Е.П. Рыбина
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДУХОВНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Приведено определение гуманитарной культуры личности студентов технических специальностей вуза на основании анализа философской, психологической и педагогической литературы; отмечена взаимосвязь гуманитарной культуры студентов с духовной и профессиональной видами культуры.
Ключевые слова: гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза; духовная культура личности; профессиональная культура специалиста.
В соответствии с логикой истории начало XXI в. настоятельно требует перехода к реальному гуманизму как одному из важнейших условий выживания человечества. Его суть заключена в глубоком понимании человеческим сообществом и каждым человеком экологических и духовно-нравственных проблем и ценностей, в следовании соответствующим им императивам. Однако от цивилизации с ее достижениями уйти невозможно. Сегодня перед людьми жестко встала альтернатива: либо обострение отношений человека с техникой приводит человечество к гибели, либо эти отношения гармонизируются, ведь гармония - это взаимодействие и сотрудничество, где обеспечиваются условия для гуманизации профессиональной деятельности, где специалист-профессионал получает возможность для творческой самореализации сообразно высшим человеческим ценностям. В гуманизме, как отмечает
В.И. Загвязинский [1. С. 6], обнаруживается историческая роль и высшего образования как фактора достижения гармонии, продуктивного взаимодействия будущего специалиста и окружающего его мира.
Гармония стала целью развития и условием выживания человечества, но современный предметный мир не дает времени для естественной гармонизации всех своих составляющих, хотя требует, чтобы современный специалист был не просто грамотно функционирующим в профессиональной области субъектом, а мыслил глобально и ориентировался на целостную социальную среду. Такому специалисту-универсалу, по мнению А.И. Арнольдова [2. С. 141], требуется гуманитарное мышление - мышление человека в контексте культуры. Такой тип мышления формируется при ориентации целостного образовательного процесса на развитие духовной культуры, ядро которой составляет гуманитарная культура личности.
Вопрос развития гуманитарной культуры будущего специалиста как самостоятельная проблема остается малоизученным в научно-педагогической литературе. Однако в этом направлении известны труды таких исследователей, как В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, И.М. Орешников, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. Так, В. А. Сластенин представляет гуманитарную культуру студента как упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания гуманистической технологии профессиональной деятельности [3. С. 22]. И.М. Орешников рассматривает гуманитарную культуру как «живую душу», меру истинно человеческого в человеке, важнейшую интегральную характеристику степени развития общества и личности, постижения ими духовности, ценностно-смыслового
содержания своей жизни [4. С. 8]. Г.И. Гайсина характеризует гуманитарную культуру личности как системное образование, проявляющееся в уровнях усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, включения в среду эмоционально-нравственных переживаний Другого, ориентации на культурногуманитарные ценности, нравственные действия и поступки [5. С. 110]. Учитывая вышеизложенное, мы определяем гуманитарную культуру студентов технических специальностей вуза как интегральную характеристику личности, отличительными чертами которой являются постижение духовности, ценностно-смыслового содержания жизни, гуманистической технологии профессиональной деятельности посредством усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, ориентации на высшие человеческие ценности при творческом подходе к решению профессиональных и личностных задач.
Основной задачей развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза является гуманизация будущей профессиональной деятельности. Становится все более очевидным, что гармонизация человека с техникой требует от высокообразованных специалистов наличие гуманитарной культуры в структуре личности.
В современной научно-педагогической литературе идея обращенности к человеческой личности приобрела насущное значение в связи с экономическим и социокультурным кризисом нашего общества. Акцентируется, что высшие человеческие ценности и нормы культуры, достижения духовной сферы жизни должны проникать в структуры образовательного процесса. Подчеркивается, что система образования в XXI в. способна приобщить к фундаментальным культурным ценностям, этическим и моральным нормам жизни. Так, Б.С. Гершунский пишет: «Главная ценность образования - личностная» [6. С. 38]. М.А. Ариарский и Г.П. Бутиков акцентируют: «Основой парадигмы социального развития в XXI в. стали человек как высшая ценность, культура как коллективный интеллект и условие самоорганизации и саморазвития личности» [7. С. 9]. В этой связи В. А. Сластенин отмечает, что профессиональное развитие будущих специалистов достигается единством общекультурного и социальнонравственного развития [8. С. 12].
В целях самоорганизации и саморазвития личности, развития ее гуманитарной культуры на первый план в сфере высшего профессионального образования выдвигается культурологический подход. В число важнейших факторов, определяющих необходимость научных поисков и разработок в области культурологи-
ческого знания и культурного моделирования, входят, по нашему мнению, следующие:
- углубление процесса осмысления феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия;
- процессы диалога (полилога) и взаимовлияния мировых и локальных культур; становление гуманистической парадигмы в качестве доминанты социокультурного процесса;
- усиление интегративных процессов в науке;
- признание «полифоничности» и открытости современного мышления;
- акцентуация социально-гуманитарного познания и гуманитарного мышления;
- переход к личностно-ориентированной парадигме образования.
Для института образования усиление культурных функций становится условием его дальнейшего продуктивного развития как сферы гуманитарной культуротворческой практики, обеспечивающей качество общественного и личностного самосознания развитием гуманитарной культуры личности.
Идея культуротворчества в высшем профессиональном образовании созрела давно. Феномен культуры в образовательной среде понимается как совокупность механизмов по осуществлению социального взаимодействия людей, обеспечивающая ценностносмысловую, нормативно-регуляционную и знаковокоммуникативную функции этого взаимодействия, а также накопление, аккумуляцию и трансляцию социального опыта совместной жизнедеятельности. При таком подходе объектом культурологического познания остаются любые специализированные и неспециализированные области человеческой жизнедеятельности, ее технологии и продукты (результаты), а предмет познания локализуется на исторически выработанных нормах, образцах и правилах осуществления той или иной деятельности, отобранных обществом на основании практического опыта, их социальной приемлемости и допустимости, их социальной цены и последствий, а также социальной значимости получаемых при этом продуктов или результатов.
Нормы и правила осуществления любой социальной деятельности являются элементами систематизированного культурологического знания, которое, в соответствии с культурологическим подходом к содержанию высшего образования, привносится во все учебные дисциплины вуза. Таким образом, культурологический подход представляет собой совокупность теоретикометодологических положений и организационнопедагогических мер, направленных на создание условий для овладения личностью содержанием традиционной и актуальной культуры, становления ее субъектом. Он органически присущ гуманистической педагогике, поскольку ее основополагающая идея антропоцентризма строится на признании прав личности на свободное развитие, самовыживание и проявление творческих способностей. В свою очередь, само культурологическое знание приобщает студентов к достижениям мировой и отечественной культуры, способствуя овладению общечеловеческими ценностями и нормами социального поведения.
Культурологический подход к исследованию образовательных проблем осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры. Следовательно, в целях выявления предпосылок возникновения и развития ведущих культурологических идей, составляющих основу культурологического подхода как общенаучного метода, целесообразно обратиться к исходным посылкам философско-культурологических исследований, в которых определяются сущность и закономерности функционирования культуры не только как общественного и антропологического феномена, но и научной категории.
Понятие «культура» многомерно, имеет сложную природу и структуру и как социальная категория является объектом всестороннего исследования ряда наук. Существование различных концептуальных подходов, акцентирующих свое внимание на том или ином аспекте изучаемого объекта, привело к возникновению значительного числа определений культуры. Начиная с момента своего возникновения в теоретической рефлексии культура осознает себя как определенную систему ценностей и смыслов, норм и традиций, как знаковую систему, используемую обществом для обобщения, закрепления и передачи опыта, для коммуникации и регуляции поведения своих членов.
Именно в связи со сложностью анализируемого понятия существует многообразие определений культуры. Как отмечает Э.В. Соколов, культура - одно из самых общих философско-социологических понятий, охватывающее огромный мир явлений и находящееся на очень высоком уровне абстракции [9. С. 32]. «В той мере, в какой неисчерпаем и велик человек, многогранна, многоаспектна и культура», - пишет
П.С. Гуревич [10. С. 20]. «Культура - это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств», - подчеркивает А. С. Кармин [11. С. 42]. А.А. Радугин называет культуру универсальным отношением человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя: «Каждая культура - это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе» [12. С. 12].
Во многообразии научных и философских трактовок культуры можно выделить четыре основные тенденции:
1. Культура как сумма общественных достижений, благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации.
2. Культура как совокупность способов организации жизнедеятельности человека, набор образцов и норм деятельности, которые задают своеобразную социальную технологию.
3. Культура как продуктивная сила деятельности, творческая способность, присущая человеческой сущности.
4. Культура как специфический язык, знаковая система.
Приведенные трактовки культуры выделяют ее важные стороны. Они дополняют друг друга, создавая объемную картину культуры. Таким образом, следует отметить, что культура в ее философском, сущностном смысле - это высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных
условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям.
Раскрывая сущность ведущих философских подходов, определяющих место человека в культуре и имеющих методологическое значение для области педагогического знания, следует выделить аксиологический подход к культуре, согласно которому она предстает как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Понятие ценности сложилось в длительной эволюции, хотя учение о ценностях - аксиология - сформировалась в ХХ в. Аксиологический подход к истолкованию содержания понятия «культура» исходит из того, что она есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Она призвана быть ареной духовного совершенства людей, и потому к ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует их развитию. Так, Н.З. Чавчавадзе определяет культуру как «мир воплотившихся ценностей» [13. С. 41]; Э.В. Соколов отмечает, что «фокус культуры - это человеческие ценности» [9. С. 41]; П. С. Гуревич представляет культуру как «комплекс определенных ценностей, образующих смысловое ядро феномена» [10. С. 124]; П.А. Сорокин пишет, что «все составляющие культуры пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [14. С. 429].
Культура генетически связана с поиском смысла бытия, тем самым обретая аксиологическую природу. Ценности культуры конкретизируются в идеалах, целях деятельности, человеческих жизненных установках, обусловливают различные способы мировосприятия, находят выражение в системах норм и воплощаются в культурных традициях. Аксиологическое направление в исследованиях культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, инструмента формирования нравственно-аксиологической доминанты лично -сти представлено в философских, социологических и культурологических работах А. И. Арнольдова,
Г.П. Выжлецова, П. С. Гуревича, М. С. Кагана, Э.В. Соколова, П.А. Сорокина, Н.З. Чавчавадзе и др.
Ценности определяют культуру изнутри, из глубин индивидуальной и социальной жизни, они становятся ядром культуры человека и общества. Исследуя природу ценности, Г.П. Выжлецов подчеркивает, что «ценность представляет собой не просто необходимую и должную, но и желаемую цель, становящуюся идеалом и участвующую тем самым в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, меж-человеческие отношения, а через них и на социальную практику» [15. С. 58]. П.А. Сорокин считает, что основополагающий принцип культуры, ее главную ценность выражают «доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета)» [14. С. 308]. По мнению П.С. Гуревича, ценность - это «не только созданное, но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие» [10. С. 131]. В. А. Конев отмечает, что «на уровне личности
абстрактное содержание аксиологической категории культуры находит свое проявление в способности оценки и выбора» (91, 45). Н.Д. Никандров акцентирует, что «ценности в широком и образовательном планах фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и/или провозглашено как норма» [16. С. 22]. М.Т. Громкова [17. С. 129] считает, что ценности общества характеризуют наиболее возвышенные убеждения и идеалы, отражаемые во всех формах общественного сознания (науке, религии, морали, искусстве, политике, праве), в его культуре, классифицируя общественные ценности как:
- нравственные, которые в социальных отношениях проявляются в бизнесе, карьере, социальных деяниях;
- религиозные, впитывающие в себя всю историю с позиций заповедей, оценивающих современность;
- эстетические, несущие критерии красоты в образах и средствах искусства, отражающих мир реалий и идей;
- научные достижения, позволяющие продвинуться в техническом прогрессе и человеческом самосознании;
- правовые, устанавливающие правила жизни, социального равенства и справедливости;
- политические нормы, позволяющие группам лиц, объединенным в партии, вырабатывать альтернативные программы развития общества на современном этапе;
- духовные, в основе которых - разум (разумные речи, разумные поступки), свобода (свобода слова, свобода действий).
С педагогической позиции ценностная трактовка культуры заключается в сущности содержательного аспекта обучения. Студенты постоянно находятся в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом их отношение к окружающему миру (обществу, природе, самим себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами как раз и выполняет в обучении культурологический подход. Он ориентирован на систему общечеловеческих ценностей, связывает теорию с практикой и позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в нем возможностей получения профессиональных знаний, а с другой - развивать гуманитарную культуру студентов - будущих специалистов, решая тем самым задачи гуманизации профессиональной деятельности и общества в целом. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, рассматривается как основа новой философии образования и, соответственно, методологии современной педагогики высшей школы, решающей проблему развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза.
Аксиологические принципы в сфере образования объединяют науки на гуманистической основе. Отличаясь по своей сути от знаний, выражая межсубъектные отношения, ценности предполагают иной способ распредмечивания - процесс духовного общения, при котором происходит приобщение Другого к тем или иным ценностям. Среди аксиологических принципов фило-
софских и педагогических концепций высшего профессионального образования выделяются следующие:
- гуманистическая установка образовательного процесса;
- ценностное отношение к личности студента;
- культуросообразность обучения в соответствии с социокультурными доминантами российской цивилизации и региональными особенностями;
- гуманитарная направленность образовательных дисциплин;
- примат духовно-нравственного образования над рациональным знанием;
- самоценность образования, непринятие в нем утилитарно-прагматического уклона.
Акцентируя необходимость гуманитарно-культурного развития студентов технических специальностей вуза в процессе обучения, следует отметить, что формирование такого личностного сознания - одна из актуальных задач высшего профессионального образования. Но поскольку ценностные ориентации обретаются человеком пожизненно, то начальное развитие гуманитарной культуры будущих специалистов технического профиля, формирование таких высших человеческих ценностей, как Гуманизм, Человек, Жизнь, Общество, Труд, Природа и др., должно осуществляться преемственно, постепенно, путем целенаправленной реализации образовательного процесса.
Осуществление высшего профессионального образования в контексте культуры обеспечивается культурологическим подходом к теории и практике с ориентацией на высшие человеческие ценности, духовную культуру общества, гуманитаризацию содержания образования, освоение гуманистических технологий обучения, создание в вузах среды, развивающей фундамент духовной культуры личности - гуманитарную культуру студентов, способных к ценностной самореализации в профессиональной деятельности. Согласно гуманистической парадигме образовательный процесс в высшей школе осуществляется в соответствии с принципами гуманизации и гуманитаризации содержания образования, при этом гуманизация представляет собой образовательную цель, а гуманитаризация -средство. При таком подходе к содержанию высшего профессионального образования развитие гуманитарной культуры будущих специалистов технического профиля получает благодатную среду.
Обращаясь к проблеме развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза, необходимо подчеркнуть и раскрыть ее связь с вопросом соотнесения данного вида культуры с духовной культурой личности, т. к. она является ее фундаментом, системообразующим ядром. С этой целью необходимо рассмотреть само понятие «духовная культура».
Анализируя сущностные характеристики сложнейших теоретических понятий гуманитарной и духовной культуры личности, следует помнить предупреждение М.К. Мамардашвили о том, что оперирование высокими понятиями хоть и является самым большим искушением для человека, но проблема состоит в том, что понятия вообще как таковые не содержат аналитически в самих себе состояний мысли. Последнее всегда есть некоторый живой акт, случающийся вместе со значе-
нием понятий, в том числе и высоких. Случившись, такое состояние неотличимо от понятия [118. С. 144]. В свете вышеизложенного думается, что более продуктивным будет не искать строгие границы разведения понятий гуманитарной и духовной культуры личности, а попытаться более детально определить формы и характер их взаимопроникновения.
При описании функциональной роли культуры в обществе различия проводятся между материальной и духовной культурой. Такое деление, по мнению И.Л. Савранского, условно, ибо духовная культура не есть какая-то самостоятельная, отдельно существующая часть культуры [19. С. 64]. Духовная культура -идеи, теории, образы, фантазии - может существовать и передаваться лишь в материальной форме. Закрепление и передача информации требует материализации сообщений в виде книг, произведений искусства и пр., следовательно, духовное и материальное начала в культуре диффузно проникают друг в друга, составляют нерасторжимое единство.
Анализируя соотношение духовного и материального в культуре общества, Л.Н. Коган определяет духовную культуру как «сложную социальную систему, включающую образование, основанное на знании науки, нравственную и эстетическую культуру. Специфическое назначение духовной культуры состоит в реализации сущностных сил человека в его духовнопрактической деятельности» [20. С. 54]. То есть ученый указывает на зависимость развития духовной культуры человека от постижения им гуманитарного знания, а также от степени его приобщения к высшим человеческим ценностям общества. Духовная культура личности воплощает становление отношения человека к миру и самому себе, меру его понимания и владения своим социальным бытием, характер этических и эстетических ценностей и норм, а также умение пользоваться ими в своей профессиональной деятельности и при регуляции своих связей с обществом.
Духовность является ядром духовной культуры личности. Она характеризует человека гармонией с собой, людьми и природой. Когда речь идет о человеческой духовности, она рассматривается как определенное качество, состояние сознания его внутреннего мира. Так, у В. И. Даля духовность определяется как «единство духа и души, разума и воли» [21. С. 503]. О.С. Газман характеризует духовность как «способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я», и в соответствии с этим строить свое поведение и всю жизнедеятельность» [22. С. 67]. Автор отмечает, что духовность - это личный, интимный мир человека, его заинтересованность и добровольное исполнение норм нравственности, утверждая, что человек духовен в той степени, в какой эти потребности становятся доминантами его поступков и поведения, т.е. духовность означает положительную общественную значимость мышления и сознания человека. В. А. Бачинин пишет, что духовность свидетельствует о широте сознания человека и, ориентируясь на духовные ценности общества, вносит в его деятельность одухотворенность: «там, где деятельность человека направлена на достижение не безнравственных идей, а сопряжена с соци-
ально-значимыми ценностями, идеалами, она носит одухотворенный характер» [23. С. 4].
Анализируя духовность в студентах технических специальностей вуза, отметим, что она выступает целью процесса развития духовной культуры их личности, определяет ее направленность. Как устойчивое состояние субъекта с вышеназванными характеристиками она проявляется в полной мере лишь на высоком личностном уровне развития духовной культуры. В свою очередь уровень духовной культуры будущих специалистов технического профиля определяется личностным потенциалом к самосовершенствованию по пути духовности и возможностями социума создать условия для его духовного развития и собственного совершенствования.
Духовная культура личности развивается в течение всей жизни человека, если создаются для этого вышеперечисленные условия. Учитывая мнение Е.М. Бабо-сова, что «фундамент духовной культуры составляет информация: а) сообщающая о фактах реальности и внутренней жизни индивидов, б) позволяющая индивидам объединять различные сферы своей деятельности, в) содействующая выработке инвариантов поведения индивидов в различных ситуациях» [24. С. 40], можно сделать педагогический вывод о том, что система образования, являясь источником информации для студентов, способна помочь лучше понять мир и подготовить студентов к активному участию в производстве и других сферах общественной жизни.
Гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза, развивающаяся при определенных педагогических условиях в период получения ими высшего профессионального образования, является начальной ступенью формирования их духовной культуры, которая, в свою очередь, формируется в течение всей жизни. Но данные виды культуры, тесно взаимодействующие между собой, органически вплетаются в иной вид культуры -профессиональную культуру. Подчеркивая важность гуманитарной культуры студентов-«техников» для их будущей профессиональной деятельности, мы имеем в виду именно ее представленность в аксиологическом компоненте профессиональной культуры специалиста технического профиля. Развитие гуманитарной культуры студен-тов-«техников» способствует развитию профессиональной культуры специалистов технического профиля на более высоком уровне, т.к. способна обеспечить понимание профессиональной и личностной деятельности на гуманистической основе.
Культура специалиста рассматривается в работах
С.Я. Батышева, Б.Ф. Ломова, Г.Н. Соколовой и др. Изучению сущности и особенностей профессиональной культуры посвящены исследования В.А. Бенина, И.Ф. Исаева, Н.Б. Крыловой, В.В. Кузнецова, В.А. Сластенина и др. Культуру специалиста, по мнению Н.Б. Крыловой, можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности (общественно-политической, профессиональной, научной, коммуникативной и др.) [25. С. 14].
Подводя итог вышеизложенному, можно выделить следующие положения:
- гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза является необходимым условием
гуманизации профессиональной деятельности и общества в целом, т. к. в целях преодоления духовно-нравственного и экономического кризиса нужен специалист с опережающим развитием личностного потенциала, чтобы он мог решать поставленные перед ним профессиональные задачи как с наибольшей эффективностью для предприятия, так и в интересах всего социума;
- гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза понимается нами как интегральная характеристика личности, отличительными чертами которой являются постижение духовности, ценностно-смыслового содержания жизни, гуманистической технологии профессиональной деятельности посредством усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, ориентации на высшие человеческие ценности при творческом подходе к решению профессиональных и личностных задач;
- в целях развития гуманитарной культуры будущих специалистов технического профиля на первый план выдвигается культурологический подход к содержанию высшего профессионального образования, призванного приобщить студентов к достижениям мировой и отечественной культуры;
- ведущие культурологические идеи основаны на аксиологических принципах, предполагающих распредмечивание знаний как процесс духовного общения, при котором происходит приобщение студентов технических специальностей к высшим человеческим ценностям;
- ориентация содержания образования при культурологическом подходе на систему высших человеческих ценностей позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей получения профессиональных знаний, а с другой - развивать гуманитарную культуру студентов, решая тем самым задачи гуманизации профессиональной деятельности, а в целом - задачи гуманизации общества;
- аксиологические принципы культурологического подхода в сфере высшего профессионального образования объединяют науки на гуманистической основе, органически вплетаясь в гуманистическую педагогику, которая рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития;
- согласно гуманистической парадигме осуществ-ляяются гуманизация и гуманитаризация высшей школы, при этом гуманизация представляет собой образовательную цель, а гуманитаризация - средство. При реализации гуманистической парадигмы высшего образования аксиологические принципы культуросообразной технологии профессионального обучения объединяются с личностным, деятельностным и диалогическим подходами, обеспечивая тем самым благодатную среду для развития гуманитарной культуры студентов технических специальностей вуза;
- гуманитарная культура студентов технических специальностей вуза, развивающаяся при определенных условиях в период получения ими высшего профессионального образования, является начальной ступенью формирования их духовной культуры. Данные виды культуры, тесно взаимодействующие между собой, органически вплетаются в иной вид культуры -профессиональную культуру специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика.
2002. № 6. С. 3-11.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. академия культуры и общечел. ценностей, 1998. 350 с.
3. Сластенин В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 16-25.
4. Общая психология: Учеб. пособие / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвеще-
ние,1981. 383 с.
5. Гайсина Г.И. Образование как социокультурный феномен. Москва; Уфа: МПГУ, БГПУ, 2000. 148 с.
6. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. 432 с.
7. Ариарский М.А., Бутиков Г.П. Прикладная культурология на службе личности // Педагогика. 2001. № 8. С. 9-16.
8. Сластенин В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 16-25.
9. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 227 с.
10. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994. 315 с.
11. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. 512 с.
12. Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 1999. 304 с.
13. ЧавчавадзеН.З. Культура и ценности // Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979. С. 31-72.
14. СорокинП.А. Человек, Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 264 с.
15. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 1996. 148 с.
16. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. 304 с.
17. ГромковаМ.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
18.МамардашвилиМ.К. Наука и культура: Методологические проблемы историко-научных исследований. М.: Наука, 1982. 137 с.
19. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979. 230 с.
20. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. 63 с.
21. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1989. Т. 1. 699 с.
22. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: ИПИ РАО, 1995. 103 с.
23. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. 111 с.
24. Роль культуры в формировании личности / Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколов, А.П. Ждановский и др.; Науч. ред. Е.М. Бабосов. М.: Наука и Тех-
ника, 1980. 192 с.
25. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Наука, 1990. 142 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 3 апреля 2009 г.