УДК 377.1
DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-78-86
Андрюнина Анна Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства
ФГБОУ ВО « Уральский государственный педагогический университет»,
Екатеринбург, Россия 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 32 e-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ
ОБУЧЕНИИ
Anna S. Andryunina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of
Childhood
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia 620017, Yekaterinburg, Kosmonavtov av., 32 e-mail: [email protected]
INTERACTIVE LECTURE IN MODERN UNIVERSITY EDUCATION
Аннотация. Проведен контент-анализ материалов, посвященных интерактивным лекциям, в научной электронной библиотеке elibrary.ru. Представлена дефиниция интерактивной лекции, а также описаны основные принципы ее проведения. Обозначена необходимость разделения лекций, построенных на активных методах обучения, с интерактивными. Описаны некоторые варианты проведения лекционных занятий в интерактивном формате.
Ключевые слова: лекция, интерактивная лекция, интерактивное обучение, студенты, контент-анализ.
Abstract. The presented article is devoted to the use of interactive lectures in university education. The content analysis of materials devoted to interactive lectures in the scientific electronic library was carried out elibrary.ru. The definition of an interactive lecture is presented, as well as the basic principles of its conduct are described. The necessity of separating lectures based on active teaching methods with interactive ones is indicated. The material describes some options for conducting lectures in an interactive format.
Key words: lecture, interactive lecture, interactive learning, students, content analysis.
Сегодня лекционный формат до сих пор сохраняется в качестве одного из основных вариантов обучения в вузе. Это связано, в частности, с экономической выгодой, так как за относительно короткий период обучения можно донести учебный материал для большого числа обучающихся.
М.А. Гудина и Т.В. Сучкова определяют лекцию как информационно -сообщающий способ системного изложения значительного объема учебного материала [4]. В качестве главного достоинства лекции авторы описывают законченность и целостность восприятия логики и взаимосвязи изложенного материала. Вместе с тем М.А. Гудина и Т.В. Сучкова подчеркивают, что такой формат обучения длится довольно продолжительное время, поэтому необходимо использовать какие-либо дополнительные способы активизации познавательной активности обучающихся. Одним из вариантов может быть обращение к возможностям интерактивного обучения.
Популярность для современной системы образования интерактивного обучения не вызывает сомнения. Данный подход позволяет активно включать в образовательный процесс всех обучающихся, учить их различным способам взаимодействия и поиска новых решений. Е.В. Коротаева и А.С. Андрюнина отмечают, что интерактивное обучение необходимо рассматривать не как некий прием или метод, а как целостный подход к организации образовательной деятельности, требующий не только обновления образовательной среды (при помощи информационно-коммуникативных и других средств), но и серьезной трансформации позиций субъектов, включенных в образовательный процесс, -со стороны как обучающихся, так и педагогов [5].
Вместе с тем в рамках вузовского обучения возможности интерактивного обучения в основе своей оказываются лишь одной частью обучения, а именно практическими или лабораторными занятиями, тогда как лекции чаще всего проводятся в традиционном формате, где лектор выступает в качестве единственного активного субъекта, носителя знаний. Преподаватель может использовать интерактивные средства обучения (презентацию или видеофрагменты), однако они не означают при этом использование интерактивного подхода в обучении. Студенты же оказываются пассивными слушателями. Причем многие современные обучающиеся в вузе даже не записывают представляемую информацию, так как предпочитают попросить готовый материал у педагога или сфотографировать слайды. В некоторых случаях преподаватели требуют представления рукописных материалов для получения допуска к академической отчетности. Однако подобные требования могут вызывать негативную реакцию у обучающихся, разрушать доброжелательные отношения между участниками образовательных отношений. В связи с этим в рамках данной статьи мы будем говорить об «интерактивной лекции».
Для исследования степени распространенности явления «интерактивная лекция» в современной науке было решено провести изучение научных публикаций по данной теме при помощи контент-анализа. В качестве места проведения исследования была выбрана научная электронная библиотека elibrary.ru, которую на данный момент можно назвать наиболее известным ресурсом, содержащим научные публикации по различным темам.
В качестве критериев отбора материала использовались только материалы, которые относятся к таким типам публикаций, как «статьи в журналах», «книги», «материалы конференций» и «диссертации». Использованные для поиска ключевые слова должны быть только «в названии публикации» с учетом морфологии. «Тематика публикаций» не была определена, так как подходящие материалы могли быть отнесены к различным наукам.
В качестве первого ключевого слова была определена «лекция». Согласно полученным материалам, всего в библиотеке elibrary.ru на сентябрь 2023 г. содержится 9355 работ по указанным критериям, то есть не вызывает сомнения популярность данной темы. Содержание публикаций крайне разнообразно. Часть работ представляет собой курсы лекций или материалы отдельных лекций по различной тематике. Другие публикации посвящены дидактическим вопросам использования лекций в процессе обучения. Еще часть работ описывает специфику использования лекций при обучении в определенных условиях (к примеру, в условиях дистанта или на иностранном языке). Наиболее ранние публикации по указанным критериям относятся еще к началу прошлого века («Лекции по русской истории» Ю.В. Готье 1906 г., «Лекции по сейсмометрии» Б.Б. Голицына 1912 г., «Физиология и патология пищеварения: в 30 лекциях» Е.С. Лондона 1916 г. и др.). Сохраняет актуальность эта тема и сегодня. Только за 2022-2023 гг. опубликованы 584 материала.
Несколько иная ситуация складывается с «интерактивной лекцией», которая была определена в качестве ключевого слова для контент-анализа. Всего в библиотеке содержится 258 материалов с таким заглавием. И первые публикации относятся уже к нашему веку, а именно к 2005 г. («Возможности интерактивной лекции для подготовки социальных педагогов» Т.Н. Добрыниной, «Технологические особенности интерактивных лекций в дистанционном обучении» А.С. Алипова и В.В. Муромцева). Соответственно, видна «молодость» этого явления. И большинство публикаций связано именно с описанием методики проведения такой лекции или тех целей, которых она поможет достичь в процессе обучения (активизация внимания, формирование универсальных учебных действий, создание интерактивной среды). В последние несколько лет актуальным стал вопрос о том, как проводить интерактивные лекции в дистанционном формате, однако каких-либо универсальных решений принято не было.
Рассмотрим же, что представляет собой интерактивная лекция согласно представленным публикациям. Так, Т.Г. Михайленко определяет интерактивную лекцию в виде диалогового вида обучения, в ходе которого
выясняется уровень понимания и освоения студентами предлагаемого материала, обсуждаются с аудиторией примеры применения полученных знаний на практике [6]. В данной трактовке уделено основное внимание интерактивности, однако сама специфика лекции не отражена в полной мере. Кроме того, данная трактовка не разграничивает активные и интернатные методы обучения.
Вместе с тем дефиниция Т.Г. Михайленко является одной из немногих, существующих в научной литературе. Большинство исследователей дает трактовку интерактивности (интерактивных методов обучения, интерактивных средств и др.), определение лекции и какие-то характеристики или примеры интерактивной лекции без определения этого центрального понятия.
На основе изученной литературы было сконструировано следующее определение: интерактивная лекция - особая форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения, строящаяся на активном взаимодействии педагога и обучающихся с целью роста познавательной активности, степени понимания, качества усвоения материала последними.
А.Н. Авдеевой [1] описаны основные принципы, на которых должна строиться интерактивная лекция. Представим их с некоторыми интерпретациями:
1) ориентироваться на общий, средний уровень подготовки и развития обучающихся (исследователь указывает на то, что ориентация на среднего студента в определенной степени является одним из недостатков лекции, однако при необходимости можно работать в иных форматах для тех, кто имеет особые образовательные потребности: с одаренными или отстающими студентами можно проводить индивидуальные консультации, работу в малых группах);
2) в процессе подачи материала иногда возвращаться к ранее изученному, указывать на связи (можно делать это при помощи вопросов, чтобы сами обучающиеся думали об этом; это способствует не только передаче информации, но и созданию некой единой научной картины в отношении как конкретной темы, так и всей дисциплины или отрасли научного знания);
3) «сначала доносить суть, а после - детали» (здесь А.Н. Авдеева ссылается на исследования Ф.Н. Шемякина, согласно которым мозг человека сначала улавливает смысл того, что воспринимает, а уж затем различает детали, то есть речь идет о дедуктивном способе подаче информации; однако это не значит, что материал изначально не может быть сопровожден каким-то интересным фактом или примером, который выступает в качестве некой подводки к дальнейшей информации);
4) задействовать все виды восприятия (А.Н. Авдеева указывает на то, что значительная часть информации усваивается при помощи органов зрения, поэтому в процессе лекции можно использовать различные схемы, интеллект-карты, графики, изображения и т. д.; фактически речь в данном случае идет об использовании принципа наглядности, но сам принцип оказывается гораздо
интереснее, чем только использование зрения; обучающиеся, использующие в качестве доминирующего источника информации ощущения, часто оказываются обделенными на занятии, однако педагог может предлагать какие-то учебные материалы, которые можно трогать, с которыми можно взаимодействовать, а не только представлять их на картинке; конкретный перечень предметов напрямую связан с содержанием лекции; иногда можно дать возможность ощутить лишь одну из характеристик изучаемого предмета -вес, форму, структуру);
5) лекция должна быть интересной (на наш взгляд, это один из главных принципов современной интерактивной лекции, так как множество учебников, видеозаписей, учебных материалов сейчас размещено в Интернете и у обучающихся должна быть некая причина, заставляющая их приходить на занятия, а не изучать материал самостоятельно, на занятии же (если преподаватель отмечает посещаемость) слушать учебный материал, а не заниматься посторонними делами, присутствуя лишь «телесно»; интересный материал вместе с интересной подачей заставляет обучающихся включаться в процесс, хотеть посещать занятия, а не «отбывать повинность», определенную учебным планом);
6) мотивация (этот принцип напрямую связан с предыдущим: студенты должны иметь причину для того, чтобы быть на лекции, и желательно, чтобы она была связана с тем, чтобы получить знания; поэтому педагог должен всегда думать о том, чем насытить материал, чтобы он отличался от того, что есть в открытых источниках, так, многие обучающиеся любят, когда преподаватель приводит реальные примеры из практики, в которых демонстрируется необходимость приобретаемых знаний, или ссылается на последние исследования, еще не дошедшие до широкой публики или учебных материалов);
7) лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз (оптимальный период повторения - от двадцати до тридцати минут; если этот принцип сопоставить со вторым, то структура лекции должна состоять из нескольких блоков с оптимальной длиной изложения, а в конце каждого блока должно быть повторение ключевых определений материала из лекции);
8) лучше всего запоминается информация, представленная в начале (эффект первичности) и в конце (эффект недавности) занятия (если в начале занятия донести до учащихся план лекции, то они смогут распределить концентрацию своего внимания по ключевым точкам и тем самым усилить осознанность процесса своего обучения; в конце лекции по всем пунктам плана должны прозвучать выводы или краткие тезисы; в целом можно сказать, что необходимо выстраивать материал с учетом физиологических и психических особенностей представления информации, а для того, чтобы лекция стала интерактивной, то есть основанной на взаимодействии, желательно, чтобы студенты сами участвовали в обсуждении плана лекции и формулировке выводов: так, в начале занятия можно дать название темы, а далее обучающиеся называют то, что, по их мнению, должно быть освещено
в процессе изучения, педагог же комментирует и корректирует высказывания; при формулировке итоговых выводов можно вернуться к плану и обсудить, что конкретно было усвоено по каждому из пунктов, это создает некую циклическую структуру занятия);
9) использовать все свои педагогические способности (в целом можно сказать, что педагог должен использовать свои знания и умения, связанные как с самим материалом, так и с его представлением; необходимо помнить все принципы целостного педагогического взаимодействия, понимать дидактику и т. д.; крайне важно понимать и специфику аудитории, с которой работает педагог: если один и тот же предмет ведется на разных факультетах, то примеры и факты, которые заинтересуют обучающихся, могут быть различными; важен средний уровень образования и возраста студентов);
10) обучение должно строиться на взаимодействии (данный принцип не выделялся А.Н. Авдеевой, однако его важность для интерактивной лекции трудно переоценить; в процессе обучения педагог должен задавать вопросы студентам, быть готовым ответить на них, отслеживать уровень активности в процессе занятия; возможно, что студенты по каким-то причинам хорошо знакомы с изучаемой темой, тогда логично, что часть информации могут дать они сами при небольшом направлении преподавателя; можно вообще сократить некую часть материала, уделив внимание другим, более интересным и актуальным вопросам; если же преподаватель видит, что он дает информацию, построенную на какой-то другой, но она не усвоена студентами, то нет никакого смысла в том, чтобы давать запланированный материал, -необходимо вернуться к основам, пусть и потратив на это время).
Изучим также примеры того, как в исследуемых публикациях описаны способы организации интерактивной лекции. В качестве одного из вариантов использования интерактивного подхода на лекционных занятиях Н.И. Быковская, И.Н. Демченко, Т.И. Первозванская предлагают бинарные лекции. Особенность данного занятия в представлении материала двумя преподавателями, что «позволяет проанализировать учебный материал в различных вариациях, смоделировать профессиональную ситуацию с позиции двух оппонентов» [2]. Особенно эффективен данный способ при представлении какой-либо спорной ситуации. Каждый из педагогов представляет свою позицию и отстаивает ее. Однако для того чтобы сделать бинарную лекцию действительно интерактивной, необходимо включить студентов в данную дискуссию, к примеру, дать им возможность задать несколько тематических вопросов по ходу представления материала, а также проголосовать за «выбранного кандидата» и обосновать свою позицию.
В исследовании И.Р. Ворониной предложен классический вариант создания интерактивности, а именно запланированных ошибок («лекция-провокация»). Основная идея связана с тем, что студентам предлагается некая информация для самостоятельного изучения дома перед самой лекцией. А далее преподаватель представляет материал, который содержит наиболее распространенные ошибки, чаще всего совершаемые студенты [3]. То есть
обучающиеся при знакомстве с любой информацией, слайдом должны сначала критически отнестись к указанному материалу, рассмотреть возможность в нем ошибок, а не бездумно записывать или фотографировать. Вместе с тем данный вариант лекции может быть отнесен скорее к тем, которые используют активные методы обучения, так как процесс интеракции между самими обучающимися в данном случае ограничен, основная коммуникация происходит между педагогом и отдельным студентом, который увидел ошибку, остальные учащиеся выступают лишь в качестве зрителей. Еще один риск использования данного способа организации лекции связан с тем, что далеко не все обучающиеся будут готовы к знакомству с материалом заранее, а часть обучающихся будет высказывать сомнения в необходимости посещения лекций, если материал предварительно изучен дома. Кроме того, существует некий риск того, что студенты запомнят неправильную информацию в качестве истинной. Для того чтобы избежать этой ситуации, рекомендуется использовать анимацию или иную явную замену неверной информации.
Еще один вариант организации работы, которая может быть проведена на лекции, был предложен А.А. Чесноковым [7]. Его основная идея связана с тем, чтобы обучающиеся на занятии получали «интерактивный конспект». То есть обучающиеся в самом начале пары получают раздаточный материал, включающий в себя название материала, цели его сегодняшнего изучения, а также ряд вопросов, на которые стоит ответить на отведенное время. В этом случае преподаватель точно знает, что наиболее важные аспекты темы будут освещены в ходе изучения, студенты будут активно работать над своим заданием. Однако данный вариант обладает рядом ограничений и проблем. Во-первых, выдаваемый текст нельзя в полной мере назвать «интерактивным конспектом», так как обучающиеся в ходе работы взаимодействуют лишь с ним, а не с другими обучающимися. Часто даже общение с преподавателем может стать ограниченным, так как центральной задачей будет именно заполнить лист, который является формой отчетности, а не разобраться в теме и узнать дополнительную информацию. Чтобы сделать подобную работу действительно интерактивной, можно включать в листы небольшие задания, которые требуют совместной работы с кем-либо, к примеру, привести несколько примеров на указанные факты. Во-вторых, разработка и выдача подобных листов требует довольно больших затрат, с одной стороны, временных, так как необходимо продумать основную идею, выделить главные части и т. д., другой - материальных: необходимо распечатать листы для каждого обучающегося. Одно из решений данной проблемы - заполнение таких листов в текстовом редакторе или онлайн.
Вариантом проведения интерактивной лекции может быть воспроизведение материала самими обучающимися. Роль педагога заключается в том, чтобы поделить студентов на группы и предоставить им часть информации для выступления (включая демонстрационный материал и презентацию в виде ссылок для скачивания или распечатанных листов). По желанию самих докладчиков они могут более глубоко изучить тему, найти
дополнительные факты или примеры. После выступления следует обязательный этап с вопросами. Если аудитория не очень активна, то докладчики могут задать ряд вопросов своим однокурсникам по представленному материалу (причем можно задавать вопросы как аудитории в целом, так и отдельным студентам - по желанию самих докладчиков). За время одной стандартной лекции рекомендуется выступление 3-5 групп (каждая до 4 человек). За весь лекционный курс можно охватить всех обучающихся.
Можно использовать и такой прием, как «летающий шар». В начале занятия преподаватель берет воздушный шар или легкий мяч (может быть создан из листа бумаги) и кидает его в аудиторию. Тот студент, который стал обладателем шара, читает информацию со слайда и дает развернутые комментарии по прочитанному. Далее обучающийся отправляет шар в любую точку аудитории по своему желанию (случайно или целенаправленно, зависит от выбора самого человека). И далее ситуация повторяется. В этом случае обучающиеся активно взаимодействуют в процессе транспортировки предмета. При этом создается доброжелательная и позитивная атмосфера, необходимая при реализации интерактивного подхода в обучении.
Подводя итог, отметим, что интерактивная лекция сегодня должна получить широкое распространение в вузовском обучении. Однако на практике чаще всего педагоги используют активные методы обучения, ориентированные на взаимодействие педагога и обучающегося, а не на совместную работу студентов. Разработка методических решений по организации именно интерактивной лекции является актуальным направлением в современном профессиональном обучении.
Список литературы
1. Авдеева А.Н. Принципы построения и проведения интерактивной лекции // Вестник науки и образования. - 2020. - № 8-1(86). - С. 107-109.
2. Быковская Н.И., Демченко И.Н., Первозванская Т.И. Бинарная лекция как интерактивный метод обучения студентов // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 18-19 ноября 2019 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. Максима Танка. - Минск, 2019. - С. 27-28.
3. Воронина И.Р. Лекция с заранее запланированными ошибками как актуальная форма интерактивного обучения // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23-24 января 2020 г. / под ред. В.М. Кузьминой. Т. 1; Юго-Запад. гос. ун-т. - Курск, 2020. - С. 128-131.
4. Гудина М.А., Сучкова Т.В. Интерактивная лекция как метод активизации познавательной деятельности студентов вуза // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного
кластера : материалы 14-й Международной научно-практической конференции, Казань, 28 мая 2020 г. - Казань : Школа, 2020. - С. 421-424.
5. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. - 2021. -№ 4. - С. 26-33.
6. Михайленко Т.Г. Особенности интерактивной лекции // Современные проблемы высшего образования : материалы VII Международной научно-методической конференции, Курск, 28 апреля 2015 г. / отв. ред. С.Г. Емельянов; Юго-Запад. гос. ун-т. - Курск, 2015. - С. 38-41.
7. Чесноков А.А. Методика проведения лекционных занятий с использованием раздаточного материала «Интерактивная лекция» // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - № 25. - С. 27-29.