УДК 378.147:78 ДЫМЧЕНКО Е.В.
аспирант кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева; старший преподаватель кафедры музыкального образования факультета общественных наук, Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика Е-таП:а1епад55@та И, ги
UDC 378.147:78 DYMCHENKO E.V.
Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Professional Education, Orel State University; Senior lecturer of the Department of Music Education Faculty of Social Sciences, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Moldova E-maihalenag55@mail.ru
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A COMPONENT OF HIGH SCHOOL MUSIC TEACHERS TRAINING
В статье рассматривается возможность использования интерактивных методов обучения в профессиональной подготовке учителя музыки в процессе изучения специальных дисциплин. Включение интерактивных методов обучения связывается с формированием компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, музыкальное образование, учитель музыки.
The article considers the possibility of using interactive teaching methods in the professional training of a music teacher in the process of studying special disciplines. The inclusion of interactive teaching methods is associated with the formation of competencies in accordance mill the federal state standard of higher education in the field of training 44.03.01 Pedagogical Education.
Keywords: interactive teaching methods, musical education, music teacher.
Последние десятилетия характеризуются попытками обновления содержания образования. Уже недостаточно традиционных форм обучения, которые ранее давали свои положительные результаты. Необходимость внедрения инноваций обусловлена рядом причин. Сегодняшний выпускник должен не просто обладать комплексом знаний, умений и навыков. В условиях технического прогресса и социально-экономических преобразований обществу необходима личность мыслящая, творческая, умеющая находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Поэтому педагоги, исследователи занимаются поиском и разработкой новых форм, средств, методов совершенствования педагогического процесса на разных уровнях образования. Особую важность это приобретает в области профессиональной подготовки студентов вуза. Будущему выпускнику предстоит работать с подрастающим поколением, эффективно осуществлять учебно-воспитательный процесс. Поэтому к началу собственной профессиональной деятельности у него должен быть сформирован комплекс
компетенций, который будет своеобразным багажом для дальнейшего самосовершенствования.
Реализации компетентностного подхода способствует внедрение современных педагогических технологий. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает педагогическую технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющихуспешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [6, с. 125].
К содержанию понятия «педагогическая технология» обращаются веду щие ученые в области педагогики. В виду того, что каждый из них рассматривает обозначенное понятие с определенных позиций, его трактовка в педагогической науке неоднозначна. Так, исследуя
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.О. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation "Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school" of the national pedagogical symposium "Education and national security". FSBEIHE "Orel State University named after I.S. Turgenev", Orel, October 18-19, 2017.
© Дымченко E.B. © Dymchenko E.V.
содержательную сторону понятия «педагогическая технология», Г.К. Селевко обращается к ключевым его дефинициям и отмечает различия в его трактовке [6]. Согласно В.М. Монахов}', педагогическая технология -это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [6, с. 14]. М.В. Кларин рассматривает педагогическую технологию как «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [6, с. 14]. Достаточно лаконичное, и в то же время емкое определение дает В.П. Беспалько: «Педагогическая технология - содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса» [1, с. 176].
Проанализировав различные определения данного понятия, можно сделать вывод о том, что в сравнении с методикой, категория «технология» стоит на порядок выше, для нее характерно четкое проектирование образовательного процесса и прогнозирование конечных результатов. Таким образом, педагогическая технология - это сложная многосоставная категория, которая выводит образовательный процесс на более высокий качественный и, главное, - продуктивный и результативный уровень.
Попытки интенсифицировать и оптимизировать образовательный процесс привели к внедрению явлений, не характерных изначально для педагогической области. Одним из таких явлений является интерактивность. Термин «интеракция» заимствован из социальной психологии и рассматривается как «взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга» [2]. Для теории символического интеракциониз-ма, основоположником которой является американский философ Дж. Мид, характерно созидание человеком своего «Я» в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Таким образом, интерактивность предполагает диалог между субъектами общения.
Постепенно это явление проникло в область педагогики и стало неотъемлемой частью современной образовательной практики. В настоящий момент в педагогической науке продолжается формирование понятий, раскрывающих содержание интерактивного обучения, уточняются принадлежность явлений интерактивности к определенным педагогическим категориям.
Анализируя существующие определения понятия «интерактивное обучение», Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова рассматривают его как способ познания, который осуществляется в различных формах совместной деятельности обучающихся. При этом в процессе взаимодействия друг с другом все участники образовательного процесса «обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [4, с. 8].
Они отмечают, что в отличие от привычной логики образовательного процесса, где происходит движение от теории к практике, в интерактивном обучении предполагается движение от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Одной из составляющих интерактивного обучения являются интерактивные методы обучения. Они ориентированы на «широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в учебном процессе» [3, с. 218]. Получение нового знания происходит в активной деятельности студентов, при этом преподаватель умело направляет эту деятельность. Нельзя однозначно сказать, что интерактивные методы - это абсолютно новое явление. Элементы интерактивного обучения можно рассмотреть в проблемных ситуациях, игровых технологиях и др. Поэтому целесообразно говорить о том, что интерактивные методы являются современной модификацией активных методов.
Попытки активизации учебной деятельности студентов осуществляются еще с 70-Х годов 20 века и продолжаются до сих пор. Разрабатываются новые формы и методы активизации познавательной деятельности студента и повышения качества профессиональной подготовки специалиста. Вопросам использования форм и методов интерактивного обучения в системе высшего образования посвящены труды A.A. Вербицкого, М.В. Кларина, Т.С. Паниной, Л.Н. Вавиловой и др. A.A. Вербицкий рассматривает методы активного обучения контекстного типа (метод анализа конкретных ситуаций, ролевая и деловая игра и др.) в условиях высшего образования. Ученый раскрывает примеры реализации методов и форм активного обучения в вузах различной направленности (технический, творческий вуз), а также в различных организационных формах вузовского обучения. М.В. Кларин рассматривает использование ведущих инновационных методов на разных уровнях обучения. М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман рассматривают некоторые интерактивные методы вузовского обучения (мозговая атака, ролевая и деловая игра, метод анализа конкретных ситуаций) в качестве составляющих элементов различных организационных форм - лекций, семинарских занятий. Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова характеризуют ведущие современные методы активизации обучения, сосредотачивают внимание на некоторых интерактивных методах, обосновывают эффективность интерактивных форм и методов обучения, подчеркивают важность их использования в обучении взрослых, поскольку эти формы и методы позволяют моделировать реальные ситуации, приближенные к профессиональной деятельности. Одновременно с этим они отмечают, что проблема внедрения интерактивности в образовательный процесс нуждается в дальнейшем изучении.
Первоначально под интерактивными методами понималось использование компьютера и ресурсов Internet. Однако возможности их использования гораздо шире. Обучающийся может находиться в режиме диа-
лога или взаимодействия не только с компьютером, но и другим обучающимся (группой обучающихся). Поэтому интерактивные методы стали широко использоваться в системе образования. Особенно это актуально в системе высшего образования. Преимущество интерактивных методов в сравнении с традиционными заключается в привлечении к процессу познания всех без исключения участников педагогического процесса, в формировании умения высказывать и отстаивать собственную точку зрения, в самостоятельном добывании знаний. Таким образом, повышается роль обучающегося в процессе обучения.
Сегодня использование интерактивных методов является одним из наиболее востребованных и эффективных методов подготовки студентов языковых специальностей, менеджеров, экономистов, юристов и т.д., поскольку развивает навыки активного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а впоследствии и профессиональной деятельности. В области высшего музыкально-педагогического образования проблема использования интерактивных методов является малоизученной и малоразработанной.
Следует отметить, что подготовка учителя музыки - процесс творческий. Поэтому его нельзя полностью уложить в рамки технологичности. Объяснение такому заключению видится в том, что у студентов, поступающих по профилю «Музыкальное образование» разные индивидуально-психологические характеристики и музыкальные способности. Кроме того немаловажное значение имеет предыдущая база: одни абитуриенты поступают по окончании детской музыкальной школы, другие - музыкального колледжа, а некоторые вообще без музыкальной подготовки. Поэтому прогнозирование конечных результатов - вопрос весьма относительный. Тем не менее, сегодня к выпускнику вуза предъявляются все более высокие требования. Пришедший в школу учитель должен быть вооружен всеми соответствующими компетенциями. Поэтому система высшего музыкально-педагогического образования должна сочетать в себе и технологические основы, и творческий подход.
В настоящее время подготовка бакалавров педагогики по профилю «Музыкальное образование» осуществляется в соответствии с ФГОС ВО 3+, утвержденном в 2015 году. Новый стандарт направления подготовки «Педагогическое образование» четко определяет четыре основных вида деятельности, к которым должны быть готовы студенты по окончании обучения и освоения программы бакалавриата: педагогическая, проектная, исследовательская и кул ьту р но - п ро с ветитс л ьс ка я, Для решения профессиональных задач в обозначенных видах деятельности у выпускника должен быть сформирован целый комплекс общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, а также специальных компетенций, соответствующих профилю «Музыкальное образование». Следует обратить внимание на некоторые из компетенций, представленных в стандарте - ОК-5, ПК-2 ПК-6 ПК-7 ПК-8 |7|. Их содер-
жание наряду с традиционными формами и методами обучения подразумевает получение студентами опыта решения учебных задач, подразумевающих активное взаимодействие обучающихся.
Кроме того, ООП направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Музыкальное образование», разработанные в ПТУ им. Т.Г. Шевченко на основе Примерной ООП по соответствующем}' профилю (разработана МПГУ), содержат также комплекс специальных компетенций, которые отражают содержание и направленность профессиональной подготовки студентов. Среди них:
- способность исполнять на профессиональном уровне различные музыкальные произведения перед аудиторией учащихся разного возраста (СК-3);
- владение конкретными методиками в области фортепианной педагогики, хорового дирижирования, вокальной подготовки учащихся (СК-4);
- готовность использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6);
- владение культурой инструментального исполнительства, навыками интерпретации произведений различных стилей, владение определенными техническими навыками и различными приемами звукоизвлече-ния (СК-10);
- владение культурой вокального исполнительства, навыками исполнения произведений различных стилей, владение определенными техническими навыками и различными приемами вокальной техники (СК-11);
- владение навыками анализа гармонических последовательностей в музыкальных произведениях, а также гармонизации песенных мелодий и музыкальных построений для последующего использования в музыкальной практике (СК-13).
Реализация обозначенных специальных компетенций в практической деятельности выпускника потребует навыков продуктивного взаимодействия с участниками образовательного процесса, умений осуществлять проектную деятельность, а также реализации практико-ориентированных умений и навыков в области музыкально-педагогической деятельности. Их содержание требует выбора соответствующих методов обучения. Несомненно то, что определенное место в образовательном процессе будет принадлежать именно интерактивным методам обучения. Кроме того, в соответствии с ФГОС не менее 20% от общего количества аудиторных часов должно проводиться в интерактивных формах. Это еще раз подтверждает мысль о необходимости более широкого внедрения интерактивных методов в систему высшего музыкально-педагогического образования. Думается, что именно с использованием данных методов процесс формирования ключевых компетенций будущего выпускника станет более эффективным.
Среди многообразия дисциплин ву зовской подготов-
ки студентов немаловажное место занимают специальные дисциплины, обеспечивающие содержание профиля «Музыкальное образование». Это комплекс исторических и теоретико-практических дисциплин, освоение которых позволит выпускнику реализовать себя в качестве педагога-музыканта как воспитателя, просветителя, учителя. Поскольку музыкально-педагогическое образование сочетает различные формы работы со студентами - групповые, индивидуальные (в этом его особенность), содержание и направленность профессиональной подготовки требует сочетания и органического единства традиционных и инновационных методов. В их числе - интерактивные методы.
Специфика процесса обучения предполагает творческое развитие будущего учителя музыки, поэтому широкое применение могут найти различные творческие задания на занятиях по Сольфеджио, Хоровому классу. Изучению школьного репертуара и др. Одна из практико-ориентированных дисциплин - Музыкально-педагогические практикумы - позволяет успешно использовать ролевые игры, поскольку студенты здесь впервые предстают в роли учителя, проводя фрагменты уроков по различным видам музыкальной деятельности учащихся. В процессе освоения центральной профилирующей дисциплины Теория и технологии музыкального образования предоставляется возможность реализации мозговых атак, просмотра и обсуждения учебных видеоматериалов, разбора различных методических ситуаций и т.д. В курсах теоретических дисциплин целесообразно использовать метод проектов, презентации и др. методы.
Одна из особенностей подготовки бакалавров в системе высшего образования - большой объем часов, предлагаемых для освоения дисциплин в различных
формах самостоятельной работы. Поэтому кроме традиционных форм и видов самостоятельной работы студентов - анализ, конспектирование и реферирование основных и дополнительных источников, рекомендуемых в рамках изучаемых дисциплин, выполнения различных учебных заданий, целесообразно привлечение интерактивных методов.
В цикле специальных дисциплин определенное место принадлежит дисциплинам, рассматривающим исторические, культурологические и музыкально-теоретические аспекты музыкального искусства. Среди них - История зарубежного музыкального искусства и История русского музыкального искусства. Безусловно, объем материала, предлагаемый к изучению, нельзя охватить в рамках лекционных занятий. В этом случае студентам можно предложить разработку проектов по интересующим их темам и направлениям. Выполнение такой трудоемкой работы потребует более углубленного изучения материала, работы с дополнительными источниками исторической и музыковедческой направленности, музыкальным материалом, а также позволит приобрести навыки коллективной работы в малых группах. Поскольку разработка и реализация проекта требует творческого подхода к его выполнению, осуществления своего рода научно-исследовательской работы. это позволит в будущем творчески подходить к профессиональной деятельности.
Таким образом, интерактивные методы могут занять свое достойное место в профессиональной подготовке учителя музыки. Для этого необходимы слаженная и целенаправленная работа педагогического коллектива в данном направлении и научно-обоснованная разработка модели использования интерактивных методов в процессе вузовского обучения студентов-музыкантов.
Библиографический список
1. Беспоюъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192с.
2. Коптев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006 // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/17391/ ИНТЕРАКЦИЯ
3. Нигматов З.Г., Шатрова Л.Р. Теория и технологии обучения в высшей школе / Под ред. З.Г. Нигматова. Казань, 2012. 357с.
4. Панина Т.С., Ваттова Л.Н. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С.Паниной. М.: Академия, 2008. 176 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. Том II. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 699с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» // Режим доступа: http://fgosvo.ra/ uploadfiles/fgosvob/44030l.pdf (Дата обращения 20.03.17г)
References
1. Bespalko VP. Components of pedagogical techno logy. Moscow: Pedagogika, 1989. 192p.
2. Komlev N.G. Dictionary of foreign words. Moscow, 2006 // Access mode: http://dic.academic.rii/dic.nsf/dic_fwords/17391/ INTERACTION
3. Nigmatov Z.G., Shakirova L.R. Theory and learning technology in higher education / Ed. Z.G. Nigmatov. Kazan, 2012. 357p.
4. Pcmina T.S., Vcn'ilova L.N. Modem ways of activating learning / Ed. T.S. Panina. Moscow: Academy, 2008. 176p.
5. Russian pedagogical encyclopedia in two volumes / Chief Ed. V.V. Davydov. Volume II. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 1999. 699p.
6. Selevko G.K. Modem educational technology. M.: Public education, 1998. 256p.
7. Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of preparation 44.03.01 Pedagogical education //Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf (accessed date 03/20/17)