Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКЕТЧИНГА НА РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКЕТЧИНГА НА РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГРАФИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СКЕТЧИНГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Масленова Анастасия Александровна, Лысова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития графических способностей обучающихся, которые являются основой художественной деятельности. Рассмотрены современные тенденции графического рисования, ставшие ответом на новые технологии и наш современный образ жизни. Выявлено, что недостаточно изучены возможности новых техник графического творчества для обучения рисованию. Обосновано, что мотивировать ускорение развития графических способностей возможно при включении в процесс художественного обучения такого направления в рисование как скетчинг. Скетчинг - техника быстрого рисования. В процессе данного исследования выявлено, что скетчинг способствует активизации развития графических способностей обучающихся. Рассмотрены специфические функции дополнительного образования. Определено, что в учреждение дополнительного образования наиболее оптимизируется развитие графических способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Евгения Константиновна, Масленова Анастасия Александровна, Лысова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE INFLUENCE OF SKETCHING ON THE DEVELOPMENT OF GRAPHIC ABILITIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to the problem of developing the graphic abilities of students, which are the basis of artistic activity. The current trends in graphic drawing, which have become a response to new technologies and our modern lifestyle, are considered. It was revealed that the new possibilities of graphic creativity techniques for teaching drawing have not been sufficiently studied. It is substantiated that it is possible to stimulate the acceleration of the development of graphic abilities by including such a direction in drawing as sketching in the process of artistic education. Sketching is a quick drawing technique. In the process of this study, it was revealed that sketching contributes to the activation of the development of students' graphic abilities. The specific functions of additional education are considered. It has been determined that the development of students' graphic abilities is the most optimal in an institution of additional education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКЕТЧИНГА НА РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Лерер, Йона. Групповое мышление. Миф о мозговом штурме. - URL: http://www.newyorker.com reporting/2012/01/30/120130fa_factlehrer?current Page=al (дата обращения: 19.10.2022).

5. Пономарёв, Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарев. - М.: Политиздат, 1976. - 218 с.

6. Тарасенко, Ф.Н. Прикладной системный анализ: учебное пособие / Ф.Н. Тарасенко. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

7. Evgeniya K. Zimina, b. Nadezhda V. Syrova, c. Nina S. Petrova, d. Marina A. Abdullina, e. Irina S. Aboimova, Anna A. Dolmatova, g Alexsander V. Shapoval. Aesnthetik learning space and its influence on value orientations of studendents.- URL: Журнал "Ad Alta" - содержание выпуска Т.11 № 1 S19 за 2021 год (elibrary.ru) Aesthetic learning space and its influence on value orientations of students (elibrary.ru) (дата обращения 16.10.2022).

Педагогика

УДК 374

кандидат педагогических наук, доцент Зимина Евгения Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Масленова Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Лысова Екатерина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКЕТЧИНГА НА РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития графических способностей обучающихся, которые являются основой художественной деятельности. Рассмотрены современные тенденции графического рисования, ставшие ответом на новые технологии и наш современный образ жизни. Выявлено, что недостаточно изучены возможности новых техник графического творчества для обучения рисованию. Обосновано, что мотивировать ускорение развития графических способностей возможно при включении в процесс художественного обучения такого направления в рисование как скетчинг. Скетчинг - техника быстрого рисования. В процессе данного исследования выявлено, что скетчинг способствует активизации развития графических способностей обучающихся. Рассмотрены специфические функции дополнительного образования. Определено, что в учреждение дополнительного образования наиболее оптимизируется развитие графических способностей обучающихся.

Ключевые слова: художественное творчество, графические способности, скетчинг, обучающиеся, дополнительное образование, метод проектов, проектная деятельность.

Annоtation. The article is devoted to the problem of developing the graphic abilities of students, which are the basis of artistic activity. The current trends in graphic drawing, which have become a response to new technologies and our modern lifestyle, are considered. It was revealed that the new possibilities of graphic creativity techniques for teaching drawing have not been sufficiently studied. It is substantiated that it is possible to stimulate the acceleration of the development of graphic abilities by including such a direction in drawing as sketching in the process of artistic education. Sketching is a quick drawing technique. In the process of this study, it was revealed that sketching contributes to the activation of the development of students' graphic abilities. The specific functions of additional education are considered. It has been determined that the development of students' graphic abilities is the most optimal in an institution of additional education.

Key words: artistic creativity, graphic abilities, sketching, students, additional education, project method, project activity.

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена требованиями предъявляемыми обществом к воспитанию личности способной к самореализации в инновационно-созидательной деятельности, что требует от образования сконцентрировать внимание на стратегии развития творческого потенциала будущего члена общества, его творческих способностей.

Вопрос формирования графических способностей обучающихся волновал педагогов и психологов на протяжении всего периода истории, а также в современном мире. Педагогическая деятельность каждый день подтверждает, что процесс творчества протекает намного успешнее, если сам учащийся заинтересован в выполнении задания [6].

Обеспечение условий формирования графических способностей является важнейшей задачей художественного образования.

В.С. Кузин и Ю.М. Тютюнова рассматривают основы выполнения любого подготовительного этапа на основе академических законов. Академические виды рисования помогают усвоить необходимые каноны, которые в дальнейшем могут служить опорой для реализации дальнейшей творческой деятельности [3, 9]. Однако необходимо отметить, что одним из главных качеств эффективного развития графических способностей является многообразие приемов обучения обучающихся на занятиях.

Так в зарубежной педагогике скетчинг уже активно используется в учебном процессе, например Koos Eissen является доцентом в Технологическом университете Делфта и преподает занятия по рисованию на факультете промышленного проектирования с акцентом на скетче. Существует много зарубежных учебников на тему скетча, например, Sarah Simblet "Sketchbook for artists", Jeff Mellem "Sketching People: Life Drawing Basicsи мное другие [12, 13].

Таким образом, имеется объективная необходимость исследовать влияние скетчинга на развитие графических способностей обучающихся.

Включение занятий по выполнению скетчей в программу художественно-изобразительного творчества и дизайна в системе дополнительного образования способно ускорить процесс овладения графическими способностями.

Изложение основного материала статьи. Творческая деятельность порождает новые ценности, новые идеи. Занимаясь творческой деятельностью, человек не только механически выполняет свою работу, но и вносит свой вклад, улучшает результат своей работы, решаются поисково-творческие задачи, формируется общая способность искать и находить новые решения. Такие решения имеют необычные способы достижения требуемого результата, необычные подходы к рассмотрению данной ситуации.

Результатом творческой деятельности может быть как объективно социально-значимый новый продукт, то есть не имеющий аналогов, так и субъективно значимый, то есть важный для конкретного обучающегося, что бывает значительно чаще.

Процесс творчества расширяет поле деятельности обучающегося, приобретается опыт, знания и реализуются, апробируются его возможности.

Творческая деятельность тесно связана с интересом, то есть обучающий должен быть мотивирован на данную деятельность, в этом случае учебный процесс идет намного успешнее и плодотворнее.

Занятия художественными практиками позволяют овладевать большим спектром навыков: наблюдательность, зрительно-образная память, образное мышление. Приобретаются знания о разновидностях художественных форм, видах и стилях в искусстве, в процессе практической деятельности осваиваются средства художественной выразительности, появляется мотивация и способность создавать различные художественные работы, передавая в них свое отношение к окружающему миру [5].

Основой художественной деятельности является умение графического рисования. Однако в процессе рисования обучающийся часто встречается с проблемой изображения представляемого образа, что обусловлено слабым развитием графических способностей. Графические способности это навыки располагать и двигать рабочую руку, полученные в ходе занятий рисованием, эскизированием, черчением и т.д. [1].

Безусловно, одно из ключевых мест в развитии графических навыков обучающегося имеют методы обучения, которые помогают педагогу в достижении целей по развитию художественно-графических навыков, важно привить обучающемуся интерес и стремление к их совершенствованию, к овладению новыми техническими приемами выполнения рисунков.

Для развития графических способностей обучающийся должен обладать рядом хорошо развитых качеств, таких как моторика (общая и мелкая), зрительно-пространственное мышление и представление, а так же зрительная память, данные факторы являются важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей, все это требует тренировки. Для формирования и развития графических способностей необходимо мотивировать обучающихся на выполнение графических работ.

В процессе овладения эстетикой графической деятельности, «стимулируется мыслительная деятельность по его эстетическому оцениванию и происходит подсознательное конструирование образа, который наиболее важен в данный момент» отмечают в своей работе авторы Н.В. Сырова, М.А. Абдуллина, А.В. Шаповал [11].

Рисунок с натуры, изображение своих замыслов и фантазий, требует не только заинтересованности в выполнении поставленной задачи, но и знания разных способов графического изображения: наброски, форэскизы, эскизы, скетчи.

Скетч (англ. sketch), буквально - эскиз, набросок, зарисовка [4].

Скетчинг достаточно новый термин и вид ручной техники, который нечасто применяется в процессе обучения. Данный вид ручного эскиза быстро завоевывал популярность за счет своего удобства применения и под воздействием современных тенденций рисования.

Однако, прежде чем говорить про скетчинг, стоит уточнить определения терминов и техник наглядной подачи творческого замысла, которые раннее были известны.

Набросок - это обобщенный образ, переданный на бумагу, созданный за короткий отрезок времени с применением минимальных графических средств. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта, возможность быстро изобразить заинтересовавшие художника объекты и формы [7].

Форэскиз - черновой, пробный вариант изображения, основа эскиза. Для него характерно, что все размеры являются примерными, то есть форэскиз выполняется без масштаба. Цель форэскиза - поиск идеи, лучшего варианта композиции и постановки для выполнения дальнейшей полноценной творческой работы [10].

Однако «набросок» отражает то, что уже существует, а «форэскиз» представляет собой только то, что будет воплощено.

Эскиз (фр. esquisse) - более проработанный подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала. Эскизы могут выполняться различными способами и в разных техниках [10].

Скетчинг - это порождение постмодернистского отношения к окружающему миру, отличающейся свободой в средствах изображения, спонтанности, желания творчества и игрового начала.

Скетч отражает сиюминутность, этим он сродни наброску, но отличается тем, что в скетче главным объектом зачастую является не то, что есть на самом деле, а восприятие автора, то, что он сам считает главным и выражает этот объект различными контрастными линиями или цветовым решением.

Основой для появления техники скетча стал жанр комикса, издаваемые в США в 60-х годах и в основном выполненные в стиле поп-арт, поэтому отдельные черты комикса нашли отражение в современном скетчинге.

Скетчинг является отражением сегодняшних художественных тенденций, соответствующих ритму жизни и восприятию окружающего мира. Рассмотрим более подробно возможности скетчинга для развития графических способностей обучающихся.

Одной из причин введения скетчинга в процесс обучения стало многообразие его видов, которые применяются во многих творческих профессиях, связанных с графикой.

Например, интерьерный скетчинг - создание визуализации интерьера помещения. Данный вид скетчинга помогает воплотить в жизнь видение дизайнером интерьерного пространства, для этого он должен обладать навыками линейной перспективы и умением передавать текстуры и фактуры тех или иных предметов.

Промышленный скетчинг в основе похож с чертежами, выполненными в свободном масштабе, его назначение быстро фиксировать идеи будущих дизайнерских и инженерных проектов.

Fashion-скетчинг - вид скетчинга, который связан с модной индустрией и массово применяется стилистами, дизайнерами одежды, обуви. Данный вид скетчинга помогает воплотить на бумаге будущий образ, подобрать цветовую гамму и текстуру тканей будущего образа.

Travel-скетчинг не имеет связи с конкретной профессией. Данный вид скетчинга помогает отразить впечатление от путешествия в какую-либо страну, город, место.

Food-скетчинг более новый вид скетчинга, связан с зарисовкой еды. Формы зарисовок могут быть любыми и отражать любой этап приготовления того или иного блюда. Этот вид скетчинга получил популярность для иллюстрирования поваренных книг.

Ботанический скетчинг - создание изображения растительных объектов, цветов, деревьев, листьев без проработанности деталей.

Архитектурный (городской) скетчинг - создание зарисовок городских, архитектурных объектов, требует знания линейно-воздушной перспективы.

Скетчноутинг или визуальные заметки - это способ конспектирования, который позволяет фиксировать, структурировать, лучше запоминать и объяснять информацию, фокусировать внимание, качественнее осмысливать материал, а также способствует развитию визуального мышления.

В процессе выполнения скетчноутинга задействованы сразу оба полушария: Левое, которое отвечает за логику, линейное мышление, и правое, которое оперирует зрительными образами, поэтому мы можем видеть «картинку» целиком, лучше понимать ситуацию, по-новому перерабатывать информацию, и находить неординарные решения [12].

Авторы Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова отмечают, что методы современной педагогической практики должны быть «направлены на формирование и развитие у обучающихся особых гибких универсальных компетенций, обеспечивающих готовность к освоению профессиональных сфер» [2, C. 19]. Применение скетчинга в разных творческих профессиях, связанных с графикой отвечает этим требованиям педагогики, и актуализировало исследование влияния скетчинга на развитие графических способностей в образовательном процессе.

Наибольшей оптимизации в развитие графических способностей могут способствовать особенности дополнительного образования, где профессиональная ориентация является длительным процессом постепенного уточнения интересов обучающегося, максимально опирающейся на идею «саморазвития личности» [8, C. 7].

Анализ традиционного обучения в общеобразовательной школе показал, что обучение ориентировано на общее развитие обучаемого и не способствует целенаправленному формированию потребности обучающегося в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении.

Вместе с базовым дополнительное образование даёт общее развитие личности, выявляет и развивает потенциальные возможности обучающегся, расширяет пространство творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам.

Основываясь на особенностях дополнительного образования студентами Мининского университета было решено провести эксперимент по формированию графических навыков посредством внедрения в образовательный процесс занятий по скетчингу в период прохождения педагогической практики на базе МБУ ДО «Детская школа искусств №1» города Нижний Новгород.

Для проведения эксперимента были выделены две учебные группы обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет, обладающих примерно одинаковым уровнем графических и художественных способностей.

Каждой группе было предложено одинаковое задание: выполнить наброски с фигуры человека, с ограничением по времени в 10-15 минут, для передачи мимолетного состояния модели, без конкретной проработки деталей. При этом первая группа выполняла задание в традиционной технике наброска, тогда как со второй группой были рассмотрены основы скетчинга, выявлены способы передачи формы предметов с помощью их упрощения до геометрических фигур.

После выполнения обучающимися обеих групп предложенного задания, был проведен анализ творческих работ, было выявлено: группа, изучившая основы скетчинга, проявила более высокий уровнь владения графическими способностями, наличием уверенных, глубоких графических знаний; творческой и безошибочной техничностью исполнения работ; рациональным применением графических материалов.

Важно отметить, обучающиеся обеих групп грамотно выстраивали предварительную работу по осуществлению эскизов, активно использовали полученные ранее знания, умения, навыки при выполнении творческого задания, в нестандартной художественно-графической ситуации, но при этом группа, изучающая скетчинг, добилась большего прогресса в передачи пропорций, формы и положения моделей.

Выводы. Подводя итоги, проведенного исследования еще раз подчеркнем, скетчи, востребованы в разных видах профессиональной деятельности, что актуализирует внедрение занятий по скетчингу в образовательный процесс. Скетчинг является эффективной методикой для развития графических способностей обучающихся особенно в условиях системы дополнительного образования.

Литература:

1. Белова, С.Н. Формирование художественно-графических навыков у студентов колледжа в сфере дизайна / С.Н. Белова, Т.В. Осипова // Эпоха науки. - 2018. - №14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hudozhestvenno-graficheskih-navykov-u-studentov-kolledzha-v-sfere-dizayna (Дата обращения: 09.10.2022).

2. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №2. - С. 23-27. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8

3. Кузин, В.С. «Рисунок, наброски и зарисовки»: учеб. пособие для вузов 2-е изд., стереотип. / В.С. Кузин. - М.: Академия, 2013. - 232 с.

4. Львова, И.А. Скетчинг как современное средство проектирования / И.А. Львова, Н.А. Бахлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sketching-kak-sovremennoe-sredstvo-proektirovaniya (Дата обращения: 02.10.2022).

5. Мишина, Н.В. Предпрофессиональное развитие графических умений подростков в контексте интегративного подхода / Н.В. Мишина // Вестник евразийской науки. - 2015. - №4 (29). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predprofessionalnoe-razvitie-graficheskih-umeniy-podrostkov-v-kontekste-integrativnogo-podhoda (Дата обращения: 09.10.2022).

6. Пайгусов, А.И. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / А.И. Пайгусов; М-во образования науки Рос, Федерации, Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары: [б.и.] 2014 (Участок оперативной полиграфии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева). - 114 с.

7. Почему полезно делать Наброски, Зарисовки и Эскизы. - URL: https://vk.com/@art_radyga-pochemu-poleznodelat-nabroski-zarisovki-i-eskizy (Дата обращения 02.10.2022).

8. Слепенкова, Е.А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII - XX вв. / Е.А. Слепенкова, С.И. Аксёнов // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 7. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7(дата обращения: 19.01.2022 г.).

9. Тютюнова, Ю.М. Пленер: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов / Ю.М. Тютюнова. - М.: Академический проект, 2015. - 176 с.

10. Форэскиз. Что это такое, и для чего он нужен? - URL: https://gardenplaza.ru/news/932/ (Дата обращения 02.10.2022)

11. Zimina, E.K. Aesnthetik learning space and its influence on value orientations of studendents / E.K. Zimina, N.V. Syrova, N.S. Petrova, M.A. Abdullina, I.S. Aboimova, A.A. Dolmatova, A.V. Shapoval // Ad Alta. - 2021. - Т. 11, № 1. - С. 19-21

12. Jeff, Mellem. «Sketching People / Mellem Jeff. - Life Drawing Basics» publisher: North Light Books, 2009. - 128 p.

13. Koos, Eissen. Sketching / Eissen Koos, Steur Roselien. - The Basics, publisher: BIS Publishers B.V, 2011. - 204 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.