Научная статья на тему 'СКЕТЧИНГ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

СКЕТЧИНГ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРЭСКИЗ / НАБРОСОК / ЭСКИЗ / СКЕТЧИНГ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ДИЗАЙН / ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / FORESKIZ / SKETCH / VISUALIZATION / DESIGN / PROJECT DOCUMENTATION / COMPUTER MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Инна Алексеевна, Бахлова Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы теоретических различий и практического применения некоторых ручных графических техник, перешедших в дизайн из классического изобразительного искусства. Выполнен анализ использования в дизайне техники скетчинга как дополнения или альтернативы уже известным видам работы над проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Львова Инна Алексеевна, Бахлова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKETCHING AS A MODERN DESIGN TOOL

The article discusses the theoretical differences and practical applications of some hand-held graphic techniques that have been transformed into a design from classical fine art. A brief analysis of the use of sketch techniques in design as an addition or alternative to the already known types of work on the project is carried out.

Текст научной работы на тему «СКЕТЧИНГ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

что кому-то предлагают совершить поступок предосудительный, но с первого взгляда явно для него выгодный. Тут же у него в мозгу разгорается борьба. Человек чувствует сначала искушение совершить поступок, выгодный для него. Но вот появляются ассоциации, в сознании всплывают нравственные соображения, которые становятся всё более явственнее. Под влиянием размышлений, оценки последствий, может быть - чужих советов выявляется истинная ситуация. Представление о поступке теряет свою привлекательность и даже вызывает отвращение. Мотивы разума, наоборот, становятся всё более повелительными. Рассудочная мысль вызовет увлекающее убеждение, и вот уже человек восклицает: «Я не могу этого сделать!» Он уступает более сильному импульсу разума и говорит вместо «не могу» - «не хочу».

Далее подростку предлагается для осмысливания и обсуждения следующий постулат: и наши собственные идеи, и любые чужие предложения привлекают нас лишь тогда, когда они становятся непреодолимым личным убеждением. Тогда нет места борьбе с самим собой, нет волевого усилия, всё получается легко, просто и понятно.

В классическом сократовском диалоге педагог не ставит себе задачу убедить собеседника в том, что его точка зрения неверна. В модели «Мыслим здраво» родитель также не задаётся такой целью, но всё же задаёт вопросы таким образом, чтобы привести подростка к пониманию того, что умение управлять конфликтом гораздо продуктивнее, чем отпустить его на «волю волн». В итоге подросток понимает, что для поиска стимулов к обучению нужно не усилие воли, к которому мы совершенно не способны, а некая дальновидность, вИдение», т.н. «зрение разума», ясно различающее итог обучения. В ходе применения этого метода у подростка, во-первых, возникает интерес к беседе как к интересному общению с родителем, как к неизвестной доселе и привлекательной форме решения каких-то личных проблем, а также начинает формироваться мотивация к обучению.

Выводы. Таким образом, для того чтобы это свершилось, необходимо, чтобы были реализованы следующие условия:

1. Важно, чтобы подросток видел в родителе не маму или папу, которые пытаются в очередной раз научить его жизни, а более опытного собеседника, который вместе с ним, подростком, хочет найти решение того вопроса, который волнует их обоих: как сделать жизнь более интересной. Если ребёнок прочувствовал настроение родителя, принял его и видит, что намерения в отношении него искренние, то его сознание не ставит никаких психологических блоков, так характерных в подростковом возрасте и мешающих эффективному восприятию информации. Для реализации этого условия автором разработан онлайн курс обучения родителей искусству общения с детьми старшего подросткового возраста.

2. Необходимо, чтобы родитель обладал техникой «Мыслим здраво». Для реализации этого условия автором разработан онлайн курс для родителей по основам техники и по методике обучения подростков этой технике.

3. Необходимо, чтобы эти курсы обучения родителей были им презентованы, а лучше - рекомендованы для рассмотрения либо руководителями образовательных учреждений, либо классными руководителями их детей.

4. Необходимо, чтобы родители самостоятельно изучили и применяли эти техники в общении со своими детьми.

В конечном итоге, при реализации этих условий наша версия сократовского диалога будет эффективным методом достижения педагогических целей в части формирования такой компетенции ФГОС ОО, как «Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение».

Литература:

1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб: Речь, 2007. - 174 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.

3. Мартишина Н.В. Педагогическое общение и педагогическая конфликтология: учебное пособие. -Москва: РУСАЙНС, 2020. - 172 с.

4. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.

5. Платон. Диалоги. - Москва: ЭКСМО, 2017. - 768 с.

6. Сергеев С.А. История конфликтологии. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. - 234 с.

7. Цветков В.Л. Конфликтология: учебное пособие. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. - 184 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

СКЕТЧИНГ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы теоретических различий и практического применения некоторых ручных графических техник, перешедших в дизайн из классического изобразительного искусства. Выполнен анализ использования в дизайне техники скетчинга как дополнения или альтернативы уже известным видам работы над проектом.

Ключевые слова: форэскиз, набросок, эскиз, скетчинг, визуализация, дизайн, проектная документация, компьютерное моделирование.

Annotation. The article discusses the theoretical differences and practical applications of some hand-held graphic techniques that have been transformed into a design from classical fine art. A brief analysis of the use of sketch techniques in design as an addition or alternative to the already known types of work on the project is carried out.

Keywords: foreskiz, sketch, visualization, design, project documentation, computer modeling.

Введение. Современный подход к обучению проектированию в дизайне, по всем профилям подготовки, объединяет в себе целый ряд условий. Это и выполнение всех требований ФГОС по формированию компетенций: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК). Это и привлечение к преподаванию действующих дизайнеров, а также прохождение практик на предприятиях соответствующего профиля. Это и поиск реальных объектов для проектирования, с выходом на реальных заказчиков, с целью повышения уровня проектирования и степени ответственности обучающихся.

В процессе проектирования студенты сталкиваются с необходимостью выполнения предварительной эскизной работы, которая представляет собой начальный этап выполнения проекта. Практически всегда начальный этап характеризуется применением ручных техник выполнения изображений, и мы, преподаватели, зачастую видим недостаточность сведений об этой части работы - как о самом эскизировании, так и о техниках, в которых оно может выполняться. В данной статье мы хотели бы рассмотреть терминологию проектного эскизирования в целом, и скетчинг как вариант такого эскизирования - в частности.

Изложение основного материала статьи. Скетч (англ. sketch), буквально - эскиз, набросок, зарисовка. Термин «скетчинг» в смысле «производство, изготовление скетчей» используется в нашей стране как производное от слова «скетч», однако в английском языке такого термина нет. Это живой и наглядный пример русского словообразования на базе иностранного языка: взяли английское слово, приставили к нему английский же суффикс - и вот образовался термин, максимально приближенный по звучанию к английской языковой морфологии... Скетчинг - достаточно новый термин и вид ручной техники, используемый в современном дизайне. Отчасти под воздействием модного веяния, отчасти из-за удобства применения, скетчинг уверенно отвоёвывает позиции у многих используемых до него ручных техник предварительного эскизирования проекта. Прежде чем охарактеризовать этот вариант эскизирования, мы хотели бы определиться с теми терминами и техниками наглядной подачи творческого замысла, которые уже известны и давно применяются.

Средовой проект зачастую требует использования нескольких видов графических изображений, предваряющих выполнение чистовых чертежей и визуализаций. Предварительно студентам, не имеющим базового художественного образования и не всегда понимающим первостепенные и конечные задачи, необходимо объяснить, что такое форэскиз, эскиз, набросок и т.д., и каким образом они помогают в работе над проектом. Необходимо подчеркнуть, что такое разнообразие терминов присуще, вероятно, только нашему языку: русско-английский переводчик не нашел для них других синонимов, кроме термина «скетч». Но мы в своей педагогической практике используем эту терминологию и считаем не лишним внести ясность, что именно эти понятия выражают в российской системе обучения различным направлениям дизайна.

Первый термин, от которого хотелось бы оттолкнуться, это набросок. Это понятие трактуется в изобразительном искусстве вот таким образом: «Набросок - это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание» [7]. Т.е. набросок фиксирует момент, с его помощью рисующий старается уловить сиюминутное впечатление. И в процессе работы дизайнер зачатую оказывается в ситуации, когда что-то увиденное нужно зарисовать, чтобы это могло стать основой какой-то проектной идеи.

Ближе всего к классическому определению наброска как выполненной быстро, от руки, зарисовке, располагается термин форэскиз. Форэскиз - это черновой вариант или набросок, который в будущем станет основой для эскиза и дизайн-проекта. Выполняется он от руки без соблюдения масштаба. Такие наброски зачастую дизайнер делает уже при первом знакомстве с потенциальным заказчиком, чтобы достичь взаимопонимания по видению проекта: дизайнер показывает заказчику, что именно можно сделать в данном пространстве, как обыграть выступающий ненужный угол, зрительно убрать ригели и т.п. Форэскиз означает, по сути, поиск решения, поисковый, начальный вариант работы над проектом. Этот термин является необходимой стадией при создании эскизного проекта. Такой черновик становится основой для дальнейшей детализации: чертежей и компьютерных планов, визуализаций [9].

Форэскиз кажется на первый взгляд малозначимой, непрезентабельной и несолидной частью проектной работы. Однако именно он помогает дизайнеру помнить все пожелания заказчика, и впоследствии становится основой всей проектной документации для данного проекта [2].

Несмотря на кажущуюся близость понятий, между дизайнерским форэскизом и пришедшим из классического изобразительного искусства наброском существует определенная разница: набросок показывает то, что уже есть, а форэскиз - то, что будет.

Следующим наглядным этапом работы над проектом является собственно создание эскизов. Эскизы в дизайне - это предварительные зарисовки, фиксирующие замысел, творческую идею.

Придумать идею не очень сложно, это студенты начинают осознавать уже на втором курсе. А вот самое сложное в процессе проектирования - это понять, как идея будет реализована в проекте. Как раз для этого и нужны эскизы. В них, например, замышляются не только формы, но и колористические варианты, способы декорирования, композиционные нюансы. Как правило, на основе эскизов и идет последующая работа над проектом. Именно эскизы утверждаются заказчиком, или, в учебном проектировании, ведущим преподавателем.

Созданием эскизов занимаются представители многих профессий, в которых задействованы креативность и конструирование. Леонардо да Винчи, например, делал эскизы своих изобретений, прежде чем переходил к проектированию. Невозможно перейти от идеи к её непосредственной реализации без продумывания всех деталей. Эскизы задают тон для всего будущего процесса проектирования. Начинающий дизайнер может думать, что не нуждается в эскизах, т.к. уже знает, как должен выглядеть проект («У меня в голове уже всё сложилось!»), но как только он начинает делать эскизы, то понимает, что существует гораздо больше возможностей, и что есть пути оптимизации решений, и что имеется вариативность воплощения одной и той же идеи [6].

Если рассмотреть классический вариант определения термина «эскиз», то звучит он несколько иначе, чем понимается в дизайне: «Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок; подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала» [7]. Очевидно, что в дизайне эскиз играет значительно более важную роль именно как самостоятельная и суверенная единица проекта. Более того, иногда возникают ситуации, когда проект видоизменяется на основе другого, не утвержденного ранее, эскиза, в силу каких-то обстоятельств. Например, уменьшение сметы расходов. Или невозможность технического воплощение какого-либо узла. Или просто заказчик передумал.

Исходя из автономной самостоятельности эскизов в проекте, они могут выполняться различными способами и в разных техниках: работа акварелью, гуашью, карандашами, в смешанной технике по предварительному карандашному рисунку или чертежу; работа акварельной заливкой с последующей детализацией чёрным пером (гелем); работа акварельными карандашами в сухом и сыром вариантах и т.д. вплоть до техники акварельной или тушевой отмывки, если позволяет время и изобразительные навыки. Это всё варианты ручной работы. Но современные проекты требуют и владения компьютерными программами 3D моделирования, чтобы создавать реалистичные визуализации проектных решений. Эти визуализации также называются эскизами - до окончательного согласования с заказчиком проекта. О компьютерных видах эскизной работы мы напишем ниже.

И вот мы вплотную приблизились к «герою» нашей статьи - скетчингу. Скетч (англ. sketch), буквально -эскиз, набросок, зарисовка. Сразу же возникает вопрос: в чём отличие этого вида графики от всего того, о чём шла речь выше? Нельзя ли считать, что скетч - это объединение в одном термине известных видов эскизных работ? Нам думается, что к скетчу нельзя подходить столь прямолинейно. Поскольку он - живая иллюстрация современного подхода в проектировании. Скетчинг - это порождение сегодняшнего времени, созвучного текущему ритму жизни и восприятия мира. Этот вид графики не мог зародиться во времена становления классического изобразительного искусства: во-первых, не созрели предпосылки, во-вторых, ввиду его особенностей. Именно из-за этих особенностей его всё активнее берет на вооружение дизайн.

На наш взгляд, скетчинг - это порождение постмодернистского отношения к окружающему миру. Почему? Потому что он не поддается «грамотному», «правильному» подходу к объектам, им воспроизводимым. Скетч отражает сиюминутность, этим он сродни наброску, но отличается от него присутствием личности рисовальщика, который в скетче отмечает в виде главного не то что есть главное на самом деле, с точки зрения среднестатистического наблюдателя, а то, что считает главным сам рисовальщик. Отсюда и свободное отношение к тону и цвету: весь скетч может быть чёрно-белым, за исключением выделенных любым цветом деталей.

Далее, скетч - это фиксация впечатления, идеи, настроения. Он родился как вариант путевых заметок, быстрых зарисовок из окна поезда или со скамейки бульвара, когда цветом в нём выделяется именно самое главное, что оказало впечатление или показалось наиболее значимым. Скетч не обязан быть профессионально выполнен, в нём обычно есть доля дилетантского обращения с перспективой или масштабами. Он, как правило, выглядит незаконченным, т.е. способным к дальнейшему развитию. С этой точки зрения он приближен к хэппинингу, перфомансу, энвайронменту. Да, нам не всегда понятны все эти изыски современного искусства, однако они существуют, они близки молодежи, и, соответственно, скетчинг близок и понятен нашим студентам.

Отчасти прародителями современного скетча, на наш взгляд, могут считаться комиксы. Если мы будем рассматривать какой-либо комикс, изданный в США в середине 60-х, и при этом помнить, что рисованием иллюстраций к этому литературному жанру увлекались идолы и адепты Поп-арта, то мы наглядно можем проследить родственные черты между иллюстрациями комиксов и современными скетчами. Та же фрагментарность, та же игра с масштабами, тот же авторский подход к позициям главного и второстепенного.

Молодое поколение с азартом восприняло технику скетчинга, именно поэтому он завоёвывает популярность в качестве форэскизной и эскизной стадий работы над средовым, к примеру, проектом. Молодёжи, в силу особенностей развития и проявлениям «клипового мышления» [4], легко принять недосказанность, некую игру, лёгкость и озорство, присущие скетчу. Авторам данной статьи, как преподавателям различных видов дизайна, довелось неоднократно убедиться в этом. Причем, если иногда студенты выражают некоторое недовольство расходами на необходимые материалы (распечатку планшета к курсовому проекту, например, размером 1400Х1000мм), то в отношении приобретения весьма недешевых специальных маркеров и бумаги для скетчинга таких нареканий нет. И в данном случае, исходя из «трендовости» этой техники, задачей преподавателя становится не столько научить студента рисовать скетчи (студенты сами охотно учатся рисунку, находящемуся на пике моды), сколько направить «творческий полёт» в требуемое русло конкретного проекта.

Рассмотрим возможности скетчинга в качестве дополнения или альтернативы эскизной работы над проектом.

Если говорить профессиональным языком, скетчинг - это эффектный дизайнерский рисунок, это своего рода набросок, но достаточно подробный, который позволяет донести до заказчика идею дизайнера. Он помогает понять, как будет выглядеть проект в будущем, увидеть какие-то ошибки, исправить их [8]. Этим он сродни форэскизу, но специфика работы цветом такова, что позволяет увидеть определенную разницу. Скетч вполне может использоваться как на начальной стадии проектирования, так и на заключительном этапе.

Более сложный вид скетчинга - выполнение его профессиональными материалами, чаще всего многоцветными маркерами с различной толщиной штриха, скетчи при этом выглядят ярко, насыщенно. Для художников традиционной, классической школы такие работы неприемлемы, в них всё «слишком». Но в дизайне они могут заменять собой традиционные эскизы при работе над проектом. Причем скетчи могут выглядеть как достаточно интересные графические произведения. Нам известны случаи, когда удачные скетчи были оформлены в рамочки и стали украшением того самого интерьера, для которого они были нарисованы.

Следующий по сложности вид скетчинга - это выполнение законченной визуализации какого-либо интерьерного или экстерьерного (ландшафтного) объекта. Скетч может быть выполнен в комбинированной технике, главное отличие от традиционной «ручной» визуализации - это цветовая насыщенность и стремление рисовальщика ярче подчеркнуть акцентные моменты в работе. Здесь очень важна и легкая

недосказанность [5]. И этот вид графики имеет также своих поклонников, как среди дизайнеров, так и среди их заказчиков.

Необходимо добавить, что возможности скетчинга не исчерпываются только средовым дизайном. В дизайне костюма, например, без ручной эскизной работы не обойтись. И не только в процессе обучения. Выразительные, яркие и самобытные скетчи, выполненные в индивидуальной манере, с динамикой и хорошей композицией - эти примеры мы можем видеть на страницах специализированных сайтов и модных журналов, в телепередачах, посвященных моде и известным кутюрье. Техникой скетчинга успешно пользуются промдизайнеры, ювелирщики, графические дизайнеры. Отчасти скетчинг может применяться и в web-дизайне.

Компьютерное моделирование и проектирование - еще одна важна сторона в дизайнерской деятельности. И мы, посвящая данную работу ручным техникам, ни в коем случае не умаляем значимости современных технологий в проектных процессах. Распространение цифровизации на все сферы жизни, а только что закончившееся во всем мире вынужденное дистанционное обучение (закончившееся ли?) продемонстрировало это весьма ярко, неизбежно влияет и на такую творческую область деятельности, как дизайн. «При этом цифровые технологии в дизайне отличаются от общепринятого подхода, поскольку для дизайнера цифровые технологии являются универсальным инструментом художественно-эстетического оформления новых продуктов, где на первом месте выступает художественная (эстетическая) составляющая, а только затем техническая (технологическая)» [1]. Возможна ли эскизная работа в компьютерных программах? Да, безусловно. Конкурирует ли она с ручным эскизированием? Нет. Не в том смысле, что она хуже, а в том смысле, что эти два вида художественно-проектной деятельности вполне мирно сосуществуют в рамках одного проекта. В начале 2000-х, когда наблюдалось бурное развитие творческих компьютерных продуктов, нередко со стороны как работодателя, так и заказчика, звучало: «Сделайте мне компьютерные чертежи и визуализации. Я не приемлю ручные варианты!» Спустя лет 10-12 ситуация изменилась, зачастую работодатель хочет убедиться, что его работник умеет рисовать - в буквальном смысле слова. Поскольку рынок насытился компьютерными визуализациями, работодатель, да и заказчик, видит особую «фишку» в ручных работах. И в данный отрезок времени такой подход достаточно актуален. Многие люди, по роду деятельности не связанные с дизайном, освоили творческие компьютерные программы и убедились, что уметь визуализировать - еще не значит быть хорошим дизайнером. Поэтому обучение ручным техникам дизайнерского рисунка, освоение этих техник, и самой передовой из них - скетчинга - является неотъемлемой частью дизайн-образования.

В процессе обучения дизайну немаловажным фактором успешного проектирования является творческий подход к процессу. Повышение креативности проектной работы - одна из основных задач педагога, преподающего дисциплины специализации. Важность этой цели не раз подчеркивалась в работах преподавателей. «В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития креативного мышления обучающихся, создание методики определения навыков «гибких компетенций (softskiИs)», включающих креативность. Все это позволит повысить качество образования и отойти от применения формальных знаний» [3]. В процессе освоения ручных техник развитие творческого начала происходит постепенно, вместе с усвоением знаний по композиции, цветоведению, с развитием навыков построения чертежа или пространственного рисунка, с осознанием задач эскизирования.

Выводы. Мы рассмотрели ряд понятий, связанных с применением ручного эскизирования в творческой работе при выполнении процесса проектирования в дизайне. Ручные техники графической подачи проекта -это неотъемлемая часть художественно-проектной деятельности. В целом ряду разнообразных подходов к эскизной работе скетчинг занимает особое место. Считается, что скетчинг - это быстрая техника. Да, некоторые его разновидности рассчитаны на быстрое выполнение. Но, тем не менее, цельная, законченная работа требует не только достаточной усидчивости и терпения, но и знаний композиции, и навыков тоновой и цветовой работы. Главные особенности скетча - смелость, выразительность, вариативность, яркость -значительно освежают подачу проекта. Можно сказать, что применение скетчинга в дизайне - это очень современно.

Литература:

1. Бахлова Н.А. Цифровые технологии в дизайн-образовании. / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки» - Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. - С. 540.

2. Для чего нужен фор-эскиз и что это такое? http://vhodpro.livejoumal.com/2009.html (Дата обращения 10.08.2020)

3. Климова М.В., Мальцева В.А. Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве. / Психология образования в поликультурном пространстве. - Изд-во: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец), 2019. № 3 (47). - С. 122.

4. Львова И.А. Феномен клипового мышления в контексте дизайн-образования. - М.: Педагогика искусства. 2016. № 2. - С. 98-101.

5. Определение скетчинга и основные техники. http://sketchpark.ru/pro_sketching (Дата обращения 09.08.2020)

6. Почему важно делать эскизы, прежде чем переходить к прототипу. https://habrahabr.ru/post/150621/ (Дата обращения 03.08.2020)

7. Почему полезно делать Наброски, Зарисовки и Эскизы? https://vk.com/@art_radyga-pochemu-polezno-delat-nabroski-zarisovki-i-eskizy (Дата обращения 30.07.2020)

8. Скетчинг: техника быстрого рисунка. http://graf.gallerix.rU/i/201509/sketching-texnika-bystrogo-risunka/ (Дата обращения 10.08.2020)

9. Форэскиз. Что это такое, и для чего он нужен? https://gardenplaza.ru/news/932/ (Дата обращения 08.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.