УДК 374.31
Е.Е. БУХТЕЕВА
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ
Автор считает, что основой автономии в учебной деятельности является формирование персонального познавательного стиля. В учебной деятельности стиль учения находится в прямой зависимости от познавательного стиля. Образовательной задачей является создание дидактических условий, которые бы расширяли ментальный опыт учащихся.
Ключевые слова: когнитивный стиль, стиль кодирования информации, стиль постановки и решения проблем, эпистемологический стиль, познавательный стиль, учебный стиль, персональный познавательный стиль, автономия.
The author views the autonomy in education as a foundation, which allows a person to develop a personal unique cognitive style. Such style directly depends on how educational environment functions. The purpose of adding these style in education is to expand the mental experience of student.
Key words: cognitive style, type of information code, educational style, personal education style, autonomy.
Основной задачей, которую должно решить современное образование в свете тех изменений, которые происходят как в нашем обществе, так и во всем мире в целом, является воспитание личности и формирование в ней потребности и способности к дальнейшему профессиональному росту, к расширению и приобретению новых знаний, мобильности, творческой активности и социальной ответственности. Данные направления должны стать личностными векторами каждого человека, стремящегося к своему внутреннему развитию, профессиональному росту, что позволит чувствовать себя уверенно, быть конкурентоспособным, понимать, как жить и действовать в дальнейшем.
Усиление роли самостоятельности в учебном процессе является одним
© Бухтеева Е.Е., 2014
из приоритетных направлений. Данное направление находит свою реализацию через организацию учебной деятельности, основанную на идеях и принципах автономного подхода. Автономия - это способность осуществлять самоуправление и саморегулирование своей учебной деятельностью. При организации учебного процесса на основе автономного подхода одним из главных психологических условий является учет индивидуальной структуры качеств личности: уровень темперамента; уровень особенностей психических процессов; уровень опыта личности; уровень социальной направленности. Автономия в учебной деятельности предполагает знание обучающимися своих стилей учения, что позволит им узнать больше о себе, о своих склонностях, предпочтениях в получении и обработке учебной информации, в организации
и управлении собственного учебного процесса, а также расширит диапазон стилевых возможностей и поможет формированию собственного учебно-познавательного стиля.
Индивидуальные различия в способах переработки и организации информации о своем окружении - это один из аспектов работы индивидуального интеллекта. Познавательные стили характеризуют индивидуально-своеобразные способы изучения реальности. Не зря говорят, что каждый человек умен на свой лад, каждый человек по-своему воспринимает, понимает и объясняет происходящее в рамках того стиля, который у него сложился. Но не всегда этого достаточно для того, чтобы более эффективно воспринять и переработать поступающую информацию. Человек должен знать, что окружающий мир можно воспринимать и оценивать с другой позиции, а не только на основе своих личных предпочтений, своего стиля. Знакомство с другими стилями позволяет расширять свой собственный, что в конечном счете ведет к формированию личного познавательного стиля.
Познавательные стили - это своего рода познавательный инструмент, поскольку расширение стилевого репертуара расширяет умственный кругозор и интеллектуальные возможности в целом [3]. Познавательный стиль складывается из стилей кодирования информации, стилей переработки информации (когнитивный стиль), стилей постановки и решения проблем (мышление), стилей познавательного отношения к миру (эпистемологический). Рассмотрим данные понятия.
Термин «когнитивный стиль» появился в середине прошлого века, в
частности, в американской психологии при изучении индивидуальных различий людей в восприятии, анализе, категоризации, переработки и воспроизведении информации. Данные исследования выявили, что индивидуальные способы восприятия и переработки информации, индивидуальные различия интеллектуальной деятельности не имеют ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Когнитивный стиль относится к сфере познавательной деятельности, являясь его характеристикой, и рассматривается как проявление личностной организации, так как индивидуальные способы переработки информации связаны с потребностями и мотивами каждого конкретного человека.
Когнитивный стиль - это собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, познавательных стратегий, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля. Когнитивные стили - тоже в некотором роде стили деятельности, поскольку они характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности (научения), включающей восприятие, мышление и действия, связанные с решением познавательных задач преимущественно в ситуации неопределенности. Когнитивный стиль, согласно М.А. Холодной, - это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружающем мире в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [3, с. 38].
В настоящее время в стилевом подходе сформировались следующие когнитивные стили, которые можно распределять по следующим категориям:
• по типу восприятия: полезависи-мость - поленезависимость;
• по типу реагирования: импульсивность - рефлексивность;
• по особенностям когнитивного контроля: ригидность - гибкость;
• по диапазону эквивалентности: узость - широта;
• по сложности: когнитивная простота - когнитивная сложность, толерантность к нереалистическому опыту;
• по типу мышления: аналитический - синтетический;
• по доминирующему способу обработки информации: образный - вербальный;
• по локусу контроля: экстерналь-ный - интернальный.
Когнитивные стили относятся к базовым характеристикам индивидуальности, что связано с возрастом, полом, особенностями функционирования нервной системы. Доказано, что когнитивные стили меняются с возрастом. Если ребенок обладает полезави-симым стилем, то с возрастом он становится более поленезависимым. Однако с возрастом возрастает и рефлексивность. Когнитивные стили являются результатом сложного взаимодействия биологических и социокультурных факторов.
Стили кодирования информации -это субъективные средства, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир. В последнее время проблема существования разных способов восприятия информации активно разрабатывалась в русле нейролингвистического про-
граммирования (НЛП). Были выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиаль-ная, кинестетическая. Соответственно, разные люди преимущественно принимают и перерабатывают информацию о своем окружении визуально, аудиально и кинестетически. Для визуала типична следующая познавательная позиция - смотреть, представлять, наблюдать; для аудиала - слушать, говорить, обсуждать; для кине-стетика - действовать, чувствовать, ощущать.
Стили постановки и решения проблем (или стили мышления) - это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. Факты свидетельствуют, что разные люди в одном и том же проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и в разном содержательном контексте, используют различные методы их решения. М.А. Холодная в своем исследовании приводит выводы Р. Стернберга по определению индивидуально-своеобразных подходов разных людей к постановке и решению проблем. Для выделения стилей мышления Стернберг использовал метафору «устройства государства», сравнивая интеллект как своего рода «ментальное государство» с определенным режимом ментального самоуправления. К ним относятся: законодательный, исполнительный, оценочный, монархический, иерархический, олигархический, анархический, глобальный, локальный, внешний, внутренний, консервативный, либеральный. Стернберг принципиально различал стили мышления и способности:
способности характеризуют то, что человек может сделать, тогда как стили - то, как он предпочитает использовать свои способности. М.А. Холодная предлагает выделить пять основных стилей постановки и решения проблем: адаптивный, эвристический, исследовательский, инновационный, смыслопорождающий.
Стили познавательного отношения к миру, или эпистемологические стили, представляют собой индивидуально-своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе как субъекту познавательной деятельности. К ним относятся: эмпирический, конструктивно-технический, рационалистический, рефлексивно-медитативный и хаотический. Согласно М.А. Холодной, эпистемологические стили, по всей вероятности, складываются под влиянием стилей постановки и решения проблем. Так, с определенной долей условности можно предположить, что эмпирический стиль уходит своими корнями в адаптивный стиль постановки и решения проблем, конструктивно-технический - в эвристический, рационалистический - в исследовательский, рефлексивно-медитативный - в инновационный, хаотический - в смысло-порождающий [3, с. 319].
Что касается учебной деятельности, то каждый обучающийся обладает своим персональным учебным стилем, который мы понимаем как индивидуально-своеобразный способ учебной деятельности. Формирование учебного стиля происходит в учебном процессе с применением определенной образовательной технологии и напрямую зависит от познавательного стиля. «Конкретный ученик в своей реаль-
ной учебной деятельности демонстрирует не отдельные учебные и познавательные стили, а персональный познавательный стиль на определенном уровне его сформированности, который в пределе своего развития выступает как иерархически организованная, многосторонняя и гибко изменяющаяся форма интеллектуального поведения» [3, с. 338].
Значит, персональный познавательный стиль является формой, которая меняется в зависимости от оказанных на нее внешних воздействий. Если образовательная технология направлена на расширение репертуара способов учебной деятельности - учебного стиля, то это приведет к обогащению стилевой сферы человека. На наш взгляд, педагогическая задача заключается не в том, чтобы подогнать под каждого учащегося учебную задачу, решение которой подходит его познавательному стилю, а в том, чтобы многообразие задач позволяло расширять диапазон познавательных стилей.
Таким образом, каждый человек осваивает мир, т.е. воспринимает, понимает и объясняет происходящее в рамках того стиля, который у него сложился. Одним повезло, другим не очень, так как здесь кроется опасность узкого видения и решения проблемы. Осознание своего собственного познавательного стиля и расширение своего ментального опыта за счет знакомства с другими и привнесения их в свой собственный репертуар позволит человеку расширить кругозор, арсенал способов познания, повысить интеллектуальный уровень и сформировать персональный познавательный стиль, который, в свою очередь, позволит ему управлять своей учебной и профессиональной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Ливер Б. Лу. Обучение всего класса. М.:
Новая школа, 1995.
3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.384 с.
УДК 378.1
Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Рассматриваются стратегии совершенствования содержания профессионального туристского образования на основе международного опыта и стандартов. Необходимость использования такого опыта в проектировании профессиональной подготовки в туристских вузах России чрезвычайно важна. Показаны пути совершенствования профессиональной подготовки конкурентного специалиста туристской отрасли. Ключевые слова: содержание профессионального образования, международный опыт и стандарты, туристский вуз, совершенствование профессиональной подготовки.
The present article deals with the strategies of improving the content of professional tourism education on the basis of international experience and standards. The necessity of using such experience in designing the professional training in tourism universities of Russia is extremely important. The ways of improving the professional training of competitive specialistfor tourism industry are identified.
Key words: content of professional education, international experience and standards, tourism university, improvement of professional training.
Обновление содержания профессионального образования,связанное с переходом высшего образования в России на новые государственные образовательные стандарты, требует от высшей школы разработки и внедрения новых технологий, позволяющих удовлетворить потребности рынка в высококвалифицированных, профессионально мобильных специалистах, спо-
© Ефремцева Т.Н., 2014
собных быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям современного общества. Крайне неравномерное развитие некоторых отраслей промышленности и бизнеса, быстрый рост в области информационно-коммуникационных технологий и глобализация мирового экономического пространства привели к необходимости пересмотра стратегий в профессиональной подготовке студентов, по-
иску новых путей формирования профессиональных компетенций выпускников.
Ставшие реальностью сегодня необходимость интеграции России в международное научное и образовательное пространство и обеспечение студентам права на академическую мобильность невозможны без перестройки содержания профессиональной подготовки в вузе, без учета основных принципов Болонской декларации. Данные принципы предполагают не только переход на многоуровневую систему высшего образования, но и совершенно новую организацию учебного процесса на всех ступенях обучения, организацию системы учета и контроля знаний на основе международных стандартов, обучение преподавателей и студентов методам самоконтроля и самооценки.
Совершенствование содержания профессиональной подготовки в туристском вузе и поиск наиболее эффективных путей адаптации российского профессионального образования к международным стандартам качества обусловлены существующими противоречиями:
• между квалификационными требованиями к специалисту, предъявляемыми на уровне мировых стандартов, и реальной профессиональной подготовкой в вузах России;
• между введением новых стандартов и неразработанной системой оценки профессиональных компетенций студентов;
• между стремлением повысить качество исследовательской работы студентов и отсутствием практических связей с индустрией;
• между высокими требованиями к уровню владения выпускниками ино-
странным языком и уменьшением количества часов на преподавание иностранного языка в учебных планах и
др. [1].
Стратегии совершенствования содержания профессиональной подготовки студентов должны проектироваться не только с учетом внутренних резервов вуза, но и в тесном взаимодействии с предприятиями индустрии, а также на основе международного опыта и стандартов качества данной профессиональной отрасли подготовки.
Интенсификация внутренних резервов вуза должна подразумевать наличие полной картины профессиональных компетенций специалиста (модель, например, менеджера или маркетолога) и только затем необходимо приступать к разработке системы формирования этих компетенций через различные дисциплины и практики. На деле же происходит следующее: кафедры действуют разрозненно, выбирая компетенции, «подходящие» под их дисциплины, и совершенно не владеют механизмами взаимодействия. Отсюда и перекос в излишней теоретической направленности знаний, повторов в дисциплинах и преподавании в отрыве от профессиональных требований индустрии.
Должна быть создана система сотрудничества с предприятиями турин-дустрии с полной заинтересованностью последних в качестве подготовки будущих кадров. К сожалению, на практике такого интереса у работодателей нет, и все связи сводятся к организации бессистемных практик и стажировок студентов без дальнейшего участия в их карьере. Партнерские отношения между вузом и руководителями больших туристских компаний
и предприятий гостеприимства можно было бы организовать так, чтобы получить социальный заказ на подготовку будущих специалистов для бизнеса с определенным набором профессиональных компетенций, в том числе и языковых.
Входя в международное образовательное пространство, туристским вузам очень важно соответствовать международным стандартам сферы подготовки, а также использовать положительный международный опыт вузов, ведущих образование в сфере туризма и гостеприимства.
Интересны результаты исследований, проведенные одним из американских университетов среди работодателей разных стран мира по вопросу о приоритетах в умениях и навыках их служащих. Большинство респондентов (68%) на первое место поставили «способность владеть сложной информацией», 62% оценили «коммуникабельность и умение работать в команде», 42% выделили «способность оценить альтернативные точки зрения», и только 27% работодателей отмечают «соответствующие академические квалификации» [3].
Уместно было бы добавить приведенные выше компетенции к тем, что записаны в государственных образовательных стандартах. В результате могут сложиться «career skills», так называемые «компетенции для карьеры», т.е. набор знаний, умений и навыков, необходимых для профессионалов в определенной отрасли, например в области туризма.
Сотрудничество с профильными вузами зарубежных стран на уровне проведения совместных научных исследований студентов и преподавателей или обмена образовательными программа-
ми может иметь положительные результаты.
В рамках данной статьи приведем несколько примеров зарубежных университетов, осуществляющих подготовку по направлениям «Менеджмент туризма» и «Туризм».
CHUK Business School (Chinese University of Hong Kong) ставит приоритетным формирование семи основных компетенций, необходимых для современного руководителя отрасли: «профессиональные знания, академические навыки, отношение к работе, международные навыки, коммуникативные навыки, отношение к жизни, творческое мышление и навыки решения проблем» [6].
Ведущий британский университет туристского профиля University of Surrey (Великобритания) высоко ценит опыт практиков индустрии. Так, на главной странице сайта приводится отзыв одного из выпускников: «Специалисты из индустрии, уважаемые руководители, директора и менеджеры присоединились к Школе гостеприимства и менеджмента туризма для того, чтобы поделиться своим уникальным опытом и знаниями наряду с лучшими учеными» [7].
Программы профессиональной подготовки University of Guelph (Канада) построены так, что студенты имеют возможность в течение одного семестра изучать курсы гостеприимства в Гонконге, Англии, Финляндии, Австрии, Мексике или Австралии [5].
Примечательно, что все эти университеты имеют Международный сертификат качества туристского образования UNWTO TedQual Certification. По данным Всемирной туристской организации, профессиональную сертификацию UNWTO TedQual на сегод-