-педагогика общего и проф
5. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. B.M. Bim-Bad. M.: Bol'shaja ros. jencikl., 2002.
6. Robotova A.S., Leont'eva T.V., Shaposhnikova I.G. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost'. M.: Akademija, 2004.
7. Usheva T.F. Formirovanie i monitoring refleksivnyh umenij uchashhihsja. Krasnojarsk, 2007.
8. Shhedrovickij G.P. Kommunikacija, dejatel'nost', refleksija [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.psyhoinfo.ru.
Theoretical foundations and experimental work in formation of reflexive skills of pedagogical college students
The formation of students' reflexive skills is regarded based on the experience of work with the students of pedagogical college #2, Novokuznetsk, through the educational experiment in the use of the methods of active and interactive education.
Key words: reflection, skills, formation, methods, problematic education, self-assessment, interaction.
(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)
А.А. русаков (Иркутск)
интегрированный спецкурс в процессе формирования профессионального стиля будущего учителя в педагогическом вузе
Рассматривается проблема подготовки будущего учителя в педагогическом вузе, обладающего индивидуальным профессиональным стилем, способного в педагогической деятельности к творческой самореализации, рефлексивному анализу, нестандартному подходу в решении ситуативных задач.
Ключевые слова: образование, индивидуальность, профессиональный стиль, учитель, интегрированный спецкурс.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что современной школе нужен учитель, обладающим индивидуальностью, способный в педагогической практике к нестандартному под-
::сионАльного образования -
ходу в решении ситуативных задач. Профессиональный стиль может стать инструментом, благодаря которому учитель физической культуры будет успешным в педагогической деятельности. В то же время, как показывает анализ содержания рабочих программ педагогического профиля, мы не находим дисциплины, направленной на стилевое формирование будущих учителей.
Для того чтобы заполнить существующий пробел, нами был разработан и апробирован в образовательном процессе курс по выбору «Профессиональный стиль деятельности учителя». Основными задачами курса являются:
- выделение критериев для оценки и самооценки уровня сформированности профессионального стиля;
- развитие учебно-профессиональной мотивации, направленной на саморазвитие и самосовершенствование;
- поиск связи вузовского образования с реальной педагогической деятельностью;
- формирование профессионального стиля с позиции индивидуальной направленности через овладение ключевыми профессиональными компетенциями;
- стимулирование будущих учителей к педагогической рефлексии, развитие поисковой активности и способности к педагогической импровизации;
- пробуждение у студентов интереса к педагогическому творчеству.
Процесс формирования профессионального стиля в предложенном курсе построен на следующих составляющих:
1. Теоретико-лекционные занятия. В них представлены материалы, освещающие два взаимодополняющих модуля: теоретические основы профессионального стиля и структура становления профессионального стиля.
2. Практико-методические занятия в структуре учебных занятий. Основу этих занятий составляет поиск оптимальных решений ситуативных педагогических задач. Выполняя постоянно усложняющиеся индивидуальные задания в различных формах, включая тренинги, деловую игру, форсайт, брейнстор-минг и т. д., студенты совершенствуют умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, предлагают свои варианты выхода из типичных и неординарных педагогических ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.
О Русаков А.А., 2016
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
3. Практико-методические занятия в структуре педагогических практик в общеобразовательных школах, оздоровительных лагерях, учреждениях дополнительного образования.
4. Научно-исследовательская деятельность, представленная в методико-практи-ческих работах по проектированию процесса формирования профессиональной деятельности; разработке технологий индивидуально-педагогической деятельности и др.
5. Самостоятельная работа студентов. В ее содержание входят задания поисково-творческого характера; составление индивидуальной траектории становления профессионального стиля; поиск путей развития профессионально значимых компетенций и др.
внедрение интегрированного курса в процесс формирования профессионального стиля также носило поэтапный характер. Нами были выделены четыре взаимодополняющих алго-ритмированных этапа.
1. Когнитивно-мотивационный - направлен на формирование гностических умений, развитие познавательной деятельности будущих учителей, рефлексивный анализ уже знакомой информации при повторном её изучении. средствами реализации выступали работа с научной и научно-методической литературой, лекциями и т. д.
2. Личностно-системный - предусматривает использование знаний репродуктивного характера в аспекте решения типовых педагогических задач (апробация различных методических приёмов в педагогической практике); навыка мыслительной деятельности (анализ, синтез, выделение причинно-следственных связей и т. д.). в качестве средств использовались различные лабораторные работы и специально разработанные практические задания, типовые курсовые проекты, домашние задания.
3. содержательно-креативный - решает задачи формирования специализированных знаний и практических умений продуктивного характера в процессе решения нестандартных педагогических задач. Основными средствами на этом этапе выступали: самостоятельное проведение занятий в формате аудиторной работы, педагогическая практика в оздоровительных детских лагерях, курсовые работы, УИРС.
4. Рефлексивно-творческий - направлен на развитие способностей к индивидуально-творческой деятельности, решению задач ситуативного характера, проектированию инди-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
видуальных педагогических программ. средствами выступали производственно-педагогическая практика в общеобразовательных школах, выпускные квалификационные работы, научно-исследовательская работа.
Большое внимание в процессе формирования профессионального стиля уделялось самостоятельной работе студентов, основная часть которой была направлена на повышение творческого потенциала будущих учителей с позиции самовыражения, самопрезентации, что позволило существенно повысить их профессиональные компетентности.
Итоговый контроль уровня сформирован-ности профессионального стиля осуществлялся в алгоритмированной системе.
На когнитивно-мотивационном этапе отслеживался уровень усвоения теоретического и практического материала - общих и специальных педагогических знаний, а также степень аксиологической и мотивационной направленности на педагогическую деятельность.
На системно-личностном этапе выявлялся уровень освоения углубленных (личностно-принятых) знаний (их структурная основа, взаимосвязи, применение в педагогической практике); оценивался уровень сформированности индивидуальных качеств будущего учителя, необходимых для эффективной работы.
На содержательно-креативном этапе отслеживался уровень способности студентов применять полученные знания и умения, решать профессиональные задачи в реальной педагогической деятельности, проводить ее рефлексивный анализ и при необходимости корректировать её.
На рефлексивно-творческом этапе определялась способность будущего учителя использовать в педагогической деятельности «педагогический опыт», приобретенный в процессе становления профессионального стиля, поиска личностно успешных методических приёмов, создания собственной «педагогической копилки».
Уровень сформированности стилевых проявлений у будущих учителей физической культуры мы определяли с помощью разработанного диагностического комплекса, отражающего интегрированную оценку наиболее существенных (в формате нашего исследования) характеристик каждого этапа. в качестве основных компонентов профессионального стиля мы выделяем поведенческий, операционный и результативный (см. табл. 1 на с. 67).
педагогика общего и профессионального образования -
Таблица 1
Распределение студентов по уровню эффективности проявлений профессионального стиля в педагогическом процессе
Период Уровень, % Средний балл
Оптимальный Допустимый Критический Недопустимый
Поведенческие проявления
До эксперимента 22,86 31,43 28,57 17,14 3,314
После эксперимента 34,78 45,65 15,22 4,35 4,109
Операционные проявления
До эксперимента 20,0 31,43 34,29 14,28 3,571
После эксперимента 49,0 32,75 16,11 2,14 4,326
Результативные проявления
До эксперимента 14,29 31,43 37,14 17,14 3,428
После эксперимента 26,09 45,83 17,31 10,77 3,891
Таблица 2
результаты проявлений профессионального стиля в педагогической деятельности
Период n X±m а Разница, % 1 P
До эксперимента 51 3,389±0,98 0,172 17,4 3,498< 0,01
После эксперимента 29 4,201±0,99 0,149
в результате исследования мы выяснили, что число студентов с недопустимым уровнем операционных проявлений в конце эксперимента составляло чуть более 2%, что почти в 7 раз меньше, чем в начале; достаточный уровень в конце эксперимента продемонстрировали почти 85% против 51,5% в начале, что свидетельствует о позитивном влиянии предложенной нами методики формирования стиля профессиональной деятельности в подготовке учителей.
комплексный анализ результатов проявлений профессионального стиля в педагогической деятельности, отраженный в табл. 2, свидетельствует, что динамика сформирован-ности профессионального стиля имеет достоверное различие. Средняя оценка по данному компоненту: до эксперимента - 3,389, после эксперимента - 4,201 (разница - 17,4%).
Безусловно, эффективность педагогической деятельности оценивается по конечному результату. Концепция образования в общеобразовательной школе имеет здоровьеформиру-ющую и развивающую направленность, в связи с чем особое внимание в содержании курса было уделено формированию таких характеристик, как способность организовать учеб-
ный процесс, обеспечивающий комфортный микроклимат на учебных занятиях; способность включить каждого ученика в творческий процесс с учетом уровня его индивидуально-творческой активности; умение стимулировать самостоятельную деятельность учащихся в течение занятия.
Процесс вузовской подготовки будущих учителей в формате педагогической поддержки наглядно продемонстрировал необходимость выбора методик развития у студентов творческой самореализации, педагогической рефлексии, профессионального самоопределения как целенаправленного, систематического, выверенного процесса, основанного на принципах индивидуально-творческого самовыражения.
список литературы
1. Русаков A.A. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
2. Русаков A.A. Профессионально-стилевое формирование учителя физической культуры в педагогическом вузе : монография. Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012.
известия вгпу. педагогические науки
3. Русаков A.A. Интегрированный спецкурс как средство формирования профессионального стиля будущего учителя физической культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития». Т. II. Иркутск: Изд-во «Aспринт», 2012. С. 63-67.
4. Русаков A.A. Курсы по выбору в составе профессиональной подготовки // Проблемы и пути подготовки компетентных специалистов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию ИрГСХЛ. Иркутск -М.: Изд-во «Перо», 2014. С. 139-143.
5. Русаков A.A. Формирование профессионального стиля учителя физической культуры в структуре курсов повышения квалификации // человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физ. воспитания учащихся / М-во образования Моск. обл.; ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» [и др.]. Коломна: ГСГУ, 2015. С. 327329.
* * *
1. Rusakov A.A. Formirovanie stilja profes-sional'noj dejatel'nosti budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009.
2. Rusakov A.A. Professional'no-stilevoe formi-rovanie uchitelja fizicheskoj kul'tury v pedagogi-cheskom vuze : monografija. Irkutsk: Izd-vo VSGAO, 2012.
3. Rusakov A.A. Integrirovannyj speckurs kak sredstvo formirovanija professional'nogo stilja budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem «Fizicheskaja kul'tura i sport na sovremennom jetape: problemy, perspektivy i uslovija razvitija». T. II. Irkutsk: Izd-vo «Asprint», 2012. S. 63-67.
4. Rusakov A.A. Kursy po vyboru v sostave professional'noj podgotovki // Problemy i puti pod-gotovki kompetentnyh specialistov k professional'noj dejatel'nosti sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 80-letiju IrGSHA. Irkutsk - M.: Izd-vo «Pero», 2014. S. 139-143.
5. Rusakov A.A. Formirovanie professional'nogo stilja uchitelja fizicheskoj kul'tury v strukture kursov povyshenija kvalifikacii // Chelovek, zdorov'e, fizicheskaja kul'tura i sport v izmenjajushhemsja mire: materialy XXV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. po problemam fiz. vospitanija uchashhihsja / Min-vo obrazovanija Mosk. оЬ1.; GOU VO MO
«Gosudarstvennyj sociaPno-gumanitarnyj universitet» [i dr.]. Kolomna: GSGU, 2015. S. 327-329.
Integrated special course in the process of development of professional style of a future teacher at a pedagogical higher school
The article deals with the issue of training of a teacher at a pedagogic higher school who possesses the individual professional style, has the ability for creative self-actualization in pedagogic work, for reflexive analysis and the ability for non-standard approach in solving situational tasks.
Key words: education, individuality, professional style, teacher, integrated special course.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)
И.В. РУДЕНКО, Н.Ю. КАРАКОЗОВА (Тольятти)
интерактивные технологии как средство социального развития дошкольников
Раскрывается проблема использования интерактивных технологий в целях формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста; рассматриваются виды интерактивных технологий, адаптированных для образовательной деятельности АНО ДО «Планета детства "Лада"». Представлено методическое оснащение образовательного процесса: технологическая карта, разработанное содержание образовательной деятельности. В качестве важного условия реализации технологий выделяются умения воспитателей, которые обеспечат эффективность разработанных подходов.
Ключевые слова: дошкольное образование, интерактивные технологии, социальное развитие дошкольников, педагогические технологии, технологическая карта, технологические умения воспитателей.
Важнейшей тенденцией современного дошкольного образования является обновление подходов к организации и реализации воспитательно-образовательного процесса в
О Руденко И.В., Каракозова Н.Ю., 2016