иностранным языкам. Внедрение кейс-технологий в учебную программу позволяет повысить эффективность преподносимой учителем информации, сделать занятия более интерактивными и, что не менее важно, более увлекательными для учеников. В статье дается характеристика понятию «кейс-технологии», а также обсуждаются исторические и современные особенности их реализации за рубежом. Автор подробно рассматривает варианты применения данного метода в наших реалиях, констатирует положительные и отрицательные стороны данной методики. Кроме этого, в статье приводится классификационная парадигма кейс-технологий по критериям их размеров и структуре. Также обсуждаются существующие методы применения кейсов на коллективных занятиях. В заключении предлагаются примеры содержания кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE USE OF COMPUTER LEARNING PROGRAMS AND VIDEO MATERIALS IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS ENGLISH LANGUAGE

The use of opportunities provided by information and communication technologies in working with students allows to achieve better results, as well as cause students greater interest in the study of the material. The most important aspect is the addition of the lecture part visualizing its multimedia presentation support. The use of specialized computer programs in the study of foreign languages contributes to better assimilation of the material. The article describes the main forms and stages of work with training computer programs in foreign language lessons, describes the most popular and useful programs, courses and textbooks. In addition, the article discusses the didactic possibilities and difficulties in working with video materials in English lessons.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности метода case study в процессе обучения школьников английскому языку»

а-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений (табл. 1).

Дальнейшее развитие рынка дистанционного образования приведет к созданию нового подхода к построению учебных систем. Их главной задачей должна стать адаптация к сложившемуся образу жизни людей и создание среды неразрывного образования на основе управления временем. В новых условиях меняется и роль преподавателя. Его главным умением становится способность разрабатывать и использовать открытые методики обучения [2].

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Рассмотрим новые информационные технологии в дистанционном обучении. В качестве основных типов информационных образовательных технологий можно выделить:

- технология электронной почты;

- компьютерные обучающие программы;

- компьютерный учебник;

- Web-технологии и другие [2].

Технология электронной почты используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Компьютерные обучающие программы бывают гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обучения в двух основных режимах информационно-справочном и контрольно-обучающем.

Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, сборника задач, правил, ситуаций для решения [3].

Web-технологии служат для разработки и доставки учебных курсов, ведёт к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-техно-логий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие: Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии. В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.

Каждая система обучения, в том числе и дистанционная, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет определенный набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения

Библиографический список

- кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями);

- TV-технологии, которые базируются на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;

- сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.

Тем самым коммуникационные технологии можно разделить на два типа -on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.

Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т. е., с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и др.). Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных работ, проверяемых «вручную» преподавателем.

Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае «разговор» происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на «частный» диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.

При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.

1. Информационные технологии дистанционного обучения. Available at: http://www.ict.edu.rU/ft/003625/1.html

2. Абдурахманова З.М. Информационные технологии в образовании: технология дистанционного обучения. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015757

3. Ларионова М.А. Использование информационных технологий и развитие компетенций в дистанционном обучении. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/ ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-razvitie-kompetentsiy-v-distantsionnom-obuchenii.pdf

References

1. Informacionnye tehnologii distancionnogo obucheniya. Available at: http://wwwict.edu.ru/ft/003625/lhtml

2. Abdurahmanova Z.M. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: tehnologiya distancionnogo obucheniya. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015757

3. Larionova M.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij i razvitie kompetencij v distancionnom obuchenii. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-razvitie-kompetentsiy-v-distantsionnom-obuchenii.pdf

Статья поступила в редакцию 05.12.18

УДК 372

Ramazanova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Philological Education, Dagestan Institute for Educational Development (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Learning of Foreign Languages and Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE USE OF COMPUTER LEARNING PROGRAMS AND VIDEO MATERIALS IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS ENGLISH LANGUAGE. The use of opportunities provided by information and communication technologies in working with students allows to achieve better results, as well as cause students greater interest in the study of the material. The most important aspect is the addition of the lecture part visualizing its multimedia

presentation support. The use of specialized computer programs in the study of foreign languages contributes to better assimilation of the material. The article describes the main forms and stages of work with training computer programs in foreign language lessons, describes the most popular and useful programs, courses and textbooks. In addition, the article discusses the didactic possibilities and difficulties in working with video materials in English lessons.

Key words: Internet, presentation material, foreign language, training programs, educational material, information and communication technologies.

З.М. Рамазанова, к.ф.н., доц. каф. филологического образования ДИРО (Дагестанский институт развития образования), г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ПД. Абдурахманоеа, д-р филол. наук, проф., зав. каф. Раннего обучения иностранным языкам и методикам, ФГБОУ ВПО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА CASE STUDY В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Метод case study играет исключительно важную роль во всем учебном процессе, в частности, при обучении иностранным языкам. Внедрение кейс-технологий в учебную программу позволяет повысить эффективность преподносимой учителем информации, сделать занятия более интерактивными и, что не менее важно, более увлекательными для учеников. В статье дается характеристика понятию «кейс-технологии», а также обсуждаются исторические и современные особенности их реализации за рубежом. Автор подробно рассматривает варианты применения данного метода в наших реалиях, констатирует положительные и отрицательные стороны данной методики. Кроме этого, в статье приводится классификационная парадигма кейс-технологий по критериям их размеров и структуре. Также обсуждаются существующие методы применения кейсов на коллективных занятиях. В заключении предлагаются примеры содержания кейсов.

Ключевые слова: метод case study, иностранные языки, метод, дискуссия, преподаватель, мысленное экспериментирование, мозговая атака.

Метод case study при изучении иностранных языков в последнее время получил высокую популярность. Понятие данного метода восходит к английскому термину case-study (от case - ситуация, случай) и предполагает обучение языкам посредством решения конкретных ситуационных задач через произведение активного проблемно-ситуационного анализа. Кейс-технологии, которые связаны с реализацией метода case-study, являются у нас в стране наиболее распространенными и детально разработанными. Непосредственная цель case study - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Эта технология наиболее эффективна при обучении иностранному языку учащихся классов специализированной школы, так как она позволяет развить практические навыки в области иностранного языка, «коммуникативную компетенцию», тем самым обеспечив необходимую подготовку к дальнейшему обучению в вузе.

Идея техники обучения по методу кейс-стади состоит в том, чтобы предложить обучающимся письменное описание конкретной социальной ситуации, задачи, чтобы те, в свою очередь, посредством анализа имеющейся информации предложили потенциальные способы ее решения.

При разработке и использовании тех или иных кейсов надо учитывать, что американские кейс-технологии имеют отличия от европейских стандартов. Прежде всего, американские кейс-технологии более объемны и составляют 20 - 25 текстовых страниц. В европейской традиции содержание кейсов в 1,5 - 2 раза короче и не предполагают единственного верного решения. Профессиональный учитель должен это учитывать и во время дискуссии поощрять расхождение позиций среди учащихся, стимулируя обсуждение. В то же время, учителю необходимо держать ситуацию под контролем и не допускать активных споров, стараться вовлекать в дискуссию каждого ученика.

Технология реализации case-studiеs заключается в следующем: разрабатывается модель конкретной жизненной (производственной) ситуации и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые школьникам нужно получить. Преподаватель при этом выступает в роли поддерживающего дискуссию, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы.

Положительные и отрицательные стороны применения кейс-технологий представлены в табл. 1.

Классификация кейсов

По структуре

- Структурированные кейсы (highly structured case). Это короткое и информативное представление ситуации с сопровождением конкретных цифр и данных;

- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Это материал с большим количеством данных, такие кейсы предназначаются для оценки стиля и ско-

рости мышления, умения дифференцировать перво- и второстепенную информацию и навыков работы в той или иной сфере;

- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность определить, наделен ли человек способностью мыслить креативно, как много нестандартных предложений он может сгенерировать за ограниченный отрезок времени. В случае группового решения следует обращать внимание на то, может ли он развивать и реализовывать на практике чужую мысль.

По размеру

- Полные кейсы (20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление;

- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию;

- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для анализа в аудиторной среде и чаще всего применяются в качестве иллюстративного материала к теории, предоставляемой на уроке.

Характерная специфика кейс-метода включает в себя следующие черты:

- описание реальной проблемной ситуации;

- альтернативность решения проблемной ситуации;

- единая цель и коллективная работа по выработке решения;

- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;

- эмоциональное напряжение учащихся.

Компиляция релевантного данному уроку материала и разработка ему соответствующего кейса является самой сложной задачей для учителя. Такие умения предполагают высокую эрудированность преподавателя, профессиональное мастерство в своей области, а также временные ресурсы. Прежде всего, учитель должен составить кейс таким образом, чтобы он отражал и иллюстрировал суть теоретического материала, а кроме этого, важно, чтобы кейс способствовал тому, чтобы обучающиеся овладели предполагаемыми навыками, умениями и знаниями. Классическая форма кейса - это письменное изложение ситуации, предполагающее детальное прочтение и коллективное обсуждение. Кейс-технологии, как правило, предопределяют то, что и каким образом будет обсуждаться во время занятия.

Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. В то же время они должны понимать, что предложенные

Таблица 1

Недостатки и достоинства Метод case study

Недостатки Достоинства

- повышенная трудоемкость - и в разработке и в процессе проведения; - необходимость сформированно-сти у преподавателя определенных умений и навыков реализации case study. - преодолевается серьезный недостаток традиционного обучения, связанный с безэмоциональной формой изложения материала, так как хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль; - направлен не только на получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

ими решения не единственные, и потому необходимо осуществлять поиск новых, дополнительных вариантов. Здесь очень важно, чтобы преподаватель помогал учащимся рассуждать и спорить, а не навязывал им свое мнение. Учащиеся должны с самого начала усвоить, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только комментирует последствия принятия необдуманных решений.

Основные функции преподавателя заключаются в том, что он должен направлять дискуссию с помощью релевантных проблемных вопросов, контролировать продолжительность работы, побуждать учащихся отказываться от поверхностного мышления, вовлекать всех членов группы в процесс обсуждения кейса.

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности.

Исключительно важное значение в case study имеет мысленное экспериментирование. Мысленное экспериментирование выполняет образовательную и воспитывающую функции, что проявляется в научении участников обсуждений видению и составлению цепочки причинно-следственных связей. Выражение «Представьте себе, что....» абсолютно незаменимо при использовании мысленного экспериментирования. Методы описания предполагают формирование некоторой системы фактов, которые характеризуют ситуацию. Поэтому учащийся вынужден разбирать своеобразную головоломку, отделяя важные моменты от второстепенных.

Обозначенная в кейсе проблема предполагает ряд решений; суть метода состоит в том, чтобы из потенциального перечня альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать максимально удачное и релевантное решение, а также разработать практикоориентированную модель его реализации.

Фактор дискуссии является определяющим в реализации кейс-методов. К дискуссии целесообразнее всего обращаться тогда, когда преподавателю известно о том, что обучаемые обладают существенным уровнем зрелости в обсуждаемом вопросе и самостоятельности мышления, способны аргументированно доказывать собственную позицию.

Метод моделирования выступает средством представления кейса как модели некоторой реальной ситуации, которая характерна для определенной сферы общества. Чем ближе эта модель к реальной ситуации, тем ценнее кейс.

Специфика работы преподавателя, реализующего кейс-технологии, состоит в том, что он не только находит максимально релевантное применение своим навыкам, но и также развивает их. Содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. В течение обучения преподаватель решает задачи обучения и развития учащихся.

Профессиональная деятельность преподавателя при реализации кейс-методов во время уроков состоит из двух фаз. Первая фаза - это сложная творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа.

Однако грамотно и качественно подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Помимо этого, любой эффективный кейс предполагает наличие соответствующего методического обеспечения, как для индивидуальной работы учащихся, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя, собственно, непосредственную работу преподавателя в классе, где он выступает с предисловием и заключительным сло-

Библиографический список

вом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой на уроке, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

При открытии дискуссии нужно помнить, что каждое занятие имеет свое начало и свой конец. Начало дискуссии - это, возможно, единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. И потому этим нужно воспользоваться наилучшим образом. Ведь от того, как начнется обсуждение, в большей степени будет зависеть общий тон, интерес и направленность всех последующих занятий.

Наличие в структуре кейс-метода конструктивных споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Огромная нагрузка возлагается на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, решать или, что лучше, не допускать серьезные конфликты, создавать атмосферу сотрудничества и конкуренции одновременно, и, в первую очередь, обеспечивать соблюдение личностных прав учащегося.

Примеры тематики кейсов:

- Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

- Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор»;

День из жизни обычной семьи.

1. Составить меню на 1 день (завтрак, обед, ужин).

2. Обсудить список продуктов, которые надо купить для приготовления блюд (с указанием количества продуктов и места, где это можно сделать).

3. Приготовить праздничное блюдо, чтобы отметить особое событие в семье. Указать ингредиенты и способ приготовления.

4. Вылечить 2 заболевших членов семьи народными средствами. При этом пациент должен указать симптомы.

- Расстройство желудка

- Простуда

- Тошнота и головокружение

- Ссадина на коленке

5. Собрать ребенка на отдых

- В лагерь на море

- В туристическую поездку по Англии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно резюмировать, что разработка и использование на практике метода кейс-технологий - это незаменимый компонент процесса обучения и деятельности преподавателя. Существует множество вариантов реализации данной технологии, и потому преподавателю необходимо учитывать все возможные факторы и составлять структурно и содержательно наиболее подходящие кейсы для тех или иных тем и коллективов. Но прежде всего, профессиональный учитель должен уметь грамотно подходить к организации учебного процесса как при использовании кейс-технологий, так и во все остальное время обучения: он должен вовлекать в дискуссию в равной степени каждого члена группы, поддерживать конкурентно-сотрудническую обстановку и не допускать развития серьезных конфликтов.

1. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Москва, 2010.

2. Шимутина Е. Кейс-технологии в учебном процессе. Народное образование. 2009; 2.

3. Тарлыкова И.Н. CASE STUDY на уроках английского языка https://multiurok.ru/files/case-study-na-urokakh-anghlNskogho-iazyka.html References

1. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnojteoriiitehnologiiinoyazychnogo obrazovaniya. Moskva, 2010.

2. Shimutina E. Kejs-tehnologii v uchebnom processe. Narodnoe obrazovanie. 2009; 2.

3. Tarlykova I.N. CASE STUDYna urokah anglijskogo yazyka https://multiurok.ru/files/case-study-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html

Статья поступила в редакцию 01.12.18

УДК 371

Ramazanova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Philological Education, Dagestan Institute for Educational Development (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Learning of Foreign Languages and Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE USE OF COMPUTER LEARNING PROGRAMS AND VIDEO MATERIALS IN TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE TO HIGH SCHOOL STUDENTS. The use of opportunities provided by information and communication technologies in working with students, allows to achieve better results, as well as cause students greater interest in the study of the material. The most important aspect is the addition of the lecture part visualizing its multimedia presentation support. The use of specialized computer programs in the study of foreign languages contributes to better assimilation of the material. The article describes the main forms and stages of work with training computer programs in foreign language lessons, describes the most popular and useful programs, courses and textbooks. In addition, the article discusses the didactic possibilities and difficulties in working with video materials in English lessons.

Key words: Internet, presentation material, foreign language, training programs, educational material, information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.