Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивная лекция / компетентностный подход / проблемная / бинарная / case-лекция / лекция-прессконференция / лекция-визуализация / лекция с заранее запланированными ошибками / критическое мышление / interactive lecture / competence approach / problem lecture / binary lecture / case lecture / lecture-press conference / lecture-visualization / a lecture with pre-planned mistakes / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Татьяна Вячеславовна, Вяликова Галина Сергеевна, Кадыкова Мария Николаевна

В статье рассматривается вопрос о пересмотре принципов построения лекционного занятия в вузе и введения интерактивных приемов организации взаимодействия между преподавателем и студентом. Авторы представляют различные виды интерактивных лекций, среди которых проблемная, бинарная, case-лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками. Акцент делается на возможности использования потенциала интерактивной лекции в условиях, в том числе, дистанционного образования. Подчеркивается, что в отличие от традиционной лекции, выполняющей часто только информационную и воспитывающую функции, интерактивная лекция решает мотивационные, методологические и развивающие задачи для формального и содержательного обновления в контексте реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высшей школы. Обосновывается необходимость изменения позиции лектора в связи с увеличением доступа обучающихся к большому количеству электронных образовательных ресурсов, а также особенностями мотивационной и когнитивной сферы современных обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issue of revising the principles of building a lecture class at a university and introducing interactive techniques for organizing interaction between a teacher and a student. The authors consider various types of interactive lectures, including problem lecture, binary lecture, case lecture, lecture-press conference, lecture-visualization, a lecture with preplanned mistakes. The emphasis is on the possibility of using the potential of an interactive lecture in conditions, including distance education. It is emphasized that unlike a traditional lecture, which often performs only informational and educational functions, an interactive lecture solves motivational, methodological and developmental tasks for formal and meaningful updating in the context of the implementation of a competence-based approach in the educational process of higher education. The necessity of changing the position of the lecturer is substantiated in connection with the increase in students' access to a large number of electronic educational resources, as well as the peculiarities of the motivational and cognitive sphere of modern students

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

И, конечно, недостаточно развитая коммуникативная компетентность, выражающаяся в неумении наладить контакт с аудиторией, сплотить слушателей на основе совместной деятельности, разрешать спонтанно возникающие спорные или конфликтные ситуации.

Сегодня принято выделять следующие виды интерактивных лекций: «перевернутый» класс, бинарная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа (-дискуссия, -диспут, -полемика, -дебаты), мультимедиа-лекция, видео-лекция, мини-лекция, проблемная лекция и др.

Современная лекция не должна сводиться к трансляции знаний. Задача преподавателя преодолеть мотивационную пассивность, свойственную поведению студентов на традиционных лекциях. К преподавателю вуза интерактивное обучение тоже предъявляет ряд специфических требований. Прежде всего, это оптимистическая позиция по отношению к каждому слушателю, всестороннее знание об изучаемом предмете, профессионально развитые ораторские способности, арсенал разнообразных способов преподнесения информации, готовность к обсуждению разных, не всегда «удобных» позиций и точек зрения студентов, признание за обучающимися права на собственное мнение.

Выводы. Интерактивная лекция, как модернизированная форма традиционного лекционного занятия, является одной из перспективных форм образовательной деятельности в высшей школе. Грамотно организованная, она может стать хорошим дидактическим приемом в условиях «избыточного» количество информации по теме в сети Интернет, способствующим развитию критического и творческого мышления у современного студента. Говорить о продуктивности интерактивной лекции в образовательном процессе вуза можно в том случае, если она реализует все основные функции обучения, а именно - образовательную, мотивационную, ориентирующе-организационную, воспитательную, методологическую, развивающую и оценочную. При этом в интерактивной лекции должны четко проявляться три компонента коммуникативной деятельности: информативный, предполагающий совместный поиск, обмен, и адаптацию материала для усвоения, интерактивный, включающий совместную работу при координирующей инициативе лектора и перцептивный, обозначающий эмоциональную готовность всех субъектов взаимодействия к включению в совместную деятельность и принятию точек зрения участников диалога. Несмотря на интерес, проявляемый теоретиками и практиками образования к интерактивной лекции, выстраивание ее в полноценную, дидактически обоснованную методику, требует преодоления ряда сложностей, среди которых незнание технологии ее подготовки и проведения преподавателем и определенным сопротивлением со стороны студентов, ожидающим от лекции созерцательно-пассивной позиции. Эти вопросы ждут своего научного разрешения.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г.М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 362 с.

2. ФГОС 44.03.01. Педагогическое образование. ФГОСы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 30.07.2024)

3. Яковлева, Т.В. Лекция как средство оптимизации процессов изложения и восприятия теоретической учебной информации / Т.В. Яковлева // Развивающие технологии в общем и специальном образовании: материалы Международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2009 года. - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 54-57

4. Яковлева, Т.В. Проблема формирования критического мышления у студентов педагогических специальностей на современном этапе развития образования / Т.В. Яковлева // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28 ноября 2014 года. - Коломна: МГОСГИ, 2014. - С. 160-163

5. Яковлева, Т.В. Профессиональный стандарт «Педагог» как основание обновления содержания педагогического образования / Т.В.Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 82-2. - С. 293-295

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Татьяна Вячеславовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); доктор педагогических наук, профессор Вяликова Галина Сергеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат исторических наук Кадыкова Мария Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о пересмотре принципов построения лекционного занятия в вузе и введения интерактивных приемов организации взаимодействия между преподавателем и студентом. Авторы представляют различные виды интерактивных лекций, среди которых проблемная, бинарная, case-лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками. Акцент делается на возможности использования потенциала интерактивной лекции в условиях, в том числе, дистанционного образования. Подчеркивается, что в отличие от традиционной лекции, выполняющей часто только информационную и воспитывающую функции, интерактивная лекция решает мотивационные, методологические и развивающие задачи для формального и содержательного обновления в контексте реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высшей школы. Обосновывается необходимость изменения позиции лектора в связи с увеличением доступа обучающихся к большому количеству электронных образовательных ресурсов, а также особенностями мотивационной и когнитивной сферы современных обучающихся.

Ключевые слова: интерактивная лекция, компетентностный подход, проблемная, бинарная, case-лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, критическое мышление.

Annotation. The article considers the issue of revising the principles of building a lecture class at a university and introducing interactive techniques for organizing interaction between a teacher and a student. The authors consider various types of interactive lectures, including problem lecture, binary lecture, case lecture, lecture-press conference, lecture-visualization, a lecture with preplanned mistakes. The emphasis is on the possibility of using the potential of an interactive lecture in conditions, including distance

education. It is emphasized that unlike a traditional lecture, which often performs only informational and educational functions, an interactive lecture solves motivational, methodological and developmental tasks for formal and meaningful updating in the context of the implementation of a competence-based approach in the educational process of higher education. The necessity of changing the position of the lecturer is substantiated in connection with the increase in students' access to a large number of electronic educational resources, as well as the peculiarities of the motivational and cognitive sphere of modern students.

Key words: interactive lecture, competence approach, problem lecture, binary lecture, case lecture, lecture-press conference, lecture-visualization, a lecture with pre-planned mistakes, critical thinking.

Введение. Новые ФГОС высшего образования чётко определяют критерии результатов обучения по образовательным программам в контексте компетентностного подхода. Выбор форм, методов и подходов обучения должен соответствовать формируемыми компетенциями. Для педагогического образования это значит, что через несколько лет в школы и детские сады придут молодые специалисты, которые готовы работать с информацией во всех ее проявлениях и формах, быстро и нестандартно решать поставленные задачи (проблемы); не бояться активного социального взаимодействия во всех его проявлениях; готовые спокойно применять полученные знания в практической педагогической плоскости; выполнять учебно-воспитательную работу, основываясь на специализированных научных концепциях [4]. Компетентностный подход опирается на сочетание разнообразных форм организации учебного процесса, позволяя студентам во время аудиторных занятий в квазипрофессиональной деятельности отработать умения и навыки коммуникации. Именно от слова «взаимодействие» или «интеракция» получили свое название интерактивные приемы взаимодействия. Они нацелены на разноплановую коммуникацию как в рамках занятия внутри коллектива, так и с ведущим преподавателем. Роль ведущего остается за педагогом, который традиционно разрабатывает план и содержание занятия, но использует при этом интерактивные методы для усиления мотивации и максимальной вовлеченности студентов в учебные действия.

Изложение основного материала статьи. Семинарские и практические занятия, а также коллоквиумы обеспечивают наибольшие возможности для взаимодействия с обучающимися, поскольку их формат способствует активности и самостоятельности студентов. В то же время лекции традиционно считаются менее интерактивными. Однако в учебном процессе иногда возникает ситуация, когда лекции не могут быть заменены никакими другими форматами обучения. Целый ряд тем рассматривается только на лекционных занятиях, что ставит задачу по формированию части навыков и умений интерактивными средствами прямо на лекции.

Долгое время лекцию относили к «пассивным» формам обучения. Сторонники такой позиции аргументируют это разнообразными доступными источниками информации, возможностью получить сведения из других (аудио-, видео-, цифровых) ресурсов, игнорируя перспективность лекционной подачи материала, считая ее второстепенной. Другие исследователи настаивают на существенной роли лектора, не позволяющего студенту «утонуть» в массе информационных источников, расставляющего акценты, выделяющего главное и формирующего, помимо знаниевой основы, ценностные ориентации и смыслы. Современные информационные Интернет-ресурсы не способны полностью заменить лекцию. Однако, чтобы конкурировать с яркими электронными источниками, не требующими особых усилий для восприятия, лекция должна стать интерактивной, учитывать специфику изучаемой научной дисциплины, особенности аудитории, а также скорость процессов восприятия, обработки информации и влияния на формирование оценок, отношений, убеждений и чувств человека, что возможно благодаря новым информационным технологиям. Традиционная лекция часто выполняет только информационную функцию, отчасти воспитывая, в то время как интерактивная решает еще и задачи мотивации, так как стимулирует гностический интерес, методологические задачи, поскольку имеет целью сформировать своеобразные шаблоны методов науки, как эмпирических, так и теоретических. Развивающая функция способствует формированию у студентов критического склада ума, способствует укреплению когнитивной сферы, совершенствует коммуникативные умения, а формирование навыков саморефлексии составляет суть оценочной функции интерактивной лекции.

Преподавателю требуется пересмотр традиционных принципов построения лекционного занятия, то есть введение интерактивных приемов.

Самым простым приемом, вовлекающим аудиторию в интеракцию, является проблемная задача: каждая законченная мысль, каждый слайд темы последовательно обсуждаются педагогом с аудиторией. В этом сущность проблемного подхода в лекционном изложении. Эффективность подобной коммуникация в аудитории заключается в том, чтобы каждый обучающийся пришел к самостоятельным решениям и, возможно, продолжил изучение поднятого вопроса, выявил в последующем противоречия и разные научные подходы и интерпретации. По ходу проведения лекции преподаватель формулирует вопросы, исходя из заданной темы, мотивирует их на самостоятельный активный поиск ответов, в том числе привлекая информационные технологии во время занятия. Получается, что педагог и студент соревнуются в мыслительной активности. Соревновательный момент направлен на преодоление мотивационной пассивности, свойственной поведению обучающихся на лекционных занятиях. Таким образом выстраивается полноценное логичное научное знание. Добытая самостоятельно информация в ходе взаимодействия и соревнования с педагогом и другими обучающимися, приобретает особый ценностно-смысловой акцент. У студентов растет интерес к дальнейшему содержательному компоненту занятий, тем самым усиливается его профподготовка. Здесь необходимо активизировать каждого, не ограничиваться только активными обучающимися, всегда готовыми включиться в дискуссию. Можно предоставить ответившему возможность назвать следующего «оппонента» из числа обучающихся для диалога с докладчиком. Особенно эта форма подходит для проведения дистанционной лекции на одной из онлайн-платформ. Это, с одной стороны, активизирует учащихся, с другой стороны, позволяет выяснить, все ли студенты находятся в конференции. Через несколько подобных занятий большинство на паре привыкают к такой форме ведения занятия, спокойно вступают в содержательный диалог с педагогом.

Познавательный и коммуникационный эффект проблемного занятия снижается там, где на парах присутствует более 50 слушателей. Такую возможность может дать использование бинарной лекции: в аудитории ведется занятие в форме диалога двух участников. Лекторами в таком случае могут быть: несколько преподавателей, педагог и работодатель, преподаватель и отличившийся подготовленный представитель аудитории. Бинарная лекция должна захватить аудиторию под чутким и тщательным руководством ведущих. Предполагается, что в таком случае ведущие изучают материал, обладают ораторскими умениями, реагируют на настроения аудитории, не бояться вопросов «из зала», готовы к импровизации и провокации. Эффективной формой организации занятия станет бинарная лекция в форме панельной экскурсии, знакомой студентам благодаря телевизионным передачам и просветительским вузовским мероприятиям. Продуктивной для студентов педагогического направления подготовки является лекция с привлечением работодателей, учителей, социальных педагогов, заместителей директоров школ или педагогов-организаторов лагерных смен в ДОЛ.

Этот вид лекции может быть как информативным, предоставляя студентам обширные знания по теме, так и проблемным, вводя обучение через серию конфликтующих точек зрения. В ходе бинарной лекции два или более преподавателей могут последовательно либо параллельно излагать свои точки зрения по определенной теме. Студенты получают возможность услышать сразу несколько мнений, что способствует более глубокому пониманию материала.

Диалогичность взаимодействия педагога и студентов способствует формированию исследовательской ценности лекции. Сущность проблемной лекции заключается в совместном поиске новых подходов и точек зрения на педагогическую задачу, которые необходимо решить в течение занятия или нескольких. Главное, чтобы проблемные вопросы действительно были таковыми, расширяя знаниевый и информационно-поисковый компонент занятий, приводили к рождению альтернативных точек зрения и мнений.

Обучающиеся сами должны увидеть проблемность, противоречие в исследуемом объекте и захотеть найти выход из ситуации. Дисциплины педагогического плана имеют большое поле для постановки проблемного вопроса. В случае невозможности самостоятельного разрешения «интеллектуального затруднения» эффект будет достигаться за счет проблемного подхода. Тогда занятие должно строиться как диалог. Педагог ставит и конкретизирует проблемную ситуацию, обучающиеся выдвигают гипотезы ее решения, далее идет совместный мысленный эксперимент по проверке выдвинутых гипотез; студенты подбирают фактическую базу и доказательные аргументы, делают выводы. Педагог же оппонирует и подводит к новым противоречиям, анонсируя, например, противоречия, которые они впоследствии попытаются разрешить.

В педагогической практике активно используются различные интерактивные форматы, которые стимулируют участие студентов в учебном процессе. Лекции-беседы и лекции-дискуссии позволяют не только усвоить теоретический материал, но и развить навыки критического мышления, аргументации и коммуникации. Case-лекции, или лекции с разбором конкретных ситуаций, являются модификацией лекций-дискуссий. В их рамках студентам предлагаются к обсуждению реальные или гипотетические ситуации, связанные с изучаемой темой. Например, в педагогическом образовании это может быть ситуация из школьной или лагерной жизни, в которых применяются или нет изучаемые методы и средства обучения или воспитания. Изложенная задача должна быть короткой и не содержать большое количество «ошибок», верных вариаций. Студенты самостоятельно или под руководством педагога анализируют кейсы, делятся результатами, обсуждают их сообща, добавляют альтернативные решения. Преподаватель задает наводящие вопросы, часто с элементами провокации, тем самым оживляя атмосферу занятия. Кейс-задания эффективны в начале изучения темы и в качестве итогового компонента. Оба случая доказали эффективность такой работы, так как позволяют «вживую» увидеть важность теоретических знаний для решения конкретных профессиональных ситуаций, снимают страх перед принятием верных решений в рамках профессиональной деятельности, прохождения практик.

Сущность лекции с заранее запланированными ошибками - включение неточностей разного плана и объема в ходе изложения материала. Это позволяет активизировать мыслительные и познавательные процессы студентов, более внимательно и аккуратно относиться к поданной преподавателем информации. Задание для студентов может отличаться: начиная от поиска фактических и иных ошибок в ходе повествования, так и выделение их в конспектах, и внесение правок после изучения конкретной литературы или Интернет-ресурсов. Ошибки обучающиеся могут исправлять прямо на занятиях, обсуждая с педагогом. Подобное занятие особенно эффективно в завершении раздела или темы, когда у студентов имеются необходимое представление о проблемах, изучения термины. Младшие курсы следует вовлекать в занятия с минимальным количеством ошибок, постепенно увеличивая их количество от курса к курсу.

Лекция - пресс-конференция представляет собой уникальный метод обучения, который активно стимулирует студентов к целенаправленному восприятию информации. Основное отличие лекции - пресс-конференции от классической лекции заключается в высоком уровне взаимодействия между преподавателем и студентами. Вместо пассивного восприятия материала, как это часто происходит на обычных лекциях, студенты здесь активно участвуют в обсуждении, задают вопросы и, таким образом, глубже осмысливают изучаемый материал. Начинается такая лекция обычно с оглашения темы занятия. Преподаватель кратко описывает основные аспекты рассматриваемого вопроса, очерчивает ключевые цели и задачи лекции.

Педагог систематизирует темы, которые представили студенты, в виде связного рассказа, демонстрируя, как следует логично находить ответы на интересующие вопросы. Каждый студент с нетерпением ждет, когда прозвучит именно его вопрос, заинтригованно и внимательно, удерживая внимание в течение всего занятия. Обучающийся, получивший ответ в ходе пары, как показывает практика, надолго запоминает информацию. В конце занятия педагог просматривает еще раз вопросы, делая акцент на наиболее значимых моментах, и озвучивает вопросы, которые остались без внимания по причине их неуместности для данной темы или в связи с тем, что они будут рассматриваться на ближайших лекциях. Возможно изменение формата работы. Лекция читается педагогом в том виде и объеме, какой предусматривался заранее, но на протяжении пары обучающиеся готовят листочки с уточнящими вопросами. Это помогает избежать обсуждения и «потери» нити повествования в процессе ведения лекции. Такой формат особенно удобен, когда материал для освоения объемен и труден, и любая заминка способна осложнить понимание.

Современная молодежь склонна к быстрому поиску готовых решений, желательно в форме образа, картинки, знака. Молодые люди привыкли и воспринимают такую нагрузку на психику как норму. Но проблема в том, что вместо понятийного мышления, которое исследовал и описывал Л.С. Выготский, когда человек находит и выделяет существенные признаки предметов, углубляется в информацию и осуществляет ее аналитический обзор [2], приходит клиповое мышление, которое не предполагает тщательного анализа, понимания взаимосвязи вещей и явлений. Традиционная лекция, требующая длительного произвольного внимания, уже не соответствует запросам молодежи, привыкшей к динамике образов. Возникает барьер поколений. Можно сопротивляться этой тенденции, но цифровой мир будет только расширяться, а его возможности расти, поэтому нужно искать новые формы подачи информации, которые будут наиболее эффективными для современного студента. Наглядность в обучении имеет ряд преимуществ, на ее обработку психике требуется меньше усилий, она быстро «считывается», не нуждаясь в перекодировке. Принцип наглядности эффективно и просто достигается в ходе лекции-визуализации. Педагог преобразует материал в визуальную форму с помощью реалистичных, символических (макеты, модели, фотографии, картины) и мультимедийных (презентации, фильмы и цифровые платформы) педагогических средств. Хорошо структурированная лекция показывает студентам, как преобразовывать вербальную информацию в визуальную форму, и формирует их профессиональное мышление, систематизируя и выделяя наиболее важные и существенные элементы содержания обучения. Логической визуализации лекционного материала способствует идея «опорных сигналов» [5], а также «кластеры», «фишбоун», интеллект-карты и концептуальные таблицы подходят для техник, развивающих критическое мышление.

Интеллект-карты на занятиях предстают с помощью графики на слайдах презентации, начинаясь как центральная идея, от которой, по мере сообщения информации, отходят «дороги», отражающие логику раскрытия основных моментов темы. После каждого блока материала демонстрируется начальный слайд с очередным ответвлением, таким образом «карта» на последнем слайде отражает краткое содержание лекции. С помощью анимации педагог может «по клику» открывать каждый следующий элемент рисунка только после ответов студентов на вопросы лекции. В зависимости от целей и временных рамок ментальную карту можно дополнить творческими элементами с информационной нагрузкой: фотографиями, рисунками видеоотрывками. Технологии «кластер» и «фишбоун» работают по такому же принципу.

«Концептуальная таблица» используется, когда предполагается сравнительный анализ двух или более изучаемых объектов (например, виды, методы, формы обучения или воспитания). Лектор представляет на слайде пустую таблицу с параметрами для сравнения. Слушая лекцию, обучающиеся заполняют разделы. Такая работа развивает навыки поиска и критической оценки характеристик объектов. Таблица может заполняться индивидуально, с дальнейшей проверкой на лабораторных практикумах или коллективно на заключительном этапе занятия.

Пандемийный 2020-й год стал толчком для создания в вузах базы видеолекций. Лекции записываются в специально оборудованной студии, где используются современные аудиовизуальные средства для обеспечения высокого качества звука и изображения. Один из главных компонентов этой системы заключается в её размещении в ЭИОС вуза, представляющей собой интегрированную платформу, где хранятся все учебные материалы, необходимые для успешного обучения студентов.

Преимущества данного метода обучения очевидны. Во-первых, студенты могут пересматривать материал столько раз, сколько потребуется для полного его освоения. Во-вторых, создаётся возможность приостановить воспроизведение или просматривать видеолекции с разной скоростью. ЭИОС вуза предоставляет возможность для знакомства студентов с лекциями других преподавателей, специализирующихся в данной области. Это разнообразие взглядов и методик преподавания обогащает образовательный процесс. Не менее важным аспектом методики является использование фрагментов видеолекций непосредственно на занятиях, проводимых в реальном времени. Включение заранее подготовленных видеоматериалов может служить полезной педагогической стратегией, предоставляя преподавателям момент для отдыха и давая им возможность сосредоточиться на обсуждении и разъяснении особенно сложных вопросов.

Выводы. Подобные способы активизации деятельности обучающихся на лекционных занятиях оказывают значительное влияние на учебный процесс, способствуя моделированию атмосферы сотрудничества и взаимодействия в аудитории. Они помогают студентам не только воспринять информацию, но и стать её соавторами, формируя понимание собственной причастности к рождению нового знания. Процессы активизации способствуют развитию коммуникативной компетентности, что является важным аспектом в жизни студентов как будущих профессионалов. Однако интерактивное обучение не стоит рассматривать только как набор методических средств организации совместной работы. Оно представляет собой сложную технологию, требующую серьезной трансформации ролей всех участников образовательного процесса. Педагоги и студенты должны занять новые позиции: педагоги - как фасилитаторы и менторы, а студенты - как активные участники, способные не только воспринимать информацию, но и критически анализировать, обсуждать и творчески применять ее. При этом необходимо учитывать психологические особенности слушателей, а также разные стили обучения. Важным аспектом становится время и место проведения занятий, которые должны быть организованы таким образом, чтобы способствовать максимальной вовлеченности и концентрации внимания студентов. Выбор и использование соответствующих средств и инструментов обучения также является ключом к созданию эффективной педагогической деятельности вуза.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ. - 2013. - 97 с.

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2019 - 368 с.

3. Леонова, М.О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] / М.О. Леонова // Вестник КАСУ: онлайн-версия. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://vestnik-kafu.info/joumal/14/538/ (дата обращения: 07.08.2024)

4. ФГОС 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 125 (ред. от 08.02.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovaшe-s-dvumya-proШyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 15.08.2024)

5. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / В.Ф. Шаталов; Предисл. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1979.

6. Яковлева, Т.В. Лекция как средство оптимизации процессов изложения и восприятия теоретической учебной информации / Т.В. Яковлева // Развивающие технологии в общем и специальном образовании: материалы Международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2009 года. - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 54-57

7. Яковлева, Т.В. Проблема формирования критического мышления у студентов педагогических специальностей на современном этапе развития образования / Т.В. Яковлева // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28 ноября 2014 года - Коломна: МГОСГИ, 2014 - С. 160-163

Психология

УДК 5.3.4

старший преподаватель Абубакирова Светлана Геннадиевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (г. Новосибирск); доктор психологических наук, профессор Морозова Ирина Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Кемерово)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье авторы описывают актуальные проблемы, сопровождающие процесс формирования самосознания у детей дошкольного возраста. Представлены результаты теоретического анализа научных источников, которые затрагивают особенности становления и развития самосознания дошкольников, рассматриваются результаты научных трудов отечественных и зарубежных авторов, актуализирующих ключевые проблемы современной реальности и культуры, затрудняющих процесс формирования самосознания ребенка: отсутствие необходимой включенности родителей, их оценки и эмоциональной вовлеченности, различия в компонентах самосознания у детей различных национальностей, возрастание роли цифровых технологий и их влияния на формирования самосознания дошкольников, проблемы своевременности принятия решений родителей отдать ребенка в дошкольное образовательное учреждение, влияние мультипликации и восприятия образов героев. На основе многолетнего педагогического стажа авторами приводится собственное видение ситуации и актуализируется изучение влияния средств психолого-педагогического сопровождения на процесс формирования самосознания дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.