Научная статья на тему 'Интерактивная игровая деятельность в развитии творческого потенциала младших школьников в классе фортепиано'

Интерактивная игровая деятельность в развитии творческого потенциала младших школьников в классе фортепиано Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА / МЕЛКОГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРА / ИГРА-ФАНТАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуденко Карина Нодариевна

В данной статье рассматривается понятие «интерактивная игровая деятельность» ее функции и задачи при обучении детей в детской музыкальной школе, направленное на развитие творческого потенциала школьника и его познавательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная игровая деятельность в развитии творческого потенциала младших школьников в классе фортепиано»

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014

К. Н. ГУДЕНКО

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

В данной статье рассматривается понятие «интерактивная игровая деятельность» ее функции и задачи при обучении детей в детской музыкальной школе, направленном на развитие творческого потенциала школьника и его познавательных способностей.

Ключевые слова: интерактивная игра, мелкогрупповые занятия, имитационные игра, игра-фантазия.

Исследования отечественных ученых-музыкантов, практика обучения детей в классе фортепиано показывает, что у детей в младшем школьном возрасте довольно сильно выражается творческое начало, им характерна природная активность. Творчество детей ценно тем, что представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Поэтому очень важно именно в этот период детства развивать творческий потенциал.

С момента поступления ребенка в школу в его жизни происходят значительные изменения, которые радикальным образом меняют социальную ситуацию развития и формируют учебную деятельность, которая является для него ведущей. На ее основе развиваются ведущие психологические новообразования детей младшего школьного возраста. В своих работах Л. С. Выготский ставит обучение в центр сознания ребенка. Таким образом, мышление становится доминирующей функцией и начинает определять работу всех других функций сознания: они интеллектуализируются и становятся произвольными [1].

Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время учеными доказано: дети 7-9 лет имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них творческий потенциал [2]. Так, согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности, а также чувство дифференциро-ваности своих возможностей [3].

Важную роль в жизни младшего школьника играет преподаватель, который часто является центром его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога). Именно на преподавателе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. Вместе с учебной деятельностью, как свидетельствует практика работы в музыкальной школе, одним из наиболее интересных и продуктивных форм активности в младшем школьном возрасте является интерактивная игровая деятельность.

Понятия «интеракция» «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения» встречаются в статьях и работах педагогов и психологов (В. А. Балханова,

Е. В. Бондаревской, А. Н. Джуринского, В. П. Зинченко, С. И. Змеева, С. В. Кульневича, К. Роджерса, Л. Н. Юмсуновой и др.). Авторы описывают процесс обучения как общение, кооперацию, совместную работу равноправных участников. Интерактивным, по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [4]. Известные российские педагоги (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.) отмечали значение игровой деятельности для детей. Не менее важной стала игровая деятельность и в музыкальной школе, о которой говорили исследователи Г. М. Цыпин, Ю. Б. Алиев, Н. А. Ветлугина, Л. А. Баренбойм, В. К. Белобородова. Авторы приходят к мнению: во время игры ребенок осуществляет желания, которые в реально-практической деятельности чаще не реализуются, удовлетворяет бессознательные влечения и потребности. Игра в музыкальной школе должна носить учебно-познавательную функцию и осуществлять определенные цели и задачи. Поэтому важнейшая задача преподавателя - придать игре целенаправленность через усвоение тематизма программы. [5].

Интерактивная игра в процессе развития творческого потенциала в классе фортепиано - одна из особо продуктивных педагогических технологий, образовывающих оптимальные условия развития, самореализации ученика в практике овладения исполнительским искусством. Ученые и музыканты (Д. Эльконин, Г. Нейгауз, Н. Туравец, Е. Бурдина и др.), говорят о двух положительных моментах игровой деятельности, которые влияют на восприятие социального опыта и актуализацию индивидуального вида деятельности [6]. Авторы подчеркивают, что игра каждый раз выступает как явление, рождающееся в данный момент, как процесс, полный неожиданностей, новизны и оттого привлекательный для ее участников. В исследовательских работах подтверждено, что приобщение ребенка к искусству возможно лишь только через игру. Она помогает сделать процесс обучения увлекательным и интересным, открывает возможности детей, активизирует их творческий потенциал. Важно так «выстроить» игру, чтобы в ходе ее ребенок сам ставил перед собой задачи и, по возможности, сам их решал.

Известно, что ведущей формой проведения занятий в фортепианном классе считается

№ 3 (54), 2014 "Культура и образование"

индивидуальный урок. Данная практика сформировалась несколько веков назад, и сейчас она считается ведущей формой работы в классе фортепиано. Но в богатой истории фортепианной педагогики встречались и иные формы занятий. Так, еще в Х1Х-ХХ веках западные музыканты - Ф. Калькбреннер, позже - Ф. Лист, С. Тальберг, Г. фон Бюлов, Л. Годов -ский, Ф. Бузони, А. Шнабель, в России - доктора Санкт-Петербургской и Столичной консерваторий проводили занятия в присутствии группы учащихся и слушателей. Еще в XX веке появились занятия, имеющие в трудах по музыкальной педагогике всевозможные названия (коллективно-индивидуальные, индивидуально-групповые, мелкогрупповые), но закрепившиеся в передовых Федеральных Муниципальных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования под названием «мелкогрупповые».

Мелкогрупповые занятия являются наиболее подходящими для проведения дидактических игр, дискуссий. Здесь актуализируются навыки творческой самостоятельной работы в связи с необходимостью выполнения учащимися новых функций - «учителя», «помощника-консультанта» и т. д., что приводит к значительному усилению мотивации и развитию творческого потенциала учащихся.

Условиями отбора игр для мелкогрупповых фортепианных занятий являются эффективность и потенциальная возможность их организации. Так, Ф. Фребель - первый из педагогов, который принимал игру как средство воспитания детей [7]. Основой его классификации игр является дифференцированное влияние на развитие внешних органов чувств, ума и движений детей. В соответствии с этим, игры он делил на умственные, сенсорные и моторные [8]. В то же время немецкий психолог К. Гросс подразделил игры на группы по педагогическому значению, но его классификация отличалась от Фребелевской. Он относил умственные, сенсорные и моторные игры к группе «игры обычных функций», к ним относил те игры, которые представляли собой своеобразные упражнения, совершенствующие инстинкты. Другую точку зрения выражал П. Ф. Лесгафт, который базировал собственную классификацию на отличных от предлагаемых коллегами принципах. Он учиты-валстепень проявления самостоятельности и творчества учеников на играх. П. Ф. Лесгафт держался понятия, что ученики играют игры, в которых уже есть правила, игры регламентированы по форме и содержанию. В следствии этого П. Ф. Лесгафт поделил игры на две группы: подвижные игры с правилами и подражательные (имитационные) [9].

Делая упор на имеющиеся в педагогике классификации игр, многие педагоги-практики (Л. А. Андреева, Н. Б. Буянова, Т. В. Надолинская, О. Н. Хмельницкая и др.) используют на уроках такие разновидности, как имитационные игры, игры-фантазии (творческие игры), соревновательные

игры (конкурсы), которые стимулируют развитие творческого потенциала школьников.

По мнению О. Н. Хмельницкой, использование имитационной игры на уроках по классу фортепиано позволяет развить творческий потенциал школьника, воспитывать творческую самостоятельность мышления. К примеру, универсальную по своим возможностям игру «Учитель и ученик» можно использовать в разных видах [10]. Еще Я. А. Каменский писал о большой полезности для школьника учить кого-то. Не случайно многие преподаватели инстинктивно используют ее, когда просят одного учащегося сделать замечание другому. В истории, когда ученик становится «педагогом», резко обостряются его чувства, восприятие, он начинает думать, обращать внимание на детали, ускользающие от его внимания, когда он является только учеником.

В классе фортепиано, как показывает практика, целесообразно применить игры-фантазии. Как правило, их именуют творческими за свободное и импровизационное направление игровой деятельности. Мотивацией игр-фантазий становится интересный процесс совместного творчества и воли действий. К играм-фантазиям можно отнести: сочинение историй, различных ритмов, музыкальных портретов. В ходе такого «придумывания» развивается фантазия, слуховая, образная сферы учеников, их мышление в целом.

Имитационные игры и игры-фантазии временами можно проводить как соревновательные игры или же конкурсы. Это поможет появлению атмосферы азарта, волнения на уроке. Однако преподаватель обязан помнить, что конкурентность, лежащая в основе конкурса, не всегда может помочь творческому раскрепощению учеников. Некоторые дети избегают принимать участие в конкурсах, которые, в силу личных психологических особенностей, сковывают их творческую идею. Так, на примере произведения М. Шмитца «Микки-Маус» ученик младшего класса выполняет творческое задание: придумывает рассказ для героя, фантазирует, рисует картину из музыкального фона, чтобы настроение музыки совпадало с настроением картины [11].

Данное произведение написано в жанре рэгтайма, легко узнаваемое по характерным признакам: острый «маршевый» ритм, сильно синкопированная мелодическая линия, которую дети воспринимают именно в игровой форме. Данный жанр пользовался особенной популярностью в первой четверти ХХ в. и считается предшественником джаза, а также танцев, например,

"Культурная жизнь Юга России" № 3 (54), 2014

фокстрота. Пьеса «Микки Маус», написанная в этом жанре, раскрывает веселый и неунывающий характер персонажа, а также подчеркивает его историческую роль непосредственного предшественника всех героев современной мультиндустрии.

Следовательно, предлагается игровая форма, в которой развивается ребенок в спектре актер -ской, изобразительной, практической, трудовой, исследовательской видов деятельности. Благодаря различным видам искусств раскрывается синтез речи, движения, музыки. Изучению музыкально-эстетических явлений способствует двигательно-изобразительная наглядность (штрихи, динамические оттенки, основы дирижерского жеста в его синтезе с характером звучания, связь характера музыки с характером танцевального движения.)

Интегративное привлечение различных видов искусства помогает реализации синтеза многочисленных межпредметных связей,выявлению совокупных художественных закономерностей. В этой игре-фантазии видно, что в живописи свои краски, а в музыке - свои выразительные средства. Ключевым в данном методе является идея о творчестве как воплощении наилучших побуждений человека, взаимосвязи творчества с трудом. Таким образом, образовательно-игровой материал, применяемый в процессе обучения в классе фортепиано, формируется из таких способов, как творческая деятельность (речевая, музыкальная, танцевальная); импровизация, выполнение креативных заданий, игр; игра, спланированная на результат; игра, спланированная на процесс.

В процессе игры ребенку предоставляется

шанс побыть и актером и исследователем. При этом наблюдается, насколько богаче становятся творческие способности и воображение.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологическое исследование. М., 1969.

2. Там же.

3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

4. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.

5. Ветлугин Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1967; Остроменский В. Д. Формирование музыкального познания. Кишинев, 1988. С. 12-25; Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе.

6. Туравец Н. Р., Бурдина Е. В. Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения // Культурная жизнь Юга России. № 4. 2011.

7. Фребель Ф. Будем жить для своих детей. Педагогика детства. М., 2001.

8. Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 2001. № 5.

9. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

10. Хмельницкая О. Н. Организация дидактических игр на фортепианных занятиях // Искусство и образование. 2010. № 4. С. 75-79.

11. Бахтина Ю. В. Музицирование для детей и взрослых. Вып. 2. Новосибирск, 2008.

K. N. GUDENKO. INTERACTIVE GAME ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN A PIANO CLASS

In this article the concept «interactive game activity» of its function and a task of the children's music school, aimed at the development of creative potential of the school student and informative abilities is considered. Key words: interactive game, little grope occupations, imitating game, game-fantasy.

В. А. ЧЕРНЯВСКИЙ

САМОАНАЛИЗ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА

В статье осмысливается процесс подготовки будущего композитора к самоанализу в профессионально-творческой деятельности

Ключевые слова: композитор, самоанализ, профессионально-творческая деятельность, рефлексия.

В широком плане самоанализ трактуется как принцип человеческого сознания, как важнейший и своеобразный его механизм, имеющий в определенном смысле универсальный характер. Многие исследователи называют данный феномен главным достижением человеческой культуры и цивилизации (Н. А. Бердяев, А. Г. Спиркин, Э. В. Ильенков, М. С. Каган и др.).

Проблема самоанализа остается одной из самых сложных и малоизученных в современной науке. Сложность осмысления, оценки личностью себя с психологической стороны обусловлена слитностью объекта и субъекта познания, субъективным характером протекания процессов самопознания, их индивидуально-неповторимой окраской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.