УДК 378 ББК 74.489
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Добрачева Анна Николаевна,
преподаватель кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин ФГОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы гуманитаризации профессиональной подготовки бакалавров профиля «Технология».
Ключевые слова: гуманитаризация, компетентность, технологическое образование, общетехнические дисциплины, готовность к профессиональной деятельности.
PROBLEMS OF HUMANITARIZATION OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS OF THE TECHNOLOGY PROFILE
Dobracheva A.N., teacher of department of technological and natural-science disciplines
Abstract. In article questions of a problem of humanitarization of vocational training of bachelors of the Technology profile are considered.
Key words: humanitarization, competence, technological education, alltechnical disciplines, readiness for professional activity.
На современном этапе развития Россия, как и большинство развитых стран, одной из стратегических задач своего развития делает ставку на образование. В связи с этим модернизация российского образования становится отражением данной позиции в политике нашего государства.
Как известно, в настоящее время в системе высшего профессионального образования наблюдается глобальный кризис, связанный с неэффективностью подготовки сегодняшних студентов к будущей профессиональной деятельности.
Целью преодоления кризиса является переход к новой парадигме образования, которая может быть основана на принципах фундамен-
тализма, когнитивной целостности, методоло-гизма и гуманитаризации.
Как отмечают Г.Я. Гревцева и М.В. Циули-на: «Фундаментализм подразумевает ориентацию на самые последние достижения в современной науке, трансформацию научного языка на язык учебно-познавательной деятельности; когнитивная целостность достигается путем включения в образовательные программы высших учебных заведений новейших концепций и теорий, усиления гуманитарного компонента в системе естественнонаучного знания, принцип методологизма вытекает из проблемы поиска новых методологических ориентиров познавательной деятельности» [ 7, с. 116].
Особое внимание Г.Я. Гревцева и М.В. Циулина уделяют проблемам гуманитаризации в новой парадигме высшего образования и отмечают, что гуманитаризация высшего образования затрагивает собой и само содержание высшего образования, и процесс обучения.
Выделение направления гуманитаризации образования как ведущего направления в реализации идеи гуманизации современного общества отмечает и Козырев В. А., связывая его с новым этапом общественного развития.
Гуманитаризация образования Козыревым В. А. понимается как: «специфическая образовательная парадигма, связанная с преодолением односторонности в преподавании, при котором освоение изучаемого предмета сводилось к получению знаний» [5, с. 13].
Также Козырев В. А. и Черняк В. Д. отмечают, что: «гуманитарное знание занимает все более значительное место в программах подготовки специалистов любого профиля, ведь именно оно позволяет человеку понять себя и других, наладить взаимодействие с другими людьми, от чего, в конечном счете, зависит успех практически любой профессиональной деятельности» [5, с. 11].
Т.М. Елканова и Н.М. Чеджемова под гуманитаризацией образования понимают систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования. И определяют гуманитаризацию образования как: «направленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование и развитие целостного личностного отношения к действительности с акцентированием внимания на мотивационных и оценочных аспектах, при котором актуализация усвоенных профессиональных знаний специалиста является не нейтральной, а осуществляется в соответствии с четко выраженными нравственно-ценностными, моральными критериями» [3, с. 67].
Мы согласны с мнением Козырева В. А., который утверждает, что идея современной гуманитарной парадигмы образования состоит: «в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним, речь идет о восприятии образования как личностно значимой ценности, при этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происхо-
дит обогащение, развитие личности обучающегося» [4, с. 26].
Также Козырев В. А. отмечает, что: «идея гуманитаризации образования раскрывается и через общие подходы к его осуществлению, во-первых, реализация полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно-значимых для них образовательных потребностей; во-вторых, создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения» [4, с. 27].
Отсюда суть гуманитаризации образования по Козыреву В. А.: «условие вхождения студента, учащегося в культуру, как многофакторный и многоплановый процесс, не сводящийся к увеличению доли собственно гуманитарных дисциплин» [5, с. 13].
По мнению Г.Я. Гревцевой и М.В. Циули-ной: «основными векторами гуманитаризации образования должны стать активизация творческой самостоятельности будущих учителей, формирование у них высокой профессиональной компетенции, восприятие социокультурной среды, в которой они находятся, с этической и эстетической точки зрения» [7, с. 117].
Говоря о проблемах профессиональной подготовки будущих учителей технологии, вопросы гуманитаризации технологического образования в целом нельзя обойти.
Профессиональная подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» в нашем вузе строится на основе ФГОС третьего поколения, особенностями которого являются целевые установки на формирование и развитие ряда необходимых компетенций.
Под компетенциями авторы нового стандарта понимают не только успешное овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и развитие способностей для их применения в собственной профессиональной деятельности. Кроме того, в понятие «компетенция» входят не только знания, умения и навыки, но и личностные качества будущего специалиста, такие как ответственность,
целеустремленность, инициативность, умение работать в группе и индивидуально.
На это обстоятельство также указывает и Сластенин В.А., вводя понятие профессиональной компетентности педагога: «условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности» [6, с. 37].
Понятие «профессиональная компетентность педагога» складывается из единства теоретической и практической готовности специалиста к профессионально-педагогической деятельности, определение которой мы даем следующее.
Готовность к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология»: «это личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее осознание целей профессиональной педагогической деятельности, оценку имеющихся педагогических условий, определение наиболее вероятных способов действия, систему методологических и базовых знаний по педагогике высшей школы, совокупность профессиональных компетенций, исследовательских умений, позволяющих продуктивно использовать их при решении возникающих профессионально-педагогических задач; прогнозирование собственных мотива-ционных, волевых, интеллектуальных усилий, предвосхищение результата собственной деятельности, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей, а также сформированности социальных отношений и зрелости профессионально значимых качеств личности» [2, с. 30].
Исходя из этого, разработчикам рабочих программ дисциплин (РПД) необходимо учитывать данные тенденции и ориентировать содержание рабочей программы преподаваемой дисциплины на повышение качества подготовки будущих специалистов, на основе механизмов эффективного освоения набора необходимых компетенций в профессиональной деятельности.
Таким образом, подготовка будущих бакалавров профиля «Технология» осуществляется на основе учебного плана по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Технология», который включает в себя базовую и вариативную части учебных дисциплин.
Вариативная часть обязательных дисциплин представлена широким блоком общетехнических дисциплин, таких как: «Начертательная геометрия», «Техническая графика», «Машиностроительное черчение», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Детали машин», «Гидравлика», «Теплотехника», «Электротехника», «Радиотехника», «Автоматика и цифровая электроника».
Учитывая необходимость изучения данных общетехнических дисциплин и тенденции гуманитаризации процесса обучения будущих учителей технологии, необходимо проводить трансформацию программ учебных дисциплин, с позиций не только овладения студентами глубокими техническими знаниями, но с учетом необходимости развития личных качеств студентов.
Таким образом, как мы уже отмечали ранее, основной целью общетехнической подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» является: «не только усвоение теоретических основ данных наук, но и развитие профессиональной компетенции (профессионально значимых знаний, умений и навыков), личностного роста, готовности к профессиональной деятельности, как необходимых составляющих профессионально-педагогической деятельности учителя» [1, с. 64].
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров профиля «Технология» в рамках обучения общетехническим дисциплинам значимым для студентов должно стать не только приобретение готового знания, но и суммирование собственных потраченных интеллектуальных усилий на его приобретение, проявление инициативности. Количество подходов к самостоятельному поиску решений поставленных профессионально значимых задач, понимание личных смыслов будущей профессионально-педагогической деятельности.
Таким образом, для решения проблемы гуманитаризации профессионально-педагогической подготовки будущего учителя техно-
логии необходимо способствовать развитию познавательного интереса и мотивов профессиональной деятельности обучающихся, формированию у них целостного знания о технико-технологических основах современного производства, а также профессионально значимых практических умений и навыков.
Литература:
1. Добрачева, А.Н. Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания в подготовке учителя технологии / Берегиня.777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2017. - № 2(33). - С. 61-64.
2. Добрачева, А.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих бакалавров профиля «Технология» / Инновации в образовании. - 2017. - № 3. - С. 29-41.
3. Елканова, Т.М. Гуманитаризация профессионального образования в компетентностно-ориентированной системе / Т.М. Елканова, Н.М. Чеджемова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 66-68.
4. Козырев, В.А. Построение модели гуманитарной образовательной среды / Педагог: наука, технология, практика. - 1999. - № 7. - С. 26-32.
5. Козырев, ВА., Черняк, В.Д. Гуманитарная сущность педагогического образования / Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 12. - С. 11-18.
6. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -608 с.
7. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие [Текст] / Авторы-составители: Г.Я. Грев-цева, М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2015. - 200 с.
72