Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Татьяна Вячеславовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о совершенствовании самой традиционной из форм обучения в вузе -лекции. Автор подчеркивает необходимость формального и содержательного обновления этой формы учебных занятий в контексте реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высшей школы. Обосновывается необходимость усиления практико-ориентированной направленности современной лекции и изменения позиции лектора в связи с увеличением доступа обучающихся к большому количеству электронных образовательных ресурсов, введением БРС (балльно-рейтинговой системы оценивания) в вузе, а также особенностями мотивационной и когнитивной сферы студентов. Выделены такие типы взаимодействий в рамках лекционного занятия как кооперация и конкуренция. Приведена классификация основных функций интерактивной лекции: образовательной, мотивационной, ориентирующе-организационной, воспитательной, методологической, развивающей и оценочной. Изложены особенности каждой из функций. Обозначены основные виды интерактивных лекций. Среди которых «перевернутый класс», бинарная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками и др.
Ключевые слова: лекция, интерактивная лекция, компетентностный подход, функции интерактивной лекции, soft skills, кооперация, конкуренция, творческое и критическое мышление.
Annotation. The article raises the issue of improving the most traditional form of education at the university - lectures. The author emphasizes the need for a formal and meaningful update of this form of educational activities in the context of the implementation of a competence-based approach in the educational process of higher education. The article substantiates the need to strengthen the practical orientation of the modern lecture and change the position of the lecturer in connection with the increased access of students to a large number of electronic educational resources, the introduction of the BRS (point-rating assessment system) at the university, as well as the peculiarities of the motivational and cognitive sphere of students. Such types of interactions within the framework of a lecture session as cooperation and competition are highlighted. The classification of the main functions of an interactive lecture is given: educational, motivational, orientation-organizational, educational, methodological, developmental and evaluative. The features of each of the functions are described. The main types of interactive lectures are outlined. Among them are an "inverted class", a binary lecture, a visualization lecture, a lecture with pre-planned errors etc.
Key words: lecture, interactive lecture, competence approach, interactive lecture functions, soft skills, cooperation, competition, creative and critical thinking.
Введение. Стремительный темп развития всех сфер существования современного человека меняет требования к высшей школе, которая должна готовить конкурентоспособных выпускников, востребованных на рынке труда и готовых к обучению на протяжении жизни. Отсюда насущная потребность в реформировании современной системы профессионального образования. Оптимизация процесса подготовки будущих специалистов является сложным и важным вопросом педагогики высшей школы, включающим совершенствование требований к профессиональной квалификации специалистов, создание системы обновленной профессиональной ориентации, подготовку компетентных выпускников, готовых действовать в постоянно меняющихся условиях. На будущих педагогов, в чьих руках вскоре окажется молодое поколение страны, возложена важная миссия, сформулированная в ФГОС. Среди универсальных компетенций (УК), обозначенных в Требованиях к результатам освоения программы бакалавриата 44.03.0l Педагогическое образование [2], можно выделить способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1), способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения (УК-2), способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде (УК-3). Формирование этих и других профессиональных компетенций требуют реновации системы подготовки.
Изложение основного материала статьи. За аксиому необходимо признать тот факт, что студенты вуза, в том числе педагогического, являются представителями нового поколения, имеющего отличия в поведенческом и когнитивном аспекте [5]. Современные студенты отличаются от тех, кто 20-40 лет назад с интересом внимал человеку, в сжатом виде преподносившему «истину», подлежащую усвоению. Имея возможность получить интересующую информацию в любом виде (текстовом, в форме презентации, схемы, видео), многие обучающиеся не видят необходимости в обязательном посещении лекционных занятий, которые к тому же в ряде программ не дают баллов в БРС (балльно-рейтинговой системе), а, значит, не приближают «автомат» по дисциплине. Для решения задач качественной профессиональной подготовки нужна активизация процесса образования, разработка новых и совершенствование традиционных форм и методов обучения. Под активизацией понимается построение процесса обучения, организованного на научной основе при создании условий для развития творческого и критического мышления, исследовательского опыта студентов, их максимальной вовлеченности в решение возможных проблемных ситуаций будущей деятельности. Использование интерактивных форм обучения - одно из необходимых направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, когда не только преподаватель демонстрирует свои компетентность и эрудицию, но и студенты имеют возможность попробовать свои силы в новых формах учебно-познавательной деятельности. Педагог создает продуктивную среду профессионального общения, что способствует деловому взаимодействию участников при взаимной оценке, контроле и рефлексии. Для активизации учебного процесса используются как традиционные формы - индивидуальная, парная и групповая работа, так и организуется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется квазипрофессиональная деятельность, работа с документами и разнообразными источниками информации
Несмотря на существенное обновление разных параметров высшего образования, от содержания до форм и методов организации, лектор по-прежнему остается центральной фигурой обучения, а лекционной форме, в зависимости от профиля подготовки, отводится до 30% всего учебного времени. Отсюда вопрос о совершенствовании самой традиционной из форм обучения остается открытым. Каким же образом превратить лекцию из монолога, в диалог, из репродукции в мотивирующее продуктивное взаимодействие.
Лекция - это уникальная форма логически выстроенного живого контакта опыта, чувств, сознания, воли, обаяния преподавателя с внутренним миром студента. Это рожденное за полтора часа знание, обладающее личностными смыслами и ценностями, а не сумма фактов. Лектор - не просто ученый, он лидер мнения, оратор, наставник и воспитатель. Лекция, как ни одна другая форма обучения в вузе (семинар, лабораторное занятие, курсовая или выпускная квалификационная
работа, производственная практика и др.), дает педагогу возможность самовыражения, делая его максимально «властителем дум», воздействующим на аудиторию. Именно на лекции от личности педагога будет зависеть до 100% эффективности занятия, что заставляет предъявлять очень высокие требования к преподавателю высшей школы.
Требования времени и изменение контингента студентов заставляют пересмотреть формат этой традиционной формы. Одной из возможностей можно назвать усиление интерактивности занятия. Выделение интерактивной лекции в качестве инновационной формы обусловлено несколькими причинами. Одна из них - то, что компетентностный подход, заложенный в качестве базового в современных ФГОС высшего образования [2], направлен на формирование компетенций как результата обучения. Именно это диктует изменения в сторону практико-ориентированной направленности всех видов учебных занятий, в том числе и лекций. Второй причиной является то, что с началом реализации стандарта высшего образования нового поколения значительно уменьшилось количество аудиторных занятий со студентами. Целый ряд тем рассматривается только на лекционных занятиях, что ставит задачу по формированию некоторых навыков и умений интерактивными средствами прямо на лекции. Привычный формат лекций призван дать системное, последовательное изложение материала в соответствии с новейшими данными науки, представить студентам основное содержание предмета в обобщенном виде. У интерактивных лекций появляются другие обучающие цели - формирование так называемых soft skills, среди которых постановка целей и определение задач, навыки командной работы и межличностной коммуникации, предложение и отбор оптимальных решений при обсуждении теоретических вопросов. Воспитательные задачи, среди которых формирование и развитие организаторских и лидерских качеств в процессе групповой работы на лекции, направлены на развитие творческой активности и инициативы студентов. Интерактивное диалоговое дискуссионное освоение предлагаемого лектором материала способствует формированию собственной научной позиции и опыту доказательного отстаивания своей точки зрения. Специфическая черта, отличающая интерактивную лекцию от традиционной, является наличие тесного взаимодействия как преподавателя со студентами, так и студентов между собой. По мнению Г.М. Андреевой, одного из авторитетных разработчиков проблемы психологии общения, интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности [1, С. 113]. Во время интерактивной лекции можно выделить такие типы взаимодействий как кооперация и конкуренция [1]. Чаще педагог сосредотачивается на кооперативном взаимодействии: упорядочивании, комбинировании и суммировании единичных сил обучающихся. Чем больше участников включены в этот процесс, тем выше эффективность кооперативного взаимодействия. Наряду с кооперацией при организации совместной работы с обучающимися на лекции нужно учитывать возможность проявления другого типа взаимодействия - конкуренции, в том числе в виде конфликта. Поэтому именно лектору отводится роль медиатора, способного снять напряжение, допустить возможность несогласия, научить техникам выхода из ситуаций противостояния.
Наиболее сложным в организации интерактивной лекции является мотивационный компонент, так как студенты чаще всего воспринимают эту форму как пассивное восприятие без необходимости организации обратной связи. Методы обучения должны стимулировать у участников не только внешнюю, но и внутреннюю мотивацию к освоению материала и участию во взаимодействии. Выходом можно было бы назвать использование средств визуальной (презентация) или видеоподдержки, однако применение их в качестве средств обучения чаще ориентировано только на внешнюю мотивацию. Они на некоторое время удерживают внимание, отвлекают от разговоров, мобильных телефонов, иных «раздражителей», но не создают личностный смысл, не мотивируют на познание окружающего мира саморазвитие и самосовершенствование. То есть не создают внутреннюю мотивацию. Вопрос ее создания еще ждет научного решения.
Еще одна из проблем разработки методики интерактивной лекции заключается в «технологизации» многих гуманитарных процессов, в том числе образования. Относясь к системе «человек-человек», образование не может использовать только шаблонные универсальные способы познания действительности. Тем не менее в современном учебно-воспитательном процессе стали преобладать способы действий, характерные для системы «человек-техника». Это и стереотипность условий, и четкая формулировка конкретной цели, и наличие алгоритма выполнения действий. Такой подход, несомненно, облегчает организацию обучения большого количества студентов, особенно актуального для потоковых лекций и дистанционного формата, но при этом не осуществляет учет их индивидуальных особенностей в процессе восприятия и обработки информации, принятия решения. Затрудняется также развитие неподготовленной коммуникации между обучающимися в процессе решения учебной задачи, что не позволяет в полной мере осуществлять воспитательную функцию обучения. Это еще одна научная проблема, требующая своего решения.
Современная вузовская интерактивная лекция выполняет целый ряд функций функции.
Информационная функция позволяет в сжатом виде представить обобщенное содержание по теме или разделу. К сожалению, студенты часто думают, что это освобождает их от необходимости самим находить и систематизировать информацию. Но лекционный материал лишь определяет границы, структурирует информацию и поощряет студентов к поиску ответов на поставленные вопросы. Мотивационная функция, при искреннем желании научить, эмоциональной и образной речи, и стремлении передать студенческой аудитории свои знания, стимулирует интерес к науке, убеждает в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развивает познавательные потребностей студентов. Важно придать лекции познавательную направленность, озадачить обучающихся, заинтересовать их. На лекции, где информация только «начитывается» и дается под запись мотивационная функция не имеет места. Ориентирующе-организационная функция позволяет в век Интернета и телевидения ориентироваться в многочисленные источники методической и научной литературы. Преподаватель может также рекомендовать алгоритм организации самостоятельной работы, советовать, как организовать учебную деятельность. Воспитательная функция реализуется не только через содержание преподаваемого раздела, но и через личность самого педагога, его образ, внешний вид, речь, волеизъявление, обращение со студентами. Методологическая функция имеет целью сформировать образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза. Анализируя научные проблемы современности и прошлого, сравнивая и сопоставляя их, лектор демонстрирует принципы научного поиска. Развивающая функция способствует формированию у студентов критического мышления, стимулирует развитие когнитивной сферы, совершенствует коммуникативные навыки, способствует качественной обработке получаемой информации. Стимулирование эмоционально-оценочного отношения к предмету, формирование навыков саморефлексии составляет суть оценочной функции лекции. Перечисленные функции в полном объеме соответствуют только интерактивной лекции, для традиционной они, как правило, ограничиваются информационной и воспитательной.
Открытым остается вопрос, почему при очевидно более эффективной интерактивной лекции не все преподаватели высшей школы используют ее? Причин может быть несколько. Первая - непонимание всего потенциала функций, которые можно сочетать для наиболее эффективной организации процесса обучения. Вторая - неумение быть «неодинаковым», использовать разные виды и жанры лекционной работы, соотносить способ построения лекций с целями определенного этапа обучения. Третья - нехватка знаний в области возрастной психологии личности и психологии группового поведения.
И, конечно, недостаточно развитая коммуникативная компетентность, выражающаяся в неумении наладить контакт с аудиторией, сплотить слушателей на основе совместной деятельности, разрешать спонтанно возникающие спорные или конфликтные ситуации.
Сегодня принято выделять следующие виды интерактивных лекций: «перевернутый» класс, бинарная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа (-дискуссия, -диспут, -полемика, -дебаты), мультимедиа-лекция, видео-лекция, мини-лекция, проблемная лекция и др.
Современная лекция не должна сводиться к трансляции знаний. Задача преподавателя преодолеть мотивационную пассивность, свойственную поведению студентов на традиционных лекциях. К преподавателю вуза интерактивное обучение тоже предъявляет ряд специфических требований. Прежде всего, это оптимистическая позиция по отношению к каждому слушателю, всестороннее знание об изучаемом предмете, профессионально развитые ораторские способности, арсенал разнообразных способов преподнесения информации, готовность к обсуждению разных, не всегда «удобных» позиций и точек зрения студентов, признание за обучающимися права на собственное мнение.
Выводы. Интерактивная лекция, как модернизированная форма традиционного лекционного занятия, является одной из перспективных форм образовательной деятельности в высшей школе. Грамотно организованная, она может стать хорошим дидактическим приемом в условиях «избыточного» количество информации по теме в сети Интернет, способствующим развитию критического и творческого мышления у современного студента. Говорить о продуктивности интерактивной лекции в образовательном процессе вуза можно в том случае, если она реализует все основные функции обучения, а именно - образовательную, мотивационную, ориентирующе-организационную, воспитательную, методологическую, развивающую и оценочную. При этом в интерактивной лекции должны четко проявляться три компонента коммуникативной деятельности: информативный, предполагающий совместный поиск, обмен, и адаптацию материала для усвоения, интерактивный, включающий совместную работу при координирующей инициативе лектора и перцептивный, обозначающий эмоциональную готовность всех субъектов взаимодействия к включению в совместную деятельность и принятию точек зрения участников диалога. Несмотря на интерес, проявляемый теоретиками и практиками образования к интерактивной лекции, выстраивание ее в полноценную, дидактически обоснованную методику, требует преодоления ряда сложностей, среди которых незнание технологии ее подготовки и проведения преподавателем и определенным сопротивлением со стороны студентов, ожидающим от лекции созерцательно-пассивной позиции. Эти вопросы ждут своего научного разрешения.
Литература:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности "Психология" / Г.М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 362 с.
2. ФГОС 44.03.01. Педагогическое образование. ФГОСы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classinform.ru/fgos/44.03.01-pedagogicheskoe-obrazovanie.html (дата обращения: 30.07.2024)
3. Яковлева, Т.В. Лекция как средство оптимизации процессов изложения и восприятия теоретической учебной информации / Т.В. Яковлева // Развивающие технологии в общем и специальном образовании: материалы Международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2009 года. - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 54-57
4. Яковлева, Т.В. Проблема формирования критического мышления у студентов педагогических специальностей на современном этапе развития образования / Т.В. Яковлева // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28 ноября 2014 года. - Коломна: МГОСГИ, 2014. - С. 160-163
5. Яковлева, Т.В. Профессиональный стандарт «Педагог» как основание обновления содержания педагогического образования / Т.В.Яковлева // Проблемы современного педагогического образования. - 2024. - № 82-2. - С. 293-295
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Татьяна Вячеславовна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); доктор педагогических наук, профессор Вяликова Галина Сергеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна); кандидат исторических наук Кадыкова Мария Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования
Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о пересмотре принципов построения лекционного занятия в вузе и введения интерактивных приемов организации взаимодействия между преподавателем и студентом. Авторы представляют различные виды интерактивных лекций, среди которых проблемная, бинарная, case-лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками. Акцент делается на возможности использования потенциала интерактивной лекции в условиях, в том числе, дистанционного образования. Подчеркивается, что в отличие от традиционной лекции, выполняющей часто только информационную и воспитывающую функции, интерактивная лекция решает мотивационные, методологические и развивающие задачи для формального и содержательного обновления в контексте реализации компетентностного подхода в образовательном процессе высшей школы. Обосновывается необходимость изменения позиции лектора в связи с увеличением доступа обучающихся к большому количеству электронных образовательных ресурсов, а также особенностями мотивационной и когнитивной сферы современных обучающихся.
Ключевые слова: интерактивная лекция, компетентностный подход, проблемная, бинарная, case-лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, критическое мышление.
Annotation. The article considers the issue of revising the principles of building a lecture class at a university and introducing interactive techniques for organizing interaction between a teacher and a student. The authors consider various types of interactive lectures, including problem lecture, binary lecture, case lecture, lecture-press conference, lecture-visualization, a lecture with preplanned mistakes. The emphasis is on the possibility of using the potential of an interactive lecture in conditions, including distance