известия вгпу. педагогические науки
3. Русаков A.A. Интегрированный спецкурс как средство формирования профессионального стиля будущего учителя физической культуры // Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития». T. II. Иркутск: Изд-во «Aспринт», 2012. С. 63-67.
4. Русаков A.A. Курсы по выбору в составе профессиональной подготовки // Проблемы и пути подготовки компетентных специалистов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию ИрГСХД. Иркутск -М.: Изд-во «Перо», 2014. С. 139-143.
5. Русаков A.A. Формирование профессионального стиля учителя физической культуры в структуре курсов повышения квалификации // человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XXV Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физ. воспитания учащихся / М-во образования Моск. обл.; ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» [и др.]. Коломна: ГСГУ, 2015. С. 327329.
* * *
1. Rusakov A.A. Formirovanie stilja profes-sional'noj dejatel'nosti budushhego uchitelja fizicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009.
2. Rusakov A.A. Professional'no-stilevoe formi-rovanie uchitelja fizicheskoj kul'tury v pedagogi-cheskom vuze : monografija. Irkutsk: Izd-vo VSGAO, 2012.
3. Rusakov A.A. Integrirovannyj speckurs kak sredstvo formirovanija professional'nogo stilja budu-shhego uchitelja fizicheskoj kul'tury // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh s mezhdunarodnym uchastiem «Fizicheskaja kul'tura i sport na sovremennom jetape: problemy, perspektivy i uslovija razvitija». T. II. Irkutsk: Izd-vo «Asprint», 2012. S. 63-67.
4. Rusakov A.A. Kursy po vyboru v sostave professional'noj podgotovki // Problemy i puti pod-gotovki kompetentnyh specialistov k professional'noj dejatel'nosti sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 80-letiju IrGSHA. Irkutsk - M.: Izd-vo «Pero», 2014. S. 139-143.
5. Rusakov A.A. Formirovanie professional'nogo stilja uchitelja fizicheskoj kul'tury v strukture kursov povyshenija kvalifikacii // Chelovek, zdorov'e, fizicheskaja kul'tura i sport v izmenjajushhemsja mire: materialy XXV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. po problemam fiz. vospitanija uchashhihsja / Min-vo obrazovanija Mosk. оЬ1.; GOU VO MO
«Gosudarstvennyj social'no-gumanitamyj universitet» [i dr.]. Kolomna: GSGU, 2015. S. 327-329.
Integrated special course in the process of development of professional style of a future teacher at a pedagogical higher school
The article deals with the issue of training of a teacher at a pedagogic higher school who possesses the individual professional style, has the ability for creative self-actualization in pedagogic work, for reflexive analysis and the ability for non-standard approach in solving situational tasks.
Key words: education, individuality, professional style, teacher, integrated special course.
(Статья поступила в редакцию 15.03.2016)
и.в. руденко, ню. каракозова
(Тольятти)
интерактивные технологии как средство социального развития дошкольников
Раскрывается проблема использования интерактивных технологий в целях формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста; рассматриваются виды интерактивных технологий, адаптированных для образовательной деятельности АНО ДО «Планета детства "Лада"». Представлено методическое оснащение образовательного процесса: технологическая карта, разработанное содержание образовательной деятельности. В качестве важного условия реализации технологий выделяются умения воспитателей, которые обеспечат эффективность разработанных подходов.
Ключевые слова: дошкольное образование, интерактивные технологии, социальное развитие дошкольников, педагогические технологии, технологическая карта, технологические умения воспитателей.
Важнейшей тенденцией современного дошкольного образования является обновление подходов к организации и реализации воспитательно-образовательного процесса в
О Руденко И.В., Каракозова Н.Ю., 2016
- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ
дошкольных образовательных организациях, направленность которого должна создавать предпосылки для формирования личностных качеств детей дошкольного возраста и обеспечивать условия для их позитивной социализации: формирования социальных умений, освоения культурных ценностей, принятия социальных норм поведения, освоения способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Требования к социально-личностному развитию дошкольников, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, свидетельствуют о том, что формирование социально активной, инициативной, самостоятельной личности, готовой к сотрудничеству, обладающей умением учитывать интересы и чувства других, способной принимать решения, - одна из актуальных задач современного дошкольного образования. Повышение требований к качеству дошкольного образования неразрывно связано с поиском эффективных методов организации образовательной деятельности дошкольников, нацеленной на формирование позитивной социализации.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» нацеливает педагогических работников на овладение умениями осваивать, разрабатывать, применять современные педагогические технологии, обеспечивающие личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Однако трудность внедрения технологического подхода в практику дошкольного образования, а также недостаточное методическое обеспечение педагогов детских садов адаптированными для работы с дошкольниками образовательными технологиями не позволяют транслировать и расширять инновационный педагогический опыт в работе с детьми дошкольного возраста.
теоретический аспект этой проблемы не нашёл до сих пор отражения в научных исследованиях. Лишь незначительное число авторов изучали возможность использования отдельных технологических подходов в практике работы с дошкольниками. К их числу относятся ТРИЗ-технологии (Т.А. Сидорчук); технологии проектной (Н.Е. Веракса, Л.С. Киселева, н.А. виноградова) и экспериментальной (И.А. Иванова, Л.Н. Прохорова и др.) деятельности.
::сионального образования -
на современном этапе развития дошкольного образования возможно расширение арсенала используемых технологий, а также поиск механизма адаптации инновационного педагогического опыта в этой области к практической работе в дошкольной образовательной организации. возникшее противоречие между реальным опытом, имеющимся в теории и практике отечественного образования, и недостаточным использованием его в практике работы дошкольных образовательных организаций позволило определить направления научно-исследовательского поиска на базе детских садов АНО ДО «Планета детства "Лада"».
В 2010 г. была создана лаборатория «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками» (научный руководитель - д-р пед. наук И.В. Руденко, модератор -канд. пед. наук Н.Ю. Каракозова), начаты активный поиск педагогических технологий, получивших распространение в отечественном образовании, и адаптация их для практики работы с дошкольниками. В основу технологического подхода было положено базовое понятие «педагогическая технология», предложенное Б.Т. Лихачевым, который рассматривает её как «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [2].
научно-методический и профессиональный интерес педагогов был направлен на освоение, апробацию и внедрение технологий интерактивного обучения детей дошкольного возраста, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Следует отметить, что участники лаборатории на первом этапе попытались чётко разграничить понятия «интерактивный метод» и «интерактивная технология» для того, чтобы выработать чёткий способ достижения педагогической цели через алгоритмизацию процедур и действий и создать воспроизводимый в педагогической практике способ взаимодействия с детьми, при котором на каждом этапе деятельности педагог может решать обучающие и воспитательные задачи. Эти подходы повлекли за собой следующие этапы деятельности.
1. Всестороннее изучение понятий «интерактивное взаимодействие», «интерактивный метод».
- известия вгпу. пе,
2. Разработка концептуальных подходов к реализации интерактивных технологий.
3. Разработка методического обеспечения предстоящей деятельности.
Остановимся подробнее на результатах каждого из них. В процессе теоретического анализа было выявлено, что интеракция (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, где все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия сверстников и собственное поведение. В социальной психологии Дж. Г. Мида интеракция - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа) [3]. Понятие «интерактивный» заимствовано из английского языка (interactive, inter - между, а act - действовать). Это подразумевает, что интерактивным является такое взаимодействие с дошкольником, которое максимально погружает его в реальную атмосфе-
гогичЕскиЕ науки -
ру делового сотрудничества и общения друг с другом и педагогом. Педагог должен создать условия для того, чтобы:
• все воспитанники были вовлечены в процесс познания;
• каждый вносил свой вклад в решение общей задачи;
• осуществлялась рефлексия того, что ребенок знает, делает, думает;
• развивались коммуникативные навыки, межличностные отношения;
• в процессе общения усваивались нормы общения, правила поведения.
Рассматривая педагогическую технологию как поэтапное, последовательное выполнение определенных действий, обеспечивающих управляемость, эффективность, системность и воспроизводимость учебного процесса, необходимо отметить, что технология интерактивного обучения как совокупность методов и приемов работы с дошкольниками, по нашему представлению, имеет четыре этапа: мотивационный, организационный, деятельностный и итоговый. Участниками лаборатории была разработана технологическая карта с указанием особенностей деятельности педагога и детей на каждом этапе (табл. 1).
Таблица 1
технологическая карта интерактивной технологии
Этап Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Мотивационный создает игровую или проблемную ситуацию для постановки цели осознают поставленную цель. Принимают предложенную ситуацию
2. Организационный Помогает детям распределиться на малые группы (пары, тройки, команды) по желанию и интересам в зависимости от поставленной цели. Уточняет правила и нормы сотрудничества (взаимодействия) распределяются на малые группы. осознают нормы и правила сотрудничества (взаимодействия)
3. Деятельностный Активизирует необходимые знания детей. Побуждает к конструктивному взаимодействию. косвенно управляет процессом достижения цели (поддерживает мотивацию, вносит коррективы) Активизируют необходимые знания. Активно взаимодействуют в малых группах. выполняют задание. вырабатывают новые знания и умения
4. Итоговый Помогает соотнести результаты деятельности с поставленными задачами, обобщить результаты и сформулировать выводы. организует рефлексию, дает общую оценку деятельности детей. обеспечивает возможность использования полученных знаний в повседневной жизни соотносят полученные результаты с поставленными задачами и формулируют выводы на основе умозаключений. Проводят анализ работы в малых группах (взаимо- и самоанализ). Присваивают новые знания и умения
-педагогика общего и проф
Для проектирования и организации образовательной деятельности с дошкольниками с использованием интерактивных технологий педагогам необходимо овладеть комплексом умений по их реализации: проектировочными, организационно-педагогическими, операционально-техническими и рефлексивно-оценочными [1].
Проектировочные - это умения воспитателей детского сада моделировать и конструировать образовательный процесс с использованием образовательных технологий; формулировать цели, задачи деятельности, планировать их реализацию, предусматривать возможные трудности; осуществлять интегративный подход в решении задач (содержание деятельности - предметно-развивающая среда - образовательные технологии); подбор форм, методов и технологий в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Организационно-педагогические умения -владение способами организации деятельности и взаимодействия детей на всех этапах реализации технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; способность к созданию условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества; владение фронтальными, под-групповыми и индивидуальными формами организации детей в процессе использования педагогических технологий.
Операционально-технические - реализуются в частных умениях: разрабатывать, адаптировать для дошкольного возраста и применять современные педагогические технологии; инструментально представлять педагогическую технологию; создавать дидактическое (интерактивные игры, кейсы, пособия) и методическое (технологические карты, конспекты занятий и др.) обеспечение; использовать ИКТ-оборудование для реализации технологий; обеспечивать связь образовательной деятельности с опытом детей.
Рефлексивно-оценочные умения позволяют осуществлять оценку и корректировку педагогом деятельности воспитанников на всех этапах реализации технологии, проводить анализ эффективности использования технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Опыт детских садов лаборатории современных образовательных технологий АНО ДО «Планета детства "Лада"» показывает, что включение интерактивных технологий в работу с детьми дошкольного возраста предполагает отличную от традиционной логику проектирования и организации воспитательно-
^сионалбного образования -
образовательного процесса, направленную не столько на освоение новых знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и развитие социально-коммуникативных умений.
При интерактивном обучении меняется и взаимодействие педагога с детьми: его активность уступает место активности ребенка. Основная задача педагога - создать условия для проявления самостоятельности и инициативы в общении. Дети выступают полноправными участниками образовательного процесса, их опыт важен не менее, чем опыт воспитателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает детей к самостоятельному поиску.
так, имеющиеся у воспитанников - участников образовательного процесса - опыт и навыки выполнения какой-либо деятельности служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Ребенок, делясь своими знаниями и умениями со сверстниками, берет на себя часть обучающей и коммуникативной функций взрослого, что способствует большей продуктивности усвоения нового опыта другими дошкольниками и реализации его в повседневной жизни.
технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникативные взаимодействия [4]:
• «ребенок - ребенок» (работа в парах);
• «ребенок - группа детей» (работа в группах);
• «ребенок - аудитория» или «группа детей - аудитория» (презентация работы в группах).
При использовании интерактивных технологий меняется роль педагога - она перестает быть центральной. Педагог лишь организует и координирует процесс, осуществляет подготовку необходимых заданий, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, косвенно руководит процессом взаимодействия детей, помогает соотнести результаты с поставленными задачами, обобщить, сделать выводы, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Педагог может выступать в нескольких основных ролях. в каждой из них он организует взаимодействие дошкольников с той или иной областью информационной среды:
• в роли эксперта - излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает
- известия вгпу. пе,
на вопросы, отслеживает результаты процесса;
• в роли организатора-фасилитатора (фасилитация - поддержка, облегчение) - налаживает взаимодействие детей, помогает разделиться на подгруппы, пары, побуждает их к самостоятельной работе, координирует выполнение заданий, подготовку к презентации выполненного задания, проекта);
• в роли консультанта - обращается к опыту детей, помогает в поиске решения поставленной задачи, ставит новые.
Основными задачами педагога при реализации интерактивных технологий являются направление и координация обмена информацией, а также:
• формирование толерантного отношения дошкольников к различным точкам зрения;
• инициация обмена личным опытом;
• поддержка активности каждого ребенка;
• взаимообогащение опыта детей;
• обеспечение комфортного психологического состояния;
• развитие личностных качеств, повышение самооценки;
• поощрение творчества.
Становясь участником интерактивного общения, ребенок в игровой и интересной для него форме приобретает необходимые для успешной социализации коммуникативные навыки. Через эффективную коммуникацию происходит формирование сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит ему в дальнейшем комфортно жить в обществе людей, быть успешным, поскольку благодаря общению он познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Рассмотрим все видовое разнообразие интерактивных технологий, адаптированных для АНО ДО «Планета детства "Лада"».
«Работа в парах»: дети с 3 лет учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполняя задание. Интерактивное обучение в парах помогает вырабатывать навыки сотрудничества в ситуациях камерного общения.
«Работа в малых группах»: каждая группа включает не более 3-5 детей. Процесс групповой работы опирается на разделение функций между участниками группы (например,
гогические науки -
один ребенок ведет дискуссию, другой делает записи, рисунки, третий берет на себя роль докладчика). После завершения работы группы дети совместно обсуждают полученные результаты.
«хоровод»: дети объединяются в круг, воспитатель с помощью мяча или другого предмета формирует у детей умение по очереди, не перебивая друг друга выполнять одно общее задание (например, называть признаки предмета, приметы, профессии и др.).
«Цепочка»: предназначена для формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде сверстников. Основу данной технологии составляет последовательное решение каждым участником одной общей задачи, где каждый ребенок отвечает за правильное выполнение своей части задания (например, разгадывание ребуса, заполнение таблицы, составление алгоритма). Наличие общей цели, общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, стимулирует детей к активному общению друг с другом.
«карусель»: используется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, что стимулирует общение между детьми. Для того чтобы «Карусель» «заработала», педагог предлагает детям договориться, с кем в паре они будут «кататься», кто будет находиться во внешнем круге, а кто - во внутреннем. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте, а дошкольники, находящиеся во внешнем круге, после каждого мини-диалога делают шаг влево и оказываются перед новым собеседником. Познавательный диалог повторяется вновь и вновь. каждый новый диалог развивает у ребенка умение понимать и принимать новый взгляд на проблему, формирует навыки активного сотрудничества.
«Аквариум»: форма взаимодействия в малых группах, когда ребятам предлагают обсудить проблему или выполнить задание под наблюдением сверстников. Группа выбирает тех детей, которым она может доверить выполнение того или иного задания. Все остальные дети выступают в роли зрителей. Участники «аквариума» разыгрывают ситуацию в круге, а остальные дети наблюдают и анализируют. Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой группе будет работать, чья группа будет выполнять задание первой. Данная деятельность дает возможность увидеть
-педагогика общего и проф
своих сверстников со стороны, пронаблюдать, как они общаются, как обсуждают проблему, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свои идеи.
«дерево знаний». На «дереве» педагог заранее вывешивает задания, схемы, алгоритмы. Дети, договорившись, малыми группами или парами выполняют задание, подбирая и соотнося правильное решение или ответ с заданием на «дереве». Дети договариваются, как они будут выполнять задание, кто отвечает, кто анализирует и дает оценку правильности его выполнения.
«Соты» - на основе панно, изображающего ячейки сот. в центральной ячейке имеется место, где дошкольникам визуально представляется тема, в рамках которой осуществляется образовательная деятельность. карточки с заданиями вкладываются в ячейки сот. карточки с ответами разложены на столе. Дети могут выполнять задание индивидуально, в парах, в малых группах; выбирают карточку-подсказку или карточку-ответ на столе; записывают, зарисовывают свои решения на листочках. Дети рассказывают о выполненном задании, распределив части выступления между собой или определив отвечающего, остальные комментируют, дополняют и оценивают ответ.
«Корзина идей»: её можно изготовить в виде наборного полотна, можно приспособить
::сионалбного образования -
настоящую бытовую корзину, можно также создать «корзину идей» в мультимедийном формате. При выборе ее вида учитывается возраст детей. в младшей и средней возрастных группах хорошо использовать натуральную корзину. Дети выбирают и складывают в корзину овощи для салата, съедобные грибы, полезные для здоровья продукты и др. в старших дошкольных группах продуктивна работа с «корзиной идей» в виде наборного полотна. Следует предоставить детям возможность фиксировать и визуально представлять свои идеи: подбирать карточки, составлять модель, зарисовывать свою идею и т. д. Предлагаемый детям раздаточный дидактический материал может быть очень разнообразным: реальные предметы, муляжи и игрушки; иллюстрации и рисунки, числовые карточки, модели и чертежи, условные знаки и др.
Дети в процессе взаимодействия должны решить поставленную задачу: высказать и доказать свою идею, предложить свой вариант и способ решения проблемы, обсудить, договориться и выбрать оптимальный путь решения задачи, аргументировать свой выбор.
«Калейдоскоп подсказок». Дидактическим инструментом реализации технологии является куб, на гранях которого расположены символы-подсказки, позволяющие показать различные фокусы рассмотрения про-
Таблица 2
Показатели сформированности социально-коммуникативного развития дошкольников (в соответствии с требованиями ФГОС дО) при использовании интерактивных технологий
У конкретного ребенка У группы дошкольников
Формирование инициативности, любознательности, активности Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе
Становление самостоятельности, целенаправленности и регуляции собственных действий Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачи и радоваться успехам других
Развитие и обогащение активного словаря; овладение устной речью, способностью выражать свои мысли и желания Развитие умения вести диалог и проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос и участвовать в дискуссии
Развитие личностной рефлексии Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии
Развитие толерантности Сформированность обобщенных представлений о дружбе, взаимопомощи, товариществе
Развитие способности разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, способности к компромиссам
Опыт гибкой смены, распределения социальных ролей в зависимости от ситуации
Сформированность готовности к межличностному взаимодействию
- известия вгпу. пе,
блемы, темы, задания. Создаёт на занятии целостное представление об изучаемом материале (предмете, явлении). Виды символов могут быть различными: «опиши», «сравни», «как это можно использовать», «приведи аргументы "за" и "против"» и др. Для детей старшего возраста можно использовать от 4 до 7 символов. организовать взаимодействие детей можно в парах, малых подгруппах, потом они, опираясь на алгоритм, представляют результаты своих умозаключений.
Рассмотрим подробнее, какие социально-коммуникативные умения и личностные качества формируются у дошкольников в процессе реализации интерактивных технологий (см. табл. 2). Данные, представленные в таблице, наглядно показывают, что, осуществляя обучение дошкольников в интерактивном режиме, педагоги смогут достичь гарантированного результата в формировании личностных качеств и социально-коммуникативных умений, являющихся предпосылками позитивной социализации ребенка в будущем.
Изучение результатов формирования социально-коммуникативных умений у выпускников детских садов, использующих интерактивные технологии в работе с дошкольниками, свидетельствует о том, что 85% детей демонстрируют умения работать в группе сверстников, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; у 93% выпускников (по сравнению с контрольной группой - 73%) отмечаются высокий и средний уровни развития коммуникативных способностей: умение вести диалог и проявлять инициативу в общении, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос и участвовать в дискуссии; 86% дошкольников способны к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Участвуя в поиске путей выхода из сложных ситуаций, более 78% дошкольников ежегодно показывают усвоение нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, сформированность обобщенных представлений о дружбе, взаимопомощи, товариществе. Положительная динамика социально-коммуникативных умений дошкольников за 3 года выступает условием формирования успешной социализации дошкольников на следующем этапе обучения. Таким образом, технологический подход в дошкольном образовании подтверждает свою жизненность и эффективность.
гогичЕскиЕ науки -
список литературы
1. Каракозова Н.Ю. Технологическая компетентность воспитателя детского сада как научное понятие // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электрон. науч. журн. 2014. № 12. URL: http://www.emissia.org/offline.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
3. Мид Дж. Г. Избранное: сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; сост. и пер. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2009.
4. Руденко И.В. [и др.]. Образовательные технологии в вузе: учеб. пособие. Тольятти: ТГУ, 2011.
* * *
1. Karakozova N.Ju. Tehnologicheskaja kompe-tentnost' vospitatelja detskogo sada kak nauchnoe ponjatie // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): jelektron. nauch. zhurn. 2014. № 12. URL: http://www.emissia.org/offline.
2. Lihachev B.T. Pedagogika: kurs lekcij. 4-e izd., pererab. i dop. M., 2001.
3. Mid Dzh. G. Izbrannoe: sb. perevodov / RAN INION. Centr social. nauch.-inform. issledovanij. Otd. sociologii i social. psihologii; sost. i per. V.G. Nikolaev; otv. red. D.V. Efremenko. M., 2009.
4. Rudenko I.V. [i dr.]. Obrazovatel'nye tehnologii v vuze: ucheb. posobie. Tol'jatti: TGU, 2011.
Interactive technologies as the means of social development of preschool children
The article reveals the issue of the use of interactive technologies with the aim to develop preschool children's positive socialization. The types of interactive technologies are considered; they are adapted to be used in the educational work of the preschool educational institution "Planet of Childhood Lada". The authors describe the methodological devices of the educational process: represent the technological card, describe the content of the educational activities, find out the important conditions of technologies implementation - teacher's skills that provide the efficiency of the approaches.
Key words: preschool education, interactive technologies, social development of preschool children, pedagogic technologies, technological card, technological skills of teachers.
(Статья поступила в редакцию 25.02.2016)