96
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИИ К РАБОТЕ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А. А. Калекин
Аннотация. В статье автор размышляет о том, что переход общешкольного образования на профильность обучения старшеклассников потребовал изменить содержание подготовки в вузе бакалавра технологического образования, и предлагает на базе инженерной педагогики систему отраслевой професиональной подготовки бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением.
Ключевые слова: профильная школа, технология, бакалавр технологии, индустриально-технологическое направление, инженерная педагогика, система отраслевой подготовки бакалавра.
Summary. The author argues that the transition of comprehensive school education to vocational training specialized training of highschoolers has demanded to change the contents of bachelor of technology training. He suggests to develop a system of specialized vocational training for bachelors of technology as special preparation for their work at specialized schools (classes) with industrial and technological specialization, on the basis of engineering pedagogics.
Keywords: specialized school, technology, bachelor of technology, industrial and technological specialization, engineering pedagogics, system of bachelor specialized training.
Технологическая революция XXI щеобразовательной области «Техно-
века, связанная с интенсивным логия» [1]. Эта образовательная об-
развитием и использованием нано- ласть, синтезирующая естественно-
технологий, робототехники, биотех- научные, научно-технические, техно-
нологий и других перспективных логические, предпринимательские и
технологий требует формирования в гуманитарные знания, раскрывает
нашей стране научно-технологиче- способы их применения в различных
ского потенциала на всех этапах об- областях деятельности человека и
разовательного процесса, начиная с обеспечивает прагматическую на-
общего образования. правленность общего образования.
Научно-педагогический опыт в На переднем крае технологиче-
области трудового обучения и воспи- ского образования и профессиональ-
тания школьников инициировал раз- ного самоопределения школьников
работку концепции технологическо- при выборе будущих профессий и спе-
го образования, реализующейся в об- циальностей, особенно в сфере совре-
менного материального производства, стоит учитель технологии (ныне бакалавр технологического образования согласно ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология»; для сокращения будем называть его бакалавром технологии).
Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе бакалавров технологии для работы в профильной школе, названной Президентом РФ Д. А. Медведевым «Нашей новой школой». Бакалавр технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда.
Проблема профессиональной подготовки бакалавра технологии имеет определенную специфику, особенно для работы в профильных школах (классах) с индустриально-технологической направленностью, которая в большей степени, чем другие направления профилизации, ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей после окончания школы в сфере современного материального производства, то есть на технологическую деятельность, под которой понимается активное отношение человека к окружающему миру и последовательность приемов при целесообразном преобразовании материалов, энергии и информации для создания материальных и духовных ценностей в интересах людей. Следовательно, одной из главных функций бакалавра технологии является передача школьникам опыта осуществле-
ния этой деятельности. Но для того чтобы четко представлять ту или иную отрасль современного материального производства, бакалавру технологии необходима соответствующая подготовка, названная нами отраслевой профессиональной подготовкой.
Отраслевая профессиональная подготовка будущего бакалавра технологии, по сравнению с традиционной в педагогических вузах, отличается тем, что здесь знания, умения и навыки выпускника соизмеряются с определенной отраслью материального производства. Такой бакалавр технологии способен грамотно ориентировать школьников на выбор технологических профессий и специальностей.
Технологическая профессия - это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки для работы в сфере современного индустриально-технологического производства при создании материальных ценностей в интересах общества. Не случайно сегодняшние выпускники школ в основном идут на получение гуманитарных специальностей, а не технологических, то есть не ориентируют себя 97 на получение профессий и специальностей в сфере материального производства. Поэтому следует подчеркнуть важность технологической подготовки учащихся в школе, формирования у них соответствующей мотивации и подготовки к дальнейшей социальной адаптации в сфере современного материального производства.
Для реализации в вузе отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии потребовалась разработка соответствующей системы [2].
Система отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии - это совокупность взаимодей-
98
ствующих преемственных образовательных программ общетехнических и технологических дисциплин, отражающих специфику отраслей сферы материального производства (в рамках общих требований ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Технология»), средств, методов и процессов, составляющих целостную подготовку в вузе бакалавра технологии для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Отсюда под системой отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии мы понимаем, во-первых, содержание системы; во-вторых, сущность, закономерности и принципы обучения в предлагаемой системе; в-третьих, систему методов и средств синтеза нового знания; в-четвертых, условия формирования в вузе знаний, умений и навыков будущего бакалавра технологии. Мы рассматриваем систему отраслевой профессиональной подготовки выпускника вуза не только как форму, метод и средство формирования технологических знаний отраслей производства, умений и навыков у будущего бакалавра технологии, но и как методологию целостности процесса его обучения, воспитания и развития.
Разрабатывая систему отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии для работы в профильной школе, мы стремились укрепить предметную систему обучения, определив сущность, роль и значение общетехнических и технологических дисциплин.
Под общетехническими дисциплинами в педагогическом образовании мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы совре-
менных знаний технических наук: прикладную механику (теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин), электротехнику, электронику, вычислительную технику, детали машин, теплотехнику, гидравлику и др. Преподавание общетехнических дисциплин в педагогическом образовании направлено на овладение студентами системой общетехнических знаний, умений и навыков преобразовательной деятельности, на развитие технического мышления и метаязыка специальности. Изучение общетехнических дисциплин способствует формированию у студентов научно-технической картины мира, пониманию техники как средства преобразующей деятельности человека.
Под технологическими дисциплинами в педагогическом образовании мы понимаем учебные предметы, в содержание которых входят основы знаний техники и технологии отраслей современного материального производства, например строительного и сельскохозяйственного (технология и механизация строительства, архитектура и части зданий, ремонт и эксплуатация зданий и сооружений, инженерные сети, гидравлические машины, технология и механизация сельскохозяйственного производства и др.). Преподавание технологических дисциплин в педагогическом образовании направлено на получение будущими бакалаврами знаний основных технологических процессов отраслей материального производства, овладение умениями и навыками обращения с простейшими орудиями труда, то есть с основными профессиями и специальностями этих отраслей, что очень важно для бакалавра техноло-
гии в его педагогической деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников.
Знакомство с отраслями сферы современного материального производства через общетехнические и технологические дисциплины является практической основой отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии профильной школы с индустриально-техноло ги ческим направлением профилизации.
Профессиональная подготовка будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации в значительной степени определяется уровнем его знаний в соответствующей области материального производства. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего бакалавра технологии для работы в профильной школе является формирование у него отраслевых технологических знаний - главной составляющей его профессиональной компетентности.
Именно поэтому исследование системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии, способного своими знаниями в отрасли материального производства, педагогическими умениями и личностными качествами ориентировать старшеклассника к выбору будущей технологической деятельности в сфере современного материального производства, является актуальным для сегодняшней российской системы образования.
Для подготовки бакалавров технологии профильных школ, реализующих свои знания в школе по профессиональному самоопределению школьников в сфере материального произ-
водства, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Такая педагогика разработана для технических вузов, осуществляющих подготовку высоко-квалифицированных специалистов с высшим техническим образованием, называемая инженерной педагогикой [3-4].
В педагогическую науку понятие «инженерная педагогика» ввел профессор Клагенфуртского университета (Австрия) Адольф Мелецинек; он издал книгу «Инженерная педагогика: Практика передачи технических знаний» и основал в 1972 г. Международное общество по инженерной педагогике - Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik (IGIP) / International Society for Engineering Education, которое является одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования.
Одной из задач Международного общества по инженерной педагогике является разработка базового стандарта - квалификационных требований к преподавателю инженерного вуза с точки зрения его педагогического мастерства. Этот стандарт позволил бы гарантировать определенный уровень качества выпускников технических вузов независимо от того, в какой стране - участнице IGIP - они учились. Поскольку через национальные мониторинговые комитеты IGIP объединяет научно-педаго ги че скую общественность инженерных вузов многих стран мира. Высшая техническая школа России представлена в IGIP с 1995 г., когда был создан Российский мониторинговый комитет (РМК) как отделение Международного общества по инженерной педагогике в Российской Федерации (президент РМК IGIP - рек-
99
Рис. Составляющие компоненты инженерной педагогики школы
100
тор Московского автомобильно-дорожного института МАДИ (ГТУ) проф. В. М. Приходько).
Бакалавр технологии не готовит из школьников специалистов, его главная задача - трудовое воспитание, а не обучение, то есть помощь старшеклассникам в будущем профессиональном самоопределении. Отсюда необходимость инженерной подготовки бакалавра технологии, но выполняющей и другую (школьную) задачу - технологическое образование школьников. Такую педагогику мы условно называем инженерной педагогикой школы.
Если, по словам академика РАО А. А. Кирсанова, инженерная педагогика в настоящее время только формируется, то инженерная педагогика школы впервые заявляется. Она базируется на понятиях общей и частных педагогик (педагогики высшей школы, инженерной педагогики и педагогики школы - раздел жизненного и профессионального самоопределения школьников), а также на знаниях об
отраслях материального производства региона (рис.).
Инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой педагогически способствует созданию и реализации системы отраслевой профессиональной подготовки в вузе бакалавра технологии, который, в свою очередь, своими знаниями, умениями и навыками воздействует на развитие личности школьника, создает условия для его профессионального самоопределения уже на старшей ступени профильной школы, выбора сферы материального производства, формирование к ней устойчивого интереса; помогает предположительно определить, в каких видах деятельности он сможет наиболее успешно самореализоваться, получая наибольшее удовлетворение от своего труда.
Для определения места и роли инженерной педагогики школы в систе-
ме профессиональной подготовки бакалавров технологии следует обратиться к ее объекту, предмету и задачам исследований.
Объектом инженерной педагогики школы является как система высшего профессионального образования подготовки педагогических кадров, так и школьная система технологического образования старшеклассников. Предметом инженерной педагогики школы является проектирование и реализация содержания системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии с общеинженерной компетенцией, содействующей ему в работе по профессиональному самоопределению старшеклассников профильной школы в сфере современного материального производства.
Задачами исследования в инженерной педагогике школы являются:
1) разработка методологии и технологий проектирования педагогических систем подготовки педагогических кадров для работы в профильной школе;
2) изучение закономерностей, принципов функционирования и развития инновационного процесса подготовки бакалавра технологии профильных школ;
3) изучение процесса формирования бакалавра технологии как личности и профессионала в условиях реформирования российской общеобразовательной школы;
4) изучение содержания и процесса профессионального самоопределения старшеклассников в сфере современного материального производства.
Наша исходная концепция такова, что общепедагогические категории (цель, содержание образования, методы, формы организации и средства обучения) как основа педагогической
системы подготовки бакалавров профильных школ сохраняют свою педагогическую сущность. Однако воплощение их определяется целями и задачами подготовки бакалавров технологии профильных школ.
Педагогика исторически развивалась как наука о воспитании подрастающих поколений, поэтому ее предметом в строго научном и точном понимании утвердилось воспитание как особая функция человеческого общества. Со временем сфера применения педагогики расширялась, она становилась наукой об обучении и воспитании подрастающих поколений и взрослых людей с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования. Предметом педагогики стали процессы обучения, воспитания и развития, закономерности, принципы, формы и методы образования.
Методология инженерной педагогики школы - это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах жизненного и профессионального самоопределения; многообразии мира труда и профессий; характеристиках 101 и методах выявления профессионально важных качеств личности; способах и средствах подготовки как бакалавров технологии к работе в профильной школе с индустриально-технологическим направлением, так и старшеклассников к обоснованному профессиональному ориентированию и выбору профиля дальнейшего обучения для получения профессий и специальностей в сфере современного материального производства.
Современная тенденция к дифференциации и интеграции наук существенно поколебала установившуюся систему педагогических наук. В этой
102
области появилось много новых направлений. Общая педагогика при этом остается базовой в системе педагогических наук.
Главное отличие инженерной педагогики школы от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются новые, более конкретные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способствующие бакалавру технологии в современной профильной школе для решения многообразных инновационных образовательных и профориентационных задач.
Как видно, инженерная педагогика школы не ограничивается отражением только педагогических явлений, а имеет интегративный характер. Ее предметом выступает процесс обучения, воспитания и развития, направленный на подготовку бакалавра технологии профильной школы как личности и профессионала, способного ориентировать школьников на выбор профессий и специальностей сферы современного материального производства.
Главная особенность образовательного процесса в современной высшей педагогической школе состоит в том, что знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определенных профессиональных функций будущему бакалавру технологии, важны не сами по себе, не как конечная цель обучения, а как средство достижения более значимой цели - формирования активной, творческой, созидательной личности старшеклассника. Это означает, что на первое место в образовательном процессе выдвигается деятельность, и мир будущему бакалавру технологии должен представляться не только как система знаний, но и как сфера
его деятельности в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации.
Инженерная педагогика школы в своем развитии тесно связана с философией, психологией, социологией и опирается на их закономерности и рекомендации, что прослеживается на анализе сформировавшихся в разное время концепций педагогической науки. Их объединяет с инженерной педагогикой объект исследования - человек, человеческое сообщество, взаимодействие человека с другими людьми.
В инженерной педагогике школы происходит стыковка педагогического и технического знаний, необходимых бакалавру технологии для побуждения школьников к выбору профессий в сфере современного материального производства.
Системные изменения в науке, технике, технологиях, в образовании сопровождаются появлением целого класса новых, комплексных, междисциплинарных профессиональных задач. Разрушаются барьеры между педагогическими, техническими, естественнонаучными и гуманитарными знаниями, между методами познания. Усиливается их взаимосвязь. В основе этих процессов лежат многие факторы, в том числе усиление интеграции образования, науки и производства.
В основе инженерной педагогики школы лежат как специфические понятия и категории, так и философские (общее и единичное, сущность и явление, противоречие, связь, причина и следствие, форма и содержание), общенаучные (система, структура, функция, элемент, цель, деятельность, личность), частнонаучные (общие педагогические категории, специфические дидактиче-
ские категории, содержание образования, учебный предмет, педагогическая деятельность, учебная деятельность, учение, методы обучения, формы организации обучения и др.).
Главными системообразующими элементами инженерной педагогики школы как синтеза педагогических и технологических знаний являются ее законы. С сожалением приходится констатировать, что системные исследования в данной области отсутствуют, несмотря на объективную необходимость выявления и изучения таких законов. Исходя из сущности инженерной педагогики школы, для формирования бакалавра технологии по системе отраслевой профессиональной подготовки целесообразно использовать закон прогрессивной эволюции техники, закон соответствия между функцией и структурой технического объекта, закон стадийного развития техники, закон познания и закон диалектической взаимосвязи чувственного образа и понятия.
Инженерная педагогика школы позволила выявить интегративные качества будущего бакалавра технологии, необходимые для работы в профильной школе с индустриально-технологическим направлением про-филизации: профессиональная (образовательная) компетентность с общеинженерной компетенцией; образовательный потенциал; творческая активность; творческий интеллектуальный потенциал; индустриально-технологические способности; общая и профессиональная культура.
Профессиональная (образовательная) компетентность бакалавра технологии с общеинженнерной компетенцией - это совокупность смысловых ориентаций, владение специальными технологически-
ми знаниями отраслей производства и познанная готовность своими умениями и личностными качествами формировать у школьников в период предпро-фильной подготовки и профильного обучения на уроках технологии и элективных курсах трудовую мотивацию, стимулировать интерес к получению специальностей и профессий по профильным направлениям сферы современного материального производства, востребованным в данном регионе.
Образовательный потенциал бакалавра технологии - система емких, взаимосвязанных общенаучных, общепрофессиональных, общеинженерных и гуманитарных знаний отраслей материального производства, позволяющих бакалавру технологии найти свое место в решении практических задач в профильной школе на уроках технологии в периоды предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также совокупность умений, способствующих осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.
Творческая активность бакалавра технологии - высшая форма трудовой активности, тесно связанная с социальной активностью. Социальную активность рассматриваем как самодвижение и меру свободы субъекта деятельности, как способность личности к эффективному разрешению противоречий в процессе деятельности, которые возникают между потребностями и возможностями, целью и условиями ее достижения.
Творческий интеллектуальный потенциал бакалавра технологии выступает ведущим компонентом личностного потенциала в его профессиональной деятельности в школе. Объективной основой, вызывающей необходимость интеллектуализации труда бакалавра,
103
является расширение интереса школьников к сложным профессиям и специальностям (электроника, космос, компьютеры, биотехнология и др.), а также интеграция школ с производством, сферой услуг и др.
Индустриально-технологические способности бакалавра технологии - это психолого-педагогические особенности человека, способного через сущность отрасли материального производства видеть в ней ключевые профессии и специальности, которые могли бы заинтересовать старшеклассников в их профессиональном самоопределении в профильной школе. Способности характеризуются такими свойствами человека, как пытливость, системность и гибкость ума, постоянное стремление к овладению новыми знаниями и их творческое применение, способность видеть в изучаемых явлениях и фактах существенные стороны, связи между ними, новое в них.
Если общая культура включает в себя предметные результаты деятельности людей и субъективные человеческие силы и способности, проявляемые в деятельности, то в условиях перехода к рыночной экономике остро встал вопрос о формировании базовых компонентов профессиональной культуры бакалавра технологии: экономической культуры, культуры труда, правовой культуры, предпринимательской культуры. Их единство проявляется в выполнении практически всех профессиональных функций бакалавра технологии, видов его деятельности при решении различных педагогических задач в профильной школе.
Интегративные качества, сформированные в результате реализации си-
стемы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии, позволяют ему успешно решать педагогические задачи в профильной школе с индустриально - технологическим направлением профилизации.
Подведем итоги. В условиях перехода школ на профильное обучение (особенно при индустриально-технологическом направлении профилизации, которое в большей степени, чем другие направления, ориентирует старшеклассников на выбор профессий и специальностей в сфере материального производства, требуется изменить подход к подготовке бакалавра технологии в вузе, в частности, за счет реализации предложенной системы отраслевой про фессиональной подготовки.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии к работе в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением профилиза-ции старшеклассников выявила положительную динамику влияния предложенной системы на уровень готовности будущего бакалавра технологии к профессиональной деятельности, на процесс формирования мотивов инновационного поведения, развития самостоятельности и творческой активности. Эффективность предлагаемой системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии подтверждена экспертной оценкой материалов, результатами анкетирования студентов, учителей и школьников.
Анализ динамики трудоустройства выпускников вуза, получивших отраслевую профессиональную подготовку, показал, что такой бакалавр технологии на сегодняшний период состояния на-
шего общества более востребован на рынке труда из-за имеющейся у него отраслевой технологической подготовки.
Вместе с тем результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы и не претендуют на полноту изучения и освещения всех сторон подготовки в вузе будущего бакалавра технологии. В рамках одного исследования, которое является первым опытом разработки и реализации системы отраслевой профессиональной подготовки будущего бакалавра технологии, трудно полностью рассмотреть и решить столь разностороннюю проблему. Сделав акцент на теоретической части проблемы, разработав концептуальную модель и реализовав ряд ее положений на практике, мы видим и наиболее важные направления дальнейших исследований. Это, например, исследования по разработке и учебно-методическому обеспечению подготовки бакалавров техно-логического образования, соответствующих спросу рынка труда; разработка инновационных программ общетехнических и технологических дисциплин системы отраслевой профессиональной подготовки будущих бакалавров технологии профильных школ; разработка лич-ностно ориентированных технологий подготовки бакалавров технологии;
исследования по совершенствованию технологической подготовки будущих бакалавров технологии для работы с умственно отсталыми или с задержкой умственного развития детьми в специальных (коррекционных) школах- интернатах и др.
В связи с модернизацией российского образования дальнейшим возможным направлением исследования может стать совершенствование рассмотренной системы отраслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии в условиях многоуровневой системы образования: бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хотунцев Ю. Л. Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников. - М.: Эслан, 2007. - 243 с.
2. Калекин А. А. Формирование общеинженерной компетенции учителя технологии: Монография. - Орел: ОГУ, 2009. - 478 с.
3. Кирсанов А. А., Жураковский В. М., При-ходько В. М., Фёдоров И. В. Основы инженерной педагогики. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. - 498 с.
4. Кирсанов А. А., Жураковский В. М, В.М. При-ходько, И. В. Фёдоров. Методология инженерной педагогики. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. - 215 с. ■
105