Научная статья на тему 'ИНТЕРЬЕРНЫЙ СКЕТЧИНГ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ'

ИНТЕРЬЕРНЫЙ СКЕТЧИНГ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скетч / интерьерный скетчинг / студенты-дизайнеры / графические навыки / профессиональная подготовка / sketch / interior sketching / student designers / graphic skills / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Зимина Евгения Константиновна, Абдуллина Марина Александровна

В данной статье рассматривается один из современных методов профессиональной подготовки будущих дизайнеров интерьерный скетчинг. Освоение студентами данного метода способствует развитию графических навыков, совершенствованию умений использовать как традиционные инструменты, так и компьютерные технологии при визуализации объектов и пространства. Авторами приводится разработанная методика обучения интерьерному скетчингу, показываются возможности ее применения для формирования профессиональных компетенций студентов. Предлагается примерный тематический план самостоятельной работы студентов по созданию скетча интерьера и содержание одного из заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Зимина Евгения Константиновна, Абдуллина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses one of the modern methods of professional training for future designers Interior sketching. Students' mastery of this method contributes to the development of graphic skills, improving the ability to use both traditional tools and computer technologies when visualizing objects and space. The authors present the developed methodology for teaching interior sketching and show the possibilities of its use for the formation of professional competencies of students. An approximate thematic plan for students’ independent work to create an interior sketch and the content of one of the tasks is proposed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРЬЕРНЫЙ СКЕТЧИНГ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ДИЗАЙНЕРОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНТЕРЬЕРНЫЙ СКЕТЧИНГ КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ - ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается один из современных методов профессиональной подготовки будущих дизайнеров - интерьерный скетчинг. Освоение студентами данного метода способствует развитию графических навыков, совершенствованию умений использовать как традиционные инструменты, так и компьютерные технологии при визуализации объектов и пространства. Авторами приводится разработанная методика обучения интерьерному скетчингу, показываются возможности ее применения для формирования профессиональных компетенций студентов. Предлагается примерный тематический план самостоятельной работы студентов по созданию скетча интерьера и содержание одного из заданий.

Ключевые слова: скетч, интерьерный скетчинг, студенты-дизайнеры, графические навыки, профессиональная подготовка.

Annotation. This article discusses one of the modern methods of professional training for future designers - Interior sketching. Students' mastery of this method contributes to the development of graphic skills, improving the ability to use both traditional tools and computer technologies when visualizing objects and space. The authors present the developed methodology for teaching interior sketching and show the possibilities of its use for the formation of professional competencies of students. An approximate thematic plan for students' independent work to create an interior sketch and the content of one of the tasks is proposed.

Key words: sketch, interior sketching, student designers, graphic skills, professional training.

Введение. Профессия дизайнера является одной из самых востребованных на современном рынке труда. Но подготовка настоящих профессионалов своего дела - процесс ответственный и многоплановый, требующий немало усилий от педагогов. К проблеме подготовки дизайнеров обращались такие ученые как И.Р. Абсалямова, Ю.М. Бундина, Л.Л. Воронцова, С.М. Ефименко, Ю.В. Даськова, Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина, Н.М. Кришталь, О.В. Кузьмина и др. Бундина Ю.М. рассматривала профессиональную подготовку студентов-дизайнеров как аксиологическую проблему [2]. Абсалямова И.Р. показала как происходит формирование основ профессиональной компетентности будущего дизайнера в колледже [1]. Воронцова Л.Л., Королева Л.Ю., Кришталь Н.М., Кузьмина О.В. также рассматривали этот вопрос с позиции компетентностного подхода [3, 5, 6, 7]. Малинин В.А. рассматривает этот процесс с духовно-нравственных позиций [8]. Даськова Ю.В. в своем исследовании особое внимание уделила формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров [4].

Авторами данной статьи рассматривается один из современных и востребованных методов профессиональной подготовки студентов - дизайнеров интерьера, а именно скетчинг (техника быстрого рисунка), который способствует формированию профессиональных графических навыков и развивает проектное мышление. Приобретение графических навыков имеет первостепенное значение в комплексной подготовке студентов, будущих дизайнеров. В контексте данной темы рассматривается один из видов скетчинга - интерьерный. Для студентов данная тема является ключевой в их профессиональной подготовке как дизайнеров интерьера.

Изложение основного материала статьи. Интерьерный скетчинг - это важный элемент обучения дизайну интерьера, который помогает автору будущего проекта создать первоначальную визуализацию задуманной идеи на бумаге. Это так называемая техника быстрого рисунка. Первичный этап скетчинга заключается в создании «грубого наброска», который показывает расположение мебели и других элементов интерьера на бумаге. Затем добавляются детали и колорит, делая скетч более реалистичным.

Для интерьерного скетчинга могут использоваться различные инструменты, такие как карандаши, маркеры и акварель. Каждый инструмент может дать разный эффект, и дизайнер должен выбирать тот, который лучше всего подходит для создания определенного эффекта. Например, маркеры могут быть хорошим инструментом для создания деталей и контуров, а акварель может использоваться для создания более мягких и плавных тонов.

На кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна Мининского университета накопился методический опыт обучения студентов 4 курса скетчингу интерьера в качестве самостоятельной работы в период изучения дисциплины «Художественное проектирование интерьеров».

Разработанная методика включает в себя следующие методы обучения:

1. Информационно-поисковый метод;

2. Исследовательский метод;

3. Наглядный метод;

4. Практический метод;

5. Анализ;

6. Поисковый метод;

7. Опрос.

Основными видами учебной деятельности при изучении дисциплины «Художественное проектирование интерьера», являются задания по предпроектному анализу, поиску проектного решения, разработке и оформлению дизайн-проекта. В данном случае использование различных методов обучения интерьерному скетчингу является наиболее актуальным видом поиска дизайн - решения и помогает студентам поэтапно вести работу, постоянно анализируя и корректируя проект, кроме того, это позволяет проявить себя в профессиональном плане. Работы, выполненные в ходе практических заданий, могут быть представлены в отчете о проделанной работе.

Опираясь на общие принципы обучения, студентам дизайнерам предлагается комплекс заданий по скетчингу как актуальному методу визуализации интерьерной и пространственной композиции. Задания выполняются студентами в выделенные часы самостоятельной работы и включают в себя теорию и практические задания. В таблице 1 схематично представлено содержание разработанной методики.

Таблица 1

Содержание методики формирования графических навыков

Варианты выполнения интерьерного скетчинга

Вариант I. Выполнение скетча в ручной подаче. Вариант II. Выполнение скетча в смешенной технике (синтез традиционных средств и современных технологий) Вариант III. Скетч, выполненный с использованием компьютерных технологий, графического планшета и стилуса

Содержание разработанной методики

Наименование этапа Методы

Этап I. Теоретическая часть Введение в интерьерный скетчинг - новый вид реализации интерьерной композиции. Информационно-поисковый, исследовательский.

Этап II. Практическая часть Задание 1. Выполнение скетча основных поверхностей пространства. Трехмерное представление пространства. Метод интерьерного скетчинга, исследовательский, поисковый, анализ.

Задание 2. Выполнение скетча предметов на выбор (предмет мебели, предмет технического оборудования, скетч светильника). Метод интерьерного скетчинга, копировальный, исследовательский, поисковый, анализ.

Задание 3. Выполнение скетча интерьера уже существующего дизайн-проекта интерьера. Метод интерьерного скетчинга, копировальный, исследовательский, поисковый, анализ.

Задание 4. Выполнение скетча дизайн-проекта интерьера. Метод интерьерного скетчинга, исследовательский, поисковый.

Этап III. Рефлексия Проверка уровня сформированности графических умений. Опрос, анализ, педагогическое наблюдение, обобщение.

В данной методике предусмотрена возможность выполнения скетчей традиционными средствами и с использованием современных технологий:

1. Скетч в ручной подаче;

2. Скетч в смешенной технике;

3. Скетч, выполненный с использованием компьютерных технологий, графического планшета и стилуса.

Рассмотрим особенности выполнения каждого вида.

Выполнение скетча в ручной подаче включает несколько этапов и выполняется с использованием традиционных материалов. Этапы включают в себя:

1. Подготовку материалов. Традиционно скетч в ручной подаче выполняется с помощью таких материалов как: карандаш (разных толщин), тушь, линер, маркер, акварельные краски. Также подготавливаются листы бумаги, скетчбук или натянутый лист на планшет.

2. Сбор информации об объекте, который предстоит визуализировать, планирование интерьера или объекта. На данном этапе осуществляются первые наброски композиции скетча, это может быть план интерьера, расположение окон и дверей, уточнение особенностей освещения, мебели. Рекомендуется составить цветовую палитру.

3. Определение композиции и пропорций изображения мягкими линиями карандаша.

4. Дальнейшая детализация скетча и уточнение формы и контуров объектов. На данном этапе можно добавлять декоративные элементы в изображении и использовать маркеры, линеры и карандаши большей толщины.

5. Использование акварельных красок, маркеров большей толщены, добавление теней, освещения, придания глубины и объема скетчу. Для этого необходимо изучить источники света, их направление и с помощью заливок, штриховок или размытия создать эффект освещения.

6. Расстановка цветовых акцентов, подчеркивание специфических элементов композиции для придания особенного настроения и атмосферы.

7. Завершение скетча. Внесение последних штрихов. Удаление вспомогательных линий ластиком, оформление рамки (при необходимости).

Скетч в смешенной технике представляет собой синтез традиционных средств и современных технологий. Основными этапами выполнения скетча являются:

1. Подготовка материалов. Так как данный вид скетча выполняется в смешанной технике, необходимо собрать необходимую первоначальную информацию об интерьере (план помещения, фотографии предметов мебели и т.п.), подготовить традиционные материалы для рисования, а также выбрать современные графические программы, в которых будут решаться основные задачи визуализации.

2. Этап выполнения начального наброска в ручной подаче традиционными материалами. Карандашом намечается общая композиция помещения, объекта и другие основные элементы.

3. Сканирование и импорт полученного изображения в компьютер. Данный этап выполняется с помощью цифровой камеры, камеры смартфона или сканера. Полученное изображение импортируется в компьютерную программу для дальнейшей работы.

4. Этап цифровой обработки изображения. Для работы с цифровой графикой могут выступать соответствующие компьютерные программы Adobe Photoshop или Corel Painter. В случае если работа над скетчем продолжается в стационарном графическом планшете со стилусом, можно импортировать изображение в приложение для работы с графикой. На данном этапе программа позволит подготовить изображение к работе, улучшит качество изображения, контрастность, яркость и др.

5. Этап цифровой рисовки и детализации изображения. Использование инструментов программы, может включать рисование контуров, заполнение плоскостей цветом, создание текстур и эффектов освещения. Также на данном этапе можно

использовать систему слоев, которая облегчает работу с различными элементами скетча. Располагая объекты, тени и другие детали на разных слоях изображение поддается управлению и редактированию на любом этапе.

6. Расстановка цветовых акцентов и общая работа с цветом. Добавление и изменение цветов с помощью палитры, представленной в графической программе.

7. Импорт изображения в необходимом формате PDF, JPEG, PNG.

Выполнение скетча в технике с использованием компьютерных технологий или графического планшета представлено в виде следующих этапов:

1. Подготовка материалов для работы в графической программе: выбор графической программы, планшета, а также сбор информации об интерьере или объекте.

2. Установка и настройка графического планшета. В данном случае представлено два варианта настройки: подготовка, дальнейшее подключение планшета и пера к программе, где будет выполняться скетч или подготовка мобильного графического планшета и стилуса со встроенными приложениями для рисования.

3. Создание начального скетча (определение композиции, расположения предметов интерьера) используя основные инструменты графической программы. Выбор материалов определяется техническими возможностями программы (эффект карандаша, линера, тушёвка углем).

4. Рисование элементов на разных слоях в программе для удобства редактирования изображения.

5. Детализация изображение, добавление цвета и размещение теней. Данный этап необходим для передачи реалистичности изображения, добавление эффекта глубины и пространства.

6. Сохранение изображения с помощью проводника программы.

На основании приобретенного опыта использования скетча педагогами кафедры был разработан примерный тематический план, в котором представлены занятия, направленные на успешное формирование графических навыков у студентов.

Таблица 2

Примерный тематический план

Вид контактной работы Наименование темы Количество часов

Теоретическая часть Введение в интерьерный скетчинг - новый вид реализации интерьерной композиции. 2

Практические задания Задание 1. Выполнение скетча основных поверхностей пространства. Трехмерное представление пространства. 2

Задание 2. Выполнение скетча предметов на выбор (предмет мебели, предмет технического оборудования, скетч светильника). 2

Задание 3. Выполнение скетча интерьера уже существующего дизайн-проекта интерьера. 2

Задание 4. Выполнение скетча дизайн-проекта интерьера. 2

Итого 10

Далее мы приводим одно из заданий, которое предлагалось студентам.

Задание 4. Выполнение скетча дизайн-проекта интерьера.

Цель задания: создать скетч-визуализацию дизайн-проекта, который будет отображать общую концепцию и стиль интерьера.

Задачи:

1. Определить общую концепцию и стиль дизайна.

2. Определить основные элементы интерьера, такие как цветовая гамма, материалы, мебель, освещение и т.д. Составление коллажа идей.

3. Создать эскизный проект интерьера, отображающий расположение основных элементов и общую концепцию дизайна. Проанализировать созданный эскизный проект, внести необходимые изменения и корректировки.

4. Подготовить окончательный скетч интерьера на основе эскизного проекта, учитывая все корректировки, описать применяемые материалы в пояснительной записке.

Описание задания:

Студенты выполняют скетч интерьера, который показывает общую концептуальный идею дизайна и расположение мебели. При рисовании скетча можно использовать разные типы линий, тени, текстуры и перспективу, чтобы создать объемное и реалистичное изображение отдельных элементов и всего пространства. Визуализация интерьера представляется в виде авторского проекта.

Шаги выполнения:

1. Составление коллажа идей, который будет использоваться в качестве концепции к основному скетчу.

2. Наметить основное пространство и расположение элементов интерьера, (мебель, окна, двери и освещение). Важно обратить внимание на пропорции и перспективу, чтобы скетч был более точным. При необходимости делать скетчи отдельных элементов до непосредственного их добавления в основной интерьер (скетчи мебели, светильников, опционально: скетч плана помещения для подсказки).

3. Добавление деталей (картины, зеркала, цветочные горшки и другие декоративные элементы).

4. Заключительное оформление скетча. Расстановка теней, добавление цвета, текстур для более реалистичной визуализации.

5. Описание используемых материалов в интерьере.

Таким образом, теоретическое занятие и практические задания входящие в блок, могут быть добавлены к основным заданиям дисциплины «Художественное проектирование интерьера» в разделе самостоятельная работа. Данные опросов студентов и педагогическое наблюдение показали, что студенты с большим интересом и творческой увлеченностью осваивают этот метод. Особенно было подчеркнуто студентами, что скетчинг помогает им визуализировать несколько исходных концепций, выбрать лучший вариант и экономить время на создании дизайн-проекта интерьера.

Выводы. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что развитие и использование современных методов представления дизайнерских идей повышает профессионализм студентов и включает в себя всестороннее приобретение графических навыков, теоретических знаний, умений использовать как традиционные инструменты, так и

компьютерные технологии, умений передавать форму и пропорции, умений сочетать цвета в визуализации объектов и пространства. Использование метода быстрого рисунка, то есть интерьерного скетчинга, будет только способствовать повышению качества обучения будущих дизайнеров.

Литература:

1. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук / И.Р. Абсалямова. - Москва: 2007. - 24 с.

2. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетенции студента-дизайнера как аксиологическая проблема /Ю.М. Бундина//Вестник ОГУ.-2006. -N6. - С. 92-97

3. Воронцова, Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектно-целевой профессиональной подготовки студентов-дизайнеров / Л.Л. Воронцова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. -2015. -№ 5 (5). - С. 65-70.

4. Даськова, Ю.В. Подготовка студентов-дизайнеров к творческой профессиональной деятельности / Ю.В. Даськова // Обзор педагогических исследований. - 2020. - Том 2. - №1. - С. 5-11 - URL: https://opi-rnal.ru/archives/9533t/uploads/2020/03/daskova.pdf://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-dizaynerov-k-proektnoy-deyatelnosti-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-zhivopisi%BD%D (дата обращения 17.05.2024)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Королева, Л.Ю. Подготовка студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхлда / Л.Ю. Королева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №19. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podgotovka-studentov-dizaynerov-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-ramkah-kompetentnostnogO" podhoda (дата обращения 17.05.2024)

6. Кришталь, Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. -2010.-N7.-С.4-10

7. Кузьмина, О.В. Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе: Дис... канд. пед. наук/О.В. Кузьмина. -Москва: 2011. -226 с.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Тамулевич Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОНЦЕПТ-АРТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. Работа рассматривает актуальность и специфику интеграции концепт-арта компьютерной игры в процесс подготовки графических дизайнеров в высшей школе. Исследование опирается на реализуемую модель проектирования концепт-арта в образовательный процесс подготовки бакалавров графического дизайна в Тихоокеанском государственном университете. Проектирования визуальной концепции, в предлагаемой модели обучения рассматривается как условие освоения практики концепт-дизайна направленного на вербализацию идеи компьютерной игры. Концепция визуализируется с помощью художественных средств и дизайн проектирования. Процесс создания учебного игрового концепта актуализирует навыки профессиональной проектной деятельности, направленной на визуальную коммуникацию, обращенную к участникам производственного процесса и потребителям продукта. В работе выделяется ряд общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретаемых и актуализируемых в процессе учебного проектирования концептов в игровом дизайне. Определяется значимость проекта как практики креативной деятельности, результатом которой является графическая система, объединенная визуальным стилем. Креативность проявляется в новизне, и оригинальности трактовки, стилевой цельности и стилизации игрового мира. В работе рассматривается единство всех объектов входящих в сложную многоуровневую дизайн-систему - концепт-арт. Интегрирование актуальных направлений и продуктов современного дизайна в образовательные программы повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, графический дизайн, компетенции, актуализация обучения, концепт-арт компьютерной игры.

Annotation. The work considers the relevance and specifics of integrating the concept art of a computer game into the process of training graphic designers in high school. The research is being implemented at Pacific State University. Concept art is seen as a condition for obtaining the practice of concept design, the project aims to verbalize the idea of a computer game. The concept is created through artistic means and design. Concept art consolidates the skills of professional design activities, creates visual communication with participants in the production process and consumers of the product. In the work, general professional and professional competencies, game design are acquired and updated, the project matters as a practice of creative activity. The result of the design is a visual style merged graphics system. Creativity is manifested in novelty, and originality of interpretation, stylistic integrity and stylization of the game world. All objects included in a complex multi-level design system - concept art have one graphic style. Integration of current trends and products of modern design into educational programs increases the competitiveness of graduates in the labor market.

Key words: higher professional education, graphic design, competencies, actualization of learning, concept art of a computer

Введение. В современных условиях графический дизайна стремительно развивается. Расширение областей проектирования, в которых активно участвуют дизайнеры-графики, требует оперативного реагирования высшего образования на отраслевые изменения и формирования новых стратегические целей и условий их достижения. Модель включения проекта визуального концепта компьютерной игры - «концепт-арта» в подготовку бакалавров графического дизайна рассматривается как условие интенсификации процесса получения профессиональных умений и навыков. В высшем образовании моделирование и внедрение актуальных педагогических условий эффективно воздействует на формирование компетентности выпускников. Предлагаемая учебная модель актуализации профессиональных компетенций включает современный дизайн-продукт с высокой долей креативной составляющей в процесс подготовки бакалавров дизайна. В качестве такого продукта обладающего высоким потенциалом профессионального обучения был выбран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.