что кому-то предлагают совершить поступок предосудительный, но с первого взгляда явно для него выгодный. Тут же у него в мозгу разгорается борьба. Человек чувствует сначала искушение совершить поступок, выгодный для него. Но вот появляются ассоциации, в сознании всплывают нравственные соображения, которые становятся всё более явственнее. Под влиянием размышлений, оценки последствий, может быть - чужих советов выявляется истинная ситуация. Представление о поступке теряет свою привлекательность и даже вызывает отвращение. Мотивы разума, наоборот, становятся всё более повелительными. Рассудочная мысль вызовет увлекающее убеждение, и вот уже человек восклицает: «Я не могу этого сделать!» Он уступает более сильному импульсу разума и говорит вместо «не могу» - «не хочу».
Далее подростку предлагается для осмысливания и обсуждения следующий постулат: и наши собственные идеи, и любые чужие предложения привлекают нас лишь тогда, когда они становятся непреодолимым личным убеждением. Тогда нет места борьбе с самим собой, нет волевого усилия, всё получается легко, просто и понятно.
В классическом сократовском диалоге педагог не ставит себе задачу убедить собеседника в том, что его точка зрения неверна. В модели «Мыслим здраво» родитель также не задаётся такой целью, но всё же задаёт вопросы таким образом, чтобы привести подростка к пониманию того, что умение управлять конфликтом гораздо продуктивнее, чем отпустить его на «волю волн». В итоге подросток понимает, что для поиска стимулов к обучению нужно не усилие воли, к которому мы совершенно не способны, а некая дальновидность, вИдение», т.н. «зрение разума», ясно различающее итог обучения. В ходе применения этого метода у подростка, во-первых, возникает интерес к беседе как к интересному общению с родителем, как к неизвестной доселе и привлекательной форме решения каких-то личных проблем, а также начинает формироваться мотивация к обучению.
Выводы. Таким образом, для того чтобы это свершилось, необходимо, чтобы были реализованы следующие условия:
1. Важно, чтобы подросток видел в родителе не маму или папу, которые пытаются в очередной раз научить его жизни, а более опытного собеседника, который вместе с ним, подростком, хочет найти решение того вопроса, который волнует их обоих: как сделать жизнь более интересной. Если ребёнок прочувствовал настроение родителя, принял его и видит, что намерения в отношении него искренние, то его сознание не ставит никаких психологических блоков, так характерных в подростковом возрасте и мешающих эффективному восприятию информации. Для реализации этого условия автором разработан онлайн курс обучения родителей искусству общения с детьми старшего подросткового возраста.
2. Необходимо, чтобы родитель обладал техникой «Мыслим здраво». Для реализации этого условия автором разработан онлайн курс для родителей по основам техники и по методике обучения подростков этой технике.
3. Необходимо, чтобы эти курсы обучения родителей были им презентованы, а лучше - рекомендованы для рассмотрения либо руководителями образовательных учреждений, либо классными руководителями их детей.
4. Необходимо, чтобы родители самостоятельно изучили и применяли эти техники в общении со своими детьми.
В конечном итоге, при реализации этих условий наша версия сократовского диалога будет эффективным методом достижения педагогических целей в части формирования такой компетенции ФГОС ОО, как «Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение».
Литература:
1. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб: Речь, 2007. - 174 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
3. Мартишина Н.В. Педагогическое общение и педагогическая конфликтология: учебное пособие. -Москва: РУСАЙНС, 2020. - 172 с.
4. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 256 с.
5. Платон. Диалоги. - Москва: ЭКСМО, 2017. - 768 с.
6. Сергеев С.А. История конфликтологии. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. - 234 с.
7. Цветков В.Л. Конфликтология: учебное пособие. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. - 184 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи); кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
СКЕТЧИНГ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы теоретических различий и практического применения некоторых ручных графических техник, перешедших в дизайн из классического изобразительного искусства. Выполнен анализ использования в дизайне техники скетчинга как дополнения или альтернативы уже известным видам работы над проектом.
Ключевые слова: форэскиз, набросок, эскиз, скетчинг, визуализация, дизайн, проектная документация, компьютерное моделирование.
Annotation. The article discusses the theoretical differences and practical applications of some hand-held graphic techniques that have been transformed into a design from classical fine art. A brief analysis of the use of sketch techniques in design as an addition or alternative to the already known types of work on the project is carried out.
Keywords: foreskiz, sketch, visualization, design, project documentation, computer modeling.
Введение. Современный подход к обучению проектированию в дизайне, по всем профилям подготовки, объединяет в себе целый ряд условий. Это и выполнение всех требований ФГОС по формированию компетенций: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК), профессиональных (ПК), профессионально-прикладных (ППК). Это и привлечение к преподаванию действующих дизайнеров, а также прохождение практик на предприятиях соответствующего профиля. Это и поиск реальных объектов для проектирования, с выходом на реальных заказчиков, с целью повышения уровня проектирования и степени ответственности обучающихся.
В процессе проектирования студенты сталкиваются с необходимостью выполнения предварительной эскизной работы, которая представляет собой начальный этап выполнения проекта. Практически всегда начальный этап характеризуется применением ручных техник выполнения изображений, и мы, преподаватели, зачастую видим недостаточность сведений об этой части работы - как о самом эскизировании, так и о техниках, в которых оно может выполняться. В данной статье мы хотели бы рассмотреть терминологию проектного эскизирования в целом, и скетчинг как вариант такого эскизирования - в частности.
Изложение основного материала статьи. Скетч (англ. sketch), буквально - эскиз, набросок, зарисовка. Термин «скетчинг» в смысле «производство, изготовление скетчей» используется в нашей стране как производное от слова «скетч», однако в английском языке такого термина нет. Это живой и наглядный пример русского словообразования на базе иностранного языка: взяли английское слово, приставили к нему английский же суффикс - и вот образовался термин, максимально приближенный по звучанию к английской языковой морфологии... Скетчинг - достаточно новый термин и вид ручной техники, используемый в современном дизайне. Отчасти под воздействием модного веяния, отчасти из-за удобства применения, скетчинг уверенно отвоёвывает позиции у многих используемых до него ручных техник предварительного эскизирования проекта. Прежде чем охарактеризовать этот вариант эскизирования, мы хотели бы определиться с теми терминами и техниками наглядной подачи творческого замысла, которые уже известны и давно применяются.
Средовой проект зачастую требует использования нескольких видов графических изображений, предваряющих выполнение чистовых чертежей и визуализаций. Предварительно студентам, не имеющим базового художественного образования и не всегда понимающим первостепенные и конечные задачи, необходимо объяснить, что такое форэскиз, эскиз, набросок и т.д., и каким образом они помогают в работе над проектом. Необходимо подчеркнуть, что такое разнообразие терминов присуще, вероятно, только нашему языку: русско-английский переводчик не нашел для них других синонимов, кроме термина «скетч». Но мы в своей педагогической практике используем эту терминологию и считаем не лишним внести ясность, что именно эти понятия выражают в российской системе обучения различным направлениям дизайна.
Первый термин, от которого хотелось бы оттолкнуться, это набросок. Это понятие трактуется в изобразительном искусстве вот таким образом: «Набросок - это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание» [7]. Т.е. набросок фиксирует момент, с его помощью рисующий старается уловить сиюминутное впечатление. И в процессе работы дизайнер зачатую оказывается в ситуации, когда что-то увиденное нужно зарисовать, чтобы это могло стать основой какой-то проектной идеи.
Ближе всего к классическому определению наброска как выполненной быстро, от руки, зарисовке, располагается термин форэскиз. Форэскиз - это черновой вариант или набросок, который в будущем станет основой для эскиза и дизайн-проекта. Выполняется он от руки без соблюдения масштаба. Такие наброски зачастую дизайнер делает уже при первом знакомстве с потенциальным заказчиком, чтобы достичь взаимопонимания по видению проекта: дизайнер показывает заказчику, что именно можно сделать в данном пространстве, как обыграть выступающий ненужный угол, зрительно убрать ригели и т.п. Форэскиз означает, по сути, поиск решения, поисковый, начальный вариант работы над проектом. Этот термин является необходимой стадией при создании эскизного проекта. Такой черновик становится основой для дальнейшей детализации: чертежей и компьютерных планов, визуализаций [9].
Форэскиз кажется на первый взгляд малозначимой, непрезентабельной и несолидной частью проектной работы. Однако именно он помогает дизайнеру помнить все пожелания заказчика, и впоследствии становится основой всей проектной документации для данного проекта [2].
Несмотря на кажущуюся близость понятий, между дизайнерским форэскизом и пришедшим из классического изобразительного искусства наброском существует определенная разница: набросок показывает то, что уже есть, а форэскиз - то, что будет.
Следующим наглядным этапом работы над проектом является собственно создание эскизов. Эскизы в дизайне - это предварительные зарисовки, фиксирующие замысел, творческую идею.
Придумать идею не очень сложно, это студенты начинают осознавать уже на втором курсе. А вот самое сложное в процессе проектирования - это понять, как идея будет реализована в проекте. Как раз для этого и нужны эскизы. В них, например, замышляются не только формы, но и колористические варианты, способы декорирования, композиционные нюансы. Как правило, на основе эскизов и идет последующая работа над проектом. Именно эскизы утверждаются заказчиком, или, в учебном проектировании, ведущим преподавателем.
Созданием эскизов занимаются представители многих профессий, в которых задействованы креативность и конструирование. Леонардо да Винчи, например, делал эскизы своих изобретений, прежде чем переходил к проектированию. Невозможно перейти от идеи к её непосредственной реализации без продумывания всех деталей. Эскизы задают тон для всего будущего процесса проектирования. Начинающий дизайнер может думать, что не нуждается в эскизах, т.к. уже знает, как должен выглядеть проект («У меня в голове уже всё сложилось!»), но как только он начинает делать эскизы, то понимает, что существует гораздо больше возможностей, и что есть пути оптимизации решений, и что имеется вариативность воплощения одной и той же идеи [6].
Если рассмотреть классический вариант определения термина «эскиз», то звучит он несколько иначе, чем понимается в дизайне: «Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок; подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала» [7]. Очевидно, что в дизайне эскиз играет значительно более важную роль именно как самостоятельная и суверенная единица проекта. Более того, иногда возникают ситуации, когда проект видоизменяется на основе другого, не утвержденного ранее, эскиза, в силу каких-то обстоятельств. Например, уменьшение сметы расходов. Или невозможность технического воплощение какого-либо узла. Или просто заказчик передумал.
Исходя из автономной самостоятельности эскизов в проекте, они могут выполняться различными способами и в разных техниках: работа акварелью, гуашью, карандашами, в смешанной технике по предварительному карандашному рисунку или чертежу; работа акварельной заливкой с последующей детализацией чёрным пером (гелем); работа акварельными карандашами в сухом и сыром вариантах и т.д. вплоть до техники акварельной или тушевой отмывки, если позволяет время и изобразительные навыки. Это всё варианты ручной работы. Но современные проекты требуют и владения компьютерными программами 3D моделирования, чтобы создавать реалистичные визуализации проектных решений. Эти визуализации также называются эскизами - до окончательного согласования с заказчиком проекта. О компьютерных видах эскизной работы мы напишем ниже.
И вот мы вплотную приблизились к «герою» нашей статьи - скетчингу. Скетч (англ. sketch), буквально -эскиз, набросок, зарисовка. Сразу же возникает вопрос: в чём отличие этого вида графики от всего того, о чём шла речь выше? Нельзя ли считать, что скетч - это объединение в одном термине известных видов эскизных работ? Нам думается, что к скетчу нельзя подходить столь прямолинейно. Поскольку он - живая иллюстрация современного подхода в проектировании. Скетчинг - это порождение сегодняшнего времени, созвучного текущему ритму жизни и восприятия мира. Этот вид графики не мог зародиться во времена становления классического изобразительного искусства: во-первых, не созрели предпосылки, во-вторых, ввиду его особенностей. Именно из-за этих особенностей его всё активнее берет на вооружение дизайн.
На наш взгляд, скетчинг - это порождение постмодернистского отношения к окружающему миру. Почему? Потому что он не поддается «грамотному», «правильному» подходу к объектам, им воспроизводимым. Скетч отражает сиюминутность, этим он сродни наброску, но отличается от него присутствием личности рисовальщика, который в скетче отмечает в виде главного не то что есть главное на самом деле, с точки зрения среднестатистического наблюдателя, а то, что считает главным сам рисовальщик. Отсюда и свободное отношение к тону и цвету: весь скетч может быть чёрно-белым, за исключением выделенных любым цветом деталей.
Далее, скетч - это фиксация впечатления, идеи, настроения. Он родился как вариант путевых заметок, быстрых зарисовок из окна поезда или со скамейки бульвара, когда цветом в нём выделяется именно самое главное, что оказало впечатление или показалось наиболее значимым. Скетч не обязан быть профессионально выполнен, в нём обычно есть доля дилетантского обращения с перспективой или масштабами. Он, как правило, выглядит незаконченным, т.е. способным к дальнейшему развитию. С этой точки зрения он приближен к хэппинингу, перфомансу, энвайронменту. Да, нам не всегда понятны все эти изыски современного искусства, однако они существуют, они близки молодежи, и, соответственно, скетчинг близок и понятен нашим студентам.
Отчасти прародителями современного скетча, на наш взгляд, могут считаться комиксы. Если мы будем рассматривать какой-либо комикс, изданный в США в середине 60-х, и при этом помнить, что рисованием иллюстраций к этому литературному жанру увлекались идолы и адепты Поп-арта, то мы наглядно можем проследить родственные черты между иллюстрациями комиксов и современными скетчами. Та же фрагментарность, та же игра с масштабами, тот же авторский подход к позициям главного и второстепенного.
Молодое поколение с азартом восприняло технику скетчинга, именно поэтому он завоёвывает популярность в качестве форэскизной и эскизной стадий работы над средовым, к примеру, проектом. Молодёжи, в силу особенностей развития и проявлениям «клипового мышления» [4], легко принять недосказанность, некую игру, лёгкость и озорство, присущие скетчу. Авторам данной статьи, как преподавателям различных видов дизайна, довелось неоднократно убедиться в этом. Причем, если иногда студенты выражают некоторое недовольство расходами на необходимые материалы (распечатку планшета к курсовому проекту, например, размером 1400Х1000мм), то в отношении приобретения весьма недешевых специальных маркеров и бумаги для скетчинга таких нареканий нет. И в данном случае, исходя из «трендовости» этой техники, задачей преподавателя становится не столько научить студента рисовать скетчи (студенты сами охотно учатся рисунку, находящемуся на пике моды), сколько направить «творческий полёт» в требуемое русло конкретного проекта.
Рассмотрим возможности скетчинга в качестве дополнения или альтернативы эскизной работы над проектом.
Если говорить профессиональным языком, скетчинг - это эффектный дизайнерский рисунок, это своего рода набросок, но достаточно подробный, который позволяет донести до заказчика идею дизайнера. Он помогает понять, как будет выглядеть проект в будущем, увидеть какие-то ошибки, исправить их [8]. Этим он сродни форэскизу, но специфика работы цветом такова, что позволяет увидеть определенную разницу. Скетч вполне может использоваться как на начальной стадии проектирования, так и на заключительном этапе.
Более сложный вид скетчинга - выполнение его профессиональными материалами, чаще всего многоцветными маркерами с различной толщиной штриха, скетчи при этом выглядят ярко, насыщенно. Для художников традиционной, классической школы такие работы неприемлемы, в них всё «слишком». Но в дизайне они могут заменять собой традиционные эскизы при работе над проектом. Причем скетчи могут выглядеть как достаточно интересные графические произведения. Нам известны случаи, когда удачные скетчи были оформлены в рамочки и стали украшением того самого интерьера, для которого они были нарисованы.
Следующий по сложности вид скетчинга - это выполнение законченной визуализации какого-либо интерьерного или экстерьерного (ландшафтного) объекта. Скетч может быть выполнен в комбинированной технике, главное отличие от традиционной «ручной» визуализации - это цветовая насыщенность и стремление рисовальщика ярче подчеркнуть акцентные моменты в работе. Здесь очень важна и легкая
недосказанность [5]. И этот вид графики имеет также своих поклонников, как среди дизайнеров, так и среди их заказчиков.
Необходимо добавить, что возможности скетчинга не исчерпываются только средовым дизайном. В дизайне костюма, например, без ручной эскизной работы не обойтись. И не только в процессе обучения. Выразительные, яркие и самобытные скетчи, выполненные в индивидуальной манере, с динамикой и хорошей композицией - эти примеры мы можем видеть на страницах специализированных сайтов и модных журналов, в телепередачах, посвященных моде и известным кутюрье. Техникой скетчинга успешно пользуются промдизайнеры, ювелирщики, графические дизайнеры. Отчасти скетчинг может применяться и в web-дизайне.
Компьютерное моделирование и проектирование - еще одна важна сторона в дизайнерской деятельности. И мы, посвящая данную работу ручным техникам, ни в коем случае не умаляем значимости современных технологий в проектных процессах. Распространение цифровизации на все сферы жизни, а только что закончившееся во всем мире вынужденное дистанционное обучение (закончившееся ли?) продемонстрировало это весьма ярко, неизбежно влияет и на такую творческую область деятельности, как дизайн. «При этом цифровые технологии в дизайне отличаются от общепринятого подхода, поскольку для дизайнера цифровые технологии являются универсальным инструментом художественно-эстетического оформления новых продуктов, где на первом месте выступает художественная (эстетическая) составляющая, а только затем техническая (технологическая)» [1]. Возможна ли эскизная работа в компьютерных программах? Да, безусловно. Конкурирует ли она с ручным эскизированием? Нет. Не в том смысле, что она хуже, а в том смысле, что эти два вида художественно-проектной деятельности вполне мирно сосуществуют в рамках одного проекта. В начале 2000-х, когда наблюдалось бурное развитие творческих компьютерных продуктов, нередко со стороны как работодателя, так и заказчика, звучало: «Сделайте мне компьютерные чертежи и визуализации. Я не приемлю ручные варианты!» Спустя лет 10-12 ситуация изменилась, зачастую работодатель хочет убедиться, что его работник умеет рисовать - в буквальном смысле слова. Поскольку рынок насытился компьютерными визуализациями, работодатель, да и заказчик, видит особую «фишку» в ручных работах. И в данный отрезок времени такой подход достаточно актуален. Многие люди, по роду деятельности не связанные с дизайном, освоили творческие компьютерные программы и убедились, что уметь визуализировать - еще не значит быть хорошим дизайнером. Поэтому обучение ручным техникам дизайнерского рисунка, освоение этих техник, и самой передовой из них - скетчинга - является неотъемлемой частью дизайн-образования.
В процессе обучения дизайну немаловажным фактором успешного проектирования является творческий подход к процессу. Повышение креативности проектной работы - одна из основных задач педагога, преподающего дисциплины специализации. Важность этой цели не раз подчеркивалась в работах преподавателей. «В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития креативного мышления обучающихся, создание методики определения навыков «гибких компетенций (softskiИs)», включающих креативность. Все это позволит повысить качество образования и отойти от применения формальных знаний» [3]. В процессе освоения ручных техник развитие творческого начала происходит постепенно, вместе с усвоением знаний по композиции, цветоведению, с развитием навыков построения чертежа или пространственного рисунка, с осознанием задач эскизирования.
Выводы. Мы рассмотрели ряд понятий, связанных с применением ручного эскизирования в творческой работе при выполнении процесса проектирования в дизайне. Ручные техники графической подачи проекта -это неотъемлемая часть художественно-проектной деятельности. В целом ряду разнообразных подходов к эскизной работе скетчинг занимает особое место. Считается, что скетчинг - это быстрая техника. Да, некоторые его разновидности рассчитаны на быстрое выполнение. Но, тем не менее, цельная, законченная работа требует не только достаточной усидчивости и терпения, но и знаний композиции, и навыков тоновой и цветовой работы. Главные особенности скетча - смелость, выразительность, вариативность, яркость -значительно освежают подачу проекта. Можно сказать, что применение скетчинга в дизайне - это очень современно.
Литература:
1. Бахлова Н.А. Цифровые технологии в дизайн-образовании. / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Материалы региональной университетской научно-практической конференции. Сер. «Психолого-педагогические науки» - Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. - С. 540.
2. Для чего нужен фор-эскиз и что это такое? http://vhodpro.livejoumal.com/2009.html (Дата обращения 10.08.2020)
3. Климова М.В., Мальцева В.А. Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве. / Психология образования в поликультурном пространстве. - Изд-во: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец), 2019. № 3 (47). - С. 122.
4. Львова И.А. Феномен клипового мышления в контексте дизайн-образования. - М.: Педагогика искусства. 2016. № 2. - С. 98-101.
5. Определение скетчинга и основные техники. http://sketchpark.ru/pro_sketching (Дата обращения 09.08.2020)
6. Почему важно делать эскизы, прежде чем переходить к прототипу. https://habrahabr.ru/post/150621/ (Дата обращения 03.08.2020)
7. Почему полезно делать Наброски, Зарисовки и Эскизы? https://vk.com/@art_radyga-pochemu-polezno-delat-nabroski-zarisovki-i-eskizy (Дата обращения 30.07.2020)
8. Скетчинг: техника быстрого рисунка. http://graf.gallerix.rU/i/201509/sketching-texnika-bystrogo-risunka/ (Дата обращения 10.08.2020)
9. Форэскиз. Что это такое, и для чего он нужен? https://gardenplaza.ru/news/932/ (Дата обращения 08.08.2020)