P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 81-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2018
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,
Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
В статье показаны пути реализации проблемы формирования мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе за счет использования методических приемов, направленных на формирование знаний ценностных физкультурных установок и методик моделирования личностной траектории самостоятельной физкультурной деятельности; умений самостоятельно организовывать и реализовывать личную физкультурную деятельность.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная деятельность, мотивация, самостоятельная физкультурная деятельность, студенты.
FORMATION OF MOTIVATION TO INDEPENDENCE IN THE ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article shows the ways for realization of the problem of formation of the motivation to independence in the organization of motor activity at the pedagogical university due to the use of the methodical methods in the educational process aimed at formation of knowledge of the value physical education settings and methods of modeling the personal trajectory of independent physical activity; the ability to organize independently and implement personal physical activity.
Keywords: physical education, motor activity, motivation, independent physical activities of students.
Переход физкультурного образования в высших учебных заведениях к установке на здоровьеформирование и самостоятельный выбор вида физкультурно-спортивной деятельности, дефицит часов, отведенных на дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту» ставит перед преподавательским составом задачу повышения эффективности организации процесса физического воспитания. Нам видится, что одним из путей решения этой проблемы является формирование у студентов самостоятельности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. Основную цель работы мы видим в том, чтобы научить студентов самостоятельному использованию средств физической культуры для достижения жизненной и социальной успешности.
Направленность на формирование устойчивой мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе стала основной целевой установкой нашей работы. Исходя из заявленной цели, основополагающими задачами выступил ряд теоретических и практических аспектов, направленных на формирование мотива-ционной составляющей физкультурного образовательного процесса, а именно:
- сформировать знания о ценностных физкультурных установках (личной и общественной гигиены, особенностей организации индивидуального двигательного режима,
здорового стиля жизни и т.д.);
- показать методики моделирования личностной траектории самостоятельной физкультурной деятельности;
- научить формировать устойчивые положительные мотивы, направленные на физкультурную деятельность;
- придавать осуществляемой физкультурно-спортивной деятельности личностную значимость;
- овладеть умениями самостоятельно организовывать и реализовывать личную физкультурную деятельность;
- приобрести умения и навыки, направленные на развитие моторных способностей и психологической устойчивости.
Для реализации процесса формирования мотивации к самостоятельной физкультурной деятельности в образовательном процессе мы использовали следующие методические приемы:
1. Для повышения познавательной мотивации - выбор задания в зависимости от ситуации; самостоятельный поиск и предоставление материала; самооценка с позиции планируемой возможности решения ситуации; выполнения заданий в группах (импровизационных или заранее подготовленных); выполнение домашнего задания и его защита; определение критериально-оценочного инструментария (его полнота, адекватность, справедливость).
2. Для умения определить и сформировать устойчивые целевые установки - определение задач; составление индивидуальной траектории развития, с набором форм, средств методов и приемов, необходимых для решения поставленных задач; выбор и дифференциация материала в зависимости от поставленных задач; реализация запланированных физкультурно-оздоровительных мероприятий различной направленности; педагогический контроль за реализацией данных мероприятий с рефлексивным анализом его успешности; внешний и внутренний самоконтроль.
3. Для создания положительного эмоционального фона на занятиях - создание ситуации успеха; «платоновское» общение; поощрение; одобрение, поддержка, ситуационное общение; широкое использование игровых и соревновательных технологий, демонстрация индивидуальных достижений обучающихся.
4. Для формирования необходимых знаний и практических умений - индивидуализация содержания программы физкультурно-оздоровительной работы; самоорганизация, самонапоминание, самообучение, самоанализ, самоконтроль; взаимообучение, взаимоанализ, взаимоконтроль.
5. Для создания психологической устойчивости - межличностное общение в команде, группе с акцентом на взаимопомощь, умение слушать и слышать, отстаивать свою позицию и т. д.
6. Для формирования двигательных умений и навыков - широкий спектр физкуль-турно-спортивных технологий, основанных на использовании методов целостного и расчлененного упражнения; игрового, соревновательного методов.
7. Для развития моторных способностей - общепринятые методы развития двигательных качеств: переменный, повторный, интервальный, круговой тренировки, сопряженного воздействия, интегральный.
В конце учебного года нами был проведен комплексный анкетно-профессиографи-ческий анализ уровня сформированности познавательной мотивации; определение отношения, потребности, реальной активности в физкультурно-оздоровительной деятельности и уровня тревожности по методикам Осницкого А.К. и В.Р. Кузекевича [1, 2].
На основе анализа были получены следующие результаты (таблица 1):
Таблица 1 - Распределение студентов по уровню мотивации к самостоятельности в физкультурно-оздоровительном процессе_
Уровни, % Средний
Оптимальный Допустимый Критический Недопустимый балл
Познавательная мотивация
Начало года 22,86 30,96 29,02 18,33 3,229
Конец года 35,12 46,08 15,33 3,45 4,203
Отношения, потребность, реальная активность физкультурно-оздоровительной деятельности
Начало года 19,9 30,88 35,18 13,86 3,439
Конец года 49,3 33,10 15,88 3,08 4,432
Поведенческих проявлений самостоятельности
Начало года 25,88 45,78 16,98 10,88 3,548
Конец года 13,90 30,78 38,00 16,88 3,762
Проанализировав сформированность познавательной мотивации, мы выяснили, что в конце года студентов с оптимальным и допустимым уровнем было на 15,9% больше, чем в начале года; средний балл к концу года равнялся 4,203, в начале - 3,229, а количество студентов, отнесенных к недопустимому уровню сократилось более чем в три раза.
Следующий блок тестовых заданий был направлен на анализ отношения, потребности, реальной активности студентов в физкультурно-оздоровительной деятельности. Научные изыскания и практика показали, что данные характеристики напрямую определяют степень самостоятельности в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
На основе полученных нами данных можно заключить, что количество студентов с недопустимым уровнем выполнения тестовых заданий в конце года составило немногим более трех процентов, а это в семь раз меньше чем в начале года. Оптимальный и допустимый уровень показали более 82%, что существенно выше, чем на начало года - 51,7%.
Безусловно, эффективность самостоятельности в организации двигательной деятельности оценивается по поведенческим проявлениям и способности к самоорганизации. В связи этим, мы уделили пристальное внимание исследованию следующих способностей: умению выстраивать собственную траекторию повышения уровня физического развития и физической подготовленности; обеспечивать комфортный микроклимат при взаимодействии с другими участниками физкультурно-оздоровительного процесса; к индивидуально-творческой активности [3].
Сравнительный анализ результатов развития поведенческих проявлений самостоятельности в физкультурно-спортивной деятельности показал, что в конце учебного года студентов с оптимальным и допустимым уровнем было на 17,4% больше, чем в начале года; средний балл в начале года равнялся 3,548, в конце - 3,762; при этом количество студентов с недопустимым уровнем сократилось почти в четыре раза, что свидетельствует об эффективном формировании устойчивой мотивации к самостоятельности в организации физкультурно-спортивной деятельности.
Комплексный анализ результатов мотивации к самостоятельности в организации физкультурно-оздоровительного процесса показывает, что разница между началом и концом учебного года имеет достоверное различие. Средняя оценка экспертов по данному компоненту: в начале года - 3,390, в конце года - 4,201 (разница - 16,3%) (таблица 2).
Таблица 2 - Результаты уровня проявлений мотивации к самостоятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности в начале и конце года_
Группы Х±т о Разница, % г Р
Начало года 4,201±0,159 0,159 15,9 3,539 <0,05
Конец года 3,390±0,111 0,160
Для проверки эффективности предложенной нами методики мы воспользовались критериями х2-квадрат на основе многопольной таблицы и выяснили, что различия уровня сформированности устойчивой мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности у студентов педагогического вуза в начале и конце учебного года имели
достоверные значения х2 = 13,67 (P <0,05), что свидетельствует о ее позитивном влиянии.
Предложенная нами методика формирования устойчивой мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности и комплексная ее оценка наглядно показали необходимость постоянной педагогической поддержки, необходимости совершенствования методических приемов, направленных на повышение уровня познавательной мотивации, отношения, потребности, реальной активности в физкультурно-оздоровительной деятельности, поведенческих проявлений самостоятельности, основанных на принципах индивидуально-творческого самовыражения студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
2. Кузекевич, В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника : учеб. пособие. / В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 191 с.
3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «ГЦОЛИФК». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
4. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А. А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.
REFERENCES
1. Osnitsky A.K. (2010), Psychological mechanisms of independence, IG-SOCIN, Moscow, Obninsk.
2. Kazakevich, V. R. (2006), Diagnosis ofpersonality physical culture of the student, Publishing house Irkutsk State pedagogical university, Irkutsk.
3. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: Monograph, "SCOLIPE", Irkutsk, Russian Federation.
4. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 201-205
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2018
УДК 371.72
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ
РЕГИОНАХ МИРА
Рут да Силва Тавариш, аспирант, Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Татьяна Александровна Каганер, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
Результаты исследования показали, что физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации и Республике Ангола, значительных различий не имеет. Тем не менее, у мальчиков и девочек из Анголы значительно выше, чем у детей из России, показатели жизненной емкости легких, что указывает на более высокий функциональный потенциал организма. Следовательно, условия проживания оказывают более выраженное влияние на функциональные показатели организма ребенка, чем на уровень его физического развития. В силу полученных результатов при организации процесса физического воспитания младших школьников в Республике Ангола в школьную программу по физическому воспитанию возможно включение большего количества часов на развитие выносливости.
Ключевые слова: дети, физическое развитие, Россия, Ангола.