R.E. Porter, E.R. McDaniel (Eds.). Intercultural Communication: A Reader. Boston: Wadsworth Cengage Learning, 2009. P. 381-393.
8. Taggar S.V. Headscarves in the Headlines! What does this mean for educators? //
Multicultural Perspectives. 2006. № 8 (3). P. 3-10.
9. Wiseman R.L. Intercultural Communication Competence // W.B. Gudykunst (Ed.) Cross-Cultural and Intercultural Communication. Thousand Oaks: Sage, 2003. P. 191-208.
УДК 378.1
Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА
эффективные стратегии повышения качества профессионального туристского образования
Рассматриваются современные стратегии повышения качества профессионального образования в туристском вузе на примере проведения «языковой прививки». Показана эффективность внедрения такой стратегии в целях совершенствования иноязычной подготовки студентов.
Ключевые слова: качество профессионального туристского образования, эффективные стратегии, «языковая прививка», качество языковой подготовки.
The article reviews current strategies to improve the quality of professional education in tourism universities on the practice of language grafting. The effectiveness of implementation of such a strategy is shown in order to improve students'foreign language training.
Key words: quality of professional tourism education, effective strategies, «language grafting», quality of language training.
Поиск эффективных путей формирования конкурентоспособного имиджа России неразрывно связан с совершенствованием качества подготовки профессиональных кадров. В последние годы достаточно много внимания на самом высоком уровне уделяется качеству высшего профессионального образования в связи с реформированием всей системы российского образования, в частности с введением ФГОС и нового закона об образовании. Немаловажное значение имеют также экономические, политические и социо-
© Ефремцева Т.Н., 2014
культурные процессы, происходящие в глобальном масштабе.
Индустрия туризма, являясь одной из самых перспективных и быстро развивающихся областей в мировой экономике, требует постоянного мониторинга качества подготовки профессиональных кадров для работы в ней.
Необходимость совершенствования существующей системы профессионального туристского образования отмечается в недавно принятой Правительством Российской Федерации «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Для обеспечения качества ту-
ристского обслуживания необходимы меры, направленные на «приведение подготовки кадров в соответствие с современными требованиями работодателей; большую ориентацию образования на практику; разработку и внедрение профессиональных стандартов; повышение качества учебно-методических материалов; учет специфики организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации при подготовке кадров» [1, с. 49-50].
Для успешного функционирования и развития в условиях высокой конкуренции в сфере высшего образования вузам следует разрабатывать эффективные стратегии повышения качества профессиональной подготовки. Под термином «стратегия» понимается взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов для достижения основной цели [6, с. 2].
Повышению качества профессионального образования служат следующие основные стратегии:
• совершенствование содержания профессионального образования;
• развитие внутреннего потенциала вуза;
• внешнее позиционирование и академическое взаимодействие;
• международная сертификация и сотрудничество;
• создание модели выпускника для конкретной индустрии с набором профессиональных и коммуникативных компетенций;
• профессиональная переподготовка кадров профессорско-преподавательского состава;
• использование новых информационных технологий [3, с. 112].
Для создания эффективной системы качества профессиональной подготов-
ки в туристском вузе необходимо тесное взаимодействие ученых и преподавателей вузов с предприятиями ту-риндустрии на разных уровнях, начиная с планирования и отбора содержания обучения, организации практик и стажировок по профессии, непосредственного участия в оценке сформи-рованности профессиональных компетенций выпускников вуза и заканчивая предложениями по их трудоустройству. К сожалению, на практике заметны пока только ростки такого сотрудничества [2, с. 9].
Менее глобальные и более конкретные задачи ставятся перед кафедрами вуза в целях обеспечения качества преподавания дисциплин и формирования у студентов и выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Языковая подготовка в Российской международной академии туризма строится в соответствии с кредо кафедры иностранных языков и зарубежного страноведения «Инициатива, Профессионализм, Творчество» и обеспечивается высокопрофессиональными кадрами, имеющими профильное лингвистическое образование. Важнейшим условием разработки и эффективной реализации стратегий повышения качества образования является сплоченный коллектив единомышленников, способный решать сложные образовательные и воспитательные задачи, а также создавать творческие проекты в рамках преподаваемых дисциплин и во внеаудиторное время. Корпоративная система ценностей кафедры - вот залог ее успешной деятельности.
С целью совершенствования содержания профессиональной подготовки по иностранным языкам, создания
единого информационного и образовательного пространства в области туристского образования и организации профессионального взаимодействия в 2011 г. была создана Ассоциация преподавателей иностранных языков туристских вузов и факультетов туризма. Она активно работает, объединяя на сегодняшний день более 90 преподавателей из 46 образовательных учреждений не только Москвы и Московской области, но и других регионов России.
В задачи Ассоциации входит проведение совместной научно-исследовательской работы, обмен опытом преподавания, организация и проведение профессиональных конкурсов, конференций, семинаров, мастер-классов для преподавателей и студентов туристских вузов и факультетов туризма, а также повышение квалификации преподавателей, работающих в системе профессионального туристского образования.
За три года работы Ассоциации проведены четыре научно-методических семинара и две международные научно-практические конференции по широкому спектру вопросов профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе. Считаем, что профессиональное взаимодействие специалистов в области языкового образования поможет решить многие проблемы в построении системы современного качественного профессионального образования в России [2, с. 12].
Насущной необходимостью всех изменений в содержании обучения иностранным языкам в вузе является специальная подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава кафедры в области расширения не только профессиональной ком-
петенции, но и освоения информационных технологий. Проектные работы, компьютерные презентации, видеоконференции и работа с интерактивными программами должны стать обычными формами учебной деятельности в рамках профессиональной коммуникативной подготовки студентов [4, с. 96].
Кафедра, как и человек, для координации своих действий должна иметь механизм внутренних коммуникаций, или «нервную систему» [5, с. 128]. В основе деятельности кафедры лежат несколько элементов - это студенты, образовательные услуги, партнеры, информационное, техническое и материальное обеспечение, дополнительные услуги и персонал кафедры. Преподаватели должны выполнять и координировать процессы в каждой из этих областей. Разрабатывать оптимальную стратегию развития и предпринимать правильные действия невозможно без опоры на факты и интуицию всех сотрудников кафедры.
Идея создания комплекса мер для повышения интереса студентов к изучению иностранных языков и повышению качества профессиональной языковой подготовки не нова и разрабатывалась в коллективе давно.
Мы подробно проанализировали содержание международных профессиональных экзаменов BITEC Edexel, международных и национальных экзаменов Великобритании, международных экзаменов по туризму City & Guilds, экзаменов LCCI (Лондонской торгово-промышленной палаты) с целью изучения международных профессиональных стандартов в области туризма и менеджмента. Сегодня члены Ассоциации разрабатывают содержание российского аналога профес-
сиональных экзаменов на английском языке для туристских вузов.
Опыт сдачи международных экзаменов City & Guilds (General English) студентами и преподавателями Российской международной академии туризма (центр аккредитован с 2009 г.) показывает положительные результаты. Некоторым выпускникам международные сертификаты City & Guilds помогли поступить в магистратуру за границей, найти хорошую работу в России или за рубежом. Но главное: человек, получивший сертификат, становится уверенным в своих знаниях, в своем уровне владения английским языком, что помогает развиваться его личности, быть успешным в карьере и жизни.
Более 15 лет кафедра проводит два знаковых мероприятия в году на иностранных языках: Международный день языков и студенческую научно-практическую конференцию. Отмечается большой интерес к этим событиям не только среди студентов Академии, наших филиалов, но и школьников подшефных школ и лицеев, а также студентов вузов-партнеров. Приятно отметить, что победители вузовского конкурса презентаций на английском языке участвуют в городских и международных конкурсах и студенческих конференциях.
Осенью 2013 г. кафедра иностранных языков и зарубежного страноведения впервые провела «языковую прививку» студентов. «Языковая прививка», подобно привитию плодородного черенка дерева, - это «привитие» к миру иностранных языков и всему, что связано с ними в Российской международной академии туризма.
Первая цель «прививки» - оценка студентами своего уровня владения английским (основным) языком и, если
есть, вторым языком. В карточке участника «прививки» студенты сообщают также о своем опыте использования иностранного языка и возможных успехах (наличие сертификатов, дипломов).
Вторая цель «прививки» - выявление ожиданий, т.е. интереса студентов к изучению иностранных языков в Академии, а также к деятельности, связанной с иностранными языками. Это сдача международных экзаменов, дополнительные курсы иностранных языков, научные конференции и студенческий научный кружок, Международный день языков, волонтерское движение, зарубежные стажировки, практика, образовательные туры и т.д.
На сегодняшний день «языковую прививку» получили более 500 студентов. Результаты «прививки»: студенты стали активнее, многие записались на дополнительные курсы по изучению не только английского, но и итальянского, немецкого, испанского, французского и китайского языков. Мы создали аккаунт нашей кафедры в социальных сетях, сегодня у нас около сотни подписчиков (это значит, что студенты интересуются нашими новостями).
И еще один важный вывод: все, кто участвовали хотя бы в одном из наших проектов (получил «языковую прививку»), приходят вновь, принимают участие в новых начинаниях кафедры, спрашивают, чем помочь, предлагают свои идеи. Они знают, что их всегда выслушают, найдут для них время, помогут советом и делом.
Мы заметили, что, даже закончив академию, получившие «прививку» выпускники возвращаются. Несомненно, наши выпускники - это такой богатый потенциал, ценность которого еще предстоит осознать.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Постановление Правительства РФ от 31.052014 № 941-р.
2. Ефремцева Т.Н. Качество профессиональной языковой подготовки в туристском вузе: реальность и перспективы // Содержание профессиональной подготовки по иностранным языкам в неязыковом вузе: доклады и материалы II Международной научно-практической конференции. М.: Логос, 2013. 208 с.
3. Ефремцева Т.Н. Стратегии развития профессионально-ориентированной языковой подготовки в РМАТ// Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. 304 с. (Научный альманах. Вып. 5.)
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000.316 с.
5. Gates Bill. Business @ the Speed of Thought: Succeeding in the Digital Economy. Grand Central Publishing, 2009. P. 496.
6. URL: http://strateg.org
УДК 378:001.891
Д.В. ЕРМИЛОВА
обзор современного высшего образования в сфере туризма за рубежом
Исследуются некоторые тенденции и вызовы профессионального туристского образования XXI в. Основываясь на идеях Лейфа Эдвинссона о человеческом капитале, подчеркивается необходимость и экономическая значимость высокообразованных кадров в туризме и растущий спрос на них. Рассматриваются зарубежные школы туризма и гостеприимства с их отличительными чертами, разнообразными программами и уровнями подготовки.
Ключевые слова: человеческий капитал, интеллектуальный капитал, тенденции туристского образования, высокообразованные кадры, зарубежные школы туризма и гостеприимства.
The overview studies tourism education trends and challenges in 21st century with emphasis on human capital based on Leif Edvinsson's ideas. The paper underlines that in modern tourism economic prosperity depends on an educated workforce thus the increasing demand for further expansion of tourism education. The profound review of tourism and hospitality schools all over the world and a wide variety of different education levels is made in the paper. Key words: human capital, intellectual capital, tourism education trends, educated workforce, tourism and hospitality schools abroad.
Успех сектора туризма и гостеприимства основан на непрерывно усложняющейся задаче «продать неосязаемое».
© Ермилова Д.В., 2014
Следовательно, человеческий фактор становится первостепенным. Туруслу-ги, продаваемые турцентрами и компаниями, должны максимально отличаться от реальных продуктов. Дру-