Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ-АРТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

КОНЦЕПТ-АРТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее профессиональное образование / графический дизайн / компетенции / актуализация обучения / концепт-арт компьютерной игры / higher professional education / graphic design / competencies / actualization of learning / concept art of a computer game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тамулевич Светлана Викторовна

Работа рассматривает актуальность и специфику интеграции концепт-арта компьютерной игры в процесс подготовки графических дизайнеров в высшей школе. Исследование опирается на реализуемую модель проектирования концепт-арта в образовательный процесс подготовки бакалавров графического дизайна в Тихоокеанском государственном университете. Проектирования визуальной концепции, в предлагаемой модели обучения рассматривается как условие освоения практики концепт-дизайна направленного на вербализацию идеи компьютерной игры. Концепция визуализируется с помощью художественных средств и дизайн проектирования. Процесс создания учебного игрового концепта актуализирует навыки профессиональной проектной деятельности, направленной на визуальную коммуникацию, обращенную к участникам производственного процесса и потребителям продукта. В работе выделяется ряд общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретаемых и актуализируемых в процессе учебного проектирования концептов в игровом дизайне. Определяется значимость проекта как практики креативной деятельности, результатом которой является графическая система, объединенная визуальным стилем. Креативность проявляется в новизне, и оригинальности трактовки, стилевой цельности и стилизации игрового мира. В работе рассматривается единство всех объектов входящих в сложную многоуровневую дизайн-систему концепт-арт. Интегрирование актуальных направлений и продуктов современного дизайна в образовательные программы повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тамулевич Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work considers the relevance and specifics of integrating the concept art of a computer game into the process of training graphic designers in high school. The research is being implemented at Pacific State University. Concept art is seen as a condition for obtaining the practice of concept design, the project aims to verbalize the idea of a computer game. The concept is created through artistic means and design. Concept art consolidates the skills of professional design activities, creates visual communication with participants in the production process and consumers of the product. In the work, general professional and professional competencies, game design are acquired and updated, the project matters as a practice of creative activity. The result of the design is a visual style merged graphics system. Creativity is manifested in novelty, and originality of interpretation, stylistic integrity and stylization of the game world. All objects included in a complex multi-level design system concept art have one graphic style. Integration of current trends and products of modern design into educational programs increases the competitiveness of graduates in the labor market.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ-АРТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

компьютерные технологии, умений передавать форму и пропорции, умений сочетать цвета в визуализации объектов и пространства. Использование метода быстрого рисунка, то есть интерьерного скетчинга, будет только способствовать повышению качества обучения будущих дизайнеров.

Литература:

1. Абсалямова, И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук / И.Р. Абсалямова. - Москва: 2007. - 24 с.

2. Бундина, Ю.М. Формирование профессиональной компетенции студента-дизайнера как аксиологическая проблема /Ю.М. Бундина//Вестник ОГУ.-2006. -N6. - С. 92-97

3. Воронцова, Л.Л. Реализация компетентностного подхода в процессе проектно-целевой профессиональной подготовки студентов-дизайнеров / Л.Л. Воронцова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. -2015. -№ 5 (5). - С. 65-70.

4. Даськова, Ю.В. Подготовка студентов-дизайнеров к творческой профессиональной деятельности / Ю.В. Даськова // Обзор педагогических исследований. - 2020. - Том 2. - №1. - С. 5-11 - URL: https://opi-rnal.ru/archives/9533t/uploads/2020/03/daskova.pdf://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-dizaynerov-k-proektnoy-deyatelnosti-na-nachalnyh-etapah-obucheniya-zhivopisi%BD%D (дата обращения 17.05.2024)

5. Королева, Л.Ю. Подготовка студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхлда / Л.Ю. Королева // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №19. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podgotovka-studentov-dizaynerov-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-ramkah-kompetentnostnogO" podhoda (дата обращения 17.05.2024)

6. Кришталь, Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. -2010.-N7.-С.4-10

7. Кузьмина, О.В. Компетентностная модель формирования конструкторской готовности дизайнера костюма в вузе: Дис... канд. пед. наук/О.В. Кузьмина. -Москва: 2011. -226 с.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №1. С 2. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Тамулевич Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

КОНЦЕПТ-АРТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. Работа рассматривает актуальность и специфику интеграции концепт-арта компьютерной игры в процесс подготовки графических дизайнеров в высшей школе. Исследование опирается на реализуемую модель проектирования концепт-арта в образовательный процесс подготовки бакалавров графического дизайна в Тихоокеанском государственном университете. Проектирования визуальной концепции, в предлагаемой модели обучения рассматривается как условие освоения практики концепт-дизайна направленного на вербализацию идеи компьютерной игры. Концепция визуализируется с помощью художественных средств и дизайн проектирования. Процесс создания учебного игрового концепта актуализирует навыки профессиональной проектной деятельности, направленной на визуальную коммуникацию, обращенную к участникам производственного процесса и потребителям продукта. В работе выделяется ряд общепрофессиональных и профессиональных компетенций, приобретаемых и актуализируемых в процессе учебного проектирования концептов в игровом дизайне. Определяется значимость проекта как практики креативной деятельности, результатом которой является графическая система, объединенная визуальным стилем. Креативность проявляется в новизне, и оригинальности трактовки, стилевой цельности и стилизации игрового мира. В работе рассматривается единство всех объектов входящих в сложную многоуровневую дизайн-систему - концепт-арт. Интегрирование актуальных направлений и продуктов современного дизайна в образовательные программы повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, графический дизайн, компетенции, актуализация обучения, концепт-арт компьютерной игры.

Annotation. The work considers the relevance and specifics of integrating the concept art of a computer game into the process of training graphic designers in high school. The research is being implemented at Pacific State University. Concept art is seen as a condition for obtaining the practice of concept design, the project aims to verbalize the idea of a computer game. The concept is created through artistic means and design. Concept art consolidates the skills of professional design activities, creates visual communication with participants in the production process and consumers of the product. In the work, general professional and professional competencies, game design are acquired and updated, the project matters as a practice of creative activity. The result of the design is a visual style merged graphics system. Creativity is manifested in novelty, and originality of interpretation, stylistic integrity and stylization of the game world. All objects included in a complex multi-level design system - concept art have one graphic style. Integration of current trends and products of modern design into educational programs increases the competitiveness of graduates in the labor market.

Key words: higher professional education, graphic design, competencies, actualization of learning, concept art of a computer

Введение. В современных условиях графический дизайна стремительно развивается. Расширение областей проектирования, в которых активно участвуют дизайнеры-графики, требует оперативного реагирования высшего образования на отраслевые изменения и формирования новых стратегические целей и условий их достижения. Модель включения проекта визуального концепта компьютерной игры - «концепт-арта» в подготовку бакалавров графического дизайна рассматривается как условие интенсификации процесса получения профессиональных умений и навыков. В высшем образовании моделирование и внедрение актуальных педагогических условий эффективно воздействует на формирование компетентности выпускников. Предлагаемая учебная модель актуализации профессиональных компетенций включает современный дизайн-продукт с высокой долей креативной составляющей в процесс подготовки бакалавров дизайна. В качестве такого продукта обладающего высоким потенциалом профессионального обучения был выбран

«концепт-арт» компьютерной игры. Образовательный проект реализуется в Тихоокеанском государственном университете в Высшей школе дизайна и искусств на базе Федерального государственного стандарта высшего образования ФГОС 3++.

Изложение основного материала статьи. Производство компьютерной игры традиционно разделяется на три классических крупных этапа разработки, находящихся в последовательном взаимодействии: до этапа производства -«предпродакшен»; производственный - «продакшен», и этап продвижения продукта - «постпродакшен». На этапе предпродакшена решается огромное количество вопросов по дизайну, визуальному стилю, технологическим аспектам игры, монетизации. Концепт-арт игры разрабатывается в до этапа производства.

Сегодня в концепт-артах представлены проекты различных продуктов индустрии развлечений, таких как кинофильмы и анимация, компьютерные игры, комиксы и реклама. Концепт-арт визуализирует образ фантастического мира компьютерной игры, разработанной в деталях «игровой вселенной». Концепт-арт в производстве игрового продукта является этапом вербализации концепции в художественных образах. На современном этапе, профессия концепт-художника компьютерной игры соединяет в себе компетенции художника-графика и концепт-дизайнера. Концепт-арт как продукт дизайна объединяет утилитарное и творческое начало и создается на основе технического задания, имеет целевую аудиторию и является частью производства объекта материального или виртуального мира. Для проектирования визуального концепта нужно обладать компетенциями художника и цифрового иллюстратора и быть дизайнером, создающим визуальную коммуникацию. Художник свободен в своем творчестве, а творчество дизайнера существует в рамках функции конечного продукта.

Зарождаясь изначально из чистых идей и образов концепт-арты, преобразуются в материальные и цифровые формы в виде книг, имеющих название - «артбук», презентационных планшетов, и цифровых презентации в виртуальной среде. Все три объекта представления концепта включены в учебный проект и являются носителями фирменного графического стиля игры. Учебный проект концепт-арта реализуется в реальных условиях на основе интеграции двух учебных дисциплин: «Дизайна компьютерных игр» и «Основы производственного мастерства» (4 курс, 8 семестр), как курсовой проект. Практикуемая модель учебного проекта концепт-арта компьютерной игры обоснована значительным объемом учебных часов требуемых для проектирования. Проявляемый интерес к игровому дизайну, способствует проектированию эстетически выразительного продукта. Эмоциональная компонента как базовая категория, влияющая на качество конечного продукта, теснейшим образом связана с формированием творческой личности реализующейся в профессиональном поле дизайна.

К защите проекта студенты представляют книгу артбук (англ. Concept Art Book), объемом не менее 16 страниц. Издание содержит эскизы и поиски образов игровых персонажей, локации, предметы и окружение, интерфейсы. В проект включен презентационный планшет и цифровая презентация. В пояснительной записке (текстовом документе) описывается игровая и художественно-образная концепции компьютерной игры, этапы производственного процесса, место концепт-арта и его назначение, сложившиеся жанры и стили, рассматриваются этапы поиска идеи и проектирования концепт-арта. Освоение специфики проектирования, этапов создания концепт-арта формирует компетенцию проектирования конкретного специфического продукта дизайна (ФГОС 3++, ОПК-4) [4].

Многообразие общепрофессиональных компетенций востребованных в создании визуальных игровых концептов, полученных во время освоения целого ряда учебных дисциплин, повышает образовательную ценность этого учебного продукта. В вербализации, так называемой, «игровой вселенной» используются во взаимодействии навыки владения техниками и приемами графики и живописи в соединении с цифровыми технологиями иллюстрирования, знанием законов колористики и стилизации, построения выразительной композиции. Вышеперечисленные компетенции применяются в процессе учебного проектирования концепт-арта как инструменты вербализации визуальной концепции будущей компьютерной игры. Учебный проект концепт-арта создает условия для актуализации полученных ранее знаний и умений.

Профессиональные компетенции графического дизайнера востребованы на всех этапах проектирования концепт-арта. Построение визуальной коммуникации является основой графического дизайна, формирующего смысловое пространство визуальных сообщений. Проектируя визуальную концепцию компьютерной игры, будущие графические дизайнеры учатся создавать коммуникацию между разработчиком идеи продукта и потребителями - целевой аудиторией. Второе направление создаваемой визуальной коммуникации, реализуемой в проекте, дает возможность понять каким будет еще несуществующий мир всем, кто работает над производством компьютерной игры. В процессе учебного проектирования нарабатывается опыт создания однозначно трактуемого визуального сообщения.

Проектирование во всех направлениях дизайна опирается на творчество, которое является, по сути, сущностью профессиональных компетенций графических дизайнеров [1].

Лола Г.Н. рассматривает профессиональную компетентность дизайнера как явление гораздо большее, чем владение технологиями и обращенное не столько к профессиональным, сколько к человеческим качествам, а дизайнерский креатив -как дар, который требует бережного обращения [2]. особенности воображения дизайнера.

Среди необходимых дизайнеру компетенций влияющих на реализацию креативность является, пожалуй, самой востребованной. Особенность креативности дизайнеров заключается в новаторстве: они относятся к миру, в котором живут, как преобразователи. Современные исследователи ДЖ. Аллан, М.Г. Ярошевский, Д. Перкин, рассматривают проблемы креативности и возможности обучения приемам креативности. Креативность дизайн-мышления как специфическая компетенция требует формирования особых условий для развития и становления творчества в процессе обучения в вузе [3]. Концепт-арт компьютерной игры рассматривается нами как «инструмент освоения и как практика применения методов творческого процесса дизайнеров» (ФГОС 3++, ОПК-3), как задание, развивающее креативность дизайнера [4].

Одним из условий активизации в учебной проектной деятельности креативности студентов дизайнеров является интерес к продукту проектирования, понимание его особенности и «насмотренность» трактуемая как профессиональная компетенция. Мониторинг показал, все студенты 1 и 2 курса, направления графический дизайн, включают концепты компьютерных игр в область своей будущей профессиональной деятельности. Это и те, кто играют сами, и кто не «любит» компьютерные игры. Проектирование этого продукта создает возможность совершенствовать свои навыки в области цифрового иллюстрирования и практике разработки креативного дизайна. Креативность имеет значение в развитии творческого потенциала дизайнера и это формирует в конечно итоге его компетентность.

Этапы и приемы проектирования креативного визуального концепта в дизайне осваиваются в рамках дисциплины «Проектирование», на проектах классических для графического дизайна продуктов: объектах наружной рекламы, рекламной полиграфии, айдентики. Проект концепт-арт компьютерной игры дает возможность применить эти навыки в создании нового продукта, обладающего большим художественным потенциалом. Являясь сложной системой дизайна, игровая концепция требует единого графического стиля, в проекте реализуется профессиональная компетенция - создания графических систем в едином визуальном ключе. Все в проекте концепт-арта компьютерной игры должно создаваться в одном стиле, как и в другом базовом комплексном проекте дизайна - графическом фирменном стиле. В образовательных условиях графическое решение может базироваться на индивидуальной трактовке существующих стилей компьютерных

игр, таких как «пиксель-арт», «плоский вектор», «низкополигональный стиль», либо на основе авторского стиля графики. Практика показала, что лучше всего стилевое единство реализуется в проектах концептов с глубокой упрощенной стилизацией, или базирующихся на конкретном художественном стиле. В формировании визуальной стилистики игры большое значение имеет выбор компьютерных технологий проектирования продукта. Концепт дизайнер адаптирует визуальную трактовку образов игровой к технологии создания персонажей цифровыми инструментами. Владение технологиями цифровой иллюстрации и моделирования, как специальная компетенция (ФГОС 3++, ОПК-6). Понимание как будут выглядеть детали игрового мира на стадии производства и продвижения продукта, адаптирует концепт-арт к производству [4].

Перечисленные профессиональные компетенции, формирующие готовность к профессиональной деятельности. Качественные показатели освоенных в процессе проектирования компетенций демонстрируются на защите проекта, представлении концептов на выставках и фестивалях. Не менее важным показателем эффективности включения концепт-арта в образовательный процесс подготовки бакалавров графического дизайна является выбор концепт арта в качестве проекта выпускной квалификационной работы.

Выводы. Концепт-арт как продукт дизайна и актуальный инструмент формирует практику вербализации визуальной концепции обучающихся графических дизайнеров. Концепт-арт компьютерной игры, являясь комплексной визуальной дизайн-системой, рекомендуется использовать в учебной программе как условие актуализации и интенсификации общепрофессиональных и профессиональных компетенций графических дизайнеров во взаимодействии направленном на создание, представление и защиту проекта концепции продукта. В реализуемой модели концепт-арт применяется как средство расширения области профессиональных компетенций, в целях повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда бакалавров графического дизайна. Проект концепт-арта применяется в качестве контейнера, для формирования комплекса специфических профессиональных компетенций в игровом дизайне. Включение в подготовку графических дизайнеров проектов концепт-артов компьютерных игр и медиа продуктов дает возможность студентам практиковаться в визуализации креативных концептов. Предлагаемая схема включения концепт-арта компьютерной игры опирается на междисциплинарное взаимодействие в существующих образовательных условиях. Проект концепт-арта применяется в качестве контейнера, для формирования комплекса специфических профессиональных компетенций в игровом дизайне. Включение в подготовку графических дизайнеров проектов концепт-артов компьютерных игр и медиа продуктов дает возможность студентам практиковаться в визуализации креативных концептов. Предлагаемая схема включения концепт-арта компьютерной игры опирается на междисциплинарное взаимодействие в существующих образовательных условиях. Интегрирование актуальных направлений и продуктов современного дизайна в образовательные программы повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Приобретенные в процессе проектирования концепт-арта компетенции формируют востребованного в отрасли кваллифицированного специалиста, в соответствии со стандартами высшего образования.

Литература:

1. Кулешова, А.И. Формирование профессиональной компетентности графического дизайнера в вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кулешова Александра Игоревна. - Тула, 2009. - 193 е.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1070

2. Лола, Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования / Г.Н. Лола. - СПб., Изд-во «Наука», 2021. - 264 с.

3. Пурик, Э.Э. The principles of organization of creative activities in design studies / Э.Э. Пурик 11 Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-principles-of-organization-of-creative-activities-in-design-studies (дата обращения: 12.05.2024)

4. ФГОС 3++ 54.03.01 Дизайн (с изменениями и дополнениями). - https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/104 (дата обращения 10.05.2023). -Режим доступа: свободный.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Телегина Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Жерновая Оксана Романовна

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Учебные занятия, посвященные изучению иностранного языка, направлены на личность обучающегося. В организованных педагогом условиях у обучающихся формироваться самостоятельно сформированное мнение относительно целей обучения, мотивация к их достижению. В этом также помогает использование преподавателем проблемных заданий, различных, методов, приемов и средств обучения. Создание ситуаций, предусматривающих свободный выбор упражнений и практических заданий, организация различных форм представления и содержания материала способствует повышению интереса к изучаемому предмету. Важнейшим средством повышения уровня мотивации к освоению иностранного языка является возможность обучающегося обратиться к изучению лингвострановедческого материала. Необходимость включения лингвострановедения в школьную программу обучения английскому языку обусловлена государственным заказом на развитие способности к межкультурной коммуникации. Поскольку лингвострановедение является методологическим аспектом обучения, его основные задачи напрямую связаны с общественными функциями языка. Включение лингвострановедческого компонента в школьную программу, а также учёт особенностей его единиц влияет на достижение основной цели обучения иностранному языку, то есть существенно ускорить формирование коммуникативной компетенции. Основные задачи лингвострановедения направлены не только на формирование коммуникативной компетенции, но и глубокого понимания языка. В статье лингвострановедческий материал рассматривается как средство формирования лингвострановедческой компетенции, а также повышения познавательной мотивации. Ключевые слова: обучение, иностранный язык, мотивация, лингвострановедческий материал.

Annotation. Lessons of a foreign language are aimed at the student's personality. In conditions organized by a teacher, students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.