ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Formation of ecological culture of pupils in conditions of ecological and educational environment of an educational institution
The article deals with the problem of the influence of ecological and educational environment of an educational institution on the formation of the ecological culture of students. The algorithm of the process of formation of the ecological culture of pupils in ecological and educational environment of the institution is determined and described. Theresultsthatprovetheefficiencyofthisalgorithm are under consideration in the article. Key words: ecological culture, ecological and educational environment, algorithm of the process of formation of the ecological culture in ecological and educational environment of the institution, levels of the ecological culture.
(Статья поступила в редакцию 12.11.2016)
С.С. синяев
(Астрахань)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Педагогическая компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта рассматривается как составляющая его профессиональной компетентности, реализуемая в готовности к педагогической деятельности и способности ее осуществлять в условиях единого спортивно-образовательного процесса. Определены компоненты педагогической компетентности названного специалиста и предложены средства ее формирования, разработанные на учебно-тренировочных сборах как специфической форме образовательного процесса, обеспечивающей становление организаторов спортивной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, профессиональная компетентность, специалист сферы физической культуры и спорта, спортивно-образовательный процесс.
Актуальностъ построения модели формирования педагогической компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта обусловлена объективной потребностью спор-
О Синяев с.с., 2017
тивного сообщества России в специалистах, способных организовывать спортивную деятельность в соответствии с современными требованиями мирового уровня и обеспечивать у своих подопечных достижение высоких результатов в международных соревнованиях. Почему мы делаем акцент на педагогической компетентности, а не на предметных знаниях такого специалиста? К примеру, виртуозное владение тренера по футболу мячом или возможность учителя физкультуры взять олимпийскую высоту в прыжках с шестом очень впечатлят их воспитанников. Вместе с тем, как пишет В.В. Сериков, «компетентность, в отличие от предметных знаний и умений, не привязана к предмету как к таковому. Предметные циклы и профессиональная деятельность обладают различной природой. Можно иметь прекрасные знания по алгебре и геометрии... успешно сдать методику математики и не суметь провести школьный урок» [6, с. 8].
Педагогическая компетентность на современном этапе развития общества становится приоритетной характеристикой специалиста образовательной сферы, способного быстро ориентироваться в изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Большое влияние на разработку теоретико-методологических оснований подготовки педагога, становления его как компетентного специалиста-профессионала оказали Е.В. Бон-даревская, В.И. Данильчук, В.В. Зайцев, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.
Анализ исследований, посвященных профессиональной компетентности педагога, показывает, что они нацелены на разработку основ формирования его педагогической направленности (А.А. Орлов, С.Т. Каргин, И.Я. Фастовец и др.); развитие профессиональных и личностных качеств (Е.П. Белозер-цев, И.А. Колесникова, А.Е. Кондратенков, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); определение сущности истоков педагогического творчества (В.И. Андреев, В.И. загвязин-ский, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Поташник и др.); анализ психологических основ его профессиональной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Готовность к профессиональной деятельности представителя педагогической профес-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
сии определяется наличием в структуре его личности педагогической компетентности педагога. Компетентность как качество человека, обладающего «соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности», обоснована еще А.в. Хуторским [9]. По мнению Н. Розова, профессиональная компетентность является производным компонентом общекультурной компетентности любого человека [5].
Для формулирования понятия педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта мы отталкивались от определения Н.И. запрудского, который рассматривал компетентность как «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня» [2, с. 11]. Также интересным представляется позиция Е.М. Павлютенкова, который трактует педагогическую компетентность как форму осуществления педагогической деятельности, обусловленную «глубоким знанием свойств преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив) этого труда, свободным владением орудиями производства, соответствием конкретного предметного содержания труда, характера выполняемых работ субъективным, профессионально важным качествам учителя, его самооценке, трудолюбию» [4].
Педагогическая компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта - это составляющая его профессиональной компетентности, проявляющаяся в готовности и способности осуществлять педагогическую деятельность в условиях единого спортивно-образовательного процесса, требующую наличия определенных профессионально-личностных качеств, а также знаний, умений, навыков в педагогической и физкультурно-спортивной сферах.
Педагогическая компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта является результатом исследований в аспекте личностно-деятельностного подхода к образованию в физкультурно-спортивной сфере, поскольку относится к личности педагога и формируется, а также проверяется в процессе выполнения им соответствующего комплекса действий [3]. сущность педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта раскрывается через следующие задачи, стоящие перед ним:
- постоянное пополнение своих психолого-педагогических знаний и адаптация их к физкультурно-спортивной сфере, владение знаниями о построении спортивно-образовательного процесса как объекта конструирования, знание и применение в спортивно-образовательном процессе современных психолого-педагогических технологий; исследование, системное описание и объяснение проблем, возникающих в сфере физической культуры и спорта, с позиций современной науки (гносеологическая функция);
- планирование и построение спортивно-образовательного процесса, отбор и композиция учебного материала, планирование своих действий и действий воспитанников, проектирование спортивно-образовательного процесса в условиях модернизации образовательной и физкультурно-спортивных сфер (конструктивная функция);
- включение воспитанников в различные виды физкультурно-спортивной деятельности, создание команды и организация совместной деятельности, установление педагогически целесообразных отношений с воспитанниками, коллегами, представителями общественности (болельщики, спортивные клубы), средствами массовой информации (организационно-коммуникативная функция);
- применение в педагогической деятельности современных научных подходов, владение умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта своих коллег (исследовательская функция);
- осмысление основ своей деятельности, в ходе которой осуществляются оценка и переоценка способностей, ошибок и возможностей воспитанников и самого себя, развитие рефлексии, выстраивание «я-концепции» у субъектов спортивно-образовательного процесса (рефлексивная функция).
выделенные функции детерминируют следующие компоненты педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта: аксиологический, когнитивный, деятельностный, коммуникативный, рефлексивный.
Аксиологический компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности (с.Л. Рубинштейн), в том числе к учебной, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом (П.М. якобсон), то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она соверша-
педагогика общего и профессионального образования
ется (Я.А. Пономарев). Во всякой деятельности можно выделить как внешнюю мотивацию, не связанную с характером работы, так и внутреннюю, содержательную (по терминологии М.Г. Ярошевского). Этот компонент изучался многими исследователями (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.), которые рассматривали его как системообразующий при подготовке учителя (Н.Л. Абульханова-славская, Л.Н. Коган и др.). Данный компонент в структуре педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта характеризует его профессиональную готовность к реализации педагогических ценностей в спортивно-образовательном процессе. Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на ценностное усвоение знаний и самосовершенствование в профессиональной области специалиста сферы физической культуры и спорта, включает в себя как мотивы, так и ценности, связанные с будущей профессией.
А.К. Маркова, Э.Д. Телегина, В.Г. Подвойский и др. выделяют творческую мотивацию учебной и профессиональной деятельности. Исследователи отмечают у каждого студента - будущего специалиста сферы физической культуры и спорта (учителей физической культуры, тренеров, менеджеров спортивной сферы) наличие специфической системы регулируемых мотивов, иерархически организованной, с выделением доминирующих и подчиненных мотивов. Мотивы учения делятся на три группы по критерию их происхождения (биогенные, социогенные и стимулы-мотивы). Биогенные мотивы присущи каждому индивиду и возникают в результате отражения познавательной потребности (пытливости, любознательности, стремления к активному восприятию и действию и т. д.). Социогенные мотивы формируются в процессе становления личности (познание себя, убеждения, отношение к обществу, стремление войти в определенную социально-профессиональную группу и т. д.). стимулы-мотивы являются результатом стимулирующих педагогических воздействий [8].
в психологии и педагогике существуют различные подходы к выделению различных педагогических ценностей (в.А. сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), которые классифицируют их с учетом исследовательских задач, реального объекта исследования. Авторы отмечают, что ценности могут перегруппировываться в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности.
К социально-ценностным мотивам педагогической деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта отнесем:
- чувство профессионального и гражданского долга перед страной за подготовку эффективных профессиональных спортсменов и результативных команд;
- ответственность за развитие физкуль-турно-спортивного движения в молодежной среде, популяризацию физкультуры и спорта в российском социуме;
- честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, основанное на увлеченности предметом педагогической деятельности, потребности в личностно ориентированном взаимодействии с воспитанниками в спортивно-образовательном процессе.
Когнитивный компонент. Согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя. Поведение человека детерминировано его знаниями, т. е. информированностью. Когнитивный компонент в структуре педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта предполагает совокупность психолого-педагогических знаний, специальных знаний по определенному физкультурно-спортивному направлению и методике его преподавания.
знания в профессиональной деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта выполняют роль методологического фундамента и непосредственного инструмента практических действий (Н.В. Кузьмина, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, В.А. Сла-стенин, С.И. Архангельский, В.В. Краевский и др.). опираясь на данные исследования, в основу педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта следует положить владение им системой общепедагогических знаний и специальных знаний в области физкультуры и спорта, на которых формируется и функционирует его система педагогических умений.
в структуре профессиональной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта мы выделяем деятельност-ный компонент. Понятие «компетентность» А.К. Маркова связывает с созреванием личности и обретением такого состояния, которое позволяет ей продуктивно действовать при выполнении трудовых функций и достигать ощутимых результатов. основополагающим
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
компонентом педагогической компетентности выступает деятельностный, выражающийся в умениях и способностях личности. Для анализа структуры данного компонента используется понятие «учебно-педагогическое умение». Учитывая основные подходы к разработке проблемы педагогических умений, это понятие мы понимаем как «систему интеллектуальных и практических действий, целенаправленных и взаимосвязанных, выполняемых в определенной последовательности и характеризующих степень освоения педагогической деятельностью» [1, с. 141].
Педагогическая деятельность специалиста сферы физической культуры и спорта является одним из процессуальных показателей его профессиональной компетентности. Проанализируем ее состав. Педагогическая деятельность требует оперирования определенными профессиональными знаниями, на основе которых специалист сферы физической культуры и спорта вырабатывает собственные практические умения. Как отмечают В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев и др., она включает в себя теоретическую и практическую деятельность и для её компетентного выполнения необходимо владеть определенными теоретическими и предметными умениями, т. е. действиями, которые можно наблюдать.
На наш взгляд, для деятельностного компонента педагогической компетентности характерны следующие группы умений: конструктивные (умения проектирования, прогнозирования, аналитические, рефлексивные); организаторские (информационные, развивающие, ориентационные, мобилизационные, воспитательные); коммуникативные (управленческие, перцептивные, умения педагогического общения, умения и навыки педагогической техники, умения установления отношений с воспитанником, коллегами, социумом и СМИ); исследовательские (аналитические, методологические, эвристического поиска, умения применять методы научно-педагогического исследования - теоретические, эмпирические, количественный и качественный анализ).
Единицами измерения уровня сформиро-ванности педагогических умений выступают: количество действий, выполняемых специалистом сферы физической культуры и спорта при использовании того или иного умения; последовательность действий; качество выполнения каждого действия; время, затраченное на выполнение заданий.
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
Коммуникативный компонент является системообразующим в педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта, поскольку представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, позволяющее ему целенаправленно выстраивать педагогические, партнерские, организационно-деловые, игровые и межличностные отношения в ситуациях спортивно-образовательного процесса, профессионального общения с будущими спортсменами, тренерами, учащимися детско-юношеских спортивных школ, болельщиками, представителями средств массовой информации и т. д.
Показателем сформированности данного компонента является готовность специалиста к решению специфических для физкультурно-спортивной сферы коммуникативных задач: установление доброжелательных отношений в спортивной среде, являющейся конкурентно-состязательной по своей природе, обеспечение взаимопонимания участников учебно-тренировочного процесса, подготовки и проведения спортивных мероприятий; поддержка процессов адаптации начинающих спортсменов к нормам и традициям общения, принятым в спортивном сообществе; обучение спортсменов невербальным способам передачи информации.
Сформированный коммуникативный компонент педагогической компетентности позволяет специалисту сферы физической культуры и спорта решать ряд важных профессионально-педагогических задач:
- эмотивную - стимулирование положительных эмоциональных переживаний и состояний у участников спортивно-образовательного процесса;
- познавательно-развивающую - создание в спортивно-образовательном процессе ситуаций развивающего профессионального общения, обеспечивающих применение способов обмена информацией и продуктивного взаимодействия, которые необходимы для моделирования и разрешения ситуаций, возникающих в спортивной практике, для своевременных профессиональных решений нестандартных спортивных ситуаций;
- конструктивного взаимодействия (практическая) - активность в разрешении ситуаций педагогического общения в спортивно-образовательном процессе с будущими спортсменами; соразмерное с ситуацией профессиональное поведение, возникающее во время типичных и стандартных положений
- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ
в учебном и соревновательном процессе; выработка своего стиля и социометрического амплуа в образовательной среде и спортивном сообществе, нацеленности на победу и диалогическое взаимодействие со всеми участниками образовательного, тренировочного и спортивного процессов.
Рефлексивный компонент педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта. Опираясь на исследования, посвященные проблеме педагогической рефлексии (В.В. Краевский, А.К. Маркова и др.), под педагогической рефлексией будем понимать осмысление специалистом сферы физической культуры и спорта психолого-педагогических основ своей деятельности, в ходе которой осуществляются оценка и переоценка собственных способностей и профессиональных действий, педагогически ориентированных тренировочных ситуаций. Вместе с тем рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (воспитанники, коллеги, социум, болельщики, спортивные организации и клубы, СМИ) знают и понимают «рефлексирующего». Данный компонент состоит из следующих умений: учет и оценка результатов педагогической деятельности; анализ и самоанализ образовательного процесса и результатов деятельности специалиста; анализ собственного опыта и опыта других; диагностика, контроль и оценка результатов педагогической деятельности; рефлексия собственных профессионально-педагогических действий; выбор альтернативных способов решения учебно-педагогических задач, осознанный контроль результатов своей деятельности и уровня собственного развития, личностных достижений.
Подготовка специалиста сферы физической культуры и спорта предполагает построение образовательного процесса по технологической карте формирования педагогической компетентности, которая является ориентировочной основой. Построение процесса становления данной компетентности у будущего специалиста сферы физической культуры и спорта на материале учебно-тренировочных сборов как формы обучения представлено в виде описания поэтапной последовательности действий в единстве ее составляющих:
— целевой (ожидания воспитанников, коллег, спортивного сообщества и пр.);
— методологической (идеи компетент-ностного, гуманистического, деятельностно-
^СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
го, личностного, системного подходов и теоретические положения педагогики обучения взрослых);
— предметно-содержательной (интеграция содержания педагогического, коммуникативного и тактико-технического направлений образовательного процесса, позволяющая использовать инвариантные и вариативные учебные планы и программы подготовки специалистов во время учебно-тренировочных сборов);
— деятельностной (использование интерактивных технологий образовательного процесса, предполагающих групповой просмотр и разбор удачных и неудачных моментов игры, ошибок коммуникативного характера);
— оценочно-результативной (мониторинг развития педагогической компетентности через способность и готовность студентов решать эмотивные, познавательные и практические задачи) [7].
Средства формирования педагогической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта включают в себя: создание образовательной среды в процессе учебно-тренировочных сборов как специфической формы образовательного процесса, обеспечивающей становление организаторов спортивной деятельности как носителей определенной профессии; спецкурс «Формирование педагогической компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта».
К указанным средствам также отнесены постоянное усложнение содержания и расширение контекста проблемных ситуаций профессионального общения, предлагаемых специалисту сферы физической культуры и спорта:
— на ценностно-смысловом этапе квазипрофессиональная ситуация направлена на выбор ценностных ориентиров педагогической деятельности и общения;
— на коммуникативно-деятельностном этапе - на освоение типовых норм педагогического общения и межличностного взаимодействия;
— на этапе педагогической самоорганизации осуществляется рефлексия эффективности собственной педагогической деятельности.
Также подготовка специалиста сферы физической культуры и спорта ориентирована на расширение внутренней картины профессиональной деятельности специалиста. На каждом этапе задачи профессиональной деятельности включают все большее количество кон-
известия вгпу. педагогические науки
кретных игровых и жизненных ситуаций, которые требуется принять во внимание. Процесс подготовки будущего специалиста сферы физической культуры и спорта ориентирован на перевод его состояния от простого транслятора знаний и исполнителя (копирования чужих педагогических образцов) к творческой организации своей педагогической деятельности с учетом современных проблем спорта и популяризации физической культуры в социуме. Решение профессионально-педагогических задач специалиста сферы физической культуры и спорта напрямую зависит от уровня сформированности педагогической компетентности и готовности к межличностному общению с участниками спортивно-образовательного процесса.
список литературы
1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990.
2. Запрудский Н.И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов: дис. в форме науч. доклада ... д-ра пед. наук. Минск, 1993.
3. Краевский В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 1993. № 2. С. 9-10.
4. Павлютенков Е.М. Профессиональное становление будущего учителя // Педагогика. 1990. № 11. С. 65.
5. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 86.
6. Сериков В.В. О подготовке учителя в соответствии с требованиями стандарта профессиональной деятельности педагога // Известия волгогр. гос. пед. ун-та. 2014. № 6(91). С. 8.
7. Синяев С.С., Рыкова Б.В. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности специалистов физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24147 (дата обращения: 02.03.2016).
8. Тельтевская Н.В. Теоретико-методологические основы формирования системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей: дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, 2002.
9. Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
* * *
1. Abdullina O.A. Obshhepedagogicheskaja pod-gotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija. M.: Prosveshhenie, 1990.
2. Zaprudskij N.I. Nauchno-pedagogicheskoe obe-spechenie povyshenija kvalifikacii uchitelej estestven-no-matematicheskih predmetov: dis. v forme nauch. doklada ... d-ra ped. nauk. Minsk, 1993.
3. Kraevskij V.V., Hutorskoj A.V. Predmetnoe i obshhepredmetnoe v obrazovatel'nyh standartah // Pedagogika. 1993. № 2. S. 9-10.
4. Pavljutenkov E.M. Professional'noe stanovle-nie budushhego uchitelja // Pedagogika. 1990. № 11. S. 65.
5. Rozov N. Cennosti gumanitarnogo obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1996. № 1. S. 86.
6. Serikov V.V. O podgotovke uchitelja v sootvet-stvii s trebovanijami standarta professional'noj deja-tel'nosti pedagoga// Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2014. № 6 (91). S. 8.
7. Sinjaev S.S., Rykova B.V. Opytno-jekspe-rimental'naja rabota po formirovaniju kommunikativ-noj kompetentnosti specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ article/view?id=24147 (data obrashhenija: 02.03.2016).
8. Tel'tevskaja N.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija sistemy professional'no-peda-gogicheskih znanij budushhih uchitelej: dis. ... d-ra ped. nauk. Saratov, 2002.
9. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.
Theoretical foundations of development of pedagogical competence of a specialist in the sphere of physical culture and sports
The pedagogical competence of a specialist in the sphere of physical culture and sport is regarded as the component of the professional competence that is implemented in the readiness and ability to carry out pedagogical activities in the conditions of the sport and educational process. The components of the pedagogical competence of a specialist in the sphere of physical culture and sport are identified; they are axiological, cognitive, operational, communicative,reflexive. The means of development of the pedagogical competence were developed in the process of training as a specific form of the educational process providing the formation of organizers of sports activities.
Key words: pedagogic competence, professional competence, a specialist in the sphere of physical culture and sport, sport and educational process.
(Статья поступила в редакцию 12.11.2016)