Открытость 7,77 8,5* 7,2 8,3*
Рефлексивность 6,8 7,1* 6,66 6,9*
Г ибкость 7,18 7,18 7 7
Интегрирован- ность 7,36 9 1** 7,35 7,38*
Безопасность внешняя 6,86 6,86 7,16 7,16
Безопасность внутренняя 8,54 8,54 6,74 6,74
Примечания: * статистически обозначает достоверность различий между исходным и итоговым уровнем качеств при р<0,05; ** статистически обозначает достоверность различий между исходным и итоговым уровнем качеств при р<0,001.
Различия в динамике интегральных показателей организационной культуры проявились в уровне достоверности различий между экспериментальной и контрольной группой по показателям, описывающим цели учреждения и средства достижения этих целей - «направленность», «коммуникатив-
ность», «интегрированность».
Результаты формирующего эксперимента позволили оптимизировать управленческие усилия по развитию организационной культуры учреждения дополнительного образования детей, акцентировать внимание на философском осмыслении предназначения учреждения, формировании согласованного
ценностного отношения к ребенку в образовательной среде учреждения (направленность), построении эффективного пространства взаимодействия всех субъектов учреждения (интеграция), позволили проработать коммуникативные (информационные) линии развития организационной культуры.
Выделенные направления стали основными в разработке тематики II Регионального обучающего проблемного семинара (Курск, 2007) и внедрении программы социального обучения эффективному построению организационной культуры в деятельность учреждений дополнительного образования детей Курской области [4].
Библиографический список
1. Гусельцева, М.С. Культура как психологическая реальность: опыт идеального моделирования [Текст] / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. - № 5. - 2007. - С. 13-24.
2. Золотарева, А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.В. Золотарева. -Ярославль, 2006. - 78 с.
3. Крылова, Н.Б. Контексты как отражения условий и смыслов [Текст] / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. Контексты и подтексты образования. - М., 2006. - Вып. 5-6.-С. 70-83.
4. Организационная культура учреждений дополнительного образования детей: проблемы развития [Текст]: сб. науч. ст.; под ред. Т.А. Антопольской. - Курск: Курск.гос .ун-т, 2007. -227 с.
Е.Л. Бойко, А.Л. Пикина
ИНТЕГРАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описана модель развития профессиональных учреждений за счёт использования потенциала интеграции дополнительного и профессионального образования. Показаны уровни и этапы процесса становления дополнительного образования на основе развития учреждения начального профессионального образования.
E.L. Boyko, A.L. Pikina
THE INTEGRATION OF ADDITIONAL AND PROFESSIONAL EDUCATION AS FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTIONS OF THE SPHERE OF THE INITIAL
PROFESSIONAL EDUCATION
In article is described model of the development of the professional institutions for count of the use of the potential of integration of additional and professional education.
There are shown level and stages of the process of the formation of the additional education by factor of the development of the institution of the initial professional education.
Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Отражая тенденцию движения к единому целому, интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке.
В последние годы всё большую актуальность приобретает тема интеграции в различных сферах образования.
В сфере профессионального образования особенно остро отражены проблемы общества в конкретный исторический период. В ходе социально-экономических трансформаций российского общества за последние десятилетия существенно изменился облик учащихся сферы профессионального образования, а также цели и способы образовательного и воспитательного процессов.
Приоритетным направлением профессионального образования является повышение конкурентноспособности выпускников профессиональных учреждений за счёт многообразия и вариативности образовательных программ, взаимодействия с производством и сферой услуг, различных форм социального партнёрства, осуществления дифференцированной, личностно-ориентированной социальной поддержки учащихся при активном использовании ресурсов дополнительного образования.
Такой современный подход к организации профессионального образования способствует формированию свободной в своём жизненном выборе личности на основе её ознакомления с огромным разнообразием социальных, культурных, экономических и политических тенденций общественного мирового развития.
В муниципальных округах Ярославской области накоплен немалый опыт взаимодействия учреждений системы начального про-
фессионального образования НПО (СПО) и дополнительного образования, дающий положительные результаты.
Анализ существующей практики позволил разработать модель развития профессиональных учреждений за счёт использования потенциала дополнительного образования (рис. 1).
Дополнительное образование в процессе развития в учреждениях сферы профессионального образования проходит несколько этапов.
На I этапе происходит становление (возрождение) дополнительного образования в учреждениях системы НПО (СПО).
II этап характеризуется интенсивным развитием интеграционных процессов.
III этап отличается созданием целостного образовательного пространства, среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов учащихся в свободное время и формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях.
Переход от одного этапа к другому происходит в результате создавшихся в процессе развития потребностей и проблем.
Переход от первого ко второму этапу обусловлен необходимостью в расширении спектра услуг, предоставляемых дополнительным образованием. Переход от второго к третьему этапу - потребностью учреждения профессионального образования в повышении квалификации кадрового состава, возникающими финансовыми проблемами, сбоями в системе управления, реформированием системы НПО (СПО).
Модель развития учреждений системы НПО (СПО) за счёт использования потенциала
дополнительного образования
Потребность в расширении сферы Квалификация кадрового состава услуг Сбои в системе управления
Проблема финансирования Реформирование системы НПО (СПО)
I этап
становление
(возрождение)
II этап
развитие интеграционных процессов
III этап
создание целостного образовательного пространства
I уровень
II уровень
III уровень
IV уровень
Рис. 1.
В соответствии с этапами выделяются 4 уровня (ступени) развития.
I уровень (схема 1)
Целью дополнительного образования на данном уровне является организация досуга обучающихся. Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие — и должен быть содержательным, работающим на совершенствование личности.
Формы, в которых может осуществляться дополнительное образование: организация и реализация различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т. д.
При организации дополнительного образования в учреждениях профессионального образования повышается уровень занятости подростков в свободное время и возможность определения спектра их внеурочных интересов.
Данный уровень характеризуется тем, что набор кружков, секций в учреждении случаен, поскольку определяется потребностью в организации досуговой деятельности подростков и имеющимися в учреждении
возможностями. На данной стадии развития нет определённой мотивированной цели интеграции.
Дополнительное образование в профессиональных учреждениях не имеет нормативно-правового закрепления и осуществляется имеющимися в учреждении кадрами, то есть заместителем директора по учебновоспитательной работе, педагогами-предметниками, мастерами, библиотекарями. Люди, осуществляющие дополнительное образование, часто работают в ущерб своему личному времени, без образовательных программ, имея в лучшем случае учебнотематический план на определённый период времени.
Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются.
II уровень (схема 2)
Характеризуется стремлением реализовать социальный заказ на дополнительные образовательные услуги, мобилизовать имеющиеся в учреждении ресурсы, как кадровые, так и материальные, а также пониманием роли дополнительного образования в учебновоспитательном процессе и зарождением интеграционных процессов.
Схема 1.
I уровень развития
Цель: организация досуга обучающихся.
4 ►
Досуговые
общности.
<
Функции: досуг (раз-
влечение, отдых, об-
щение).
і к
Проведение массовых
мероприятий.
Стихийный набор
кружков, секций,
творческих объедине-
ний.
Кадровое обеспечение за счет внутренних ресурсов учреждения. Отсутствие нормативно-правового обеспечения.
$
Повышение уровня занятости обучающихся.
Определение спектра их внеурочных интересов._______________
Ответственные за организацию досуговой деятельности.
Целью деятельности на данном уровне является развитие и определение содержания дополнительного образования, установление внутренних связей между основным и дополнительным образованием.
Дополнительное образование усиливает воспитательные функции (у обучающихся появляется возможность участвовать не только в культурно-досуговой, но и в культурно-
образовательной и рекреационно-оздоровительной деятельности).
Осуществление ненавязчивого воспитания благодаря включению обучающихся в личностно-значимые творческие виды деятельности выявило необходимость активизации образовательной функции. Содержание деятельности включается в общий план воспитательной работы учреждения.
II уровень развития
Цель: развитие и определение содержания дополнительного образования. Установление внутренних связей между основным и дополнительным образо-
ванием.
Досуг + обучение + воспитание.
Функции: культурнодосуговая, культурновоспитательная, рекреаци-
онно-оздоровительная. Активизация________________образовательной функции.___________
Формирование единой тематической основы и определение форм работы.
Создание нормативноправовой базы (учебнотематические планы).
Углубление и расширение профессиональных знаний. Освоение новых сфер деятельности. Приобретение социального опыта. Ориентация на здоровый образ жизни.
Схема 2.
■Л-
циалистов допол-
нительного обра-
зования со сторо-
ны.
Управление и ку-
раторство процес-
сом взаимодейст-
вия.
<
Образовательная функция дополнительного образования реализуется в двух направлениях.
Во-первых, она углубляет информацию и знания, полученные в основном образовании, за счёт разработки единого календарнотематического плана и единой тематической основы, появления различных форм комплексных уроков, объединённых общей тематикой, что при инертной классической системе образования помогает легко реагировать на быстрые изменения требований времени к
выпускникам профессиональных учебных заведений.
Во-вторых, в условиях появления дополнительного образования создаются предпосылки для освоения обучающимися новых сфер деятельности, то есть происходит вовлечение подростка в продуктивную творческую деятельность, обеспечивающее формирование его социального опыта.
В связи с вышеописанным в учреждениях образуются творческие объединения художественно-эстетической, научно-техни-
ческой, социально-педагогической, спортивной направленностей.
В учреждении открываются творческие объединения за счёт его ресурсов (кадровое обеспечение, приглашенные педагоги, способные решать поставленные задачи).
Функция кураторства дополнительным образованием возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе учреждения.
В условиях развития сферы дополнительного образования в профессиональных учреждениях принципиально важным является предъявление новых требований к квалификации педагогических кадров, поиск новых форм и методов работы (введение в образовательный процесс наряду с коллективными личностно-ориентированных форм работы), а также создание нормативно-правовой базы дополнительного образования.
В результате взаимодействия содержания основного и дополнительного образования отмечается процесс развития творческих и познавательных способностей обучающихся, расширение образовательного пространства и мотивация на здоровый образ жизни.
Таким образом, на данном уровне складываются предпосылки необходимости интеграционных процессов.
III уровень (схема 3)
Данный уровень отличается активным использованием возможностей дополнительного образования. Оптимизируется учебновоспитательный процесс, формируются условия создания единого образовательного пространства (интеграции).
Цель на данном уровне — организация дополнительного образования, которое строится на основе тесного взаимодействия учреждений НПО (СПО) с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей (ЦРТДЮ, спортивными школами, учреждениями культуры, библиотеками, театрами, музеями).
Создаются нормативно-правовые документы, включающие: положение о дополнительном образовании в учреждении, договор о сотрудничестве учреждений системы НПО и СПО с социальными партнёрами; дополнительные образовательные программы. В устав учреждения вносятся статьи об организации
блока дополнительного образования, разрабатываются должностные инструкции работников блока дополнительного образования.
В связи с этим повышается роль административных работников, выполняющих функции координаторов сотрудничества между учреждениями сфер дополнительного и профессионального образования. Выстраивается системная политика поддержки интегративных процессов, которая заключается в перспективном планировании, своевременном информировании участников интеграционных процессов, повышении инициативы и желания педагогов повысить свою квалификацию.
Решаются вопросы обеспеченности материальными, кадровыми и методическими ресурсами, которые влияют на эффективность взаимодействия учреждений данных сфер. Увеличивается влияние методических служб учреждений дополнительного образования по таким качественным позициям, как: обеспечение образовательной деятельности; содействие повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала педагогов дополнительного образования; оказание положительного влияния на качество образовательных услуг.
На этом уровне появляется опыт проведения совместных педагогических и методических советов, что создаёт ситуацию сотрудничества, укрепляет позиции интеграции.
Составляется расписание работы блока дополнительного образования, учитывающее возрастные особенности, пожелания подростков и их родителей, расписание основных занятий и план воспитательной работы в учреждении профессионального образования.
В условиях взаимодействия двух систем возникает социальная ситуация развития, позволяющая расширить поле деятельности обучающихся, дающая возможность реализовать себя, самоутвердиться и самосовершенствоваться через творчество. Повышается эффективность профессионального образования обучающихся. Приоритетным становится личностно-ориентированное образование.
Появляются индивидуальные образовательные маршруты. Интеграционные процессы обретают силу.
III уровень развития
Схема 3.
Расширение поля деятельности обучающихся, их самоутверждение, самосовершенствование. Повышение эффективности профессионального образования обучающихся. Повышение профессионализма педагогов.
Цель: тесное взаимодействие дополнительного образования с учреждениями системы НПО (СПО), учреждениями культуры и др.
к
Досуг + обуче тание + развит ровление. Функции: куль суговая, культ питательная, р но-оздоровите ние + воспи-ие + оздо- лурно-до- урно-вос- екреацион- льная.
Нормативно-правовая база: положение, дополнительные образовательные программы, должностные инструкции.
Расписание блока дополнительного образования. Появление методического обеспечения.
Совместные педагогические советы.
Включение дополнительного образования в план воспитательной работы.
азга
Высокие образовательные результаты в дополнительном образовании. Эффективность профессионального образования. Приоритет личностноориентированного образования.
Сила интеграционных процессов.
Индивидуальные образовательные маршруты.
Новые педагогические технологии.
Управление и ку-_! ^раторство процессом взаимодействия.
Координация процесса взаимодействия.
Выстраивание системной политики интегративных процессов. Повышение квалификации педагогов.
IV уровень — собственно интеграция (схема 4)
Целью на данном уровне является определение путей совершенствования интеграционных процессов.
Данный уровень характеризуется развитой системой интеграции. Основное профессиональное и дополнительное образование существуют как равноправные партнёры, решающие единые цели и задачи, тесно взаимодействующие. Органично сочетаются воз-
можности обоих видов образования. В учре- работы, создаётся единый учебно-
ждении возникает единое образовательное воспитательный комплекс (УВК).
пространство, определяются пути совместной
Схема 4.
IV уровень развития
Обучающиеся
1. Здоровьесбережение:
- уменьшение фактора риска (дорожно-транспортная ситуация, ситуации природно-социального характера);
- оптимальное распределение учебной нагрузки на основании САНПИНа;
- применение здоровьесберегающих технологий.
2. Расширение образовательных возможностей.
3. Организация полноценного досуга в стенах одного учреждения.
4. Наличие альтернативы негативному влиянию улицы, общества и т.п. (профилактика наркомании).
5. Обогащение содержания предметных областей.
6. Профессиональное самоопределение обучающихся.
7. Удовлетворение творческих потребностей.
8. Индивидуализация обучения.
9. Поддержка одарённых и «трудных» детей.
10. Повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся. Педагоги
1. Обеспечение дополнительного дохода (оплаты труда).
2. Раскрытие собственного творческого потенциала.
3. Возможность передачи собственного опыта творческой деятельности.
4. Повышение уровня квалификации.
5. Установление межличностных контактов с обучающимися, взаимопонимание.
6. Компенсация недостатка времени на воспитательный фактор мероприятий.
Учреждение
1. Реализация дополнительного образования как средства активизации воспитательной работы (уменьшение правонарушений).
2. Уменьшение количества «трудных» детей.
3. Организация культурно-массовых мероприятий.
4. Повышение рейтинга учреждения (вопросы набора, вопрос контингента в условиях демографических проблем).
5. Формирование сплочённого коллектива педагогов, сохранение педагогических кадров.
Цель: определение путей совершенствования интеграционных процессов.
Досуг + обучение + воспитание + развитие + оздоровление. Функции: культурно-досуго-
вая, культурно-воспитательная, рекреационно-оздоровительная.
объ
Творческие объединения различной направленности образовательной деятельности
Нормативно-правовая база. Включение блока дополнительного образования в программу развития учреждения, авторские дополнительные образовательные программы.
Дополнительное образование и основное профессиональное образование - равноправные партнеры, решающие единые цели и задачи.
Единое образовательное пространство.
Укрепление авторитета и рейтинга учреждения.
Решение проблемы набора обучающихся, получение полноценного дополнительного образования одновременно с основным.
Курсы повышения квалификации на основе ресурсов УВК.
Вся деятельность строится на основе нормативно-правовой базы.
Педагоги работают по адаптированным дополнительным образовательным программам и нацелены на разработку авторских программ нового поколения. В учреждении имеется пакет дополнительных образовательных программ, реализуемых через всевозможные творческие объединения. Создаются условия для удовлетворения разнообразных потребностей подростка и его реального самоутверждения.
Г уманистическая, личностно-ориентированная, адаптированная среда комплекса, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого обучающегося. У детей формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования. Такая организация образования может сделать учреждение одним из культурных центров.
Организуется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Организуются курсы повышения квалификации ресурсами УВК.
Интеграционные процессы способствуют созданию единого образовательного пространства, укреплению авторитета и рей-
тинга учреждения среди учреждений данной сферы, решению проблемы набора обучающихся, получению полноценного дополнительного образования одновременно с основным за счёт оптимизации ресурсов образовательной системы.
Стратегическая линия заключается в том, что качественное развитие интеграции включает в себя следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональная деятельность учреждения и оперативное взаимодействие с рынком труда.
Интеграция профессионального и дополнительного образования даёт положительные результаты для всех субъектов образовательного процесса. «Выигрывают» обучающиеся, педагоги, учреждение.
Работа по созданию описанной модели позволила проанализировать опыт интеграции учреждений профессионального и дополнительного образования, сделать акцент на том, какое влияние оказывает дополнительное образование на развитие учреждений системы НПО (СПО). Анализ показал, что курс интеграции приводит к качественным изменениям в образовательной деятельности профессионального учреждения, которые в будущем обеспечат ее развитие и совершенствование.
Т.Н. Гущина, Н.Г. Иобидзе, Т.М. Талова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЗА СЧЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлена модель развития учреждения дополнительного образования детей за счёт возможностей интеграции общего и дополнительного образования. Описаны особенности педагогического процесса учреждения дополнительного образования детей, компоненты и уровни развития учреждения, определены их вариативные возможности, показаны средства развития на каждом этапе.
T.N. Guschina, N.G. Iobidze, T.M. Talova
THE MODEL OF THE DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE ADDITIONAL
EDUCATION OF CHILDREN FOR COUNT OF THE POSSIBILITIES OF INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION
In article is presented model of the development of the institution of the additional education of children for count of the possibilities of integration of general and additional education. Described particularities of the pedagogical process of the institution of the additional education of children, components and levels of the development of the institu-