ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
ФОРМИРОВАНИE ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Е.И. Белоусова
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье аксиологическом ключе рассматривается теоретические аспекты педагогического исследования формирования ценностных ориентаций российских и иностранных студентов. Проводится анализ принципов и подходов, которые дают основание для определения научных направлений и концепции изучаемой проблемы.
Ключевые слова: ценностные ориентации, гуманистический, поликультурное образование, ценностноориентированный, культура, воспитание.
В условиях глобализации современного общества усиливается внимание к формированию системы ценностных ориентаций российских и иностранных студентов в условиях обучения их в российском вузе. Актуальность этой проблемы отражена в основных государственных документах об образовании (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы).
Студенчество — особая часть общества, способная к прогрессивному развитию, решению актуальных проблем современности при условии, если в высшем учебном заведении продолжается непрерывный воспитательный процесс.
Высшее учебное заведение не ограничивается только учебным процессом, ориентированным на усвоение знаний, умений и навыков, а формирует оценочное отношение студента к миру и к самому себе. Взаимосвязь обучения и воспитания — это норма, зафиксированная в Законе РФ «Об образовании». ЮНЕСКО определило воспитание как «сверхзадачу ХХ! века».
Воспитание становится краеугольным камнем гуманизации образования как процесса формирования ценностей культуры. В настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, культурно значимых ценностей и образцов гражданского поведения.
У российских и иностранных студентов в процессе обучения происходит не только жизненное, профессиональное, но и ценностное личностное самоопределение.
Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом и целеполаганием. В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как результат культурно-исторического опыта общества и социальных групп.
В настоящее время получила развитие новая отрасль педагогики — педагогическая аксиология — наука о ценностях образования, их природе, функциях.
Принципы, на основе которых функционирует педагогическая аксиология, — это принципы гуманизма, комплексности, адекватности, динамизма, эмоциональной открытости, включенности, иерархичности.
Центральное понятие педагогической аксиологии — «ценностная ориентация». Здесь подразумеваются «стандарты», определяющие отношение к себе и к окружающему миру.
Изучение ценностных ориентаций учащейся молодежи, процесса становления молодых людей в условиях высшего профессионального образования под влиянием различных социальных факторов позволяет выявить ряд противоречий, существующих между:
— потребностью молодого человека осмыслить себя, обрести смысл жизни, выбрать жизненную и профессиональную позицию самоопределения личности и приоритетом в обществе утилитарно-прагматических установок, технологического подхода к образовательно-воспитательному процессу в ущерб аксиологическому подходу;
— стремлением учащихся к самореализации, самовыражению, реализации собственной личностной позиции и недостаточно широкими возможностями их включения в созидательную, социально значимую деятельность;
— активным поиском молодыми людьми образцов — идеалов — и недостаточным отражением в содержании учебных материалов привлекательных классических и современных художественных примеров служения идее, общественному благу, размышления о смысле жизни, об истинных и ложных ценностях, о предназначении человека;
— сформированной и развивающейся системой ценностных ориентации педагога и формирующимися представлениями о ценностях студента, который осознанно и неосознанно принимает воздействие на себя со стороны преподавателя;
— недостаточной разработанностью научных основ процесса формирования ценностных ориентации личности молодого человека в системе непрерывного образования и направленностью на становление его профессиональной компетентности.
Указанные противоречия определяют необходимость поиска новых подходов к развитию современного образования и воспитания через формирование ценностных ориентаций личности российского и иностранного студента и их реализации в практической деятельности.
Важное значение в этой связи приобретает положение о роли приобщения студентов к национальной культуре в процессе национальной самоидентификации личности. В этом процессе личность усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия, функционирует в культурной среде и создает культуру. Более глубокое понимание национальной культуры осуществляется благодаря взаимодействию с другой культурой. Поэтому организация учебно-воспитательного процесса в вузе, способствующего формированию гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому, является сегодня одной из важнейших задач.
Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования направлена прежде всего:
— на необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным, перспективным потребностям личности, общества и государства;
— повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;
— восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных граждан;
— достижение нового уровня взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, молодежных общественных организаций в воспитании и социализации молодежи;
— расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность.
В настоящее время есть полное основание говорить о многочисленных взглядах и подходах к пониманию сущности воспитания в системе высшего образования, формирования новой философии и новой культуры воспитания.
Студенчество обучается и воспитывается в контексте будущей профессиональной деятельности, сущность которой — приобщение к культуре и принятие роли носителя ценностей этой культуры
В процессе профессиональной подготовки студентов становятся актуальными задачи мировоззренческого характера и духовно-нравственного развития. Одно из центральных мест занимают вопросы взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой. Решение этих вопросов предусматривает:
— осуществление системы мер по преодолению пассивности студентов, усилению мотивации студентов в нравственно-этическом, интеллектуальном и культурном развитии, обеспечению единства профессионального образования и нравственного воспитания;
— разработку образовательных программ и учебных планов на основе сочетания фундаментализации, гуманизации, гуманитаризации и профессионализации образования;
— активизацию самостоятельной работы студентов при освоении образовательных программ, использование в учебном процессе активных форм, развитие новых технологий обучения, информационных, организационно-методических и технических систем обеспечения учебного процесса;
— смещение акцента в учебном процессе с учебно-научного на научно-учебный на последних курсах обучения.
При проведении учебных занятий акцент сегодня должен ставиться на воспитание у студентов личностных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России, что возможно за счет усиления внимания всех кафедр к общекультурной, гуманистической и нравственно-этической функциям образования; учебных планов, обеспечивающих единую систему преподавания гуманитарных дисциплин в течение всего периода обучения студентов; сочетания обязательных гуманитарных дисциплин с занятиями по выбору; соблюдения логической последовательности в изучении гуманитарных дисциплин (их преемственности, взаимодополняемости); развития мотивации студентов к научным исследованиям кафедр; активизации деятельности студенческих научных кружков на кафедрах, проведения научных студенческих семинаров, конференций и т.п.; организации мероприятий по активному подключению к управлению учебным процессом (создание учебных студенческих советов для обсуждения проблем высшей школы, внедрение новых технологий обучения, рассмотрение проблем трудоустройства и др.). Цель и задачи предлагаемой концепции — уточнить цель и сущность обучения и воспитания студентов в современной социокультурной ситуации с позиции запросов общества.
Одной из главных задач концепция ставит определение содержания и возможных форм организации учебно-воспитательного процесса русских и иностранных студентов с учетом уже сложившегося опыта университетской работы.
Возможность осуществления этой цели предполагает решение следующих задач:
— формирование мировоззрения будущих специалистов;
— утверждение нравственных общечеловеческих ценностей у русских и иностранных студентов;
— развитие творческого мышления;
— приобщение к богатству национальной и мировой истории и культуры;
— овладение коммуникационными основами деятельности (развитая речь, лингвистическая грамотность, владение иностранными языками и основами компьютерной оперативной деятельности и др.);
— обеспечение образовательного и нравственно-эстетического уровня развития студентов;
— усиление воспитания у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества, качеств подлинных патриотов России;
— создание истинно гуманной среды обитания.
Главным воспитывающим фактором в организации взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студента являются складывающиеся отношения в границах воспитательной деятельности. Преподаватель вуза в условиях воспитательной системы является носителем гуманистической культуры отноше-
ний, основанной на принципах равенства, диалога, сосуществования, свободы, соразвития, единства. Педагогическую основу этой культуры составляет принятие и освоение преподавателем личностного подхода к воспитанию студентов. Личностный подход в воспитании является базовой ценностной ориентацией преподавателя, включающей в себя совокупность взаимосвязанных социальных установок на отношения к студенту, к самому себе и организационно-педагогическому взаимодействию.
Поэтому профессорско-преподавательскому составу необходимо акцентировать внимание на следующих ключевых аспектах воспитания:
— отношение к культуре: приобщение к культурным ценностям и достижениям, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии;
— отношение к обществу: гражданское воспитание в собственном смысле слова, ориентированное на формирование социальных качеств личности — гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности, профессиональной этики;
— публичные человеческие отношения: воспитание человечности как гражданско-правовой и нравственной позиции — уважение прав и свобод личности, гуманности и порядочности;
— отношение к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления решений — социальных, экономических и нравственных;
— личные отношения (семья, дети, друзья): нравственное семейное воспитание — формирование совести, чести, приучение к добродетели и др.
Таким образом, условиями эффективности учебно-воспитательного процесса в российском вузе являются:
— создание и деятельность координационного центра воспитания студентов;
— педагогически целесообразный отбор содержания учебных дисциплин, использование междисциплинарной интеграции при организации учебно-воспитательного процесса, использование активных форм обучения;
— организация методологической и теоретической подготовки преподавательского состава к процессу воспитания студентов в ходе вузовского обучения;
— выбор и обоснование методов воспитательного взаимодействия и адекватных им форм воспитания. Безотносительно к человеку нельзя говорить о ценности, поэтому ценность выступает как поведенческий ориентир, представляющий цель ее активности;
— развитие системы студенческого самоуправления;
— открытость системы воспитания и обучения педагогическим инновациям;
— содействие созданию и развитию воспитательной системы университета.
В данном контексте русская культура может представлять собой пространство взаимодействия двух культур. Освоение русской культуры русскими и ино-
странными студентами, изучение ее замечательных образцов предоставит студентам возможность более глубокого познания родной культуры.
В процессе освоения русской культуры происходит сопоставление иноязычной культуры с родной, что значительно усиливает процесс развития ценностного самосознания студентов, актуализирует потребности в расширении и углублении знаний о культуре своей и других национальных общностей, вызывает сопереживание своих связей с данными культурами. Знакомство с феноменами разных культур приобретает характер ценностно-смыслового отношения и в итоге ведет к усилению воспитательного воздействия на формирование ценностных ориентаций российских и иностранных студентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. — 2001. — № 4. — С. 24—30.
[2] Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального образования / Под общ. ред. В.Л. Матросова. — М.: Прометей, 1999.
[3] Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. — М.: Знание, 1985.
[4] Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. — 2000. — № 10. — С. 32—38.
[5] Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. — 2001. — № 3. — С. 3—10.
[6] Круглов Ю.Г. Патриотизм в педагогике // Педагогика. — 2001. — № 6. — С. 3—8.
[7] Смолин О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышления над концепцией // Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 3—14.
THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS: AXIOLOGIKAL ASPECTS
E.I. Belousova
Department of Psychology and Pedagogy Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 177198
In this paper the theoretical foundations of pedagogical study in the formation of value orientations of Russian and foreign students are carried out. A review of the principles and approaches that provide a basis for determining research directions and concepts of the problem is also being studied.
Key words: value orientations, humanistic, multicultural education, value-oriented, culture and education.