электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru УДК 378
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Трофимова Елена Давидовна
канд. пед. наук
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт
Нижний Тагил
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования интерактивных форм и методов обучения в курсе дисциплин музыкального цикла в процессе подготовки учителей начальных классов. Рассмотрены организационно-методические особенности педагогического руководства учебным процессом, некоторые приемы творческого «прочтения» произведений музыкального искусства и элементы игровых технологий.
Ключевые слова: интерактивные формы; интерактивные методы; принципы интерактивности; технологии интерактивного обучения; игровые методы и приемы обучения; педагогический проект; проектная деятельность.
INTERACTIVE EDUCATIONAL STRATEGY AND METHODS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Trofimova Elena Davidovna
candidate of pedagogical sciences Nizhny Tagil state social teacher training college, Nizhni Tagil
Abstract. Article is devoted to a problem of use of interactive forms and methods of training of musical cycle discipline in the course of training of elementary school teachers. Organizational and methodical features of the pedagogical management of educational process, some methods of creative «reading» of works of musical art and elements of game technologies are considered.
Key words: interactive forms; interactive methods; principles of interactivity; technologies of interactive training; game methods and methods of training; pedagogical project; design activity.
1
Федеральный государственный образовательный стандарт является результатом многолетних педагогических исследований, анализа теории и практики обучения и реализации в профессиональной деятельности полученных в образовательном процессе знаний, умений и способов действий. В связи с этим упоминание интерактивных занятий как обязательной части каждой учебной дисциплины является не столько требованием стандарта, сколько констатацией известного и очевидного достижения теории и практики современной педагогики.
Реализация современных образовательных программ в соответствии с ФГОС профессионального образования третьего поколения предусматривает «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формивания общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего специалиста» [1].
Новый ФГОС ориентирует на то, что выпускник педагогического вуза должен быть подготовлен к более широкой сфере профессиональной деятельности, включающей не только преподавание учебного предмета, но и проведение исследовательской работы, самостоятельную разработку и внедрение новых активных методов обучения и образовательных технологий, отвечающих актуальным потребностям образовательного учреждения,
В стандарте заданы требования не к процессу обучения, не к содержанию образования, а к его результатам. Это сознательно проведенный перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении их достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентност-ном формате. Поэтому применение интерактивных форм и методов обучения студентов, осваивающих педагогические специальности, справедливо рассматривается как обязательное условие обеспечения необходимого качества профессиональной подготовки будущих учителей [2].
Для того чтобы вооружить выпускника эффективными средствами педагогического взаимодействия с учащимися, необходимо сформировать у него определенный профессиональный опыт, заложить разнообразные методические навыки. Поэтому интерактивные формы работы со студентами целесообразно применять на занятиях, как по психолого-педагогическим дисциплинам, так и по профильным, включая дисциплины эстетического цикла.
В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов интерактивные методы ведения занятий успешно используются на занятиях по таким предметам, как история музыки, теория и практика музыкального искусства, практикум по отдельным видам музыкальной деятельности. Они обеспечены включением в учебный процесс творческого сотрудничества преподавателя и студентов, совместным обсуждением результатов обучения.
В этом реализуется один из основных принципов интерактивности -создание демократичных и равноправных отношений между преподавателем и студентами. И если на первых этапах обучения преподаватель берет на себя главенствующую роль, устанавливая базовые требования, то по мере продвижения к старшим курсам студентам все чаще предоставляется возможность проявить свои взгляды и суждения, нередко не совпадающие с мнением преподавателя.
Целенаправленное развитие методического потенциала студентов ведется в процессе изучения теории и технологиии музыкального образования младших школьников. Будущий учитель должен научиться проектировать и организовывать образовательный процесс по музыкальному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся, использовать различные виды музыкально-творческой деятельности, владеть объективными критериями оценки детского музыкального творчества. С этой целью в курсе теории и технологиии музыкального образования младших школьников анализируются разные варианты школьных программ,
изучается современный опыт музыкального воспитания детей в нашей стране и за рубежом. На практических занятиях по теории и технологии музыкального образования младших школьников проигрываются фрагменты школьных уроков, используются творческие задания, моделирующие занятие с детьми.
Один из первых этапов - освоение организации процесса слушания музыки. Студентам предлагается подготовить фрагмент урока, в ходе которого учитель представляет произведение музыкального искусства детям. Несложное, на первый взгляд, задание требует не только проявить эрудицию (знание дат, фактов, имен, событий, связанных с представляемым произведением), но и найти способы организации восприятия учащихся. Нельзя ограничиться только рассказом о произведении, каким бы грамотным и исчерпывающим по представленной информации он ни был. В этом случае ученик заведомо будет настроен на пассивное принятие готовых сведений о произведении и вынужден будет принять некую стандартную оценку образа, составленную педагогом.
Необходима иная линия педагогического руководства восприятием музыкального произведения, направленная не только на повышение его адекватности, но также и на развитие интерпретационной стороны, на придание восприятию творческого характера. Поэтому студентам предлагается разработать метод «погружения в образ», основанный на интерактивности. Требуется не просто организовать участие школьников в беседе, но и создать условия для соавторства в трактовке музыкального образа. Нужно обеспечить индивидуальный вклад и посильный отклик на драматургию произведения от каждого ученика, предоставить условия для проявления его личного творчества.
Наиболее удачные приемы творческого «прочтения» произведений музыкального искусства, предлагаемые студентами, построены, как правило, на соединении музыкального восприятия с творческой (изобразительной, литературной, театральной) деятельностью:
- создаем «палитру» представленного произведения;
- рисуем схему музыкальной формы произведения;
- представляем творческую интерпретацию основного мотива произведения (то же произведение, но в другом исполнении);
- подбираем отрывок стихотворения, поэтический образ которого соответствует музыкальному;
- подбираем соответствующий художественный образ из произведений живописи, литературы.
- инсценируем («оживляем») музыкальный образ. Разработанные приемы организации восприятия музыкальных произведений студенты показывают на практическом занятии в группе. Выполненная работа коллективно обсуждается и оценивается.
Результативность уроков искусства заметно повышается благодаря использованию игровых методов и приемов обучения. Поэтому в курс теории и технологиии музыкального образования младших школьников включены практические занятия, на которых студенты практикуются в разработке и применении игровых ситуаций. Игровые приемы обогащают традиционные методы обучения, позволяют преодолеть пассивность учащихся, а также создать дополнительные возможности для построения двусторонней связи учителя и учеников.
В научно-педагогической литературе, посвященной современным педагогическим технологиям, отмечается, что игровые технологии интерактивного обучения позволяют в учебном процессе укреплять взаимосвязь внешних и внутренних побуждений учащихся к разнообразной деятельности (двигательной, коммуникативной, интеллектуально-эмоциональной). Это способствует повышению осознанности и активности учебной деятельности [3].
Успешное применение игры на уроке музыки может быть обеспечено введением в учебную деятельность элемента соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Эта часть урока может носить
импровизационный характер. Но для свободной импровизации требуется накопить необходимый педагогический опыт. Поэтому несколько практических занятий по методике посвящено использованию игр и игровых ситуаций. Студенты представляют собственные разработки фрагментов уроков, в ходе которых применяются различные варианты игр:
1. Игры с предметами («ожившие предметы»).
2. Комбинаторные игры (конструктор, мозаика).
3. Игры-инсценировки (разыгрываем фрагмент музыкальной сказки, перевоплощаемся в экспертов и т.д.).
4. Словесные игры (ребусы, кроссворды, шарады).
5. Интеллектуальные игры (викторины, познавательные конкурсы). Отдельно изучается возможность применения деловой игры в организации занятий по музыке («Композиторы Урала - детям», «Музыкальная студия», «Мастерская музыкальной шкатулки» и др.).
В проведении деловой игры меняется принцип взаимодействия учебной группы. Функции руководителя, берет на себя один из студентов. Он организует учебную работу: представляет необходимую вводную информацию, излагает новый материал, демонстрирует музыкальный материал, зрительный ряд, необходимый для выполнения задания, озвучивает предполагаемый алгоритм его выполнения, руководит работой группы.
Осваивая технику ведения деловой игры, студенты предлагают свой вариант ее содержания и структуры, выносят на обсуждение отдельные фрагменты такого урока. Преподаватель вместе со студентами участвует в анализе игры, стараясь придать обсуждению критичный, но доброжелательный характер. Студенты учатся аргументировано и обоснованно предлагать идеи и воспринимать конструктивную критику, учатся работать в команде.
Для активизации восприятия, понимания и запоминания новых понятий, фактов, выстраивания логических связей между новыми и уже известными понятиями и терминами И.Р. Черешнюк предлагает вводить в
процесс занятия интеллектуальные игры, которые непосредственно влияют на развитие нестандартного самостоятельного мышления.
Так в ходе командной игры «Интеллектуальная завалинка» студенты должны придумать максимально реалистичные определения сложных (возможно, неизвестных) слов. Игра состоит из двух основных частей. В первой части игры каждая команда получает лист бумаги, на котором написано десять слов. Обычно это редкие или малоупотребительные слова, из области музыкального искусства, которые известны далеко не всем. За отведенное время (двадцать-тридцать минут) команда обязана придумать определение для этого слова. Задача этой части игры - не написать верное определение, а создать такое, в которое поверит как можно большее количество людей. По окончании этого времени листки сдаются ведущему, который перемешивает их, добавляя листок с настоящими определениями этих слов.
Во второй части игры ведущий читает вслух все определения для каждого слова, включая настоящее. Читаются они два или три раза. За это время команды должны внимательно послушать все определения и выбрать для себя то, которое, по их мнению, является правильным. Во время третьего прочтения команды голосуют за то определение, которое кажется им верным. Если команда проголосовала за верное определение, она получает два очка. Если же она проголосовала за одно из определений, придуманных соперниками, то команда - автор такого определения получает один балл. Таким образом, за каждую команду, «купившуюся» на определение, команда, придумавшая его, получает по одному баллу.
В результате «Завалинка» позволяет развивать письменную речь, способствует развитию мышления. В экстремальных условиях соревнования максимально активизируются способности к формулированию сложных научных текстов, теоретические знания вовлекаются в интен-сивнуюпрактическую деятельность. Игра стимулирует познавательный
интерес, а также способствует подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.
Игра «Эллиас» - актуальна при закреплении терминов, относящихся к определенной теме учебной дисциплины, в качестве подготовки к промежуточной или итоговой аттестации. Она помогает преодолеть речевую скованность, развивает память, логику. В игре надо суметь объяснить партнёру другими словами разгадываемое слово, указанное в карточке. За каждое угаданное слово начисляется балл. Игроки противоположной команды следят за соблюдением правил. Команда должна отгадать слово в точности, именно с теми же приставками, суффиксами, окончаниями и т.п. Команда, которая наберет больше очков, является победителем. Каждый раунд ограничивается временем (не более двух минут) [5].
Интерактивные методы применяются в процессе изучения темы «Полихудожественный подход в музыкальном воспитании младших школьников». Практические занятия по этой теме организованы с использованием групповой работы. Группы студентов (2-3 человека) готовят сообщения о возможностях реализации полихудожественного подхода на уроках музыки и представляют подготовленные ими сценарии интегрированных уроков, объединяющих произведения разных видов искусств, например:
- урок по теме «Я слышу голоса цветов и деревьев». Сказки, мифы, стихи русских поэтов. Русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ивушка», «Тонкая рябина»; «Сосна» С.И. Танеева на слова М.Ю. Лермонтова (обращение к растениям как к живым существам: растения, как и люди, грустят, страдают, радуются), аппликации из ткани «Цветы»;
- урок-прелюдия, с включением беседы «Пейзаж в творчестве композиторов и художников-импрессионистов» - музыка Клода Дебюсси и Мориса Равеля, пейзажи Клода Моне, Опоста Ренуара, Камиля Писсарро стихи Жана Мореаса;
- урок-прогулка на тему «Музыкальная мозаика Урала». Русская народная музыка, словесный фольклор Урала, образцы деревянной архитектуры и домовой росписи Урала.
- урок-сказка «Анималистический жанр в музыке » - цикл музыкальных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных», рисунки животных В. Ватагина, В. Серова, Е. Чарушина.
Просмотр фрагментов уроков обязательно завершается обсуждением представленного материала, которое может быть организовано по принципу ролевого взаимодействия: свои суждения высказывают «оппонент (критик)», «скептик», «доброжелатель», «вдохновитель», чьи позиции в процессе обсуждения заранее согласованы.
На завершающем этапе изучения дисциплины «Теории и техноло-гиии музыкального образования младших школьников» выполняется проектная разработка, которая призвана не только закрепить навыки планирования и организации уроков и внеурочной деятельности, но и побудить студентов к осознанному усвоению профессиональных умений и навыков.
Организационно-методические особенности проектной деятельности заключаются в следующем:
1. Работа организуется в соответствии с конкретной необходимостью и реальной практической потребностью студентов. Проект может представлять собой разработку программы занятий кружка или разработку цикла творческих занятий уроков музыки для наальной школы.
2. Проблема, которую необходимо изучить и для решения которой требуется выполнить проект, определяется актуальным и приближенным к жизни поводом и выступает не как учебная цель, заданная преподавателем, а как учебная цель студентов, важная с их точки зрения.
3. Разработка и выполнение проекта ведется совместно в деятельности преподавателя и студента (группы студентов). Работа над про-
ектом может проводиться и в сотрудничестве с преподавателями других дисциплин, привлеченными в качестве консультантов.
4. Работа над проектом завершается конкретным результатом, представляющим собой действительный вклад в решение поставленной проблемы [4].
Работа над педагогическим проектом проходит ряд этапов: выбор тематики проекта, обсуждение и утверждение темы, выполнение обоснования проекта, изучение психолого-педагогической и методической литературы, ознакомление с практическим опытом работы учителя (педагога дополнительного образования), разработка собственного материала, выполнение проекта, оформление, подготовка к защите.
Разработка педагогического проекта - трудоемкий процесс, рассчитанный не только на использование основного учебного времени занятий по дисциплине, но и на самостоятельную (домашнюю) работу студентов. На занятиях проходит защита выполненной разработки, которая завершается анализом и обсуждением представленных работ. В обсуждении участвуют вое студенты, обучающиеся в группе. Благодаря работе над проектами и их обсуждению, общими усилиями создается методическая «копилка», в которой у каждого студента есть свой багаж методов и приемов работы с учащимися. В дальнейшем эти методы будут апробированы на практике, в ходе проведения уроков и внеклассных форм работы с учащимися.
Важнейшим направлением профессиональной подготовки является формирование личностных качеств педагога, обеспечивающих необходимую направленность личности учителя: на себя (самоутверждение), на средства педагогического воздействия; на школьника, детский коллектив и на цели педагогической деятельности. Формирование этих качеств может быть успешным только при использовании интерактивных форм и методов обучения, обращенных к студенту.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 22 декабря 2009 г., № 788 (с изм. от 31 мая 2011 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvo.ru
2. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордов-ской. М.: КноРус, 2011. 432 с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
4. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. М.: Дашков и К, 2006. 282 с.
5. Черешнюк И.Р. Интеллектуальные игры на занятиях по истории музыки: Учебно-методическое пособие. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2012. 44 с.