злом за зло поступком, словом, видом и мыслительной интенцией. Нравственно ориентированный человек, как правило, старается не мстить и не воздавать злом за зло, но не думать о причиненной обиде и не осознавать себя оскорбленным способен только человек с апофатичным мышлением.
Таким образом, апофатичность мышления — признак высокого уровня нравственности личности. Невозможно нравственно возрастать, если мышление не обладает этим свойством. Процесс воспитания личности теряет смысл, если не предоставляет способов и средств для нравственного совершенствования. Образовательный процесс при этом редуцируется к механическому накоплению знаний и теряет мировоззренческое значение.
Принцип апофатичности реализуется и в современной естественно-научной па-
радигме, где рациональное знание определяется как открытое, окончательно не достижимое.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С, 280.
2 См.: Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М., 2002. С. 391.
1 Шиянов Е. Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики / Е. И. Шиянов, Н. Б. Камаева И Педагогика. 2005. № 9. С, 25.
4 Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь/ Г. М. Коджаспирова, А. К). Коджаспиров. М., 2001. С. 22—23.
5 См.: Аристотель. Этика (к Никомаху) / Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998. С. 181—182, 240.
6Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия / Митрополит Иерофей (Влахос). М., 2005. С, 355.
7 Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника Вышенского. Дополненное. Т. 3. Репр. изд. М., 1888. С. 220.
Поступила 23.10.06.
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В, В. Акимов, аспирант кафедры педагогики МГПИ им. М. Е. Еесевьева
Современная политика России, ее регионов ориентируется на поддержку массового физкультурно-спортивного движения, спорта высших достижений. Учитывая огромную значимость ценностей здорового образа жизни в жизнедеятельности общества, государство предпринимает попытку ориентировать общество на их принятие. Изменение социального заказа, начавшееся с середины 80-х г. XX в., обусловило потребность в специалистах, умеющих решать комплексные проблемы и соотносить знания из разных областей.
Приоритетной тенденцией в начавшемся процессе пересмотра содержания
подготовки учителей физической культуры является повышенное внимание к ценностному (аксиологическому) аспекту развития профессионального самосознания будущих специалистов. При этом особую значимость имеют интегративные процессы, которые становятся частью образовательных стандартов на всех ступенях обучения, в том числе высшего профессионального образования. В современном образовании они являются существенным фактором развития, поскольку имеют далеко идущие политические, экономические, социальные, культурные, собственно образовательные и другие эффекты.
'И В. В. Акамов, 2006
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Личность студента — будущего специалиста — испытывает на себе влияние целого комплекса новых образовательных, духовно-культурных, социальных и профессиональных идей и ценностей, связанных с будущей профессией. Профессионально-педагогической самореализации будущего учителя препятствуют низкая оплата педагогического труда, инерция педагогического догматизма во многих образовательных учреждениях и др. В этих условиях повышается актуальность поддержания высокого статуса и развития ценности профессионального роста. В связи с этим аксиологическая база системы профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры должна переориентироваться на воспитание личности, способной самостоятельно и мобильно вырабатывать эффективные формы поведения на рынке педагогического труда и в сложном социокультурном пространстве — собственную систему ценностей.
Время обучения в вузе является периодом самых динамичных изменений в педагогическом самосознании и деятельности. Они происходят в основном под воздействием изучения педагогических дисциплин в вузе и могут оперативно исследоваться, поэтому процесс становления педагогического сознания может быть своевременно откорректирован.
Образовательный процесс в педагогическом вузе построен на основе изучения студентами дисциплин общепрофессиональной (предметов гуманитарного цикла) и профессиональной подготовки. Однако студенты, получая необходимые профессиональные знания, умения и навыки, нередко лишены достаточного внимания, направленного на формирование духовного облика студента как будущего учителя. Эффективность приобщения студентов к духовным ценностям зависит от ряда субъективных и объективных факторов. К числу субъективных факторов следует отнести стремление к расширению имеющихся знаний и
совершенствованию умений в области воспитательной работы с детьми, что требует внимания со стороны вузовского педагога, корректирующего данное направление деятельности студентов. К объективным факторам относятся возможности учебно-воспитательного процесса вуза в работе по приобщению студентов к духовным ценностям (содержание дисциплин гуманитарного и психоло-го-педагогического цикла, отсутствие необходимой литературы, загруженность студентов и т. д.).
Развитие личности будущего учителя осуществляется качественнее и основательнее в условиях, когда основополагающим в содержании профессионально-педагогической подготовки является аксиологический компонент, содержащий в своей основе необходимость приобщения учителя к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях, их природе, механизмах развития и способах функционирования, а также о профессионально-педагогических ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование специалиста.
На наш взгляд, конструктивным в развитии профессионального педагогического самосознания студентов может стать изучение ими педагогической аксиологии, которая соединяет в себе ценностное наследие российской и мировой педагогической культуры. Факт становления педагогической аксиологии как специфической области философско-гу-манитарного знания признан ведущими российскими специалистами (М. В. Богуславским, Б. С. Гершунским, Н. Д. Ни-кандровым, В. Г. ГХряниковой, 3. И. Рав-киным, В. А. Сластениным, П. Г. Щед-ровицким и др.).
В рамках опытно-экспериментальной работы на факультете физической культуры Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева нами был разработан элективный курс «Педагогическая аксиология», интегрирующий определенный круг знаний по философии, общей аксиологии, педа-
гогике и др. При подборе материала и организации различных видов занятий студенты в первую очередь ориентируются на изучение проблемы человека в современном мире и гуманитарное знание, исследуя при этом основные категории ценностей в педагогике, их классификацию, а также специфические ценности профессионального образования.
В круг рассмотрения основных содержательных аспектов включены темы, раскрывающие проблемы человека в современном мире и гуманитарного знания, место аксиологии в системе гуманитарного знания, обосновывающие гуманистическую методологию педагогики, аксиологические основы педагогики. При изучении мира ценностей и способов их классификации особо рассматривается понятие о педагогических ценностях, а также образование как общечеловеческая ценность и педагогические «инструменты» развития профессионального самосознания. Специальному изучению подвергаются ценности физической культуры и физического образования. При этом физическая культура рассматривается как интегративное, человекотворческое, духовно-физическое явление человеческой деятельности.
Следует заметить, что на получение теоретических знаний в рамках данного курса отводится небольшое количество аудиторного времени — всего 12 часов. Кроме этого дается время на дополнительные занятия и консультации, работа продолжается в процессе изучения других теоретических (прежде всего гуманитарных) дисциплин и проведения внеаудиторной работы со студентами, а также в процессе прохождения различных практик — учебно-педагогической, непрерывной педагогической и др.
Безусловно, курс «Педагогическая аксиология» не может полностью решить проблему приобщения студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям — это лишь одна из форм работы в данном направлении. Однако специально организованная работа со студентами педагогических вузов по приобщению их к духовным ценностям не только существенно повышает их теоретический уровень, но и способствует подготовке их к соответствующей работе со школьниками.
Вместе с тем следует иметь в виду, что интеграция содержания образования дисциплин общепрофессионального блока (прежде всего предметов гуманитарного цикла), а также профессиональной подготовки своим содержанием, формами и методами работы может способствовать формированию самосознания, ориентации будущего учителя на духовные общечеловеческие ценности, целенаправленно готовя его к соответствующей работе, повышая общую и профессиональную культуру будущего специалиста.
Таким образом, педагогическая аксиология, являясь продуктом интеграции общей аксиологии, философии образования, антропологии, педагогики, культурологии, этики, психологии, выступает важнейшим условием формирования профессионального педагогического самосознания студентов, основанного на гуманистических ценностях. Отражая иерархию образовательных ценностей, овладение содержанием данного элективного курса способствует определению ценностного сознания, отношения и поведения будущих специалистов в системе физкультурно-педагогического образования.
Поступила 23.10.06.